Фиолетовая птица на черном снегу 35

Михаил Садыков
Одни люди способны к неожиданным озарениям. Другие плохо осваивают ситуацию и приходят к решению проблемы после долгого обдумывания. Способности у людей различны, однако, если ты держишь в уме Четыре Заповеди, твое сознание поднимается выше забот о собственном благополучии, тобой начинает управлять мудрость, независящая от низменных помыслов. Многие тщательно размышляют о вещах, скрупулезно планируют будущее, но, зачастую, их расчёты имеют целью достижение личных выгод. Такой пагубный образ мыслей влечёт за собой пагубные поступки и приводит к плачевным результатам. Глупцам трудно отстраниться от заботы о своем благосостоянии.


  Поэтому, когда начинаешь какое-либо дело, вначале сосредоточься на Четырех Заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот они:
- Не опоздай встать на Путь Воина;
- Стремись быть полезным хозяину;
- Чти предков;
- Поднимись над личной любовью и личным страданием - существуй во благо человеческое»



Старый Хамбэй отложил второй свиток и принялся за следующий:


«Истинный смысл фехтования далеко выходит за рамки овладения приемами боя.
Взглянем на мир. Мы увидим, что творчество зачастую становится предметом торговли. Люди изощряются в изобретательстве, стремясь полу¬чить скорую  выгоду, продавая приобретенные на начальной стадии пости¬жения навыки, тем самым, искажая суть происходящих с ними изменений. Здесь уместна аналогия с орехом и его цветком. Превознося достоинства цветка, мы невольно умаляем значение плода. На Путь Стратегии нередко становятся люди - и ученики, и преподаватели искусства боя, - озабоче¬нные стремлением поразить окружающих блеском мастерства, похваляясь совершенством техники фехтования. Иными словами, они пытаются ускорить расцвет растения, спровоцировать завязь плода, что никому не под силу. Эти люди рассуждают о преимуществах того или иного додзё, но на деле лишь ищут выгоды. Кто-то в свое время сказал: "Незрелая Стратегия - причина печали". Очень верное высказывание».

Покачал головой Старый Хамбэй, следующий свиток взял:


«Коли ты хочешь изучать Путь, глубоко размышляй о вещах, рассма¬триваемых в этой книге, перебирай одну за другой. Ты должен проделать большую работу.
Согласно воззрениям школы Ити, ты можешь победить с длинным клин¬ком, но можешь выиграть бой и с коротким. Иначе говоря, дух школы Ити - дух победы, вне зависимости от вида оружия и его длины.
Эти вещи нельзя объяснить в теории. На одном предмете познай десять тысяч. Когда достигнешь Пути Стратегии, не будет ничего, чего бы ты ни смог увидеть. Ты должен учиться усердно. Если ты познаешь Путь во всей широте, ты будешь видеть его во всем. Люди должны совершенствоваться.
Вот заповеди для мужчин, которые хотят изу¬чить мою Стратегию:
1. Не допускай бесчестных мыслей;
2. Путь - в упражнении;
3. Познакомься с каждым искусством;
4. Познай пути всех профессий;
5. Различай выигрыш и потерю в делах мирских;
6. Развивай интуитивное понимание окружающего;
7. Прозревай невидимое;
8. Обращай внимание даже на заурядное;
9. Не делай ничего бесполезного.
Важно начать с укоренения этих общих принципов в твоем сердце. Без широкого взгляда на вещи трудно понять Стратегию. Если же ты изучишь наши положения и овладеешь Стратегией, ты никогда не проиграешь даже двадцати или тридцати противникам. С самого начала ты должен укрепить свое сердце на Стратегии и держаться Пути. Ты станешь спосо¬бен опрокидывать врага в схватках и побеждать взглядом. Посредством тренировок ты сможешь свободно управлять своим телом, покоряя людей своими действиями, и при достаточной тренированности, сможешь сломить волю многих силою своего духа. Когда ты достигнешь этого состояния, не будет ли это означать, что ты непобедим?
Более того, в масштабной Стратегии высокопоставленный муж сможет умело обходиться со множеством подчиненных, корректно вести се¬бя, разумно править страной и вдохновлять людей на подвиги, таким обра¬зом, укрепляя достоинство правителя. Если существует Путь, позволяю¬щий человеку, не падая духом, опереться на себя и завоевать честь и славу, то это  -  Путь Стратегии»



Крякнул Хамбэй-сан, развернул следующий свиток:


«В бою состояние духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спо¬коен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабиться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не будь ни достаточно вдохновленным, ни вдохно¬вленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние.
Низкие ростом люди должны быть знакомы с духом крупных людей, а крупные - с духом маленьких. Каким бы ты ни был по размеру, не позволяй себе идти на поводу у собственного тела. С духом открытым и несвязанным, смотри на вещи с высокой точки зрения. Ты должен взращивать свои мудрость и дух.
Оттачивая свой ум: понимай меру обще¬ственной справедливости, различай добро и зло, изучай Пути различных искусств один за другим. Когда люди не смогут обмануть тебя, ты осознаешь мудрость Стратегии.
Мудрость Стратегии отлична от прочих вещей. На поле боя, даже подвергаясь   опасности, ты должен неустанно следовать принципам Стра¬тегии, укрепляя дух.»


Закивал головой Сэнсей, хорошо, мол. Так, свиток за свитком прочел он и Пять подходов к врагу, и Атаку Текущей Воды, и Атаку Огня и Камней, и Атаку Красных листьев, и Положение-не-Положение, и Тело вместо меча. Лишь в главе Прямая Связь он дописал:



«Изучай содержание этой книги, тему за темой, и, сражаясь с про¬тивником, ты постепенно поймешь принципы Пути.
Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от вре¬мени, участвуя в схватках. Сохраняй дух Пути, когда ты скрестил меч с противником.
Шаг за шагом иди по дороге в тысячу ри.
Изучай Стратегию в течение многих лет и закали дух воина. Сегодня - победи себя вчерашнего: завтра - победишь низких людей. Далее, чтобы справляться с более умелыми, тренируйся согласно этой книге, не позволяя своему сердцу свернуть на боковую дорожку. Помни, если убьёшь врага приёмом, не основанном на том, чему ты научился -  это не истинный Путь.
Если ты постигнешь наш Путь побеждать, ты будете способен справиться с несколькими десятками человек. Что остаётся делать - это шлифовать умение фехтовать, чего ты можешь достичь в сражениях и поединках.
Любой, кто хочет овладеть сущностью моей Стратегии, должен тре¬нироваться усердно день и ночь. Так он может отточить своё умение, стать свободным от своего эго и реализовать свои экстраорди¬нарные способности. Он придёт к обладанию чудесной силой. Эти качества - практический результат Стратегии».


Скоро уже половина ночи наступит. Старый Хамбэй дописал несколько строк в Книгу Ветра. Книгу о других школах фехтования:
«Думаю, в этих школах принято считать, что существует множество методов использования длинного меча для того, чтобы завоевать восхищение новичков. Это – торговля Путём. Это недостойный дух в Стратегии.
Обсуждать различные способы зарубить человека ошибочно. Убийство - одинаково для тех, кто имеет навык в единоборстве, и для тех, кто не имеет. Оно - одно и для женщины, и для ребенка, и не существует множества способов убить. Мы можем говорить лишь о различных приемах, но не более.
Поражение противника есть Путь Стратегии. Но нет необходимости во множестве тонкостей.
Методы других школ – скручивание руки, сгибание туловища, подпрыгивание и т.п. – не на истинном Пути Стратегии. Чтобы зарубить противника, не нужно вихлять кистью или сгибаться в три погибели. Это совершенно бесполезно. В моей Стратегии я держу свои тело и дух прямыми и заставляю сгибаться и скручиваться. Врага необходимо побеждать, атакуя противника, когда его дух смущен. Хорошо понимай это».


Упомянул старый сэнсей об использовании рук, ног и глаз в других школах. Вставал, садился вновь, тушечницы менял, пил, в отхожее место отлучался. Снова садился, и снова писал:
«Скорость не является частью истинного Пути Стратегии. Скорость предполагает, что вещи становятся быстрыми или медленными, в зависимости от того, попадают они в ритм или нет. Мастер любого Пути Стратегии не выглядит быстрым.
  Некоторые люди могут проходить в день огромные расстояния, но это не означает, что они бегут с утра до вечера. Неопытные бегуны могут казаться бегущими целый день, но достижения их жалки.
Если заторопишься, собьешься с темпа. Конечно, мед¬лительность тоже плоха. По-настоящему умелые люди везде успевают и никогда не кажутся торопливыми. То, что известно как скорость, особенно плохо на Пути Стратегии. В зависимости от места схватки, ты можешь оказаться на площадке, где невозможно двигаться быстро. Положение твое усугубится, если в этой ситуации ты будешь вооружён длинным мечом. Ты сможешь попытаться рубить им стремительно, как веером, или коротким клинком, но не сумеешь в действительности нанести никакого удара. Осознай это.
В широкомасштабной Стратегии также неуместен и нежелателен суетливый настрой. Когда твой противник носится без оглядки, не обращай внимания и сохраняй спокойствие. Враг не должен влиять на тебя. Настойчиво тренируйся.»



Долго писал свой труд старый Хамбэй, почти год. Каждый раз он возвращался к тексту, когда чувствовал, что мысль его освободилась от лишнего. И стала, как говорят, ни прибавить, ни убавить. Сегодняшней ночью многие мысли его легли на бумагу. И вот сейчас, к утру, он закончил Книгу Пустоты, последнюю из пяти книг его трактата, и завершил свой труд словами:



«Чтобы обрести Путь Стратегии в качестве воина, ты должен полностью изучить прочие боевые искусства, ни на йоту не отклоняясь от истинного Пути. С установившимся духом, накапливай опыт день за днем, час за часом. Полируй обоюдоострые сердце и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей степени, когда последние тени заблуждений исчезнут, тебе откроется истинная Пустота. Применяй Стратегию широко, корректно и открыто. Тогда начнешь думать о вещах в широкой перспективе, и, приняв Пустоту как Путь, увидишь Путь как Пустоту.
В Пустоте – достоинство, и никакого зла. Мудрость обладает существованием, принцип имеет существование, Путь обладает существованием, дух есть ничто.»