недоразвитки и зрелая Душа

Светлана Кременецкая
Юлия Суркова 28 октября 2019 года опубликовала материал, где слова Григория Соломоновича Померанца*, пишет:
-Один из достойнейших людей нашего времени.
Нравственный камертон.
Почитайте внимательно,пожалуйста" И вот текст - слова Померанца, призывающие задуматься:

"...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли - что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут…
Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное...
Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него…. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли….
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.
Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…."
Григорий Соломонович Померанц


     Всё верно, но хочу добавить...прочла "педагогика, начиная с детского сада" - позвольте слово маме 4 детей и педагогу дошкольного воспитания. Вижу очень желательным воспитание ребёнка до пяти лет, по крайней мере, в тёплой заботливой, доброй и мудрой семье с мамой и отцом, бабушками-дедушками, сад "удобен" для работающих родителей, но ребёнок, рано втянутый в социум и отлучённый день за днём от родителей в нежном восприимчивом возрасте, необратимо много теряет. Садик - от вынужденности, где дети обучаются "быть как все" и всё делать одновременно, и на горшок, и на занятие, и за стол и на прогулку - по режиму, как "полезно" и удобно взрослым, учатся быть в коллективе, чтоб потом уже из него не выходить пожизненно, но практически нет ни времени ни сил у педагога на индивидуальный подход к ребёнку. Нет семейного тепла и не может быть. Группы велики! Главное воспитателю, и он не виноват - дождаться родителя и сдать дитя на руки здоровым, провести все положенные мероприятия. Повезёт с садиком - будет получше. Дети начинают болеть, это их способ оказаться дома. Там хорошо, если дома ещё хуже. "недорослей, недоучек, недоразвитков" получаем из... отсюда... От первого раннего отлучения от Любви или полной её нехватки и в семье.
Кстати, в Японии психологи выяснили оптимальный вариант количества детей, пребывающих в группе для полноценного общения между собой и чувства внутреннего комфорта, они утверждают, что количество деток в саду не должно превышать восемь человек на трое взрослых специалистов (и это повсеместно внедрено), иначе происходит то, что происходит - дисбаланс. Садики детские там резко отличаются от наших, но внедрить подобное массово, кажется, у нас нереально. Возникают разные альтернативы частных детских садов, группы объединившихся мам, которые по очереди сидят с малышами. Люди, любя, всегда ищут возможности для реализации блага.

А как было в моём детстве? Может, кому-то интересно сравнить с настоящим.
Я родилась в 1951 г. Тогда мамам разрешено было "сидеть" с младенцем 3 месяца, потом няни-бабушки, а сама дуй на работу. если не хочешь потерять её. Мама пошла работать, когда мне было 7 месяцев. Работала в библиотеке. Рассказывала: "Ну до чего сообразительная была ты, я только за шкаф иду перед уходом переодеться в рабочий халат, ты в визг и ор безутешный, так и следишь глазёнками из кроватки". Наняла няньку - глуховатую бабулю в "сиделки" со мной. Бабуля маме потом рассказывает: Девка твоя будет видать певицей, уж так голосит, что у меня, глухой, звоночки в ушах. Потом мама, когда чуть я подросла, взяла в няньки Катьку, так все звали шуструю молодую девицу. Катька была доброй, чтоб я не орала и была послушной, кормила конфетами. Мама была замечательная, папа -художник -тоже. Вне работы нам с сестрой отдавали всё сердце и заботу, были и справедливо строгие. За воровство чужой куклы, брошенной в палисаднике под дождём, папа поучил ремешком и велел отнести, где взяла. Так и сделала и запомнила на всю жизнь. Это мои первые прививки из семьи. В 4 я уже читала, к семи вышила большую дорожку "китайским крестом", много рисовала, а тюбики красок пеленала, вместо кукол. Хотя и они были. Нас учили всё делать по дому. В сад не шла, и когда отдали, устроила бунт - отказалась возвращаться домой с папой. Привела нянька садиковская. Ещё помню, отказалась снимать любимую красную шапку во время дневного сна в саду. Так и уложили спать в шапке, чтоб не мешала детям эта дурочка. Шёл протест. Поэтому я понимаю детей, своих мы тоже отдавали в ясли (и сразу забрали), в сад, в лагерь поехала с ними то поваром, то педагогом, видела многое, обо всём тут не напишешь.


   Григорий Соломонович Померанц родился 13 марта 1918 года, Вильна — ушёл из жизни 16 февраля 2013 года, Москва — российский философ, культуролог, писатель, эссеист. Участник Великой Отечественной войны. Член Академии гуманитарных исследований.

Некоторые цитаты Григория Померанца:

"Зрелая душа на всё отвечает любовью"

"Счастьем хочется поделиться. Счастливый человек <...> готов отдать себя всего всем, чтобы и другие были бы такими же счастливыми людьми; я приводил в пример счастливых людей, готовых на жертву. Я сам был на нее готов. Эта готовность никак не мешает счастью, скорее завершает его. Без открытости бездне (смерти, несчастья, добровольной жертве) счастье – карточный домик, готовый рухнуть от одного страха беды. И где поселился страх, там нет счастья".

"Невозможно мыслить, писать — и никого не задеть".

"Перешагнуть через страх, не теряя совести (а по возможности и разума), - очень трудное дело. Никакое знамя не гарантирует чистоты. И религия, принятая на веру, без глубокого внутреннего опыта, ничего не меняет".

"Лишняя фраза — как ложный шаг. Не поймешь, пока не сделаешь, а потом стыдно".

"Но опыт сам по себе ничего не объясняет. Объясняет голова. Моя кудрявая голова не знала того, что знает лысая".

"Беззащитный Мышкин корчится от вирусов, которыми его заразили, которые люди привыкли как-то переносить, а он не привык; с которыми люди сроднились, а он – не может сродниться".

"Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности и поняли эти идеи. Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтобы сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину..."

"Любовь так тесно связана с болью, что без готовности терпеть боль и страх боли она совсем невозможна".

"Чем больше талант, втягивающий в свой мир, тем сильнее его "жестокость", если его мир для тебя ссылка".

"Без способности поставить себя на второе место, без способности умалиться – все дары становятся жерновами на шее".

"С чего бы ни начиналась война, она становится благородной, когда доходит до защиты родного дома…"

    Я читаю это и у меня возникает чувство сострадания - понимаю, что это записки человека с благородным, высоким и страдающим умом, который пребывал на тот момент в двойственности восприятия, и не пришёл на Земле к освобождению от страдания, хотя всегда был в миге от него, как все мы, тут живущие. А может пришёл, но уже был в Безмолвии.

И сегодня он, ушедший уже в мир иной, словно говорит во мне:
Родной Дом - это не просто земля, город, стены-крыша, земная семья, это разотождествление с я-тело-личность, освобождение внутреннее.
Достаточно это прочувствовать - я есть сама Жизнь, участник "кино", но и зритель - как меняется точка зрения на всё.
Кудрявая голова или лысая - она равно пустотна, смотрит Осознанность глазами сердца и мудрости. Я только не могу это уже написать, но завещаю вам прочувствовать!
Есть житейский опыт и знания книг, знания опосредованные - из социума, но голова пустотна, как пустотны тела и предметы. Дух Единый живой нас ведёт и помогает осознать происходящее, и Он выше всех тягот и страданий. Войны любые возможны только в состоянии разделённости. В нём всегда будет желающий блага протискиваться через толпы "агрессивных" умов и не иметь внутри покоя.
Не понимая, что это его собственный непокой и от этого страдание.
Самая верная фраза о любви, здесь было предчувствие и озарение:
"Зрелая душа на всё отвечает любовью"
И последнее, что есть и что слышу:
"Зрелая Душа - сама Любовь безусловная"


Подробнее на livelib.ru:


Наиболее известные книги Г.С. Померанца:

Великие религии мира
Спор цивилизаций и диалог культур
Записки гадкого утёнка
В тени вавилонской башни
Открытость бездне. Встречи с Достоевским.
Выход из транса.
Работа любви.
Собирание себя.


Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/3168/quotes-grigorij-pomerants