Борик, Борис Абрамович

Василий Доценко
   Зная, что Борик (официально - профессор Борис Абрамович) совершает ежеденевно после работы лечебную прогулку, я попросился в компанию с ним пройтись по известному в городе месту прогулок – Погулянке.

   Меня всегда поражала его увлеченность наукой, которую не мог остановить даже  солидный возраст, – 80 лет, осведомленность в различных вопросах медицины и в первую очередь – в гепатологии. И случившуюся мою встречу с ним я хотел посвятить обсуждению свежих научных публикаций.

   Неожиданно, как заправский интервьюер, я спросил, какой была его кличка в школе. Оказалось, что Борисов в классе было шестеро.  Все они были евреи и, удивительно, - без школьных и уличных кличек, без серьезных конфликтов со сверстниками. Правда, когда мой герой спешил в школу, то отчетливо слышал вдогонку от ВЗРОСЛЫХ соседей: «Жид пархатый, г.. напхатый».

   Как признался мне Б.А., учился он в школе отвратительно. Когда его пыталась пристыдить мать за плохие оценки, отец, уверенный в его незаурядных способностях, выгоражиал сына фразой: «Станешь профессором на день позже». Кто  мог тогда поверить в реализацию отцовской шутки?

   Поразительно, но в мединститут он поступил лишь со второго раза. В первый раз он получил двойку по диктанту на украинском языке. Подготовка по украинскому языку в следующем году не понадобилась, так как было разрешено писать диктант по выбору – по-русски или по-украински.  По совету «знающих» людей, подал он документы на санитарно-гигиенический факультет, так как конкурс на этот факультет был ожидаемо ниже, чем на лечебный.

   По точным наукам снизить оценку приемной комиссии не удалось, однако оценка за диктант, казалось, поставит крест на его студенческой судьбе. И тут Борик проявил свой бойцовский характер. Он потребовал апелляционную комиссию показать свое сочинение с обнаруженными ошибками. Экзаменатор поставил оценку «четыре», придравшись к разделительному знаку двоеточию, где, по его мнению, должно было быть тире. Тогда Борик напомнил, что двоеточие ставиться перед последующим раскрытием содержания предыдущей части предложения, а тире – вместо пропущенного глагола или смыслового противоречия. Претензия была удовлетворена и с отличной оценкой Борик был зачислен в институт.
   Я удивился, что абитуриент с сомнительной пятой графой так легко поступил в институт, хотя и был так основательно подготовлен. Причина обнаружилась где-то через месяц после зачисления. Его внезапно вызвали в отдел кадров института с паспортом, где в графе национальность было указано – еврей. На следующий день от него потребовали предъявить свидетельство о рождении и комсомольский билет. Во всех перечисленных документах была указана та же национальность. Исключать его уже не решались, но стала понятной и причина его зачисления. По-видимому, декан из симпатии к талантливому абитуриенту сознательно «ошибся», подготавливая списки на зачисление.

   В институте он учился с азартом, много читал и мечтал, но стать практикующим врачом санитарно-гигиенический факультет не давал права. В качестве исключения, выпускникам этого факультета разрешалось работать фтизиатром или инфекционистом. Но к заветному месту в инфекционной больнице был еще долгий путь. Борик был направлен на работу в районную санитарную станцию эпидемиологом. В эти годы в стране проводилась массовая вакцинация населения, и неожиданно обнаружился рост случаев инфекционного гепатита А (болезнь Боткина). Проанализировав зарубежную и отечественную литературу, Борик (районный санитарный врач!) публикует обзор в журнале «Советская медицина», обосновывает отсутствие всякой связи этих событий с вакцинацией, а случаи гепатита – сезонными вспышками болезни. Публикация вызвала такой отклик в научных кругах, что Борику предложили поступать в аспирантуру в родном вузе.

   Когда были на отлично сданы экзамены в аспирантуру при кафедре эпидемиологии мединститута, стали ожидать утверждения на зачисление в Министерстве здравоохранения Украины. Когда и через месяц такого документа не было получено, Борик сам позвонил в отдел кадров МЗО, то услышал такой ответ: «У нас другие планы в отношении научных кадров, и уведомление об отказе отправлено в ваш мединститут».  В это время родной брат Борика, заместитель прокурора области, авторитетный криминалист, командируется в Москву для участия в расследовании массовых убийств опасным маньяком. С генеральным прокурором брат отправляется в Министерство здравоохрания СССР и, написав заявление за Борика, подает жалобу министру, который тут же распоряжается отправить письмо с его положительной резолюцией в Киев. В течение двух недель реакции из Киева нет, а на просьбу пригласить к телефону начальника отдела кадров, секретарша сообщает о его болезни. Тогда брат Борика повторно обращается в Министерство, и замминистра СССР, используя мат, требует немедленно решить вопрос. Так Борик стал аспирантом и началась его научная жизнь.

   Задачей его кандидатской диссертации стало разработка метода обнаружения в сыворотке поверхностного антигена вирусного гепатита В, австралийского антигена, за открытие которого Барух Бламберг был отмечен Нобелевской премией. Поскольку специальных наборов реактивов для обнаружения антигена в стране не было, Борис Абрамович (так теперь мы его будем называть) сумел разработать метод, доступный для использования в практике.   

   Борис Абрамович, анализируя случаи заболевания гепатитом В в семьях, доказывает половой путь передачи инфекции и возможность репликации вируса не только в клетках печени (гепатоцитах), но и лимфоцитах крови. Б.А. разработал метод определения субтипов вируса гепатита В, подтвержденный патентом и отмеченный присвоением звания «Заслуженный изобретатель СССР». Он организовал на Львовском заводе бакпрепаратов выпуск иммуноглобулина против вируса гепатита В, что в то время было революционным шагом к лечению инфекции. В последние годы Б.А. занимается лечением различных заболеваний с помощью разработанного им метода клеточной терапии криоглобулинемии.

   Б.А. главный редактор единственного в Украине научно-практического журнала «Гепатология», блестяще читает лекции студентам и врачам. Б.А. имеет более десяти публикаций в авторитетных зарубежных журналах

   По словам Б.А., первое его сожаление связано с тем, что он не может принять приглашение читать лекции за рубежом, так как не владеет в достаточной степени английским языком. В наши школьные годы изучение иностранных языков было организовано так, чтобы реально ими не владели. Вторая причина его печали – отсутствие сотрудников для продолжения исследований и реализации новых идей.