Какой должна быть помощь

Владлен Малышев
Помощь, прежде всего, должна быть эффективна и оперативна настолько, чтобы в ней больше не было необходимости. Допустим, я помогаю другу в ремонте его автомобиля. Мы вдвоём сделали электропроводку и, пожав друг другу руки, я откланялся. Это - норма. Меня попросили о помощи/совете. Вопрос закрыт - я помог. Если через неделю, этот же друг, снова меня попросит о помощи - я не откажу, но напрягусь, так-как это уже говорит о том, что друг не желает сам ремонтировать свою машину. Скучно может? Возможно. Но если моя помощь потребуется трижды - я умозаключу, что мною, наглым и бесцеремонным образом, пользуются, принимая меня за бесплатного трудягу на постоянной основе.
Просящие/принимающие помощь, порой, осознанно или не очень, манипулируют нами. В этом виноваты мы. Почему? Первое - наша помощь была малоэффективна и поэтому она потребовалась вновь (мы плохо объяснили или не очень-то старались помочь) И второе - мы вновь и вновь соглашаемся помогать, тем самым, провоцируя просящего, постоянно, обращаться за помощью.

Вернусь к моему другу. Если бы я, помогая ему, старался помочь так, чтобы моя помощь более не потребовалась - друг справился бы сам, если, конечно же, тоже старался бы получить и усвоить мой опыт. Но, либо я, либо друг, либо мы оба, работали так, что помощь потребовалась снова, а такая помощь бессмысленна и пагубна.

Подобной помощью, мы подсаживаем просящего помощь на свою услугу и делаем его зависимым. Позиция просящего - несколько невыгодна и уязвима, и когда мы, помогая ему, подчёркиваем свои профессиональность и незаменимость, мы косвенно предлагаем себя в качестве постоянного инструмента решения его, всё растущих, аппетитов. Помогая - мы должны делиться опытом и обучить настолько, чтобы обращаться к нам, более не было смысла и необходимости. В противном случае - мы становимся бесплатным работником, а пользующиеся нашей безвозмездной помощью - нашим работодателем, а это уже - созависимость.
Всякая помощь должна быть быстрой и исчерпывающей. Иначе всё это, легко может превратиться в рутину, ломающую отношения, где просящий наглеет настолько, что, порой, предъявляет нам претензии, когда мы испытываем некоторый дискомфорт от подобных, назойливых просьб. Такая "помощь", расслабляет и делает беспомощным одного и вынуждает нервничать и выражать недовольство - другого. Это не нужно не кому. И это невыгодно обоим, ведь просящий - ничему не учится и становится беспомощным и жалким, а предоставляющий помощь - теряет уважение, и в своём, и в его лице. Кроме того, неэффективная помощь - не добавит плюсов деловой и личной репутации помогающему, что, так же, может ударить и по самооценке.

Помогайте так, чтобы ваша помощь более не требовалась. Но стоит понимать, чтобы вас больше не использовали как бесплатную рабсилу, иногда для этого требуется вложиться и духовно, и физически, и, как ни странно, материально, иначе - закатывайте опять рукава, господа.

P.S. Подобное, нередко, происходит и в психологии, когда устоявшийся стереотип о эффективности, лишь долгосрочной помощи, не позволяет клиенту верить в короткие сеансы, что связывает руки психологу и делает его программу/методику не эффективной.
Человек привыкает к постоянной терапии и перестаёт сам работать над собой, вверяя эту функцию специалисту. Он расслабляется и теперь ждёт помощи при любых, даже самых мелких и банальных сложностях, при этом капризничая и регрессируя. Часто такие клиенты подсаживаются на психологов, как на иглу, и уже не могут самостоятельно принимать решения, теряя самоконтроль и полностью/частично передав ответственность за свои действия или бездействия в руки терапевта. В таких ситуациях, не редко, психологи страдают не меньше клиента, понимая, что их помощь приносит мало пользы, где клиент не двигается вперёд, при всё растущих его проблемах, расстройствах и потребностях, а отказаться от клиента - неудобно, невыгодно и непрофессионально... Это - тупик.

Порой и психологи, используют возможность привязать клиента к длительной терапии, ради меркантильных целей, дипломатично его обворовывая и растягивая помощь, порой, на немыслимые сроки... Но это уже, совершенно, другая история.