7. Врачебные ошибки

Александр Жданов 2
           из сборника   "Воспоминания военного связиста 70-х".               

                За руку отвечает голова, за подчиненного — начальник.
                Народная пословица.

         В нашем 9 отделении 4-го, телефонного центра, занятия во взводе всегда проводил лично его командир.  За этим всегда тщательно следило командование. Проверяющие из штаба, начальники отделения и центра и их заместители   в любое время могли проверить, как и где проводиться занятие, наличие у командира взвода план-конспекта.  Обнаруженные недостатки потом обязательно обсуждались на совещаниях на разных уровнях, что, естественно, создавало определённую репутацию офицера в глазах командования. 
   
    И хотя обычно все тренировки я проводил вместе со всем взводом, или показывал, как нужно выполнять то, или иное упражнение перед строем, некоторые вопросы иногда поручал проводить  сержантам. Например, отработку отдельных строевых упражнений с оружием, или бег на различные дистанции.
 
      Однажды на занятии по физической подготовке, когда взвод во главе с моим заместителем после первого круга кросса по периметру части возвратился на исходное положение, сержант доложил, что рядовой Г., молодой солдат второго периода службы во время бега сошёл с середины дистанции. На требование  продолжать бег, жалуясь на боль груди, делать это категорически отказался.
 
     Я подозвал к себе солдата. Худенький, среднего роста, он действительно не выглядел цветущим. Но и сказать, что напоминал доходягу, было тоже нельзя.
По моему опыту солдат второго периода службы, вряд ли просто так, станет отказываться выполнять требование младшего командира, да ещё, если речь идёт об общих тренировках, или упражнениях в составе взвода.   Так что скорее всего он не был симулянтом.

   К сожалению, в советских школах тогда обычно уделяли недостаточно внимания физкультуре. Приходившие к нам новобранцы чаще всего не отличались успехами в физической подготовке, плохо бегали, не могли выполнить нормативы по  силовым упражнениям. И бывало, что солдат не мог справиться с общей нагрузкой только потому  что был плохо подготовлен.

   По своему личному кадетскому опыту я знал, что можно быстро получить в чем-то хорошие знания и навыки, но научиться хорошо бегать или много подтягиваться за короткий срок при всём своём желании невозможно.
Это требовало времени и систематических тренировок. Чтобы выполнить нормативы по физической подготовке подразделением, всему взводу, без исключения необходимо постоянно тренироваться, а нагрузка должна быть высокой и для всех одинаковой. Послабления неизбежно проявятся в неудовлетворительных оценках на итоговой проверке в конце периода обучения.
Конечно, с точки зрения установленного в армии порядка, я имел полное моральное право и даже был обязан потребовать от солдата продолжать занятие вместе со всеми.   
   
    Еще в СВУ* с 11 лет нам в популярной форме внушали, что в армии все живут по принципу: не можешь- научим, не хочешь - заставим.
Но ведь  если солдат действительно болен, то заставлять его ни в коем случае нельзя.  А  как определить, что он говорит правду, а не просто симулирует, не желая выкладываться  как следует?      
 
    В армии освобождение от занятия из-за плохого самочувствия даёт врач.
Но ведь может случиться и так, что болезнь проявиться во время занятия. И тогда требовать от него выполнения упражнения нельзя, это может привести к самым плохим последствиям.

        Я никогда не забывал, как в Киевском суворовском военном училище,  где-то в 8-м или 9-м классе,  мой друг Виктор пожаловался после обеда на боли в нижней правой части живота. На следующий день у нас должна была быть гарнизонная тренировка к параду, то есть вставали ни свет, ни заря, часа за два до подъема и выезжали на продуваемую со всех сторон взлётную полосу авиазавода Антонова, где на пронизывающем до костей холоде несколько часов тренировались к праздничному ноябрьскому параду. Поэтому я сначала грешным делом подумал, что Витя решил сачкануть, получив освобождение от тренировки,  но потом всё же ему поверил и уговорил зайти в санчасть.
   
     Доктор, работавший в училище с момента его основания, хорошо знал кадетские уловки и хитрости и, видимо был такого же мнения, что и я. Положив моего друга на кушетку, прощупав живот, сообщил, что ничего серьёзного нет, всё скоро пройдет и дал каких-то таблеток.  Но спустя несколько часов, уже на самоподготовке Виктор опять пожаловался, что боли не проходят, а даже усиливаются, и по общему совету отправился в санчасть снова. Врача в это время там уже не было, а медсестра сразу же отвезла его на санитарке в госпиталь, где его тут же положили на операционный стол. Как позже сказали хирурги, у него оказался гнойный аппендицит и перитонит*. Еще несколько часов и операция могла уже не понадобиться.

        Посмотрев ещё раз внимательно на моего подчиненного, я приказал ему отправляться в санчасть. После занятий сержант доложил, что рядового Г. отвезли в поликлинику. А некоторое время спустя он был и вообще комиссован, уволен из армии и отправлен домой. 

       Прошло много лет и как-то уже в середине, или даже в конце 80-х, во времена горбачёвской гласности,  когда в прессе стали часто писать о чрезвычайных происшествиях в армии, мне попала на глаза и заметка о том, что в одной из воинских частей только что призванный, как потом вдруг оказалось,  с хронической болезнью сердца молодой солдат умер от превышения нагрузки прямо на занятии по физподготовке. Вспомнил я тогда и свой случай и правильно принятое решение.
 
_________________

Примечание
* СВУ - суворовское военное училище
* "перитонит" - воспаление брюшной полости, вызывающее тяжелое состояние, требующее немедленного хирургического вмешательства и при его отсутствии чаще всего ведущее к летальному исходу.