Глава Z. Или ходить, или склоняться

Герхард Франц
Я достал яблоко из рюкзака, откусил и задумался. Почти вслух, т.к. никого в округе не было. Специально ушел в тот день далеко, в глубину леса, что бы остаться наедине с мыслями и вопросами, которые накидали Ку Ван Шир, Куцыбал и мой дедуля. Я откусил яблоко, подкинул и сказал:

- Яблока нет! Есть только представление о нем, - ухмыльнулся над этим и начал вспоминать и причинах своего обучения с самого начала, - Любой раз, когда подкидываю яблоко, то ожидаю, что поймаю его, ведь интуитивно предсказываю траекторию падения. Интуитивно? Да, нет. Потому что уверен в непоколебимости законов и гравитация работает без нареканий. То, как и почему я ловлю яблоко основано на предыдущем опыте, в бесконечном повторении тех или иных упражнений. Но если представить, что яблоко вдруг зависнет в воздухе и не упадет, а может, улетит куда-то вдаль. Это не возможно, а значит, мы теряем контроль, и как следствие испытываем дискомфорт и фрустрацию. А все, потому что когда сталкиваемся с чем-то новым, нам мозг пытается сравнить с чем-то уже известным. Вот почему меня изначально каждый спрашивал о моих увлечениях, о том, что я делал до этого, и почему к таким решениям приходил. Каждый пытался понять, с чем уже знаком, чтобы на базе этого построить познание нового. Они продумывали путь, который получался простым в освоении, отвечал ожиданиям, давал ощутимую обратную связь, и тогда уже без труда, возможно, запомнить и повторять сложившуюся комбинацию. Т.е. нужно сделать решение интуитивным и понятным, как дыхание.

Посмотрев на дерево, под которым решился остановиться. Бросил вещи под ним, а сам пошел тренироваться, и задался другим вопросом:

- Это все прекрасно звучит. И если бы каждый учитель, иль мастер, мог донести до ученика такую мысль, это было бы идеально. Но как работает эта интуитивность? Из чего состоит? А на всех ли это действует? Возможно, это всего лишь иллюзия интуитивности.

Прислушался к возбужденному чириканью, которое доносилось из кустов, растущих в густой глубине леса. Вполне можно предположить, что это чирикала целая стайка воробушков, прыгающих по веткам. Так же заметил, что кусты еще и качаются. И среди ветвей плакучей ивы мелькают цвета, которых на дереве обычно не увидишь. То нежно-розовое, а временами и пунцово-румяное. То неуместно-красное, то васильково-голубое. Ну, впрочем… конечно, такого цвета могут быть платья – но ведь бывают и птицы такие! Зяблики там, сойки всякие. Но немного подождав, увидел только птичек и никого более.
 
- М-да. Из предыдущих уроков явно ожидал кого-то по более, но это лишь один из примеров повседневности. Остановимся на примерах социального взаимодействия. Шахматы, наверное, более ярко описывает эту механику. Мат королю приводит к победе, как смерть высокорангового офицера, иль полководца. Это наше простейшее представление о том, как работает общество. Уничтожение лидера – раскалывает группу. Так происходило во всех историях и легендах про Сenturio Sizar. Победа над ним, всегда приводила к завершению его похождений и началу нового цикла спокойной жизни. Но, если подумать…

Когда мысль зарождалась и продолжала набирать обороты, воробушки в кустах расчирикались особенно возбужденно. Я решил не обращать на это внимание и продолжил размышлять

- И если подумать, ведь никто не мешает воинам без лидера сражаться дальше, но наша модель поведения формировалась тысячи, а то и может, миллионы лет и позволяет легко принять важность лидера. Ну или еще пример этаких условностей. Несмотря на исключения, мы привыкли к тому, что стрелочка указывает путь, красный – горячее, а синий – холодное. И получается, что каждое такое взаимодействие можно назвать механикой. Т.е. мы сталкиваемся с ситуацией, выбираем решение, действуем и получаем обратную реакцию. И те, кто уже погружены в какую-то тематику, уже знают некоторые условности и механики. Не погруженному придется изучать их с нуля. Нужно время, чтобы сломать привычку. Но это не значит, что интуитивность равно казуальность.
 
Из-за ивы долетел возглас, какой могла бы издать большая птица. Цапля, например. А может, ворона. Ну, а если ветка при этом дернулась слишком сильно – что ж, наверное, эта птица слишком подалась вперед и едва не упала с ветки. Тоже логично: бывают птицы ловкие, а бывают неуклюжие. Кроме того, именно сейчас я был погружен в другую сторону, даже в глубину познания Люкситас.

- Каждый не желал перенасыщать занятия множеством упражнений, давая лишь небольшой арсенал базовых навыков, но взамен огромное количество ситуаций, чтобы придумать, как раскрыть их на полную. Любого можно научить новому, если погрузить его в состояние, когда он был ребенком и вынужден был учиться. Поэтому всем легче, когда нам объясняют наглядно на ярких картинках, простыми словами. Всякие скучные таблицы можно заменить на звездочки, но суть останется та же, только веселее станет. В итоге, чтобы помочь в освоении нового, некоторые мастера переплетают с дизайном окружения и законами его существования.

Я вновь обратил свое внимание к возбужденному чириканью. Хоть птички – не самые внимательные наблюдатели, особенно когда их внимание занято чем-то другим, но они могут свидетельствовать о чем-то крадущемся. Наверное, что-то не важное. Я продолжил тренироваться и думать о своем.

- За счет стиля все эти механики дают свои уникальные ментальные модели с интуитивными механиками. Это работает благодаря тому, что наш мозг формирует их с помощью четырех особенностей психологии. Во-первых, мы вычеркиваем лишнее, т.е. выбираем информацию на основе своих интересов, убеждений и уровня внимания. Во-вторых, стремимся достроить или додумать то, чего нет, потому что все необъяснимое – опасное. В-третьих, мы искажаем все происходящее с нами – преувеличивая одни детали или приуменьшая другие. И, наконец, в четвертых, обобщаем. Т.е. если что-то произошло единожды, склоны воспринимать, как что-то типичное явление. Поэтому каждый давал четкое понимание. Хочешь чтобы обучаемый делал как надо, то убери лишнее. Оговоренные ограничения убирают излишние домыслы и способствуют интуитивности. А мозг, сам найдет им оправдание.

Тут налетел ветер, и я увидел что-то чистое и белое. Меня пробрало холодом: испугался, что это страница, выдранная из книги. Мало на что наставник так злился, как на дурное обращение с книгами. Подлетел к дереву, протянув руку, я нащупал не бумагу, а гладкую полоску бересты. Достав ее, он увидел коряво нацарапанные буквы:

«Ты пришел задолго до падения. Ты не жаловался. Ты показал, что твой разум сильнее, чем твое тело. И это хорошо. Когда разум контролирует тело, это Люкситас. Но знание своих пределов это тоже Люкситас. Лучше остановиться, когда ты еще можешь бежать, до того, как ты упадешь».