Камазу 50 лет. Летопись отдела АСУ Литейного завод

Юрий Кондратов
27 октября 1974 г. на Литейном заводе КАМАЗ*а среди прочих вышел приказ о создании отдела «Организационного развития и внедрения АСУ Литейного завода». Функционально отдел контролировался «Управлением организации производства» (далее УОП) КАМАЗа, а административно управлялся заместителем главного инженера литейного завода.
И.о. начальника отдела был назначен Николаев Анатолий Александрович, проработавший в этой должности до мая 1976 г. В числе первых сотрудников были: Слепова Нина Михайловна, Абрамов Валерий Иванович, отдавшие отделу завода более 40 лет трудового стажа (8 августа 2017г ушел из жизни Валерий Иванович).
На должность зам. главного инженера по АСУ с марта 1975г. был назначен Климчук Леонид Сергеевич **, проработавший на заводе до 1985 года.

Кадровая политика завода в период строительства была направлена на набор и сохранение персонала. Принятым на завод предлагалась работа и учеба на уже действовавших в стране автозаводах ГАЗ, ВАЗ, МАЗ. В 1973 г. большая группа, около 40 человек, были направлены на ВАЗ на курсы наладчиков автоматических линий, и из их числа произошло основное наполнение отдела. В дополнение к уже работавшим Слеповой Н.М., Соловьеву Б.А., Зыряновой были приняты Абрамов В.И., Фомин Б.Н., Жигулин А.В., Кондратов Ю.М., Левшаков Г.И.

В связи с отсутствием площадей, первые месяцы отдел располагался в мужском общежитии ЛЗ (дом 28/10), далее вместе с сотрудниками УОПа (УОП - Управление организации производства) в д.28/07, потом в вагончике на территории ЛЗ и только осенью 1975 г., после частично построенного КСКЧ, отделу было выделено две комнаты на отм. 8,4 м. в осях А-А3/51-53.

В годы становления отдела, когда еще шло строительство завода и установка технологического оборудования, большинство сотрудников отдела работали по схеме 5+5, т.е. 5 часов работы с документацией и 5 часов в помощь строителям или на разгрузке вагонов. Собственными силами было начато строительство в корпусах завода компьютерных помещений – два в КСКЧ (КСКЧ – Корпус серого и ковкого чугуна в будущем ПСКЧ – Производство СКЧ), по одному в КСЛ и КЦЛ.

Еще в 1974 году с американской фирмой IBM был заключен контракт на поставку комплекса технических средств (КТС) и программного обеспечения, с обучением персонала во Франции и Бельгии, а также и на территории г. Набережные Челны.
В состав КТС входила большая машина IBM/360 (модернизировалась до IBM/370) и 11 малых машин IBM S/7. Большая машина планировалась для нужд всего КАМАЗа, малые для задач Литейного завода.

В состав программного обеспечения входили пакеты реализации задач:
- производственного планирования;
- планирование мощностей и последовательности выполнения технологических
операций;
- производственные отчеты;
- складской учет;
- управление печами плавки КСКЧ.

В 1976 году начало поступать оборудование КТС. Необходимо было организовать доставку, погрузку-разгрузку и размещение сотни габаритных ящиков. Работа была поручена начальнику бюро КТС Климову В.Ф., с которой он с честью справился. Ни один ящик не был поврежден, ни одно устройство не испорчено. На территории завода в каждом корпусе были выделены временные площади и ящики завозили сразу по назначению.

В начале 1976 года вернулась из Бельгии, после обучения, группа инженеров отдела и в одном из помещений отдела в КСКЧ была смонтирована первая машина IBM S/7, на которой начали обучение и опробовать программы. Через полгода было построено компьютерное помещение на площадях плавильного цеха КСКЧ и смонтированы еще две машины.

Первоначально программные пакеты и КТС были жестко привязаны, но в последствии все малые машины были объединены в информационную сеть, а пакеты претерпели серьезные изменения. 
С подключением техники начал численно расти отдел. В мае 1976 г. начальником отдела был назначен Неделькин Б.С., проработавший в отделе два десятка лет. Немногим позже образовался основной костяк специалистов создавших систему АСУ-Литейный завод на базе КТС S/7, которая проработала до 2001 года, устарев к этому времени морально и физически.

 О создателях системы АСУ-литейный.

Неделькин Борис Сергеевич - начальник отдела, проектные работы, кадровые вопросы, хозяйственно-общественная  деятельнось. По результатам работы коллектива был награжден орденом.

Нитенко В.Б. – зам. начальника отдела. Идеолог системы, «играющий тренер» - выдвигал предложения, управлял коллективом по их реализации, представлял отдел на заводских совещаниях по внедрению задач в производство. Работал до 1987г.

Терешко Т.В. – «программист от бога», основной генератор и создатель программного обеспечения системы АСУ Литейный, именно благодаря ему создана сеть обмена информации между машинами, генератор получения отчетов, гибкий график управления мощностью процесса плавки в дуговых печах ПСКЧ. Работал до 1988г, в последние годы начальником отдела.

Швец В., Иванов А., Ишуев М., Рябоконь С., Привалова Н. - программисты, работавшие в разные годы, внесшие вклад в создание системы АСУ Литейный.

Слепова Н, Щежина Л, Запольская З, Ковалева Г, Шахт Н, Трушникова Н. – на их плечи легла нелегкая ноша внедрения и сопровождения задач АСУ.

Шепелев Б.Г. – начальник ВЦ, Хайров М.Г. – начальник бюро ремонта КТС. Под их руководством обеспечивалась бесперебойная работа оборудования.

Абрамов В.И., Овчинников Е.П., Исупов А.Ю., Филюта А.Г. – группа внедрения и сопровождения задач АСУТП.

В 80-ые годы передовая вычислительная техника привлекала на Литейный завод молодых специалистов. Отбор шел строгий. В небольшом по численности отделе АСУ в 1982 году работало 6 специалистов с «Красным дипломом».
«Звездным часом» отдела можно считать 1989 год, когда в Москве на ВДНХ экспонировались системы АСУ-Чугун, АСУ – диагностика, АСУ- САПР. Системы были отмечены золотой и двумя серебряными медалями.

Коротко о задачах.
1.Контроль хода производства (далее КХП).
Входит составной частью основной КХП КАМАЗа. В рамках КАМАЗа решалась на большой машине ГВЦ IBM S/370. Задача реализована группой Рысина Г.Б.    АСУ-Литейный обеспечивал КХП КАМАЗа исходными данными, которые до 1978 года поставлялись на магнитных дисках, затем по телефонным проводам межмашинной связи. АСУ-Литейный производил сбор данных как с датчиков технологического оборудования, так и через видеотерминальную систему IBM 3275/5937. Вручную вводилась информация по каждой отливке: залито, брак, сдано, реализовано.
Введенные данные обрабатывались одной из IBM S/7, результат данных передавался по межмашинной связи на S/370 в ГВЦ (Главный вычислительный центр) и другие малые S/7. Информация выдавалась по каждой отливке: план, заливка, брак, сдача на СГД (Склад годных деталей), реализация.  Систематизация по цехам производствам производилась Генератором отчетов. Отображение шло как через систему видеотерминалов, так и в твердой копии.
Система работала до полной остановки КТС до 2000 г. с последующей передачей функционала в систему ВААN.

2. АСУ-Плавка.
- АСУ чугун. Локальная задача Литейного завода. Задача включала расчет и учет шихты, ведения плавки в режиме совета и автоматическом, производственные отчеты. Первоначально задача реализована специалистами фирмы IBM по жесткому трафику ведения эл.режима плавки, затем в алгоритм были внесены сигналы обратных связей по фазным характеристикам и система заработала с экономическим эффектом.
22 августа 1979 г. на печи плавки №6 была произведена первая плавка под управлением IBM.
- АСУ сталь. Аналогичный проект был запущен в разработку в ПСЛ. В 1985 году была введена в эксплуатацию печь плавки в компьютерном режиме. В течении трех лет все печи работали в данном режиме. По причинам независящим от специалистов отдела АСУ, режим автоматической плавки на печах ДСП (ДСП - Дуговая сталеплавильная печь) реализовать не удалось. Задача была прекращена с первыми экономическими трудностями на заводе в начале 90-х годов.

3. АСУ ремонт.
Задача включала в себя телетайпную систему выдачи аварийных и плановых нарядов. Телетайпы к количестве 20 шт. были установлены в ремонтных бригадах, инициировались аварийные наряды через диспетчера по ремонту. Задача работала с 1984 г. по 2000 г. до остановки КТС IBM S/7.

4. АСУ Диагностика.
Задача охватывала оборудование формовочных линий ПСКЧ и ПСЛ. Лабораторией промэлектроники было разработано и изготовлено для каждой формовочной линии УППД – устройство приема-передачи данных, которое по одной паре проводов передавало данные с сотен датчиков с циклом 0,1 сек на IBM S/7. Диагностика позволяла контролировать работу узлов, а также причины простоев формовочных линий. Отображение информации системы диагностики производилось через видеотерминалы, установленные у пользователей. Задача работала с 1985 г. по 1998 г. до остановки КТС.

5. Учет литейно-формовочной оснастки.
Помимо описанных выше, с помощью КТС S/7 (сбор информации), решались задачи
на большой машине ИБМ/370 :
- Учет технологических материалов на складах Литейного завода;
- Учёт запасных частей на складах Литейного завода с привязкой к технологическому
оборудованию;
- Расчёт нормативной себестоимости готовой и незавершённой продукции ЛЗ (отливок, продукции техн. переделов)
- Ведение нормативной базы СПС – сводно производственной спецификации;
- Табельный учет рабочего времени;
- Расчёт заработной платы.

Девяностые годы были трудными и для отдела АСУ, уходили лучшие специалисты, прекратилось снабжение , не осталось зап/частей к КТС , участились остановки машин. Руководством завода было принято решение на переход на новую вычислительную технику и систему BAAN. В 2001 году остановили последнюю «семерку» ( S/7).
Началась новая эра отдела АСУ.

*) Материал из Википедии: - В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме.

**) Отмечая в 1994г 20-летний юбилей отдела из воспоминаний узнал, что  Климчук  Л.С. первый сотрудник Литейного завода.
Его из штата Московской дирекции, одновременно с приказом об организации Литейного завода, перевели в штат завода на должность начальника плавильного цеха с табельным номером 0001. Именно Климчук привел на завод первого директора  Аркадия Лобанова (номер 0007).