аэросани

Александр Твердохлебов
Дядя Миша, о котором я уже писал раньше, был мой любимый дядька, и я регулярно навещал его, приезжая на каникулы в его поселок.

 Летом он руководил коллективом работников сезонного кирпичного завода и с гордостью заявлял;

 - Я директор завода...

 А на этом заводе, было занято, всего два десятка студентов и старый дед – сторож. Правда, этот завод здорово выручал селян, востребованным, в то время кирпичом и дядя пользовался уважением у начальства.


 Когда наступали холода, завод закрывали, на зиму, и дядька, чтоб не скучать от безделья, придумывал себе различные затеи и с усердием их осуществлял.

 Он уже вторую зиму строил аэросани. В первую зиму, конструировал корпус и по авиационному, именовал его фюзеляжем. На эту зиму, ему предстояло изготовить пропеллер, и он ждал моего визита.
 Я занимался в авиамодельном кружке и имел представление об аэродинамике.

 Дождавшись новогодних каникул, я приехал к дяде Мише, прихватив с собой, необходимую литературу и кое-какой, современный материал. Этим материалом, была эпоксидная смола и углеткань ( карбон).

 Первые два дня, мы замеряли обороты двигателя и рассчитывали шаг и диаметр пропеллера. На третий день, изготовив шаблоны, приступили к изготовленью винта.

 Из заранее приготовленных и просушенных сосновых досок склеили брус. По шаблонам стали спиливать излишки древесины и к концу недели пропеллер был готов. Оставалось оклеить лопасти углетканью и можно ставить изделье на место.

 Так как мои каникулы заканчивались, и мне надо было, возвращаться домой, дядя поблагодарил меня за помощь, заручившись, что остальное доделает сам и предложил прогуляться на улицу.

 Всю неделю пока мы возились с пропеллером, стояла прекрасная солнечная погода, а тут подул ветерок, с порывами на, что мы не обратили особого внимания.

Этот не значительный погодный каприз, сыграл с нами злую шутку.


 Мы стояли в затишье за домом и любовались аэросанями, тут мне пришла идея запечатлеть дядю возле его детища. Я пошёл в дом, за фотоаппаратом. дядя за мной, приговаривая на ходу;      

   - Аэросани без винта, что самолёт без крыльев.

 Схватил стоявший у печки пропеллер и вернулся к саням крепить винт на свободно вращающуюся ось. Мотор мы пока ещё не установили.

 Пока я настраивал фотоаппарат и выбирал ракурс съемки, пропеллер раскачивался на ветру. Только я  успел сделать один кадр, как пропеллер, сделав один оборот, стал вращаться,от набегающего порыва ветра, всё быстрее и быстрее.

 Я стоял в растерянности, дядя, услышав шум вращающегося винта, тоже стал бегать около своего аппарата, не зная как остановить, набирающий обороты пропеллер.

 Он подошёл ко мне и перебивая свистящий звук винта прокричал;

         - Что делать? – Как его остановить?

 Я тоже прибывал в растерянности и не знал что предпринять, в данной ситуации.
 
Аэросани тряслись и подпрыгивали от вращения, ещё не отбалансированного пропеллера и создавали устрашающую ситуацию. Казалось, они вот-вот сорвутся с места и помчатся неизвестно куда.  Отойдя подальше, мы беспомощно топтались на месте, выкрикивая мысли вслух; 

          - Надо привязать! – кричал дядя.

          – Надо затолкнуть в затишек – кричал я.


 На шум винта пришлёпала стая гусей, возглавляемая отчаянным гусаком. Он шипел, расставив крылья, устремив длинную шею, в сторону вращающегося винта.

 
 Скользя по заледеневшей корке, мы упёрлись в носовую часть агрегата и стали двигать его в сторону затишка, за стену дома. Но неожиданно одна лыжа зацепилась за что-то, и наши аэросани развернуло на девяносто градусов. От изменившегося направления ветра пропеллер продолжая бешено вращаться, слетел с оси и понёсся по двору, сметая всё, на своём пути.
    
Мгновенно наступила тишина, только отдалённое гоготание, разлетевшихся гусей, нарушало её.
 
 Мы стали подсчитывать убытки, от нашего, необдуманного поступка.

 Посреди двора лежал геройски погибший гусак с отсеченной головой, рядом дёргалась гусыня с перебитым крылом. Пропеллер на радость дяди не пострадал, только снес пол стены ветхого сарая.

 Дядя радостно обтирал винт, выдернутый из разрушенной стены, и приговаривал;

          - Ну и напугался же я, хорошо, что всё обошлось…


Утром, провожая меня на автобус, дядя завернул мне тушку гуся, в подарок, за оказанную помощь.