Неистовый и лиричный Мир Константина Уткина

Любовь Сушко
На сайте всегда были свои мифы и легенды,  как и в любом огромном сообществе, они возникают - одни живут долго, другие быстро умирают.
Одним из таких  мифов окружен поэт  Константин Уткин, Роман Курортный, который сегодня сменил имя не помню на какое другое, не даст соврать.

И надо признаться, что  о Косте я слышала много, но не пересекались до «Вечерних стихов», он оставался неуловимым, о нем говорили на Прозе – там я общалась больше, я видела даже его следы на снегу, в  рецензиях вернее, но он все время ускользал, не подозревая о моем существами, конечно.

А вот  в историческом 2012 году в чате он явился во всей своей красе, это было его личное Бородино, и уж тут конечно, столкнулись. Завизжал, завыл, запел  Роман Курортный, готовя  свой Бабий бунт – там у него были  исключительно тетки со скалками и сковородками, они сидели ждали в засаде, пока Костя явится и  разгонит всех, припечатает Словом, к штыку прировняв перо. И надо сказать, что как правило это ему удавалось.

Ну тогда стало интересно заглянуть в его  творения, тем более, вскоре мы выяснили, что он невыездной – на  передачу его упорно не звали, а так хотелось посмотреть и послушать героя невидимого фронта, и хорошего поэта, в этом я успела убедиться. В чем-то противоречивого, но  такого крепкого, интересного, а главное, кто бы мог подумать –романтичного очень. Вот так воин уживался в его душе с романтиком. Почему-то вспоминался Пушкин в Михайловском,  и его тоже то ли спасали, то ли наказывали, отправляя подальше от столичной суеты, баталий и столкновений поэтов разных страстей и мастей.

Потом он все-таки каким-то чудом появился, и это было настоящее явление Константина народу. Ведь по популярности вряд ли кто мог с ним сравнится, и вот он  стоит перед  микрофоном, такой обаятельный и привлекательный и долгожданный. Не разочаровал, за Курортного сказать не могу, меня точно не разочаровал. Но это было скорее выступление почетного гостя, а не участника передачи.

Игорь Настенко  строго следил за всем, что творилось в студии в тот момент. Да и чат троллил с особой силой, ведь на этой стороне никто не мог им ответить так, как это делает только Костя, чтобы полопались все шарики и выпустили воздух спеси и мнимого величия его лютых врагов. Сравнить его можно только с господином в темных очках, который, как Ангел смерти эти очки никогда не снимает. Я не о творчестве говорю,  к романам Пелевина равнодушна, а именно о том ореоле  мифа, который творится изо дня в день  с той лишь разницей, что у того он самоварный, а Костя наш просто попал в такие предполагаемые обстоятельства и в них остается.

Так как о Косте того времени у меня есть статьи в цикле репортажей, то хочется взглянуть на Уткина 2019 года,  что же изменилось через 7 лет, что нового появилось в его творениях. Тем более,  в последние годы я как-то  не часто заглядывала на его страницу, живя прошлым, а ведь и мы и мир в это время очень сильно изменились.

Итак перед нами  Константин Уткин  с текстами последней пары лет. И начну я с филологического стихотворения, в котором Лирический герой очень смахивает на автора самого,  хотя  это лишь мое предположение

Лит-ра
Константин Уткин 3

Года растили плешь, дубили шкуру,
Но он терпел, довольствуясь лишь малым.
Еще любил ее - Литературу,
Она ж ему безбожно изменяла.

Он верил ей - и оставался с носом.
Бывало, стырит ключик из кармана,
Вернется пьяная, хохочет на вопросы,
А кудри гнусно пахнут графоманом.

Под вечер атмосфера грозовая,
А ей вдруг захотелось булки хруста,
А не пустить - хамит и обзывает -
"Раз ты козел, то где твоя капуста?"

И он терпел, терпел, скрипя зубами,
Рассыпав перлы, ужинал перловкой,
В ее аккаунте давно уже забанен...
А подобрать пароль, пардон, неловко.

И все быстрей за днями дни летели,
К земле летели листьями сухими.
Он умер тихо, на своей постели,
В наследство ей оставив только имя.

А душу в вечность отозвал Всевышний.
Но, молодая, с чувственным оскалом,
Вдруг, остепенившись, а может - устыдившись,
Жена беспутная вдовой приличной стала.

И ходит, опустив ресницы долу,
И корчит толь монашку, то ли дуру.
Такой вот, брат, рассказик невеселый.
Не стоит, брат, любить Литературу.
2019
https://www.stihi.ru/2019/04/10/3694

Это  повествование о непризнанном гении, и забегая вперед,  могу сказать, что отношение Кости к женщине, которое  меня  умиляло тогда, очень похоже на отношение и к литературе, а ничего удивительного,  у нее же тоже  женское лицо и женский род, а потому он  иронично нежен, терпелив и  не злопамятен.

Еще любил ее - Литературу,
Она ж ему безбожно изменяла.
Он верил ей - и оставался с носом.

Печальная на самом деле картина, хотя мне все время кажется, что печаль его все-таки светла, жаль только, что именно графоманы, которые, как известно  пробьются сами, часто оказываются на пути у людей талантливых и этой странной дамы. А что остается   таланту, которому иного не дано? Да служить ей верой и правдой, все прощать и надеяться на то, что оценят после его ухода.

Тема неизвестного гения, которая  часто у нас   обретает третье лицо, вот как у Игоря Царева  в его знаменитом Иерониме

Иероним
Игорь Царев

Съели сумерки резьбу, украшавшую избу.
Звезды выступили в небе, как испарина на лбу.
Здесь живет Иероним - и наивен, и раним.
Деревенский сочинитель... Боже, смилуйся над ним!
Бьется строф ночная рать... Сколько силы ни потрать,
Все равно родня отправит на растоп его тетрадь.
Вся награда для творца - синяки на пол-лица,
Но словцо к словцу приладит и на сердце звон-ни-ца...
На печи поет сверчок, у свечи оплыл бочок -
Все детали подмечает деревенский дурачок:
Он своих чернильных пчел прочим пчелам предпочел,
Пишет - будто горьким медом... Кто б еще его прочел.
https://www.stihi.ru/2012/03/23/7623

У Кости  это более личностное и вовсе не такое отстраненное  восприятие героя, сказать, что И.Царев – Иероним невозможно, сказать, что  неизвестный поэт – другой не такой, тоже можно только отчасти.. Отличие лишь в том, что земной путь этого героя уже закончен

И все быстрей за днями дни летели,
К земле летели листьями сухими.
Он умер тихо, на своей постели,
В наследство ей оставив только имя.

И  дальше очень интересный поворот, перед нами –то оказывается  жена, ставшая вдовой, а не Муза, которая «немного посидела и ушла», и у нее есть даже определенные есенинские  черты «молодая с чувственным оскалом» - это как раз оттуда. И на глазах происходит  преображение,  странное преображение.

Вдруг, остепенившись, а может - устыдившись,
Жена беспутная вдовой приличной стала.

И чувствуется сожаление о том, что случилось это преображение слишком поздно, поэту от этого уже не тепло ни холодно.

Рассказ на самом деле получился невеселым, и понятно, что не стоит любить литературу,  как завещает нам герой, только  пустой это звук, если мы приговорены к ней, то ничего измениться  не может в этом мире. Можно уходить, отрекаться, собаку купить,  как советует Бунин. а все равно явится она как у Уткина

Под вечер атмосфера грозовая,
А ей вдруг захотелось булки хруста,
А не пустить - хамит и обзывает -
"Раз ты козел, то где твоя капуста?"

Такая вот печальная повесть написана для нас о том, какая это горькая и печальная доля.
 
В продолжение темы взаимоотношений  ЛГ с женщиной, литературой, жизнью, с такой странной реальностью, которая за прошедшие 7 лет если и изменилась, то не в лучшую сторону, короткое  емкое стихотворение  «Отвыкай» - это прямо наставление  взрослого мужчины молодому и не опытному, совет, которым вряд ли кто-то воспользуется, но для автора это настолько актуально, что появляется такой вот шедевр

Отвыкай

Отвыкай от нее, отвыкай, дуралей,
Отвыкай незаметно, не грубо,
Без скандалов, истерик и прочих соплей
Разве что по-мужски стиснув зубы.
Отвыкай от нее, дуралей, отвыкай –
Ведь потом не зальешь горе чаем.
Дальше будет гораздо сильнее тоска
И фантомные боли ночами.

Это призыв сделать то, что не удалось самому ЛГ, считайте, что  искренне и откровенно поэт делится с нами своим опытом, который, увы никому еще не помог ни разу, наверное, потому что каждый сам должен пройти этот путь, но молчать он не может все равно. Об этом обычно молчат мужчины, с такой  откровенностью редко кто вам об этом скажет,  но так же как управляться с чатом «Вечерних стихов», так же и повествовать о самом  главном Костя умеет, за что его невозможно не любить.

Но не надо забывать о том, что перед нами дивный лирик, который пишет природу и состояние души такими тонкими и яркими штрихами, как мало у кого получается, особенно в наше время.

Ночная дробь

Лежать и слушать - черной ночью дождь
Смывает прочь случайную жару.
Не будет чуда - ждешь чудес, не ждешь,
Но все ж жара  развеется к утру.

На лица солнце брызгало загар,
И город плавило в бензиновом чаду,
И сумеречный смех влюбленных пар
Смешил над крышами зеленую звезду.

А комариный зуд звенел в висок,
И скошенной травой закат пропах,
Нам лето сладкое текло, как дынный сок,
Текло и засыхало на губах.

Ворочался сырой ленивый гром
Зарницами в далеком далеке,
К нему бы - словно в детстве босиком,
Простоволосым, звонким, налегке.

Бьют струи острые, холодные, в отвес,
Бьют струи черные дробя фонарный свет.
Ночь замирает, как осенний плес
Где нет тепла. И лета тоже нет.
2017


Вместе с поэтом мы погружаемся в атмосферу летней ночи, этого чуда, где блики и краски просто чудесны. И контраст между бензиновым чадом города  и запахами скошенной травы великолепен. И Костя  еще раз напоминает о том. что все мы родом из детства. И мелодия дождя напоминает о том же самом..

Но все мы уже переместились в осень, она не только в природе и в реальности.
Когда читаешь такое стихотворение, то понятно становится агрессия Костиных противников – вряд ли кто-то из них так  чувствует и сможет так написать. А зависть к таланту никто не отменял, она всегда была и всегда будет.

Мне казалось, что мистики у Кости не так и много, все-таки  поэт он конкретный, но вероятно я что-то все-таки упустила или он  сейчас   читает С.Кинга. а скорее  наших писателей и поэтов серебряного века, иначе откуда у него  такой вот текст про  Неясыть, прямо А.Ремизов зарифмованный правда, в духе акмеизма в более светлых и ясных тонах

Неясыть

Ночная тоска – будто хищная птица,
Тень сумерек мутных, быстра и тиха
Бесшумные крылья раскинув, садится
Неясытью серой на бороду мха.

И щурюсь напрасно всю ночь на луну я
Пытаясь заметить ее в высоте
Готовую в душу, и в память больную
С налета заправить восьмерку когтей.

Я знаю – внезапно из тьмы старой ели,
Что крону купает средь звездных высот
В атаке она не мелькнет мимо цели
И сон мой пронзит, разорвет и пробьет.

Но если увидеть, как небо светлеет,
Уставшая мгла поползет на покой
По белым камням да по серой земле и
За  птицей безмолвной, летящей легко.
2018

Ночная тоска, как хищная птица где-то в заповедном лесу, где оказался и лирический герой его тоже. Лично мне это стихотворение не просто нравится, как и многое у Кости. Я его помню наизусть, чуть ли не  с первого раза.

И все ночные ужасы исчезают, когда светлеет небо, рассеивается мгла, и к человеку возвращается свет и покой, вот эти строчки  заключительные и оставляют надежду на то,  что  мгла рассеется, но как это виртуозно и красиво сделано  у него. Я упомянула Ремизова, но тут, пожалуй,  сам Н.С. Гумилев проступает все отчетливее. Вообще переклички с серебряным веком у наших поэтов века 21 – это высший пилотаж.

Нужно признать, что за эти годы Константин стал еще ярче, глубже, интереснее. Наверное, его  твердая позиция в жизни  и на сайте несколько отпугивает людей с тонкой душевной организацией, вот  при всей моей наглости и упертости и мне самой бывает не просто беседовать с Костей, а если поэты только хотят познакомиться?

Но тут уж ничего не изменить, либо быть либо не быть. Но  могу заверить, что на самом деле не так страшен Константин, как его малюют те, кто мифы эти творит. И без них уже трудно его и представить.

О любви  Константина к собакам ходят отдельные мифы, потому и хотелось бы закончить размышления  этим стихотворением, хотя любой проницательный читатель поймет, что не о щенке это,  не только о щенке. А все намного глубже и интереснее на самом деле. Но это стихотворение выбрала для отдельного анализа, так что продолжение следует.

Еще лет через 7 посмотрим, чем дышит, о чем пишетлегенда нашего сайта Константин Уткин

Щенок

Помню, как здесь дурил от любви и тоски,
И на месте души кровоточила рана.
А теперь покрываются солью виски
И безумства прошедшие выглядят странно.

Помню, здесь зажигал мокрогубый щенок,
И грозою над ним небеса грохотали –
Надувал паруса и валил ветер с  ног,
Приглашая туда, где распахнуты дали.

Где есть все для тебя – лишь желай, вожделей,
Пятернею держи и дыши полной грудью,
Все сейчас для тебя есть на щедрой Земле,
Так бери же, хватай – от нее не убудет.

Узок стал горизонт и неярок закат,
И щелясты борта, парусина рваниной –
И шершавою солью лежат на щеках
Те года, что неспешно сгибают нам спины.