Крушение счастья Эльзы Брабантской в Зальцбурге

Алла Чурлина
Новый оперный спектакль Ландестеатра (Земельного театра) в Зальцбурге «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера (партитура завершена им в 1848, премьера в Вене в мае 1861) стартовал сегодня вечером в Скальном манеже фестивального комплекса Зальцбурга с большим успехом. Публика благодарно внимала четырём часам (в трёх действиях с двумя антрактами) постановке немецкого оперного режиссера Роланда Шваба с оркестром Моцартеума под управлением нового музыкального директора Ландестеатра (избран на период 2019-2022) Лесли Суганандаряа и с 3-мя хорами (как известно, эта романтическая опера изобилует хоровыми раскатами, приливами и отливами) – итак: Основной хор Зальцбургского Земельного театра, его же Дополнительный хор и Хор Венской филармонии. Работа оркестра была безупречной, Вагнер струился, метал громы и таял от нежности.

Сама постановка отличалась лаконичностью и полифункциональностью использования аркад манежного зала и единственного крупногабаритного реквизита – потерпевшего крушение самолёта. Он же «лебедь», он же символ мечты и обретения счастья, он же укор за утраченную в душах людей глубокую и чистую веру в Господа. Кстати, в момент погрома в храме-самолёте злыдня Ортруд сбрасывает с самолёта неоновый белый крест: мечты и желания наши без веры дорогого не стоят. В течение всех трёх действий самолёт символизировал и разруху военного времени (период войны под предводительством короля Генриха 1 против Венгрии, место действия оперы – Брабант – в руинах с обездоленными жителями). Он же, самолёт, место схватки рвущегося любыми средствами (в том числе, оболгав Эльзу, дочь сражённого герцога Брабанта, в убийстве собственного братика Готтфрида) к власти Фридриха фон Телрамунда с таинственным рыцарем, явившимся из отчаяния молитвенных грёз невинной Эльзы защитить её честь. Он же, самолёт, храм, где проходит венчание Эльзы с рыцарем. На его сломавшемся крыле происходит брачная ночь молодожёнов. Он же спускает в финале якобы убитого брата Эльзы (белый лучезарный мальчик играет белым самолётиком-игрушкой = чистые помыслы безгрешного ребёнка) и уносит навсегда от молодой жены, от её неверия и недоверия мужу-рыцарю уже полюбившегося ей супруга. И всего-то нужно было устоять от козней Телрамунда и его злобной жены Ортруд, которая убеждала Эльзу, что не всё ясно с её женихом-рыцарем: кто он, да откуда, да как его зовут.

Вот с этими расспросами, вместо того, чтобы отдаться душой и телом молодому супругу, Эльза и пристаёт к рыцарю, пытая его в лучших традициях гестапо-нквд с горящей лампой в лицо. Уставший он нежных уговоров и просьб рыцарь, уверяющий Эльзу в своей любви и преданности, пытается взять её силой, но и этот акт доминирующего самца не подействовал на девушку. Она боится, что в его оболочке скрывается нечистое колдовское начало. Очередное коварство злых супругов, Фридриха и Ортруд, со взрывом в самолёте окончательно убеждают Эльзу отвергнуть мужа. Сбегается по аркадным свадебным гуляньям нарядный с бокалами шампанского народ, приходит сам король Генрих 1, рыцаря заставляют назвать себя: он сын легендарного Парцифаля, рыцаря Круглого стола, хранителя священной Чаши Грааля. Имя его Лоэнгрин. Но так как он открыл себя публично, он не может больше оставаться с людьми и любимой Эльзой. На прощанье он передаёт ей младшего брата Готтфрида, которого все считали убитым. Эльза падает в беспамятстве от горя. Финал!

Сказки вам на ночь рассказываю, чтобы соблазнить походом на оперу. Будет дано ещё 8 спектаклей в течение ноября до 7 декабря. Главное, что все ведущие солисты – пели безупречно глубоко и сочно, ни одной плоской или визгливой партии (это на мой непрофессиональный, но именно так воспринимающий слух). И дуэты, и квартеты в голосовом отношении в полной гармонии. Костюмы изобиловали люрексом, но на фоне угробленного самолёта это кое-как можно оправдать. Работа по свету прекрасно дополняет замыслы режиссёра и переживания героев. В первом действии много статичных длиннот, но как от них хор уберечь. Во втором гости свадьбы (тот же хор) бродит с места на место по сцене: дамы на шпильках – убийственно, от одного их созерцания заболели ноги. Но чего не сделаешь ради искусства! На снимках увидите имена исполнителей. Два соотечественника – Павел Кудинов поёт короля Генриха и Александр Краснов – Фридриха фон Телрамунда (блистательно!!!).

И основной неоновый посыл через всю постановку: в верхнем ряду аркад то загораются полнокровным бьющимся в венах красным, то усыхают графическим контуром большие буквы: GLAUBEN / ВЕРИТЬ. Господу нашему, любимым, друг другу ... Проблем будет явно меньше!

(Foto: Klaus Billand)