Чума. Глава четвёртая Чумной доктор

Максим Суворов
   “Мнение членов Парижского медицинского факультета ХIV века о происхождении эпидемии чумы «черной смерти» и о предохранительных мерах против нее
   Мы, члены Парижской медицинской коллегии, по зрелом обсуждении и глубоком рассмотрении теперешней смертности, и согласно с мнением наших древних учителей, полагаем обнародовать причины этого чумного мора (pestilence), по законам и принципам астрологии и естественных наук.
   Вследствие сего, мы заявляем следующее: известно, что в Индии и в странах Великого моря, небесные светила, которые борются с лучами солнца и с жаром небесных огней, оказывают специально их влияние на это море и сильно борются с его водами. От того рождаются испарения, которые помрачают солнце и изменяют его свет в тьму. Эти испарения возобновляют свое поднятие и свое падение в течение 28 дней непрерывно; но, наконец, солнце и огонь действуют так сильно на море, что они вытягивают из него большую часть вод и превращают эти воды в испарения, которые поднимаются в воздух, и если это происходит в странах, где воды испорчены мертвыми рыбами, то такая гнилая вода не может быть ни поглощена теплотою солнца, ни превратиться в здоровую воду, град, снег или иней; эти испарения, разлитые в воздухе, покрывают туманом многие страны. Подобное обстоятельство случилось в Аравии, в Индии, в равнинах и долинах Македонии, в Албании, Венгрии, Сицилии и Сардинии, где ни одного человека не осталось в живых; то же самое будет во всех землях, на которые будет дуть воздух, зачумленный Индийским морем, пока солнце будет находиться в знаке Льва.
   Если жители не будут соблюдать следующие предписания или другие аналогичные, то мы возвещаем им неизбежную смерть: если только милосердие Христа не призовет их к жизни каким-либо другим образом.
   Мы думаем, что небесные светила, вспомоществуемые природой, делают усилия, в своем небесном могуществе, для покровительствования человеческому роду и для исцеления его болезней и, вместе с солнцем, для проникания силою огня, через густоту тумана в продолжение десяти дней и до 17-го числа ближайшего месяца июля. Этот туман превратится в гнилой дождь, падение которого очистить воздух; тотчас как гром или град возвестить его, каждый должен остерегаться этого дождя, зажигая костры из виноградных ветвей, лаврового или другого зеленого дерева; равно пусть жгут в больших количествах полынь и ромашку на общественных площадях и в местах многолюдных; пусть никто не выходить в поле прежде, нежели совершенно не высохнет земля и 3 дня после того, каждый в это время пусть позаботится принимать немного пищи и остерегаться утренней, вечерней и ночной прохлады. Пусть не едят ни живности, ни водяных птиц, ни молодой свинины, ни старого быка, в особенности же жирного мяса. Пусть употребляют мясо животных, одаренных натурой горячей и сухой, но не горячащей, ни раздражающей.
   Мы рекомендуем приправы с толченым перцем, корицу и пряности, особенно лицам, которые привыкли ужинать немного и из отборных блюд; спать днем вредно; пусть сон продолжается только до восхода солнца или немножко позже. Пусть мало пьют за завтраком, ужинают в 11 часов и могут во время стола пить немножко больше, чем утром; пусть пьют вино чистое и легкое, смешанное с шестою частью воды; фрукты сухие и свежие, употребляемые с вином, не вредны, без вина же они могут быть опасны. Красная морковь и другие овощи, свежие или маринованные, могут быть вредны; растения ароматические, такие как шалфей и розмарин, напротив здоровы; съестные припасы холодные, водянистые или влажные вообще вредны. Опасно выходить ночью и до 3-х часов утра по причине росы. Не должно есть никакой рыбы, излишнее упражнение может повредить; одеваться тепло, остерегаться холода, сырости, дождя, ничего не варить на дождевой воде, принимать за столом немного териака; оливковое масле в пище смертельно; тучные люди пусть выходят на солнце; очень большое воздержание, беспокойство духа, гнев и пьянство опасны; дизентерии должно бояться; ванны вредны; пусть поддерживают желудок свободным при помощи клистиров; сношение с женщинами смертельно. Эти предписания применимы особенно для тех, которые живут на берегах моря или на островах, на которые подул гибельный ветер.”
   
   Повсюду развешивались подобные манифесты.
   В доме доктора де Винарио их изучал молодой человек. Ему помогал Рашиди, темнокожий уроженец Египта, который комментировал зачитанные строки.
-Аделард, нельзя сказать, что всё это бредни. Во многом из того, что ты прочёл мне, есть смысл, конечно, не во всём, но он, несомненно, есть. Я не придерживаюсь ни астрологии, ни вашей веры, но и у нас это считается карой Божьей, которая настигнет всех грешников. Именно поэтому, я считаю подобное суждение в корне не верным. Религии, которые по-разному трактуют такие, казалось бы, очевидные вещи, как сотворение мира и конец естества, не могут одинаково правильно диктовать причины ужасных событий. Боюсь, виновен в этом не Бог, а то, чего понять нам пока не дано, - сказал египтянин.
-Рашиди, ты как всегда мудр и рассудителен, но если ты до сих пор надеешься отговорить меня от претворения моих планов, то тебе это не удастся, - ответил Аделард, отложив листовки в сторону.
-Идти вдвоём –безумие! Нам нужны ещё люди, но немного. Вид чумных докторов пугает жителей, хотя это и странно. Видимо, они путают нас с приспешниками инквизиторов. Они и вправду перестарались, когда сожгли чужеземцев, приняв их за отравителей. Но это только начало, истерию не остановить. Единственно, что мы можем в таком случае, - это попытаться вразумить мэров или жителей. Так вот, я полагаю, что пяти человек вполне хватит для похода. И как нельзя кстати, на мой зов уже откликнулись двое. Это прекрасные девушки, – Рашиди поймал, вопросительный взгляд Аделарда и договорил. – Одна из богатой знатной семьи, другая же под видом молодого человека отучилась, после чего её раскрыли и…
-Большего знать не требуется. Главное, что я могу лечить и буду пытаться найти лекарство! – перебила египтянина девушка, только что зашедшая в комнату. Впрочем, понять, что это была девушка было тяжело, её выдавал только голос, ведь даже в помещении она не снимала капюшона. –Я надеюсь, вы не из ничтожных врачей, что считают девушек ни на что не способными?
-И как тебя инквизиторы не поймали? –удивился Аделард. – Я прислушиваюсь к мудрым советам Рашиди, поэтому согласен с тем, что нам нужно около пяти человек. А их пол меня уже не касается, лишь бы они могли исцелять больных.
-Боюсь в моём случае с этим будут некоторые проблемы. Я – хирург, так же могу и подарить безболезненную смерть обречённому, но не вылечить, – звонким шепчущим голосом произнесла девушка с бледной кожей и синеватыми губами. Её образ из чёрных расшитых одеяний приковывал всё внимание.
-Хм, более интересно как тебя пропустила инквизиция, - пробормотал Аделард. – Ладно, нас уже четверо, этого вполне достаточно. Можно стартовать и так.
-Нет, нельзя, - раздался уверенный приятный голос. В комнату вошёл пожилой мужчина. Один из моих лучших учеников, хочет присоединится к вам. Он всё умеет и знает, но, единственное, не знаком с костюмом. Объясни ему все принципы чумного одеяния, и он станет хорошим дополнением твоей группы.
-Учитель де Винарио, вы рассказали о моих замыслах своим ученикам? – возмутился Аделард.
-Ну, во-первых, я уже не твой учитель, а, во-вторых, о твоих планах знает весь город, и кстати, мэр передал тебе некоторую сумму и различные лекарственные травы в дар для успешной экспедиции по поиску лекарства от чумы. Твоими стараниями, чума у нас, почти не развивается. Ну что ж, я пойду, Эдита – жена главы городской стражи, заболела. Как бы это не была чума… Кстати, вот мой выпускник, - многоуважаемый врач указал на паренька, золотистые волосы которого, ярко выделялись на фоне докторской одежды. Тем временем, де Винарио ушёл.
-Здравствуйте, я хочу помочь вам с поисками лекарства, - с сияющей улыбкой произнёс он.
-Ну ладно, раз ты – один из лучших, то обязательно пригодишься нам, – врач встал из-за стола и представился. – Я –Аделард, француз по происхождению. Это мой друг Рашиди. Он из Египта.
-Я Аланис, прибыла к вам прямиком из Англии, - сказала девушка с капюшоном, и сняла его, открыв глазам окружающих свои пламенно-рыжие волосы. Её красота заворожила Аделарда, но шепчущий, словно ветер, и звонкий, словно хрустальный колокольчик, голос второй девушки, отвлёк его внимание:
-Меня зовут Иссурия, - с ударением на «у», произнесла она. – Правильно, конечно, произносится с сильным ударением на «у» и слабым ударением на «я». Вот так: Иссурия. Я чистокровная испанка.
-Я Винцеслао, приятно познакомится.
-Сейчас я расскажу о костюме чумного доктора, те, кто уверен в своих знаниях, может пока выбрать себе костюм по размеру, после чего мы начнём собираться. У меня есть семь костюмов, не стесняйтесь и меряйте их, - сказал Аделард Аланис и Иссурии.
   Они ушли, а молодой, но опытный врач, достал из сундука прототип костюма.
-Мы должны оставаться в городе до конца эпидемии и пользовать заболевших, пытаясь вылечить их. Но я открепил своё имя от города и получил добро на экспедицию. Ты же пока не являешься чумным доктором, а находишься у меня на обучении с этого дня, поэтому везде должен следовать за мной. У нас большая свобода действий. Так вот, чума распространяется по воздуху и в результате контакта с поражённой одеждой или бельём. Для защиты от миазмов мы носим клювастую маску, она полностью закрывает лицо и покрывает голову. Материал для её изготовления плотная кожа, красные стеклышки для глаз, и медь для клюва, поскольку я врач обеспеченный. Клюв заполнен сильно пахнущими целебными средствами. Назови четыре подобных.
-Розовые лепестки, розмарин, лавр и ладан, – ответил ему Винцеслао.
-Правильно. Эти травы упрощают нам дыхание при чумном смраде. Так же, он защищает окружающих от запаха чеснока, который мы обязаны постоянно жевать. В нос и уши вкладывается ладан на специальной губке, чтобы не задохнутся нам самим. Для воздуха сделано всего два небольших отверстия. Шляпа с широкими полями обязательна, это обозначает, что мы чумные врачи, а не самозванцы. Костюм сделан из плотной толстой чёрной ткани, пропитанной воском, жиром, камфарой и их смесями. Это спасает нас от поражения чумой одежды. Костюм – это длинная рубаха, спускающаяся до пят; плащ, заправленный у шеи под маской и тянущийся до самого пола, чтобы скрыть как можно большую часть тела; штаны; высокие сапоги; пара перчаток. Для дополнительной защиты ног и паха, надевают рыбацкие забродники. Под кожаную шляпу надевается капюшон с пелериной, закрывающей стык между одеждой и маской. При нас постоянно чемоданы с лекарствами, длинная трость для обследования заражённых и для защиты от потерявших разум больных, а также острейший скальпель, для вскрытия бубонов. В трость, помещается ладан, защищающий от злых сил. На шее висит помандер – шкатулка с травами и веществами, отпугивающими чуму. Перед тем как встретиться с болезнью, необходимо сделать глоток хорошего вина со специями, которое также всегда при нас. Главное не переборщить, чтобы не повторился случай как с группой кенигсбергских докторов, что были пойманы за пьяный дебош, – закончил Аделард.
-Всё ясно, мне идти выбирать костюм? –спросил Винцеслао, обдумывая и повторяя всё, что он сейчас услышал.
-Да, затем приходи ко мне, я расскажу о методах лечения, о которых ты можешь узнать только на практике, - ответил Аделард. Паренёк ушёл, а врач продолжил думать над манифестом. Через некоторое время он встал и подошёл к окну.
   В воде, перемешанной с грязью и несущейся ручьём по улице, проплыло тело, что поедали крысы. Оно застряло на пороге дома доктора де Винарио.
-Рашиди, пока тело не смоет, никого не выпускай из дома. Ладно?
-Конечно, Аделард. Я уже давно подчиняюсь твоей воле, можешь просить, чего угодно, надо же чем-то отплатить тебе за спасение моей жизни. Но моя главная цель, помочь тебе найти лекарство от Чёрной Смерти.