Голос Бога

Белоконь Людмила
                Рассказ основан на реальных событиях
В прошлом году в моей жизни произошел такой случай, который я не могу забыть до сих пор и часто его вспоминаю. В подлинности тех событий у меня нет никаких сомнений. Я слышала его «из первых уст». Я видела человека, с которым говорил сам Бог. И раньше я задумывалась о земном нашем существовании, о сути бытия, о смысле жизни. Постепенно эти вопросы и ответы на них все более и более стали приобретать для меня сакральное звучание.
Так вот что произошло. Через какое-то время после получения диплома я поступила в аспирантуру и защитилась по специальности «Социальная философия». Сразу по специальности мне не удалось устроиться, но через год я стала работать в университете на кафедре философии сначала ассистентом, вскоре старшим преподавателем, а через два с половиной года и доцентом.
У меня был уже довольно приличный стаж работы на кафедре философии. И вот в прошлом году у нас была создана комиссия по приему в аспирантуру, в которую я вошла еще с двумя моими коллегами по кафедре: доцентом Инной Петровной и профессором Натальей Михайловной. Все женщины. На экзамене оказался всего один экзаменующийся. Молодой человек, который должен был сдавать экзамен по специальности, оказался старательным. Он долго готовился, и нам пришлось сидеть, ждать, когда он начнет отвечать. Когда я принимала участие в таких экзаменах, обычно я брала с собой либо лекции в печатном виде, либо какие-то книги. В последнее время я стала приходить с ноутбуком, чтобы не терять даром время и просматривать нужные мне сайты или готовиться к занятиям по своим материалам. Ведь на подготовку испытуемому отводился целый час.
В тот день я не стала ничего читать, так как нас было всего трое. Как-то неудобно было отделиться от всех и заняться чтением. Мы начали разговаривать о том о сем, и чтобы не мешать готовиться к сдаче экзамена поступающему в аспирантуру, который сидел хоть и довольно далеко от нас, говорили шепотом. Молодой человек писал и писал. У него было два сложных вопроса.
Наши разговоры начались с конференции, которую недавно проводили в университете. А потом перешли на какие-то бытовые темы. Поскольку накануне я узнала, что у нашего доцента Инны Петровны случилось несчастье, у нее умерла мать, я спросила ее, как прошли похороны. В основном из вежливости, но и из сочувствия к преподавателю. Все-таки все мы в этом мире не вечны, у меня самой мать была на пенсии, но имела уже хронические заболевания. Правда, пока она чувствовала себя довольно неплохо.
Спросила еще и потому, что теперь уже хоронили совсем не так, как раньше. Раньше покойника не отпевали, обычно с оркестром провожали на кладбище, засыпали землей гроб и после похорон устраивали поминки, а фактически пьянку. Через какое-то время ставили памятник на могиле и по мере возможности ухаживали за могилой, иногда посещая кладбище. Так похоронили мою прабабушку, хотя я почти ничего не помнила, а также и бабушку, которую я хоронила уже в сознательном возрасте.
Инна Петровна сказала, что мать хоронили по всем правилам, отпевали, приглашали на кладбище священника, и сказала, что она не допустила бы другого варианта похорон. Профессор Наталья Михайловна задалась вопросом, почему Инна Петровна так поступила. Ведь в наше время масса людей атеистически настроенных. Сказывается наследие СССР . На что Инна Петровна сказала, что после экзамена расскажет нам свою историю.
Экзамен прошел весьма успешно. Молодой человек ответил на все вопросы, стоящие в билете, а также на все дополнительные вопросы, говорил очень складно, уверенно, что не всегда свойственно современной молодежи, и мы дружно поставили экзаменующемуся «отлично». Все были в хорошем настроении, и после ухода нашего отличника закончили начавшийся до экзамена разговор. Так Инна Петровна поведала нам свою историю.
Когда Инна работала ассистенткой кафедры, она была еще довольно молода, несомненно, привлекательна и очень быстро вышла замуж. Муж оказался хорошим человеком, работал инженером на заводе. Вскоре она забеременела и, когда у нее начались схватки, муж отвез ее рано утром в ближайший роддом. Схватки становились все сильнее. Инна рожала первый раз, понятия не имела, какие трудности тут могут быть. Все женщины рожают. И что тут удивительного? Никаких особенных проблем она раньше не видела. Но, несмотря на то, что сил у нее было довольно много, ребенок как-то не хотел появляться на свет.
Во время беременности Инна ходила на курсы рожениц. Они делали гимнастику, учились правильно дышать во время родов. Но теория, как всегда, одно, а практика – другое. Инна мучилась несколько часов подряд, но ничего не получалось. Акушеры также не могли ей ничем помочь, ничего не смогли сделать. Воды отошли. Вроде бы все шло, как обычно, но результата не было. Тогда еще не было УЗИ, чтобы посмотреть, как лежит ребенок. Впоследствии оказалось, что у нее ребенок лежал неправильно, поэтому сама родить она не могла. Вся мокрая, испытывая страшную боль, Инна пыталась все-таки справиться с ситуацией, но ребенок усиленно не хотел появляться на свет. Промучившись сама и окончательно замучив акушеров, Инна лежала и понимала, что сделать ничего не может. Так продолжалось долгое время. Прошли сутки, а, может, и больше, но ситуация была все та же. Другие роженицы давно были переведены в палаты и счастливые кормили своих родившихся чад, а Инна все еще безуспешно лежала в родовой.
Наконец, акушеры решили, что нужно подождать какое-то время: раз женщина не может родить, то нужно пойти отдохнуть и дать возможность роженице тоже полежать спокойно. Скорее всего, еще не время для родов. Они оставили с ней молодого человека, который учился в ординатуре. Инна чувствовала себя все хуже. У нее начались галлюцинации. Она бредила, стонала, а потом, очнувшись, плакала. Молодой человек видел, как она мучается, поэтому он тоже ушел, не желая смотреть на ее страдания. И Инна осталась одна. Смутно она понимала, что что-то не так, но поделать ничего не могла. Никого рядом не было, кто мог бы ей помочь. И она стала думать, что умирает. У нее резко подскочила температура, и она уже смутно что-то видела. Вероятно, началось воспаление.
Инна позвала на помощь в очередной раз, но все, наверное, отдыхали и ее не слышали. Тогда Инна в полудреме и, смутно различая предметы, повернула голову к окну и обратилась к Богу. Она сказала: «Боже, если ты есть, то помоги мне, я умираю». И вдруг она услышала голос: «Не бойся, я с тобой». У Инны полились из глаз слезы, к ней сразу же стало возвращаться сознание.
Тут же раскрылись двери, и пришли акушеры. Они посмотрели на роженицу и увидели, что она абсолютно здорова и вот-вот родит. Так роды прошли быстро и успешно. Родилась девочка обычного веса и роста. После родов врачи, которые наблюдали пациентку в роддоме, и, понимая, что были некоторые отклонения и сложности в ее состоянии до родов, а сами роды были слишком затянутыми и тяжелыми для роженицы и ее ребенка, предупредили Инну, что ребенок в такой ситуации не может быть абсолютно здоровым. Скорее он станет умственно отсталым, и Инне придется его лечить. Возможно, что он даже не сможет ходить в школу.
С тех пор прошло два десятка лет. Дочь выросла, окончила школу с «золотой» медалью, поступила в университет, учится на 3 курсе на факультете радиоэлектроники, лазерной и медицинской техники. Она вполне здорова и выросла красивой девочкой. Так что прогнозы врачей не оправдались, а Инна просто счастлива и гордится своей дочерью. Вскоре после рождения дочери она крестилась вместе с ней в православной церкви и стала регулярно посещать службы, читать молитвы, исповедоваться, причащаться и за все благодарить Бога: ведь она была на грани смерти, но осталась жива только благодаря Божественной помощи. Поэтому похороны матери для Инны Петровны не могли пройти иначе, как только в соответствии с ритуалом похорон по православным обычаям.
После нашего разговора я вышла из университета в раздумье. Каков же истинный голос Бога, который звучит как иной голос, но не знаешь, откуда он? Известно из Откровения, что сам Адам общался с Богом, об этом сказано в Библии. Ветхозаветные праведники, пророки на земле слышали глас Божий, также и люди Нового Завета. С Творцом всего мира на протяжении всего пути к земле обетованной Моисей постоянно беседовал с ним и делился этими словами с Израильтянами. Апостол Павел слышал слова Бога: «Павел, зачем ты гонишь меня?». Так он был поражен этими словами, что сразу же перестал творить зло. Можно верить или не верить словам Библии, но в этой старинной и самой читаемой в мире книге так написано. Оказывается, не только в древности люди общались с небесными силами. Получается, что и в наше время человек может слышать слова Бога.
В детстве я была абсолютной атеисткой и не верила ни во что, разве что в «светлое будущее человечества». С детства я слышала, что Бога нет. И я была уверена, что ничего сверхъестественного не существует. Правда, бабушка на пасху всегда красила яйца луковой шелухой. Они получались очень красные, красивые. Никто их не освящал, я даже и не знала, что их можно освящать. Ели их просто, как обычные яйца, и таким образом праздновали Пасху. В моей семье бабушка была неверующей, и привила мне атеистический взгляд на мир. Я думаю, что и даже моя прабабушка, которую я еще помнила, тоже была неверующей. Никакого понятия о вере у меня не было с детства, все мое понимание религии сводилось только к этому ритуалу.
Во время учебы в советское время в университете у нас был такой предмет – атеизм. Это был самый для меня «страшный» предмет, который нужно было сдавать, так как я ничего не понимала, о чем мне нужно говорить. Ведь Бога нет! Лекции, которые нам читали, были для меня чем-то вроде экзотики. Но к экзамену вопросы оказались какими-то уж очень сложными. Библию я не читала, хотя у нас был кабинет атеизма. Он был пустым, там никогда не было студентов. Однажды я набралась смелости почитать Библию (у нас требовалось знакомиться с первоисточниками) и отправилась в этот кабинет на 11 этаже. Я сдала студенческий билет под залог, взяла книгу (как позже я поняла, я открыла книги Нового завета) и начала читать. На первой же странице я столкнулась с незнакомыми мне именами. Евангелие от Матфея 1 глава начиналась с родословной Иисуса: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его…». Спотыкаясь на незнакомых именах, я не смогла дочитать даже 1 главу. Вероятно, к этому чтения я была абсолютно не готова. Поэтому я сдала обратно книгу библиотекарю и больше в кабинете атеизма не появлялась. Как я узнала позже, те студенты, которые учились по специальности «атеизм», были вынуждены читать Библию, и многие из них становились поистине верующими людьми. Но для меня все эти знания оказались за семью печатями.
На экзамене, вероятно, я только и твердила, что нет Бога, и экзаменаторы сочли мои познания весьма посредственными. Это меня весьма огорчило, так как ведь я точно знала: Бога нет, и говорить тут не о чем.
Но теперь я понимаю, что не все так примитивно в этом мире, и знаем мы гораздо меньше, чем на это рассчитываем. Этот голос извне мы все хотели бы услышать, но… Пока у нас не случится несчастье, о Боге мы не вспоминаем. Таких историй мы знаем множество. Недавно мне рассказывали, что во время полета, когда самолет замахал крыльями и у всех возникло чувство, что они вот-вот упадут, началась паника. Но один человек начал вслух читать молитву. Тогда все пришли в себя и хором повторяли его слова. Самолет кое-как долетел и сел.
Еще один доброволец, вернувшийся с Донбасса, рассказывал, что на войне в наше время не бывает атеистов. Они все ходили регулярно в церковь и все молились перед боем. Может быть, эти люди не слышали голоса Бога, но они  надеялись на его помощь, как и Инна Петровна. Таких историй можно найти в интернете сотни, но вот очевидца событий, человека, который разговаривал с Богом, я видела впервые.
Казалось бы, далеко не все слышали голос Бога. Но это совсем не так. Просто некоторые люди, оказавшись, как правило, в трудной ситуации и призывавшие Бога, могли слышать его голос. Этот голос идет как бы откуда-то извне. Но есть и другой голос Бога – идущий изнутри. Голос Бога известен всем нам с детства. Только не все это понимают. Это наша совесть. Животные существенно отличаются от человека. У животных совесть отсутствует, так как они живут инстинктами, у них все как бы запрограммировано. Философ Декарт рассматривал тело живых организмов как машину, как механизм. Он рассуждал так: в «машине тела» действия «совершаются… как движения часов», т.е. завели часы – они и идут. Он писал, что у животных нет души, у них есть только бездушное тело. Из-за отсутствия души животные не могут думать. В наше время считается, что у животных тоже есть душа, но только она смертна, а у человека  бессмертна.
Будучи дуалистом, Декарт рассматривал человека как двойственное существо: у него есть и тело, сложный механизм, состоящий из материальных элементов, и душа для того, чтобы дать возможность человеку мыслить и изъявлять свою волю. Бог соединил душу с телом у человека, и душа способствует осознанию этого мира. Тем самым Декарт показывал, что животное совершенно отличается от человека как живое существо. Можно соглашаться с Декартом или нет, но то, что животные не могут рассуждать, думать, творить, как человек, – это несомненно. Также у них отсутствует совесть. Она им просто не нужна: ведь их жизнь инстинктивна.
А вот человек не может нормально жить без совести. Вернее, может, но жизнь его будет противоречить законам бытия человеческого существования. Совесть определяют как нравственное самосознание личности. Этим феноменом занимались почти все философы. Есть интересные рассуждения у М. Хайдеггера: совесть как зов бытия. Голос совести – это голос собственной экзистенции, возможности понимать самого себя, собственной способности быть, когда наша «самость» открывается через нашу совесть. Правда, у М Хайдеггера все перевернуто с ног на голову в сознании человека, как и у многих экзистенциалистов, и отягощено феноменом «бездомности», и всевозможными ужасами, страхами, ожиданием смерти. С ним можно соглашаться или нет, но сущность «зова» бытия в форме совести философ уловил.

Несомненно, так и есть: бытие человека связано со «сверхъестественным» зовом контролировать себя и этим отличает человека от животного. Животное не рассуждает, не планирует действия и т.д., а человек отвечает и должен отвечать за свои поступки, так как у него есть определенная внутренний самоконтроль: «со-весть» как осознание себя, своих желаний, намерений или поступков как должного или не должного. Именно так: как «со-весть» от Бога и определяет нашу деятельность, наши поступки и их статус. Но этот голос Бога внутри нас и дается нам как наш собственный голос, обличающий в тех или иных действиях или поощряющий нас. Это как бы внутренний голос Бога в нашей душе. Почему он звучит как наш собственный? Потому что у каждого человека есть полная свобода думать и поступать так или иначе и, сверяя свое понимание этих действий и дум с голосом Бога внутри нас, осуществлять самоконтроль или не осуществлять его и строить жизнь «на авось», т.е. плыть по течению.
Наш внутренний голос связан с Божественным. Иначе откуда у нас понимание самих себя и «правильности» поступков? Человек – существо, живущее в социальной среде, в обществе. Когда мы «судим» себя за проступки, то ведь это не только «наше» решение. Оно выносится на основе некоторой «подсказки» в виде нашей совести. Что такое совесть? У каждого человека она есть. Даже у самого опустившегося. И у преступника, и у алкоголика, и убийцы, и у вора. Просто люди считают, что они окажутся безнаказанными или, если их и накажут, то спустя какое-то время, а пока они поживут «на широкую ногу». Поэтому они и идут на преступление, воруют и т.д. Но в минуты, когда человек остаются наедине с самим собой, он внутренним голосом дает оценку своим действиям. Вот тут-то и начинается «процесс» выворачивания наружу нашей сущности.
Если кто-то скажет, что совесть связана с людьми, которые и предлагают критерий оценки по собственному усмотрению, то это неверно. Совесть не зависит от мнения окружающих тебя людей. Даже если твое окружение будет говорить, что ты абсолютно правильно поступил, совесть легко тебе «подскажет»: это не так.
Человек – сложное существо. И то, что в обществе существует коллективная совесть, идущая от древности, и показывает: постепенно по мере развития (или деградации) общества коллективная совесть (а это и есть голос Бога, который звучит внутри нас и существен для нашей жизни, его истинное значение проверено на практике) заставляет нас жить «по правилам». Хотя далеко не все это понимают. Получается, что голос Бога мы можем услышать двояко: как внешний и как внутренний.