Наследство Пророка Глава 6. УПЦ

Андрей Борисовъ
Киевские вечера – это одно из самых прекраснейших явлений, сочетающих в себе природное расположение самого города, так и искусственно созданные человеком условия для восприятия полноты ощущений, получаемых при прикосновении к жизни впадающего в ночной, второй период своего существования, огромный мегаполис земли Русской.
Андрей остался один, среди древних строений, воздвигнутых его мудрыми предками в начале прошлого тысячелетия. Выходя из Софии Златоглавой Глаголев постоянно анализировал разговор с господином «Киевичем», представителем 12-го колена израилева…
- Зачем они все-таки так стремятся завладеть этой картой, - немного улыбнувшись спокойно произнес он вслух, - хорошо, что я сам себе отправил ее через DHL. Все-таки предчувствия – животные инстинкты ожидания «приключений» на «все части тела человеческого» меня не подвели. На днях получу пояс и начну распутывать этот клубок истории.
Выйдя на площадь Богдана Хмельницкого Андрей обратил внимание на могилу, находящуюся прямо у входа в Софийский заповедник, в которой был похоронен первый предстоятель Украинской Православной церкви Киевского Патриархата Владимир (Романюк). Тогда в далеком уже 1995-м возле храма произошла массовая драка между участниками похоронной процессии и милицией. Причиной столкновения стало намерение УПЦ КП похоронить патриарха не на Байковом кладбище, как решило правительство Украины, а на территории заповедника «София Киевская». В итоге патриарха Владимира похоронили прямо у главного входа в Святыню Киевскую. Сегодня была очередная дата смерти священнослужителя. В отличие от предыдущих лет вспомнить о покойном патриархе собрались всего около 25 человек. Они развернули несколько флагов Конгресса Украинских Националистов и выцветший национальный «жовто-блакитний» флаг.
Около могилы неспешно похаживал сын покойного патриарха, протоирей Тарас Романюк в священническом облачении. «Отец, благословите» - периодически подходили к нему люди разных возрастов. Священник с усталым лицом благословлял подходящих. Отслужив панихиду, спев гимн, собравшиеся постепенно стали расходится…
- Да, спаси Господи раба твоего грешного, - промолвил, перекрестившись уже почтенных лет старец и поклонился сначала могиле Патриарха, а затем и всему Храму Киевскому.

 
- Грешному? – переспросил Андрей. Это вырвалось из его уст абсолютно неожиданно даже для него самого.
Старец повернулся к Глаголеву, вздохнул и ответил:
- Романюк Владимир был бывшим правозащитником, националистом, политическим заключенным и эмигрантом. В 1993-м году стал главой образованной с подачи тогдашнего президента Украины Леонида Кравчука Украинской Православной церкви Киевского Патриархата. Он был во всем послушен главному организатору раскола Церкви Нашей – бывшему митрополиту Киевскому Денисенко, Филарету, как его кличут, - нынешнему предстоятелю УПЦ КП.
- Так в чем же он грешен? – еще раз задал вопрос Андрей.
Старец снова вздохнул и продолжил:
- Раскол и смуту ввели они с Филаретом в умы нашего народа. За что и был покаран Владимир в июле 1995 года. Убили его…
- А Филарет причем? – уточнил Андрей.
Старик немного испугался постоянных вопросов и не продолжая повествования сухо промолвил:
- Я и так много уже сказал, язык мой бескостный, ты, сынок извини, если что не так, пойду я.
- Отец, куда идти-то тебе, может подвезу. Я не из каких-либо причин спрашивал. Просто мало знаю об этом человеке.
- Да нет, и не стоит много знать. Темная история, - ответил старик, - дела давно минувших дней.
- Давай я хоть накормлю тебя, - Андрей все-таки попытался удержать пожилого человека, напомнившего в своем разговоре Глаголеву об одном из предупреждений со стороны «доброго благодетеля», Сергея Владимировича, касающееся напоминанием о смерти его прадеда, Александра Глаголева и как раз патриарха Владимира, именно данного «грешного раба Божьего», о котором говорил этот старец.
Голод сыграл свою роль. По внешнему виду и загоревшимся глазам собеседника, Андрей понял, что продолжение разговора в принципе возможно.
Уже через несколько мгновений два гражданина находились в маленьком ресторанчике на улице Михайловской, недалеко от площади Независимости.
Уничтожив порцию Украинского борща с пампушками старец, подобрев, стал более разговорчив.
 - Я слышал, что патриарх Владимир, скончался при загадочных обстоятельствах, - начал заново Андрей.
- Незадолго до смерти патриарх даже обращался в органы правопорядка с просьбой о защите от своего «заместителя» - митрополита Филарета, окружение которого по предположению Романюка даже делало попытки его отравить. А также просил помощи в розыске церковной кассы, исчисляемой в миллиардах рублей, которые по заявлению патриарха Владимира, Филарет еще в 1990 году конвертировал и сокрыл на заграничных своих счетах…
В марте 1995 года состоялся синод УПЦ КП, на котором патриарх Владимир (Романюк) подвергся силовому заявлению со стороны митрополита Филарета и поддерживающих последнего народных депутатов, в число которых входили Поровский, Червоний, Мулява. Резиденция Патриарха Владимира (Романюка) по ул. Пушкинской, 36, была подвергнута пикетированию со стороны членов УНА-УНСО.
- Странно; почему? – перебил рассказ старика Андрей.
- Владимир собирался проверить финансовую деятельность Киевской епархии, возглавляемой Филаретом, - ответил, дожевывая мясной стейк, старик, - касса Киевского экзархата, на момент 1990года составляла 3 миллиарда рублей.
- Так серьезно зашли тогда дела? – уточнил Андрей.
- Серьезнее не бывает, - ответил старик, - 4 мая 1995 года Владимир (Романюк) издал указ об увольнении Филарета за нарушение субординации с должности зама патриарха УПЦ КП.
Владимир так же был не простым человеком, будучи духовником организации под названием УНА-УНСО, захватывающей для УПЦ КП монастыри и церкви на Украине и принуждавшей прихожан к подчинению Киевскому патриархату, но Филарет значительно превзошел своего «патрона».
- В каком смысле? – задал вопрос Андрей.
- Осень 1989 года помните? – продолжил старик.
- Не совсем, - ответил Андрей, - что Вы именно имеете в виду?
- Именно в 1989-м, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР обострились тенденции среди священников Украины к обособлению от Московского патриархата.
На имя патриарха Пимена и патриаршего экзарха Украины Филарета было направлено послание от клириков западных земель по этому поводу, - и выпивая стакан узвара сказал старик, - и реакция на обращения последовала: Архиерейский собор Русской Православной церкви, собравшийся 30-31 января 1990 года принял положение об экзархатах, которое предоставляло Украинскому и Белорусскому экзархам большое право в самоуправлении. Затем 25-27 сентября 1990 года Архиерейский собор, в котором участвовал 91 патриарх еще более «занезалежил» православных Украины, переименовав их паству в Украинскую православную церковь вместо украинского экзархата. Кроме того, с этого времени предстоятель УПЦ должен был избираться уже украинским епископатом, благословляться Святейшим патриархом Московским и Всея Руси и называться митрополитом Киевским и Всея Украины, получая титул «Божественный», право ношения двух панагий и предношения кресла во время Богослужения.
С этого времени Синод УПЦ МП мог избирать и поставлять правящих и викарных архиереев, учреждать и упразднять епархии п пределах Украины. И, наконец, с этого момента митрополит Киевский и Всея Украины являлся постоянным членом священного Синода РПУ.
- Да, - удивился Андрей, - совсем все абсолютно корректно. А Вы знаете, кто стал первым представителем Московского патриархата УПЦ? – перебил мысль Андрея старик.
- И кто де? – ответил вопросом на вопрос Глаголев.
- Денисенко! С 28.10.1990 года на историческом Кафедральном соборе Киевских митрополитов, проходившем в Святой Софии, месте, где мы с Вами познакомились.
А потом все покатилось, как ком с горы, - улыбнулся старик, - 24 августа 1991 года Верховная рада Украины приняла акт о государственной независимости и уже 1-3 ноября в храме Антония и Феодосия проходит новый Собор УПЦ на котором присутствовало 22 епархии. Собор утвердил постановление - обратиться к митрополиту Алексею II о даровании Украинской Православной церкви полной канонической самостоятельности.
- То есть, автокефалии, - уточнил Андрей.
- Правильно, - уничтожая сырный торт протарабанил старик, - аналогичное обращение к Алексею II направил и Леонид Макарович Кравчук, президент новоиспеченной державы.
И на этом соборе проголосовали за такое обращение все архиереи.
Но вскоре три архиерея: Донецкий Алипий (Погребняк), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Черновицкий Онуфрий (Березовский) дезавуировали свои подписи под Обращением.
А 31 марта 1992 года в Даниловом монастыре, в Москве открылся Архиерейский собор РПЦ, на котором присутствовало 97 архиереев, где высказалось мнение против предоставления полной самостоятельности УПЦ. А от Магаданского настоятеля Аркадия (Афонина) поступило предложение сменить с поста настоятеля УПЦ Филарета. Это предложение поддержали митрополит Винницкий Агафангел, епископ Уральский Антоний (Москаленко) и архиепископ Смоленский Кирилл (Гундяев).
Филарет, - продолжил старик, - дал свое архиерейское слово, поклявшись на Библии, что соберет Собор УПЦ и изберет нового патриарха, но в Киеве. А сам он не хочет уходить на покой и просит оставить его на службе церкви. За такие слова представители Московского Собора поблагодарили Филарета, надеясь на правильное понимание последнего сложившейся ситуации.
В Благовещенье, 7 апреля 1992 года, за богослужением во Владимирском соборе митрополит Филарет объявил об отказе уйти с поста предстоятеля УПЦ, так как ему была дана грамота в 1990 году от Патриарха Всея Руси на постоянное управление УПЦ.
- Так значит Филарет солгал? – задумавшись произнес Андрей.
- Вы не забыли, что он поклялся на Библии-Евангелии и кресте оставить пост, - уточнил старик, - мало того Алексей II запросил письмом от 17 апреля Филарета к себе для дачи пояснений. Но ответа от Филарета не последовало.
Собравшийся Священный Синод 21 мая вынес решение: пастырю Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку), как старшему по возрасту, собрать до праздника Святой Троицы Архиерейский собор, где принять отставку Филарета и назначить нового настоятеля УПЦ.
- А что же Филарет, ушел в молчание? – спросил Глаголев.
- Да нет, - проронил старик, запивая узваром съеденный торт, - 26 мая 1992 года Филарет собирает своих сторонников на «Всеукраинской конференции защиты канонических прав УПЦ», на котором было отвергнуто решение Священного Синода и осуждено его членов. А также собравшиеся направили обращение к патриарху Константинопольскому Варфоломею:
«Доводим до Вашего святейшества. В связи с тем, что с 1 декабря 1991 года Украина стала независимой, просим Вас считать Акт от 1686 года о передаче Московской патриархии Украинской церкви таким что прекратил действие».
При поддержке президента Кравчука Филарет сохранил за собой контроль за денежными средствами УПЦ и 25-26 июня 1992 года в киевской приёмной Филарета (ул. Пушкинская, 36) прошло собрание нескольких епископов УАПЦ, депутатов Верховной рады Украины, обслуживающего персонала митрополии, именовавшееся Объединительным собором двух церквей - УПЦ и УАПЦ. Решением «собора» УПЦ и УАПЦ были упразднены, а всё их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата». Её руководителем решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Скрипника), заместителем - Филарета (Денисенко), управляющим делами - Антония (Масендича). Фактически всей деятельностью УПЦ КП руководил Филарет, что впоследствии и привело к конфликту… 
- Да, улыбнулся Андрей, - непростое это дело – религия, - А что же Москвичи?
Старик, допив узвар продолжил:
- В тоже время Никодим, старший по возрасту украинский архиерей, 27 мая собрал Харьковский Собор УПЦ, где присутствующие выразили недоверие митрополиту Филарету и сместили его с должности с зачислением за штат за неисполнение клятвенного обещания уйти с поста.
Кроме того, 16-ю голосами (из 17-ти присутствующих) был выбран во втором туре Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) - Митрополитом Киевским и всея Украины, который 26 июня в Киево-Печерской Лавре собрал первый собор УПЦ МП.
Такой раскол произошел в православии.
А причина очень проста, - продолжил старик, - власть всегда хочет иметь при себе свою карманную религию. Вскоре Кучма, президент номер 2, был на стороне Филарета, так же и Ющенко, третий «Батько неньки України», все они стремились и стремятся отделиться от влияния «могучей руки Москвы». А в результате этого страдают люди. Но мало того, к управлению религиозными организациями пришли просто авантюристы, поимевшие церковную кассу, солгавшие на Библии и к тому же уничтожившие своих ближайших сподвижников.
- Это Вы о ком? Кого уничтожили? – уточнил Андрей.
- Официально Владимир (Романюк), на могиле которого мы с Вами познакомились умер от сердечной недостаточности, - вздохнул старик, - хотя 14 июля 1995 года, на самом деле, Владимир отправился в гражданском платье в Ботанический сад университета на встречу с неизвестным лицом. К вечеру его мертвое тело с переломанными ребрами и окровавленной от сердечных ран в виде ножевых уколов одежде было доставлено в Феодосиевский монастырь, откуда на следующий день отправили в морг.
- Так это что тоже он сделал? – перебил старика Андрей.
- Все в этом мире делается людьми, - ответил старик, - но любое плохое делается только теми, кто еще и предан анафеме.
- Филарет? – снова задал вопрос Андрей.
- Да, Филарет предан анафеме, - ответил старик, - значит все те, кто им рукоположен, также не являются священниками служителями, а простыми мирными людьми.
- Так значит, если я прихожу в церковь Киевского патриархата и мне отпускает грехи священник…
Там Вам не священник отпускает грехи, а простой гражданин в рясе не имеющий Божьей благодати, - перебил старик, -  простой мирской человек, поставленный преданным анафеме авантюристом. Но вся проблема в том, что сейчас люди абсолютно не понимают, какая церковь к какому из течений относится – они просто приходят в эти соборы…
И не вина в этом действительно людская, - подтвердил Андрей, - все проблемы в амбициях. Например, у католиков – один центр – Ватикан, хотя стран много, а прихожан более 1 миллиарда. Почему бы не поступить также – иметь один центр православия, а не делить веру на кусочки. Хотя и говорят, что нашу религию стремятся уничтожить из вне, я думаю, что мы сами и есть уничтожители своей духовности – именно мы, изголодавшиеся и раболепствующие от простого блестящего презренного металла. И этим пользуются наши недоброжелатели, накопившие столетиями богатство и манящие своим благополучием нас, как морковкой манят осла.
Именно так, - подтвердил старик, - так и Филарет далеко не тот, за кого он себя выдает – его абсолютно теперь не интересует духовное состояние украинского народа. У Филарета есть свои покровители. Я в свое время слышал от моего отца, что управляют всем на территории Киева не те, кого мы часто видим по телевизору или в газетной хронике, а качественно другие, обособленная от простого обывателя каста – управляющая этой землей еще до славянского православного сообщества.
- Я кажется понимаю, о чем и ком идет речь, - произнес свои мысли вслух Андрей.
- Знаете? – теперь уже заинтересованно спросил старик.
- Скорее, догадываюсь, - вовремя опомнился Глаголев, - а с кем я имею честь быть знаком? – он перевел разговор в другое русло.
- Шмидт, Валентин Иванович Шмидт, - поклонился Глаголеву старик, - один из внуков лейтенанта Шмидта, героя революции.
- Как в золотом теленке, - улыбнулся Андрей.
- Как Вам будет угодно, но я, говоря абсолютную правду, - немного нервничая ответил Валентин Иванович.
- А знание истории, позвольте узнать, откуда у Вас такие?
- Я историк, даже более того, историк религии, а если точнее специализируюсь на духовном наследии и религиозных течениях земли Русской, - ответил старик.
- Это как раз то что было мне нужно, - так же вслух промолвил Андрей, - у меня к Вам есть несколько вопросов, а может быть затем предложений…
Ночь вступила в свои права в древнем городе земли Русской, когда два силуэта, вышедшие из ресторанчика, плавно направились к гостинице «Днепр»; чтобы продолжить знакомство за бутылочкой хорошего коньяка…