Картина с двойным названием

Эльвира Гусева
Увидев впервые  картину  художника  Василия  Поленова  «Христос и  грешница», я  удивилась. Это была совершенно другая грань  его творчества, которую я ранее  не знала. Оказывается,  его давно  беспокоила эта тема, с тех самых пор, когда он, будучи в юношеском возрасте, увидел  известную картину художника  Александра  Иванова «Явление  Христа  народу».  Он  был ошеломлён увиденным:  задумкой, драматизмом, исторической достоверностью, масштабностью картины. Сразу созрела мысль  написать  своё полотно.

Прошли годы.  Прежде, чем  картина появилась на свет, художник побывал  на Востоке, ему хотелось окунуться  в  колорит местности, изучить особенности быта  и нравов  тех мест, всё оказалось непросто.  Вскоре выяснилось, что одной  поездки  для воплощения задуманной мечты  было недостаточно.
 
Сделав первые  наброски к картине, Поленов  разочаровался в результате. Пришлось на время отложить  работу и, лишь спустя годы, он вновь  уезжает на Восток. Посещает Египет, Сирию,  Палестину,  Грецию,  там он много работает.  Ему интересно всё, что  он наблюдает, изучает,  делает  многочисленные  эскизы  и  этюды.  Наконец, находит то, что так долго искал.
 
Однако, приступить к написанию картины ему пока не удаётся, ибо в России в те времена не было таких больших  холстов, о каком он мечтал – 325 \ 611. Пришлось ехать в Италию, чтобы  там приобрести полотно таких размеров.

Когда всё было готово, художник приступил к работе. Фоном основного действия картины становится  восточный город, с  его повседневной жизнью. Образы  природы  и  архитектуры, занятия  людей были настолько  реальны, что совершенно не вызывают сомнения:  всё происходит  в Палестине. Под лестницей к белому храму кипит  жизнь, висит бельё, стоят корзины с товаром – именно  эти детали придают картине  достоверное звучание.

Главное  действие  на картине происходит  у  храма. В основу  сюжета картины положен случай из библии, к Иисусу Христу привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии.  Разгневанная толпа и фарисеи  требуют наказания для грешницы,  в соответствии  с заповедями  Моисея,  согласно  которым, она должна быть побита камнями. Все знают, что  Иисус  проповедовал смирение и любовь к  ближнему. Это и есть кульминация  и главная идея  картины.

Иисус  у Поленова  изображён по - новому, будто это и не Бог, а мудрый странник,  прошедший  через  жизненные трудности, много повидавший на своём пути. В его позе чувствуется усталость, одежда ничем не отличается от одежды простых людей. Он задумчив, спокоен,  погружён в себя. Спокойны  и его ученики  в левой  части картины. Так  они противостоят  разъярённой толпе.  Какое решение  вынесет  Иисус, как он  решит судьбу  блудницы?

- Кто из вас без греха, первый  брось в неё камень! -  таков его вердикт.  По всей видимости, таковых не нашлось, толпа постепенно удалилась, оставив грешницу, которой Иисус дал свой наказ: больше  не грешить.

После того, как работа была закончена, картину ещё некоторое время  не пропускала цензура, придираясь  к  разного рода мелочам. Образ Иисуса вызвал споры, критики считали, что  нельзя   изображать  в  одежде и позе  простого человека. Среди ценителей картины нашлись и те, которые одобрили  этот  образ.
 
Не меньше споров  вызвало  и  название  картины. Авторское - «Кто из вас без греха?» было отвергнуто цензурой. После некоторых споров  остановились на новом - «Христос и грешница». Оно, по мнению цензуры, больше соответствовало  содержанию  картины.
 
Когда, наконец, картина прошла отбор и  в  феврале 1887  года попала на 15 передвижную выставку, её увидел император Александр 3.  Он был впечатлён увиденным,  и изъявил желание  приобрести  картину   для личного музея. Там она была выставлена под названием  «Блудная жена», что совсем не соответствовало  изначальному замыслу  автора.

В Русском  музее  картина  выставлена  под  двойным  названием:  «Христос и грешница» (то, на котором настояла  цензура)  и  «Кто из вас без греха?  (авторское  название), выражающее, по его мнению,  главную  идею всепрощающей любви к ближнему.