Жизнь

Алиса Вересова
- Мам! Посиди с малышами! Меня на работу вызвали!

- Конечно, дорогая! Иди куда нужно тебе, справимся.

Высокая женщина средних лет поднялась с кресла, подошла к бюро, открыла ящик, порылась немного, отыскивая нужную вещь.

- А! Вот же он! - воскликнула она , доставая трёхдюймовый диктофон на цепочке. Нажав на кнопку, она принялась хлопотать на кухне, наговаривая что-то мелодичным звучным голосом.

- Сейчас они спят, а я пока супчик сварю из птичьих потрошков. С косточками. С разноцветными овощами. Красиво им будет.

Древние гадали на косточках, кому с племенем идти, а кому остаться на старой стоянке.

Потом стали кости бросать: кому жить, а кого порешить. Это уже в наше время. Когда...

Проснутся детишки, обрадуются. Наедятся досыта, поведу их в сад на окраине. Очень красивое место вокруг развалин древнего замка с колоннами. Там очень красивый сад: стоят в ближнем круге яблони, чуть дальше - груши, потом сливы и алыча. Во время цветения запахи стоят невероятные. Я ухаживаю за ними, когда нет работы по дому, обрезаю ветки, поливаю водой из пруда, что неподалёку. Когда-то этот сад помог мне выжить.

Там раньше община была, в моё малолетство. Человек 800 религиозных фанатиков. Они общностью жили, какие-то там законы соблюдали. Древние, как им казалось. Хотя сейчас никто не знает, что такое древность. Старых книг почти не осталось в открытом доступе, а новые не содержат исторической информации.

Вот в этой общине правила были свои. Ну, типа мужчина в доме единственный ум. Мужчину почитает вся община, кроме других мужчин. Последние уважают друг друга, соблюдают иерархию. Все споры решались в поединках. Часто до смертельных ран. Поэтому, наверное, и браки такие интересные насаждались, мужчин-то мало было.

Каждому мужчине разрешается разное число жён. Чем выше ранг мужчины, тем больше жён разрешается. Жёны - это подтверждение успешности.

Так о чём это я? А! Община! Её давно уже нет. Несколько десятков лет назад всех сгрузили на транспорт и увезли куда-то. Больше я их не видела. Может новые планеты осваивать, а, может...

Хорошо, что убийства отменили. Бабушки с внуками сидят вот. И внуки живы, и бабушки, людей-то мало. Хотя, может потому, что возврата казней боятся, потому и внуков нянчат.

И я боюсь. Все старики раньше обузой считались. При переезде их оставляли. Стариков и детей. Несогласных...
Потом оказалось, что некоторые дети выживают - старики, ухаживают за ними, добывают пропитание, согревают, сказки рассказывают. Дети из данной выборки оказались довольно хорошо развитыми как физически, так и интеллектуально.
Тогда-то межгалактический совет принял новый закон, по которому смертная казнь заменяется принудительными работами на благо общества.

Каких-то несколько лет ещё выдавали лицензии на смерть, но с уменьшением количества людей их отменили, надеюсь, навсегда.

Мои родители были первыми, кто получил смерть принудительно. Полгода я жила, подъедая запасы и тратя оставленные деньги, а потом меня выселили. Мне удалось взять только самое необходимое: тёплую одежду, носки, две смены белья и спальный мешок. Денег оставалось мало. Сначала мне пришлось спать в парках, потом я набрела на этот сад...

- Бабуля! Мы проснулись! Иди скорей!

- Иду, мои милые! Иду!

- Проснулись? Ну, вот и хорошо. Одевайтесь скорее, покушаем и в...

- Сад!!!

- Ну, конечно, в сад.

- Бабуля, мы быстро!!

Женщина подошла к окну, открыла занавеску и, немного прищурившись, долго смотрела на дорогу. Потом, будто очнувшись от транса, вернулась к детям. Задумчиво улыбаясь, наблюдала, как они едят. Мальчик, тот, что постарше, сидел прямо, показывая пример младшей сестрёнке. А девочка сосредоточенно подносила ложку ко рту, стараясь ничего не пролить. Женщина любила кормить детей, так она возвращала долг той голодной девочке, которой была когда-то.

- Ну что, вкусно вам, милые?

- Ммм, бабуля!

- Голод - лучшая приправа к пище. Ещё Сократ произнёс пропасть лет назад эту фразу.
- Вот поели, молодцы! Сложите посуду в машину и одевайтесь на улицу.

- Бабушка, а можно я плащ возьму? Как настоящий путник пойду.

- Конечно, Эльза, и рюкзак не забудь, фруктов захватим на обратном пути.

- Бабушка! Я ведь мужчина! Забыла?

- Конечно, помню, Эдгар. Ты приготовил свой рюкзак? А, вижу, - засмеялась она и потрепала волосы на макушке мальчика.

- Оделись-собрались? Ну, пошли.

Они вышли из дома, закрыли дверь и, взявшись за руки, пошли вверх по дороге.

- Бабушка, а сказку расскажешь?- спросила Эльза. Эдгар, сохраняя достоинство, молча ждал.

Женщина улыбнулась: «Конечно-конечно».
- Слушайте: В одно далёкое время на краю земли жила одна девочка. Жила она с родителями в большом красивом доме. Папа девочки был мастер-стеклодув, он делал из стекла удивительные вещи, целые миры заключал он в свои стеклянные шары. Его работы раскупались, как жареные пирожки, поэтому в доме всегда был достаток.

А потом настали трудные времена, ввели новую систему качества жизни, по которой добровольно-принудительно убирали ненужных людей. Новому правительству казалось, что такие мастера, как Ритин папа, бесполезны. Им всем стали выписывать Лицензии на смерть. На добровольный уход из жизни давался год. За это время нужно было завершить все свои дела и отдать долг государству.

Весь год родители выплачивали половину всех своих заработков правительству. Рите было тогда 13 лет. Каждый день она надеялась, что это какая-то ошибка, что приедут люди с телевидения и расскажут, что это был розыгрыш и они получат приз. Она старалась учиться, читала много книг, готовилась к поступлению в колледж.

А потом пришли за родителями, дали час на прощание и девочка осталась одна.
Потом ей выдали свидетельства о смерти, но мёртвыми она родителей не видела, поэтому надежда на ошибку всё ещё жила в её сердце.

- Бабушка, какая грустная сказка!

- Эльза, дай дослушать!

Рита всё ещё ходила в школу, аккуратно готовила уроки, ела то, что оставалось в их обширной кладовой. Учебный год близился к концу, она уже сдала все необходимые экзамены, выбрала специальность.

Но тут пришли какие-то люди, показали ей какую-то бумагу и приказали покинуть дом через час. Она металась по дому, хватала вещи, книги, но всё забрать, конечно, не могла. Поэтому она зашла в кладовую, взяла несколько банок консервов, собрала бельё, тёплую одежду и деньги, документы и спальный мешок, закрыла кладовую на кодовый замок, включила климат-контроль и вышла из дома. Она не смогла взять почти ничего из дорогих ей вещей.
В борьбе между сердцем и головой в конце концов побеждает желудок*

Жить девочке было негде, она ночевала, где придётся, а потом набрела на сад. Как она тогда радовалась. Столько фруктов и крыша над головой, можно жить.

Пару месяцев она пекла, жарила, варила фрукты, устроила себе уголок, положила то, что осталось от её прошлой жизни. Время от времени Рита ходила покупать спички и хлеб. Однажды, возвращаясь, она увидела пожилую женщину возле своего убежища, та стояла рядом с большим мешком пустых банок. Они разговорились и женщина осталась. Так у Риты появился новый друг.

Бабушка Эмма, в прошлом известный учёный, многому научила Риту, а главное, они стали делать запасы и закрывать их в банки. Голодные времена уже не маячили на горизонте. У бабушки Эммы нашлись даже семена, и к осени у них был урожай овощей. Рита и бабушка Эмма выжили и даже не деградировали. Бабушка занималась с Ритой. В подвале дома они нашли бумагу и письменные принадлежности, доску с мелками, жизнь налаживалась.

- Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать*, - часто говорила бабушка Эмма и Рита стала соглашаться с ней.

Иногда они ловили сверчков и лягушек и жарили их на костре, сначала было немного неприятно, но выбора не было, молодой организм просил пищи, поэтому девушка привыкла.

- Бабушка, мы пришли, а дальше-то что?

- Да всё хорошо, милые, через пару лет всех выживших детей и стариков разыскали и вернули в их дома, правительство сменилось, Рита экстерном закончила колледж, а потом вышла замуж за хорошего человека и прожила долгую счастливую жизнь.

Попытки вернуться к лицензированию жизни ещё случались пару раз, но успеха не имели.

- Мама! Ты снова привела сюда детей?! И не сообщила. Ну я же волнуюсь!

- Ну что ты, милая, всё хорошо, иди, с нами посиди...


***

Жизнь человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна. Это наивысшая ценность, которой подчинены все прочие ценности*

*Станислав Ежи Лец
*Габриэль Шанель
*Альберт Эйнштейн