Пришла собачку говорящую посмотреть

Максим Оленев
Помните, замечательный фильм 1988 года режиссера Владимира Бортко «Собачье сердце» по одноименной повести Михаила Булгакова?
В момент, когда в квартире профессора Преображенского все страшно заняты ликвидацией последствий потопа, который устроил Шариков, в дверях появляется фигура крестящейся странницы:
- Господи Иисусе, прости нас, грешных.
Филипп Филиппович раздраженно спрашивает ее:
- Что вам надо?
- Со Пскова я, странница, пришла собачку говорящую посмотреть…
Да, как говориться, и смех и грех. Толпы зевак, непонятно откуда и зачем шляющихся людей – это, наверное, извечная проблема…

****

В 1910 году в России была введена полутерриториальная система комплектования армии, инициатором которой был Военный Министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Понятно, что любое нововведение всегда и везде воспринималось «в штыки» (особенно в консервативной армейской среде). Не обошлось без злостной критики недоброжелателей и в этом случае.
В чем же был «камень преткновения»?
С обывательской точки зрения основная проблема заключалась лишь в том, что это нововведение могло привести к снижению боевой готовности воинских частей. Т.е. армия могла ухудшиться.
А что, собственно, могло привести к снижению этой самой боеготовности? Вот здесь и начинается самое интересное…
Спустя два года в Главном управлении Генерального Штаба (ГУГШ) решили подвести некоторые итоги, для чего опросили командующих всех военных округов, которые, в свою очередь, собрали мнения со своих подчиненных – командиров корпусов и дивизий.
Как следовало из рапорта Начальника Штаба Московского военного округа генерал-лейтенанта Н.И. Протопопова Начальнику Генерального Штаба генералу от кавалерии Я.Г. Жилинскому от 20 июня 1912 года за №382 , «все высшие строевые начальники войск округа единогласно пришли к неблагоприятному заключению по поводу нового полутерриториального способа комплектования войск новобранцами».
По мнению командиров, главным раздражителем для армейского руководства были … гражданские лица, которые досаждали своими назойливыми и многочисленными просьбами генералам и офицерам, а просьбы эти заключались в свидании со своими родными, находящимися на воинской службе.
«…Близость места жительства родных заставляет нижних чинов постоянно искать отпуска или просить разрешения повидаться с прибывшими родственниками и земляками, а последние при каждой побывке в городе в буквальном смысле осаждают казармы просьбами о свидании с нижними чинами…».
И все это вместо того, чтобы «бдить службу»! Вот и лезут в результате в казармы всякие родственники и прочие элементы, которые и с командованием «за жизнь» поговорить и «собачку говорящую» посмотреть захотят (т.е. как устроен армейский быт). В общем – одно докучание и ничего хорошего для господ офицеров.
«… Ограничение отпусков и свиданий порождает самовольные отлучки, а с другой стороны беспрерывное общение с родными и знакомыми вносит в казармы атмосферу личных интересов семьи и деревни; благодаря этому постоянному тяготению к семье нижний чин труднее свыкается с казармой и, нельзя сказать, чтобы усерднее выполнял свои служебные обязанности….»
Плюс незапланированное и неподконтрольное общение весьма увлекающихся и экспансивных людей с предосудительными элементами чревато глубокими последствиями:
«… Связь с коренным земледельческим населением дает, без сомнения, менее отрицательные результаты, но общение нижних чинов с населением исключительно фабричных районов отражается особенно вредно и главным образом на слабых, неуравновешенных нижних чинах, вышедших из той же распущенной среды и продолжающих и на службе поддаваться ее дурному влиянию…».
Так в результате постепенно возникала серьезная дилемма. Свободное время у солдата, безусловно, было (не все же время он в карауле стоял и на плащу маршировал), но занимать его, например, встречами с родственниками начальство не разрешало (а мало ли что!?)
Лучше было занять солдата чем-нибудь на месте, какой-нибудь работой, которую зачастую просто придумывали (поскольку реально она никому не была нужна).

****

Собственно, в Израиле эту проблему решили довольно оригинальным образом. Резрешить всем военнослужащим приезжать домой и видеться с родственниками. Но … в обязательном порядке с оружием в руках! Хоть спи с ним!
В результате каждый вечер в Земле Обетованной можно наблюдать такую картину – со всех мест военнослужащие едут по домам, держа в руках автоматы…
Для наших же генералов до сих пор доверить в руки солдату автомат вне гарнизона – дело довольно рискованное!
А вдруг 1917 год грянет?