Сёстры милосердия

Ольга Клокова
               
Помню, как-то лет в восемь я тяжело заболела. В детском отделении мест не было, и меня положили во «взрослую» палату, в терапию, к бабушкам. Мое появление они встретили равнодушно: у каждой свои болячки и свои проблемы. Что за дело им до какой-то девчонки!
 Радушно приняла меня молоденькая недавно пришедшая на работу медсестра:  проводила  в палату, помогла заправить кровать, положила в тумбочку мои  скромные вещички. Я ревела, и она вместе со мной…
 Она все время плакала. Когда бабушки жаловались ей, что не ходят ноги, что забыли дети,  когда делала уколы, писала назначение лечащего врача… Для нее не было чужой боли, чье-то страдание ранило, казалось, саму ее. 
Ночью девушка  не спала. Сидела на посту, тревожно ожидая, что кто-то позовет. Задремывая за столом,  испуганно просыпалась: ей  казалось, что за эти несколько минут могло случиться  что-то страшное, непоправимое. Торопилась пробежать по палатам  и ненадолго  успокаивалась лишь  тогда, когда убеждалась, что все больные  отдыхают и  никому не требуется ее помощь. За ночь подобных обходов было несколько. Остальные медсестры всегда спали в свободной палате  и только по крайней необходимости недовольно приступали к своим обязанностям.
А утром она снова была на посту с вечно извиняющейся улыбкой и припухшими от частых слез глазами.
 Я была слишком мала, чтобы запомнить ее имя, но помню ее заботливые руки, которые по нескольку раз за ночь бережно укрывали и подтыкали меня одеялом,   постоянно сползавшим  с кровати: спала я беспокойно.
-Ты так, девка, долго не наработаешь. Сердце надорвешь. Спокойней надо. Привыкай ко всему или бросай это дело совсем. Здесь ведь и умирают, за всех-то не наплачешься, – приговаривала, поучая ее и покачивая седой головой старенькая сестра - хозяйка.
Когда однажды утром сестричка пришла делать очередной  укол страдающей от постоянных приступов удушья бабушке, ласково заговорила с ней и увидела застывшее навек лицо, она вскрикнула, выронила шприц  и убежала, закрывшись  руками …  Я еще не понимала, что происходит, но от страха  залезла под одеяло и тоже зарыдала.
Через несколько минут пришли  уже двое.  Сначала они занялись бабулей, потом одна из них подошла к моей кровати. Теперь я узнала сестру- хозяйку.
-Боишься?- участливо спросила она.- А не надо смерти-то страшиться. Иди-ка сюда. Я тебе секрет один  перешепну, никогда мертвых бояться не будешь. Время пришло – и  ушел человек. Никому ничего плохого он уже не сделает. Живых бояться надо.
 Она взяла меня за руку и подвела  к покойнице, потом  положила мою ладонь  на холодные даже под простыней ноги.
- Чувствуешь? Нет в ней жизни. Ушла. А теперь в лицо взгляни. Смерть-то,  она отпечаток оставляет на человеке, как пробу ставит. Добрый человек – добрый след.  Видишь, светлое какое лицо?  Будто улыбается. А в каком страдании-то  уходила!.. Ангелы теперь ее встречают. Да ты не бойся...- и повела меня в другую палату, приговаривая и приговаривая на ходу…
 А мне почему – то на самом деле стало легко и спокойно.
- Ну, не страшно теперь?
Я покачала головой.  С тех пор я на самом деле  не боялась мертвых -  ни своих, ни чужих, -  хотя провожать мне  пришлось очень многих…
Сестры-хозяйки через несколько лет  не стало.
А сестричка? Много раз, приходя в больницу, я пыталась отыскать среди белых халатов её тоненькую фигурку и, к сожалению, не находила. Как сложилась ее судьба? Смогла ли она привыкнуть к чужой беде или ушла из профессии, - как знать…