Чума. Глава десятая Непосильный груз чувств

Максим Суворов
-Морена – богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца её – смерти. В славянском язычестве в мироздании Жизнь и Смерть – единое целое. Если бы не Морена, Природа - Макошь не смогла бы отдыхать, постоянно плодонося, и, рано или поздно, стала бы бесплодной. Каждую Зиму Морена берёт власть. Но даже после её ухода с людьми остаются её слуги – маары. Они разносят болезни и губят людей. А Морена всегда рада наслать на людей ужасный мор, - прочитал Аделард Рашиди. Он выписал это из книг в библиотеке местного дворянина. - Это бред! Иссурия не может быть Мореной, как и марой. Но отравителем быть глупо. Она скорее заболеет сама. Чем заразит кого-то другого, - ударил по столу Аделард. – Но с другой стороны все факты на лицо. В её вещах нашли поражённую плоть и какие-то зелья. Но опять же, она рылась в них без костюма и не заболела, разве что у неё иммунитет. Рашиди, ты в разы мудрее меня, подскажи, как поступить?
- Аделард, главное то, что в её сумке были найдены части плоти, а значит, она переносит болезнь. Будь она Морена или нет, но смерть – единственное, что её ждёт. Это – справедливость, которая должна свершиться за её преступления.  А является ли она Богиней Смерти или её приспешницей – это уже выяснит церковь и инквизиция, - с привычным для него спокойствием ответил египтянин.
   Врач призадумался.
-Спасибо, Рашиди. Ты всегда говоришь мне то, чего я не хочу понять, - Аделард вздохнул. – Да, она это заслужила.
   Рашиди ушел, оставив друга в раздумьях. Вскоре пришла Аланис.
-Привет. Ты хорошо отдохнул? Выспался?
   Врач улыбнулся англичанке.
-Да, конечно. Чувствую себя прекрасно.
-Это хорошо, потому что тебе нужна стойкость, - сказала Аланис с некоторой грустью.
-Что случилось? – встревожился он.
-Ну, во-первых, Иссурия успела зайти в дома некоторых граждан и нам нужно осмотреть не малое количество людей, но важно не это. Главнокомандующий стражей города Эврард, подтвердил. Что чума посетила твой дом после нашего ухода, точнее через два дня.
   Аделард было впал в ступор. Но тут же оправился.
-Сначала люди, потом собственные чувства, - прошептал он себе. Затем громче сказал. – Пойдём же осмотрим горожан.
   Они собрались и хотели выйти, но пришёл Винцеслао с каким-то человеком.
-Учитель, я прогуливался по городу и зашёл к местным лекарям. У них я встретил гонца, который ищет главу экспедиции чумных врачей. Скорее всего, речь идёт о вас, - доложил он.
-Спасибо. Винцеслао. Не уходи далеко, ты пойдёшь с нами, – Аделард посмотрел на гонца. – Юрбен, Ты ли это? – узнал он друга.
-Аделард, рад видеть тебя во здравии. Но печально, что встретились мы при таких обстоятельствах. Господин Лорент послал меня с письмом и с изъявлением о смерти. Я долго не мог вас или нагнать, или найти, не знаю. Три недели назад скончался Раймон Шален де Винарио, - с горечью произнёс он, наблюдая, как взгляд Аделарда наполнялся печаль и тоской.
   Глаза врача смотрели, словно в пустоту. Но он сквозь зубы сказал:
- Винцеслао, приготовь костюмы и лекарства для оказания первой помощи при чуме.
   Ученик ушёл, уведя с собой Юрбена.
   Аделард остался в том же положении. Аланис собралась уходить. Но перед этим положила руку ему на плечо и сказала:
- Аделард, ты молодец и пытаешься справиться с грусть. Но работой её можно только ненадолго заглушить. Выскажись мне вечером и тебе станет легче.

      *                *                *
 
   За три часа они обошли всех, кого успела навестить Иссурия. Н не нашли ни одного заболевшего чумой.
-Я всё равно слышала кашли тяжелые и сухие. В городе есть чума, но её скрывают. От этого только хуже, - изложила Аланис свои мысли Аделарду и Рашиди.
-Тут сильное влияние инквизиции. Поэтому многие и скрывают болезнь. Никто не хочет быть заживо сожжёнными. Но так же хочу заметить, что чума набирает силы. Мы должны спешить найти лекарство или остаться в одном городе и пользовать всех его жителей, - произнёс Рашиди.
-Найти лекарство наша первостепенная задача, но надо хотя бы раздать людям указания, как увеличить шансы спасение, - ответил Аделард.
-Мы могли бы быстро справиться с этим. Но нужно указать мэру причину. По которой он должен будет подписать приговор о смертной казни Иссурии. Держать её в темнице он отказался, но оставлять распространителя чумы без наказания и на свободе слишком опасно, – заметил Винцеслао.
   Врач задумался, но заметил тёплый взгляд Аланис и сказал:
-Рашиди, твоя мудрость нужна мне для убеждения мэра, поэтому ты пойдёшь со мной. А тебе. Аланис, я поручаю вместе с Винцеслао обойти лекарей и площади. Рассказать всем, как обезопасить себя от чумы. Позже мы к вам присоединимся. – Всё будет сделано, - согласилась девушка и в разговоре с Винцеслао увела его с собой.
-Ты собираешься обмануть мэра? – догадался Рашиди.
-Он не просто так не хочет подписывать приговор. Скорее всего, ему что-то не даёт этого сделать. Поэтому его надо убедить.
-Хорошо держишься, друг мой. Но прими предложение Аланис и открой ей свою душу, а заодно и сердце. Я давно заметил искру между вами, - с улыбкой произнёс Рашиди и ушёл. Оставив Аделарда в некотором смущении, перемешанном с грустью.
   По прошествии четверти часа оба врача направились к мэру на назначенную встречу. Стража обыскала их и привела к кабинету градоначальника. Рашиди не пустили, и Аделарду пришлось идти одному. Он постучал в дверь и вошёл.
   Мэр сидел в приспущенной рубахе, но тут же вновь надел её. От Аделарда не укрылось чёрное пятно на груди. Но врач сделал вид, что ничего не заметил.
-Какая обширная у вас библиотека! – восхитился он, окинув взглядом комнату с многочисленными стеллажами. – Я уверен, что вы прочитали почти все из них. Мэром может быть только начитанный мудрый человек.
-Вы ничего не видели? – с потом на лице спросил начальник города.
-Я? Ничего такого. Прекрасно вас понимаю. Одно время я занимал пост придворного врача, и во всех этих роскошных шёлковых одеждах было невероятно жарко, - отмахнулся врач.
-Ладно, - успокоившись немного, вздохнул мэр. – Вы собираетесь предъявить обвинения к заключённой девушке, не так ли?
-Да, но дело в том, что все обвинения я смогу предъявить только завтра. Сегодня много работы, и не всё ещё готово. А без одного не понять другого. Так что я хотел просить перенести встречу и принять меня завтра вечером, - соврал Аделард.
-Конечно, но завтра крайний срок. А что у вас за работа? В городе вспышка чумы? – подозрительно спросил мэр.
-Вам о таком докладывали? – спросил врач. – Я думаю, нет. А значит, нет и чумы. Работы много по приготовлению лекарств. Вот так-то. Я полагаю, что могу идти?
-Идите.
-Если вдруг заболеете, немедленно обратитесь к врачу. Был у меня один знакомый…, а впрочем, неважно. До свидания! – откланялся Аделард и вышел.
   Он отвёл Рашиди от стражников.
-Мэр болен чумой, - произнёс он. – Нужно закрыть город. Отведите нас к главнокомандующему!
   Через десять минут они были у Эврарда
-Плохие новости. Иссурия сбежала. Не знаю как, но это случилось, - объявил офицер.
-Это не самое плохое, что может быть. Вы обещали помочь мне, если будет нужно, - напомнил ему Аделард.
-Да, так и было. Что вам угодно?
-В вашем городе чума. Но из-за влияния инквизиции и всесожжении, люди не приходят на приёмы к врачам. Болен и мэр. Мы не можем вылечить чуму, хоть это изредка получалось. Но каждая процедура несёт смертельную опасность для врача, но нам нужно найти лекарство, и хоть мы не можем побороть болезнь, зато должны не дать ей распространиться и спасти тех, кто ещё не болен. Вы должны закрыть город!
   Офицер задумался.
-А как же те, кто не болен? – спросил он.
-Мы не можем осмотреть весь город. Но можем обследовать врачей, после чего они сами возьмутся за осмотр горожан из тех кварталов, в безболезненности которых вы уверены. Но сами лекари должны на девять дней остаться в городе. За это время больные умрут, а заражённых останется очень мало. А нам нужно спешить, - сказал Аделард.
-На мне лежит такая ответственность…
-Осмотрите всех солдат. Тех,что не больны, посадите в одни казармы и высылайте их на охрану врат, а больных обманите, дабы они не устроили бунт. После каждой смены вновь осматривайте солдат. И следите за поведением врачей, - раздал указания Аделард.
   Врач покинул главнокомандующего, после того, как он со всем согласился. И через час, когда клювастые собрались и вышли из города, ворота закрылись на засовы и был объявлена чрезвычайная ситуация в связи с вспышкой чумы.
   Врачи шли по узкой тропинке.
-Ты правильно поступил. В этот день на тебя свалилось слишком много испытаний, но ты хладнокровно справился с ними, - подбодрила Аланис главу экспедиции.
-Но если бы лекарство было бы найдено, все те люди остались бы живы. А сейчас нам приходится подговаривать стражников заколачивать ворота городов. На этом фоне лучше выглядит то, как поступают в некоторых городах Италии и других странах. Где людей заколачивают в домах, они либо выживают, либо нет. А болезнь не распространяется. Но всё-таки обрекать людей на смерть тяжело, - пробормотал Аделард. И, вздохнув, добавил. – Будем надеяться, что Иссурия провалилась сквозь землю, и мы больше её не увидим.
-Будем надеяться, - повторил Рашиди.
   Не затрагивая эту тему, они шли до вечера. Но с наступающей темнотой было решено разбить лагерь. Винцеслао отправился за дровами, Аделард с Рашиди натянули платки из подручных материалов. Аланис ждала дров, чтобы приготовить еду.
   После ужина Рашиди и Винцеслао говорили о жизни смерти, о любви и забвении и на прочие философские темы. Аделард же сидел в грусти. Итальянец куда легче перенёс смерть учителя, либо он лучше скрывал свои чувства. Аланис подсела к чумному врачу.
-Я была в городе недолго, но и за это время поняла, на сколько уважали господина де Винарио. Он был бы моим кумиром, знай я его подольше. Лечил и бедных, и богатых, ухаживал и за обречёнными, и за выздоравливающими. Всегда искал выход и почти всегда его находил. Великий человек, - мягко произнесла она.
   Врач задумался.
   Аланис тоже слегка погрузилась в мысли и вспомнила про письмо.
-А что тебе написали?
-То же, что всегда мне говорил друг и коллега учителя де Винарио – господин Лорент. Он придворный врач. Всегда, когда этот доктор-халтурщик, так он себя называл при нас, был в покоях учителя, разговор не обходился без упоминания того, что дар Раймона де Винарио - находить решение почти в любой ситуации, передастся мне, – слегка улыбнувшись, ответил Аделард. Но тут же снова погрустнел. – К сожалению, сейчас он тоже мёртв. Ему оставалось жить три дня, когда он написал мне.
   Доктор слегка помолчал и добавил:
-Я боюсь, что этот дар мне не предался, и мои надежды отыскать лекарство рухнут.
-Аделард, для меня важно не наличие дара в тебе, а то, что ты готов отдать свою жизнь взамен жизни пациента, но так же можешь правильно поступить, пожертвовав меньшинством. А, во-вторых, ты же хорошо знаешь латынь и не мог не слышать выражений: “Dum spiro spero” и “Contra spem spero”, - твёрдо сказала англичанка.
-Пока дышу, надеюсь; вопреки надежде, надеюсь… Действительно, я слишком переживаю об этом только из-за смерти учителя. Но это не должно меня сломить! Он погиб на войне между Жизнью и Смертью. И это достойный конец. От этого, де Винарио только поднялся в моих глазах. И между тем, в природе не создаётся ничего без противоположной пары. Есть болезнь, есть и лекарство! – воспрянул духом Аделард. Он посмотрел на Аланис. Девушка была прекрасна под лунным светом, в угольках от костра. Но для Аделард она сама светила и была ярче самого Солнца. – Спасибо тебе за то, что поддержала меня в трудную минуту. Не знаю, справился ли бы я без тебя.
-Конечно бы, справился! Не забывай о своём верном друге и ученике.
-Знаешь, Аланис, я давно хотел сказать, что ты мне нравишься и даже больше, - неожиданно признался врач.
-О, Аделард! Я тоже тебя люблю! – после некоторого молчания вдруг сказала девушка.
   Они сблизились, но тут произошло нечто ужасное. Аланис кашлянула. Тяжело и сухо, но слабо.
   Аделард тут же насторожился.
-Ты больна. Это чума? У тебя появились бубоны?
-Нет. Я уже сама себя лечила, не беспокойся. Чума только лёгочная, - виновато ответила она.
-Ничего подобного. Сейчас же иди, спи, завтра мы поселимся в покое, чтобы ты выздоровела. Чума не шутка, было много случаев, казалось бы выздоровления, но потом всё резко ухудшалось, - приказал Аделард и, заметив несогласие Аланис, строго добавил. – Никаких возражений. Больной обязан слушать врача, если надеется поправиться!