Письмо номер восемь по Бартини

Доба Каминская
Бартини оказался в Шанхае без знания  китайского языка, без денег и без документов.  Но его приютила бригада портовых грузчиков. И он  начал за чашку риса с утра до ночи таскать тяжёлые мешки при загрузке и разгрузке приходящих в шанхайский порт пароходов. Через некоторое китайцы узнали о том,  что Роберто умеет водить машину. Но профессия шофёра была в то время в Китае весьма редкой,  почти экзотичной, чем- то вроде профессии нашего астронавта. И Роберто сменил профессию, стал водить машину. После года скитаний он вернулся в порт родного города Феруме. Но вернулся на родину он уже совсем другим человеком, он был теперь одержим революционными идеями.  Из Феруме Роберто вскоре переехал в Рим, где теперь жил его овдовевший отец. Отец предполагал, что бывший фронтовик, который пережил множество трудностей, начнёт жить в богатом родительском доме.
Отец ему написал: « Я знаю, что ты стал коммунистом, и все же не хочу, не имею права влиять на твои убеждения. Это дело твоей совести. Но я прошу- живи  у меня. Я ведь теперь один. И я люблю тебя, Роберто «.
Но  сын не принял это предложение, он не вернулся жить к отцу. Он не считал для себя  невозможным жить в гораздо боле лучших условиях, чем его единомышленники. К этому времени его отец уже вышел в отставку, после чего и переехал жить в Рим. Но он сохранил высокое звание Государственного Советника и все привеллегии, которые имел ранее, у Габсбургов, несмотря на смену им своего подданства. Но Роберто не воспользовался широкими возможностями отца, в  том числе и финансовыми.