Виртуалы и Эпикур

Матфевна
Глава 4. Прогулки по Саду. Эпикур

Ну вот… Кажется научилась выделять главную нить в кружевах философов. Столько ненужных слов и оборотов. Такая путаница в их мозгах, что с трудом удаётся найти и вытащить главное, что так запрятано за витиеватым  мусором ненужных слов. Мне почему-то в разговоре с ними через более умных толкователей стало интересно  их мозготворчество.
Странно, но я согласна с Пирроном. Всё надо подвергать сомнению. Всё меняется от жизненных обстоятельств, но как сознаться в несправедливости своих суждений, которые многие уже приняли за истину и возвели монумент философу. Это подобно смерти. Умирают, а потом находятся другие , забивают в мозг цитаты, наверно желая оправдать своё видение действительности. Становятся новыми идолами… Однако интересно карабкаться по этой верёвочной , шатающейся лестнице.
Ах да… Сегодня Матфевна пригласила на собеседование очередного мудрого и признанного.

 Эпикур! Заходи!

М – Василий, ты на твоих похоронах что- нибудь видел, выйдя из тела, как утверждают люди.
В – Нет, ничего не видел. Стал слышать и видеть уже в виртуальном мире, когда у тебя ноутбук появился, и мы столкнулись пустыми лбами в интернете.
М – Вот представь собственные похороны.  Я думаю, как и многие, что всё выглядит так, будто ты все еще жив и наблюдаешь за событиями. Возможно сверху, а может быть, с мест для скорбящих.
В - Многие полагают, что на самом деле так и происходит, что даже после смерти вы продолжите свое существование, но уже за пределами физического тела – в форме духа, который с любопытством наблюдает за происходящими в мире событиями.
М – Похоже на нас, правда?
В - Однако для тех , кто не верит в жизнь после смерти, представить собственные похороны довольно затруднительно. Хотя предположить имеют право все.
М – Многие предполагают умереть в окружении детей и внуков тихо и безболезненно, а сгорают в пикирующем самолёте, под колёсами автомобиля… Пиррон прав. А ты боишься смерти?
В – Самого момента смерти глупо бояться. Вот страшит подход к этому моменту. Хотелось бы умереть неожиданно и здорОво даже мне, выдуманному тобой.
М – Ты рассуждаешь, как  древнегреческий философ Эпикур (341–270 до н. э.). Он утверждал, что страх смерти – это пустая трата времени, так как на самом деле является следствием логической ошибки.


Эп. – Здравствуйте старики. Спасибо, что вытащили из небытия. Прогуляемся по моему саду, что около моего дома, поговорим… Ты права Матфевна. Страх смерти это не более чем душевное состояние, которое нужно и можно преодолеть. Ведь если всерьез задуматься об этом, ничего пугающего в смерти нет, а когда вы наконец-то приведете свои мысли в порядок, то наверняка будете получать гораздо большее удовольствие от своего существования здесь, на этой земле
           Они втроём тихонько прогуливались по саду и беседовали с удовольствием от совпадения мыслей
В – Тут ты в унисон с Пирроном рассуждаешь. А кто ты и откуда к нам пожаловал?
               Эпикур картинно вытянулся перед Василием, как солдат перед генералом.
Эп.- Родился на Самосе – довольно большом острове Эгейского моря. Но большую часть своей жизни  провел в Афинах, где был весьма известен и где основал собственную философскую школу. Её особенностью было то, что к обучению допускались женщины и рабы.
В – Да ладно, расслабься, вон беседка, испробуй напитка…  Даа...Это весьма необычно для того времени.

Новые друзья уселись на мягких подушках и разговор полился, как песня…
Эп. - Снобы меня за это порицали, а последователи – боготворили. Со своими учениками я занимался в этом саду ...
М - Ты полагал, что философия должна нести практическую пользу.  Поэтому для тех, кто присоединялся к твоей школе, было важно не только понять суть  философии, но и воплотить ее заветы на практике.
Эп. - Наилучшей будет жизнь в простоте, без вражды и злобы, в окружении любимых друзей. Живя такой жизнью, человек сможет удовлетворить большую часть своих желаний, а о том, чего он не может получить, и задумываться не стоит.
В - Зачем мечтать об особняке, если у тебя никогда не будет  денег для его покупки? Какой смысл всю жизнь откладывать на то, что все равно останется за пределами  возможностей?
М - Лучше  жить простой, бесхитростной жизнью, ну как мы.  Ведь если желания незатейливы, то и удовлетворить их легко, и у вас всегда будет время насладиться тем, что действительно важно. Такова формула личного счастья твоего? Надо признать, она не лишена смысла. Мне нравится. Моему уму под силу.
В – А как же понимать слово «эпикуреец»? Обычно им награждают человека, который превыше всего ценит роскошь, любит вкусно поесть и весь день только и делает, что предается различным чувственным наслаждениям?
Эп -  Во главу угла я ставил умеренность, ведь постоянно потакание собственным желаниям пробуждает жажду и в конце концов приводит к неудовлетворенности.
М -  Ты и твои ученики предпочитали хлеб и воду экзотическим блюдам и напиткам.
В – Однако, злопыхатели утверждали, что ты и твои ученики проводили дни напролет в бесконечных пирах и оргиях, предаваясь чревоугодию и сладострастию.
Эп. - Слушок пережил века, и все искажают значение слова «эпикуреец». Вряд ли мои ученики  занимались чем-то, что шло в разрез с моей философией , а досужие домыслы были всегда.
М – И не говори. Столько сплетен … Сейчас не меньше, даже больше. Раньше мы бабки на лавочке посплетничаем и всё. А сейчас это вошло в культуру. СМИ по всем каналам сплетничают и считают достоинством. Рейтинги передач про то, кто с кем спал и как, зашкаливают.
В – Даже у меня иной раз уши горят от стыда. Чего у тебя не отнять, так это того, что ты был плодовитым писателем. Пишут, что  ты является автором трехсот с лишним книг.
Эп. - Ни одна из них не сохранилась. Большую часть того, что вам обо мне известно, вы знаете благодаря заметкам моих последователей. Они заучивали мои трактаты  наизусть и конспектировали мои речи.
М – Да. Записи были обнаружены при раскопках в Геркулануме, городе, который, как и Помпеи, был похоронен под слоем пепла после извержения Везувия.
В - Другим важным источником информации  является произведение римского поэта-философа Тита Лукреция Кара под названием «О природе вещей».
М - Хотя оно и было написано спустя двести лет после твоей смерти , в ней ясно и доступно изложены ключевые положения твоего учения, да еще и в стихотворной форме!
Эп. - Я ему очень благодарен. Надо найти его во вселенной, поблагодарить.
М – Я совершенно согласна с твоим пониманием смерти. А ты, Василий?
В – Я то выдуманный, а значит вообще бессмертный, как впрочем и ты. Эпикур, давай ещё по рюмашечке настоечки. Нравишься ты мне…
Эп – Давай… Продолжим…Большинство из нас допускает логическую ошибку, когда размышляет о собственной смерти. Мы думаем, что даже после смерти какая-то часть нас будет ощущать все то, что происходит с нашим телом. Однако данное предположение основывается на ложном представлении. Мы не более чем плоть и кровь. Все на свете, включая нас самих, состоит из атомов (конечно же, моё представление об атомах несколько отличалось от воззрений современных ученых). Когда мы умираем, наши тела распадаются на отдельные атомы, и мы перестаем существовать как осознающие себя индивиды. Даже если кто-то после вашей смерти снова «реконструирует» ваше тело, а затем вдохнет в него жизнь, то это уже будете не вы, несмотря на то что тело будет выглядеть точно так же.
В – Козе понятно, что не будем чувствовать то же, что и раньше, потому что ничто не способно вернуть нас к жизни, кроме памяти о нас.
Эп -  Смерть – это прекращение существование человека как личности.
М – Ты прав Василий. Умершего младенца мы и оживлять в памяти будем младенцем, без истории. А старика, со всеми пороками и добродетелями, с его историей… Василий, про нас есть что вспомнить, хотя и некому…
Эп. - Некоторые люди боятся после смерти оказаться в аду (у древних греков тоже был ад – Тартар). Я считаю подобного рода страхи безосновательными.
В – С древних времён эти страхи используют разные религии, выбрав своих кумиров. Потом воюют за «веру», за землю, за паству. Сталкивая людей, как самцов животных. Не щадят не детей, ни жён, ни родню. Так видимо было, есть и будет…
 Эп. - Я полагаю, что богам нет дела до людей. Они, боги, существуют независимо от нас и не вмешиваются в дела этого мира, так что и в этом отношении нет повода беспокоиться.
М – Во всех молельных домах просят, просят богов о милости, помощи... Всё без толку. То землетрясение, то цунами, то катастрофы… Богам некогда… Там , видать, свои разборки с дьяволом.
Эп.- Однако если вы полагаете, что кроме тела есть еще и душа, которая продолжит существовать после смерти тела, то аргументы мои вряд ли вас убедят. Тогда вы точно сможете представить собственное существование даже после того, как ваше сердце перестанет биться. Моё давно сгнило, а душу вы вызвали воспоминаниями. И я вот он, с вами… Помните своих предков…
В – Э! Ты куда? У меня ещё есть вопросы!
Эп. – Мне пора. Всё прочтёте в Википедии. Спасибо Уорбертону, познакомил нас. Вы можете гулять в этом прекрасном саду, сколько хотите…
М – Мы тебя любим !…

Хорошо жить…