Антисемитизм
П Р О Н А Ц И И
Оставим философам сложную задачу определения
таких понятий как нация, народ, народность. Здесь много
подходов, тумана, неясностей.
Я от себя, почти на уровне ощущений. Известно,
что многое в национальном вопросе зависит от среды и от
воспитания ее обитателей.
В многонациональной среде национализм ослаблен.
В среде подавляюще мононациональной он легко появляется
и процветает. Мне пришлось пожить и в первой - на юге вообще,
и в Новороссийске, в частности.
И во второй - в Москве, где, начиная с послевоенных
лет, процветал антисемитизм, потом недружелюбие к
кавказцам, позднее к выходцам из Средней Азии. Но азиаты
оказались мудрее своих предшественников и их ассимиляция
проходит незаметно.
Будучи юным брюнетом с пробивающимися усиками
я примерял на себя национальный вопрос и бытовавший в
столице антисемитизм, в том числе. Из которого, даже несмотря
на свою неоднозначно звучащую фамилию, выкарабкался к
концу школьного обучения.
Тогда еврей почти поголовно был синонимом наглеца,
высокомерия, врожденной враждебности к русскому. Да что
говорить, вы, возможно, и сами находились на той или другой
стороне противостояния. А некоторым пришлось застрять на
этом этапе до конца своей благополучной или неудавшейся жизни.
Ну, а армянин был непременно хитрец, хоть и, вроде
бы, свой, христианин.
Но, бог ты мой, сколько русских, по происхождению
или считавших себя таковыми, встречалось в моей жизни,
завистливых и жадных, угодливых перед сильными и
заносчивых и глумливых перед слабыми, расчетливых до
откровенной мелочности, трусливых и безоговорочно
самовлюбленных, легко меняющих убеждения и авторитеты.
Или евреев, рисковых и лихих пьяниц, бесшабашных
и мужественных, преданных и обязательных, самокритичных
и гордых, принципиальных и уступчивых.
Ну как измерить, кто отвратительнее в патологической
своей жадности, франкоеврейский Гобсек или русский Плюшкин.
Кто отважнее - Покрышкин, Коккинаки или Сент-Экзюпери? Кто
гениальнее - Ломоносов, Эйнштейн или Коперник? Кто талантливее
Чайковский, Верди или Бизе?
Поэтому я думаю неправомерно утверждать, что есть
нация избранных умников и прочие нации. Скорее все же есть
народы просвещенные в силу исторических причин, а есть (или
были) забитые и темные.
В каждом отдельном человеке, независимо от его
национальной принадлежности, имеется свой собственный
набор достоинств и пороков, благородства или подлости,
склонности к стяжательству или великодушия, трусости или
благожелательности, храбрости или авантюризма и множества
другого, чего и перечислить-то невозможно.