Верещагин. художник из будущего

Владимир Шевченко 6
Уважаемые читатели! Не читайте мою статью. Прошу вас. Сегодня выходной. Вас ждут приятности, а я все испорчу. Меня и так недолюбливают жены моих друзей и многочисленных приятелей. Шипят – Ты их спаиваешь. Сбиваешь с пути истинного. Это пятидесяти – шестидесятилетних мужиков . А почему пишу? Наивные вы мои. Да, творческий человек все делает, в первую очередь, для себя. А потом для вас. Кто- то делится с другими, чтобы остаться человеком в этом безумной и лживом мире. Кто – то чтобы заработать и т.п. Этим желаниями продиктованы и поступки альтруистов, меценатов. Всех людей доброй воли. По самой простой причине, что альтруизм, это высшая стадия эгоизма. Еще есть одна причина. Мой сосед Петя. Он на инвалидности по душевным заболеваниям. Сутками смотрит телевизор. Очень любит свою страну и президента. Больше чем родную дочку и внука, которых не видел сорок лет и не собирается видеть. Петя все достижения страны, любит отмечать по нашей славной народной традиции. И если видит, что я не занят работой над очередной скульптурой, бежит в палисадник с предложением, типа – Володя, у нас разработали новую систему ПВО, надо отметить. Или – Володя, праздник! Владимир, Владимирович разогнал в Москве смутьянов, позорящих величие страны. Или - Мы в Сирии показали славу отечественного оружий. Надо это дело отметить. А поскольку новых систем оружия и конфликтов меньше не становится, то соответственно, не становится меньше и возлияний. Бухаю с ним чуть ли не каждый день. Страну обмываем. Хотя, звучит как в морге. Чую, что спиваюсь. Хорошо, что уже спитый. Вот, выдался перерыв между работами над скульптурой и бегом за компьютер. Сейчас явится. А я при работе. И благодаря вам останусь трезвым.
Знаете удивительный факт. За тысячелетия, человек не стал умней. Объем мозга, что у человека в шкуре, что у человека в костюме, практически, одинаков. Просто за счет опыта и накопленных знаний, мы себя считаем цивилизованными. А так, как были дикими так дикими и остались. Как убивали себе подобных, так и убиваем. Только более масштабней и цивилизованней. Что интересно, во все времена находились люди, у которых в голове не могли уложиться причины, по которым разумные животные, именующие себя гомосапиенсами, лишают жизни таких - же сапиенсов. И оправдывают это наглым враньем, под вывеской – государственные интересы. Словно государство, это не кучка обычных смертных, а небесный олимп с богами на полочках. Имеющих право решать, кому жить, а кому умирать. Что жизнь? Такой пустяк. Не их же детей это касается. И чем масштабнее врут, тем больше людей верят в необходимость убийства. Этим деятелям ставит памятники. Но иногда природа, чтобы более полно насладиться жизненным спектаклем, подбрасывает на землю людей новой формации. Ну как компьютеры. Были ламповые с дом, а сейчас в кармане уменьшаются. Эти люди не поймут, где оказались. Почему происходят войны? Причем, из – за чего? Из – за того, что один или кучка полубезумных правителей не нашла общего языка. Удивляются, что за удовольствия от унижения и многому другому. Когда же, наконец, понимают, что люди к другой жизни и не стремятся, компьютеры - то ламповые, уходят в свой мир. Свое творчество. Одни, одевает рясу, другие становятся философами, или художниками. Пишут книги, картины, ставят фильмы, о мире и любви друг к другу. Человечество, как правило, их не понимает. Правители ненавидят. Так все же откуда берутся люди, опережающие свое время? Это вопрос, уважаемые ? Очередная загадка мироздания. Толстой, Ремарк, Оруэл, Пикассо, Сальвадор Дали и многие другие, кричат в своих произведениях – Люди! Одумайтесь! Никто не имеет право ни у кого отбирать жизни. За исключением тех, кто их дал. Сальвадор Дали в 1939 году пишет мощнейшее по своей духовности и эмоциональной силе полотно « В предчувствии гражданской войны». Всмотритесь. Полотно вас отбрасывает уродством образов. А разве могут быть красивыми войны, убийства, кровь и слезы?
Но я сейчас не о великом Сальвадоре, а о нашем прекраснейшем художнике, который заслуживает своими пацифическими работами не меньшей славы, чем мировые титаны. Итак, я наливаю в рюмашку коньячку. Коту винца в блюдечко (он у меня пьющий). Снимаю широкополую шляпу, встаю, поднимаю руку – За великолепного русского художника Верещагина! Отважный солдат, прекрасный художник и просто классный мужик. Явление для творческой братии редчайшее, скажу вам. Солдат потому, что закончил кадетское училище, хотя на дух армию не переваривал. Тем не менее, армия в творчестве присутствовала всегда.«Корпус терпеть не мог, — вспоминал художник, — товарищество только выносил, как необходимое зло, но никогда не любил его искренно. Закал, дух и проч. противны до сих пор, как огульное, резкое, ложное».
Покажите мне художника, который армию, переваривает. Поэтому учебу продолжил уже в академии художеств. Правда, и ваш покорный слуга девять лет носил погоны. И все - же, самые великие произведения Верещагин задумывал и писал, когда служил в качестве вольнонаемного штатного художника. Юные годы учебы в кадетском корпусе, сформировали в нем мужской характер. Собранность и серьезность. Работоспособность. Что удивительно, многие кадеты позже в училищах, теряли эти качества. Взрослая жизнь с ее многочисленными соблазнами портила будущих офицеров. Ладно, не будем об этом, Пусть девочки восхищаются красавцами – царскими офицерами. А вот Василий Верещагин, приобретенные в корпусе достойные качества пронес через всю жизнь. Сильный и смелый мужчина в окрестностях Самарканда в 1868 году вместе с солдатами защищал крепость в битве с восставшими бухарцами. Никаких богемных пьянок и сопливых разговоров. Мне как – то даже неудобно и стыдно писать о таком примерном художнике. Даже морфием не баловался. Вааще. А теперь, внимание! Казалось бы, несостоявшийся солдафон должен писать геройские батальные сцены с отцами – командирами впереди и на белых конях. Но, напоминаю, этот человек не серийный товар. Его подбросила на землю матушка – природа, в качестве эксперимента или просто шутки ради. Что же он будет делать среди этих дикарей? Гены с ДНК тут не причем. Что нормально для нас, для таких людей дикость. Давайте представим себе время, в котором жил художник и путешественник Верещагин. Начиная с рождения и кончая его смертью 1842 – 1904 г. Время было, скажу вам дикое и ху, нет не то, что вы подумали - худое. Впрочем, по смыслу одинаковое с тем, о чем подумали. Да, в городах наблюдались проблески цивилизации. Искусство, литература. Но это для горстки образованных и армии. А так, кругом дикость. Туалетной бумаги, как основному признаку цивилизации, не было и в помине. Кто обглоданным кукурузным початком пользовался, кто травой с огорода. В деревнях одно развлечение - лупить жен и делать детей. Измоталась ли женщина, не измоталась постоянными родами, никого не волновало. Подвернулся случай, можно и соблазнить девочку – сиротинку. Благо их много жило и ходило по деревням. Потом всей деревней изгнать как блудницу. Нормально. Умер ребенок – Бог дал, бог взял. А вы, наверное думали, что в чистеньких деревнях, по чистеньким улицам ходили в обнимку с коровами красавицы в кокошниках, а рядом в алых рубашках с ромашками в петлицами, парубки. Зажиточные крестьяне с добрыми глазами и окладистыми бородами зазывали их на квасок. Зазывал вас на квасок кто – ни будь на Рублевке? Неужели вы думаете, что раньше было по - другому. А в азиатских колониях и подавно. Население, окружавшее туркестанский гарнизон, где служил в 1867 году художником Верещагин, могло спокойно играть в нечто похожее на футбол, чьей – то отрезанной головой. Это считалось для местных нормальным явлением, как для наших бурлаки на Волге и наказание розгами. И солдаты, периодически погибающие вдали от родины, никого не волновали. Все оправдывалось великими государственными интересами. Что за интересы, где они, с чем едят, никто толком не знал. Но для молодого художника, это был нонсенс. Он смотрел на безразличных офицеров, на несчастных служивых и не мог смириться с дикостью ситуации. Позже, подобное видел на Балканах, Западном Китае. Отрезанные противником головы, вспоротые животы. Бойню под Шипкой с массой изувеченных родных солдат. Замерзающих постовых в легком обмундировании, потому, что далеко в Росси никто не подумал о морозах. Это же не Сибирь. Яркие моменты, в его путешествиях ложились в основу странных и таких грубых для светского Петербурга картин. Где не было ура – патриотизма и красивых героев. Хотя и любил свою родину. Была лишь попытка воспеть ценность жизни и сказать всему свету - Берегите своих и чужих детей. Дети и в Африке, дети. И как думаете, достучался? Правильно, подумали. Наплевать. Оказывается, проще после войн и конфликтов ставить памятники и лить пьяные слезы, чем копаться в причинно – следственных связях. Да, Верещагина, при жизни признали, но очень осторожно и без восторга. Как хорошего художника – технаря. Сложные батальные сцены. Тонкая живопись с не менее тонкой деталировкой. А в остальном, что за художник, который пишет простых грубых солдат, черепа. Дурачок, ну да ладно. Они все с вывихами. И как реагировал непонятый обществом человек будущего? Спокойно, ребята. Он прекрасно понимал, в каком мире живет. Вот интересный факт. В Индии художник узнал, что Императорская Академия художеств присвоила ему звание профессора. Награды Верещагин не принял: «...считая все чины и отличия в искусстве,  безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания».
Не смотря на все разочарование в непонимании окружающими его концептуальных работ, художник не депрессировал, не спился. Он сильный. Но, думаю, ему было неуютно среди современников. В погонях за впечатлениями, которые наполняли смыслом его существование Верещагин в 1904 году оказался на военном корабле, который у Порт Артура подорвался на японской мине. По мужски жил, по мужски и ушел человек опередивший время.
В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность... и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви.
В.Верещагин