Как я купил завод

Игорь Вихров
Совсем недавно моя компания ПластФактор располагалась на арендованных площадях. Конечно, вопрос аренды стоит очень остро: нужно найти удобное место, по приемлемой стоимости, приемлемого качества. Еще очень хотелось быть уверенным, что завтра тебя не попросят освободить. Еще хотелось бы, чтобы арендодатель воспринимал тебя, как клиента, которому предоставляет сервис, а не которому делает одолжение. Ну, и так далее.
На нашей площадке многие условия выполнялись, но промышленные помещения были убогими: грязные, с плохими полами, текущей крышей битыми стеклами и т.п. Мы к ним, в принципе, привыкли и даже считали нормальными, но однажды к нам приехала съемочная группа НТВ.
Делали репортаж о том, как производятся напольные покрытия, показывали станки, брали интервью. Я посмотрел на мучения оператора, пытавшегося найти ракурс, из которого убогость картины не просматривается. И я увидел помещение его глазами: как после взрыва! Жить с этим пониманием стало труднее.

***

Тогда я начал мечтать о красивом и большом заводе и заставил мечтать всех своих сотрудников. Я сделал описание идеальной картины, как должен выглядеть наш завод: туда вошла площадь не менее 1,5 гектара, офисные и промышленные площади не менее 5000 квадратных метров, не менее мегаватта электроэнергии, собственная газовая котельная и многие другие приятные подробности. Затем, собрал сотрудников и провел мозговой штурм: что должно быть на заводе. Добавилась проходная, столовая, раздевалки с душевыми. Даже добавился мой бронзовый бюст, спасибо за уважение ))).
После этого я поручил дизайнеру нарисовать красивую 3d модель будущего завода. Всю полученную картину вместе с описанием разместил на доске, в доступном каждому месте. Мечтают все!

***

Затем я перешел к арифметике. Поставил очень простую задачу: сейчас мы арендуем и платим арендную плату xxx рублей. Если мы переедем на новую площадку, то сэкономим на аренде. Если сэкономленную сумму направить на погашение кредита, то каким может быть кредит при нынешних кредитных ставках? Получил 40 миллионов рублей.
Ладно, значит я могу, грубо говоря, потратить порядка 40 миллионов рублей без увеличения нагрузки на предприятие.
Что я могу построить на 40 миллионов рублей? Ну, если есть рыночная стоимость земли и строительства 1 квадратного метра производственных площадей, то можно высчитать, какое здание и на каком участке я в итоге могу получить.
Получилось весьма далеко от мечты, но наверное, лучше, чем убогое помещение, которое есть сейчас.

***
Можно приступать к поиску участка под строительство. Пришла гениальная мысль: надо привлечь государство. Ведь ему выгодно развивать производство, чтобы то платило налоги? Вот пусть помогает.
В поисках государственной помощи обратился в Торгово-промышленную палату и Агенство Инвестиционного Развития Ростовской Области. Надо сказать, что мне было нелегко решиться сделать это. Я считал, что помощи ждать бессмысленно, если у меня нет там знакомства. Однако, они активно включились, и мне посыпались предложения.
Можно бесплатно получить землю в будущем индустриальном парке в аренду с правом дальнейшего выкупа. Есть великолепные участки: ровные, недалеко от автомагистрали, но без коммуникаций. Ага, сколько будет стоить подведение коммуникаций? Лучше не спрашивать! Примерно столько, сколько я рассчитывал потратить на все строительство. 30 миллионов рублей, чтобы подвести электроэнергию! Когда я осознал это, в голове стоял как бетонный памятник вопрос: неужели это правда? А как тогда они планируют там создать индустриальный парк? Неужели найдутся сумасшедшие, которые захотят проинвестировать энергетиков?
Если энергетики хотят зарабатывать на продаже электричества, значит они должны построить для этого необходимую инфраструктуру. Ведь если компания хочет продавать жителям микрорайона продукты питания, например, она же строит магазин! Нет идиотов, которые скажут жителям: если вы хотите покупать у нас продукты, то постройте нам магазин. Но, почему-то у монополистов это нормально. Я должен построить им магазин, в который потом буду носить им деньги.
Ладно, черт с ними, с энергетиками. Может во мне говорит зависть, что я не могу себе позволить так обращаться с клиентами? Я, как бизнесмен, должен их привлекать хорошим продуктом и рекламой. И я же должен привлекать энергетиков, а они еще подумают, как со мной им поступать.

***

В общем, с участками и строительством такому мелкому бизнесу нелегко. Но, проводя поиск, я увидел предприятие, у которого уже были необходимые мне помещения. Оно занималось ремонтом сельхозтехники и находилось в 120 километрах от Ростова. И я мог бы купить контрольный пакет за половину от предполагаемых инвестиций.
Интересная, кстати, была экскурсия. Вначале осмотрел производство, затем побеседовал с директором, он же владелец контрольного пакета. Причиной продажи мне назвал свою усталость от бизнеса, пора на покой. Ага, так я и поверил! Давай, посмотрим внимательней.
Среди акционеров много местных жителей, которые получили акции через ваучеры при приватизации. Они, наверное, и не помнили или не понимали, что являются акционерами. А откуда же им знать, если общество всегда показывало нулевую прибыль или убыточную деятельность. Никто им никогда не предлагал получить дивиденды. А собрания акционеров для них это странная формальность.
Всю прибыль от деятельности директор имел себе в карман получая наличные в оплату ремонта техники и других услуг и не отражая их в учете. Я не силен в знании Уголовного Кодекса, но определенно для этого там должна найтись верная формулировка. Для меня остается загадкой, как бросающееся в глаза злоупотребление, которое я обнаружил за десять минут беседы, в котором он мне в сущности сознался, продолжает существовать многие годы? Хотя нет. Какая там загадка...

***

Этот случай скорректировал направление моих поисков: я начал искать готовое здание, или компанию, у которой есть нужное мне здание, и которое находится поближе к Ростову, чем то злополучное предприятие.
Я ездил по Ростову и области почти каждый день, отсматривая разные объекты. Дорого, далеко, без электроэнергии, без отопления, плохие подъездные пути, запутанная юридическая ситуация, слишком старое здание и т.п. Несколько месяцев безуспешных поисков... и наконец...

***

Мне пришло предложение от риэлтеров посмотреть предприятие в селе Крым Мясниковского района, всего 12 километров от городской черты. Описание великолепное, но сколько я таких описаний уже видел! Да и цена ровно вдвое выше той, на которую я рассчитывал.
На такие объекты я ездил в качестве развлечения, на всякий случай и в нерабочее время. На этот раз поехал в субботу со своею женой, Наташей. У нас уже были какие-то планы на вечер, но я предложил прогуляться и посмотреть объект.
Он был великолепен! Отличное современное промышленное здание площадью 5500 кв.м., отличный офис с хорошей отделкой на 1500 кв.м., плюс всякие склады еще на тысячу метров. Своя котельная с немецкими котлами и насосами. Своя подстанция с двумя линиями мощностью более мегаватта! Территория 2,5 гектара! Всякие прочие бонусы в виде системы видеонаблюдения, КПП, системы пожаротушения, вентиляции и прочее.
Просто джекпот! Владела этим великолепием бельгийская компания, которая производила металлопластиковый профиль для окон. Причина продажи — они решили закрыть один из двух заводов в России и оставили тот, что был в Подмосковье.
Но, этот объект стоил 80 миллионов, а я не был готов на эту сумму. Во-первых, нет таких денег, во-вторых я не потяну кредит, если даже смогу его получить.

***

Ну ладно, я консервативно попрощался с риэлтерами, мол позвоню, если что. Мы с Наташей сели в машину и поехали в Ростов. Наташа, наверное понимая, что сейчас произойдет что-то важное, ехала в тишине.
И важное произошло: я вдруг понял, что это уже мой завод. Да, именно так. Он стал моим, когда мы ехали домой. Просто я его еще не купил, но это всего лишь формальность. А на самом деле он был уже моим. Мне оставалось просто совершить технические действия, чтобы привести в соответствие этот простой факт с формальным несоответствием документов.
Когда я сказал Наташе, что это мой завод, она поняла точно, что я имел в виду, и я ей за это благодарен. В тот момент мой постулат было легко разрушить. Если бы она сказала, что это не так, и на завод еще надо кучу денег, возможно все сложилось бы иначе. Но она просто подтвердила: да, это твой завод! Умница!

***

Что же, теперь надо что-нибудь придумать. Сперва поехал в банк, спросил, дадут ли денег на покупку завода? Ответили, что этот объект знают, недавно к ним обращались за кредитом на покупку этого завода за 100 миллионов и они отказали. Но, я на хорошем счеты, ситуация на рынках стабильная и 80 миллионов это точно хорошая цена, по которой он может быть легко продан. Поэтому, денег дадут.
Далее, нужно поговорить с собственником и смягчить условия продажи, возможно и снизить цену. Владела заводом бельгийская фирма, ее директором был немец по имени Фолькер Гут. Мне сказали, что это общительный и позитивный человек, давно работает в России и говорит по-русски. Я созвонился с ним и договорился о встрече в Москве.

***

Кто знает, как надо проводить переговоры, чтобы снизить цену? Пожалуй, все. Конечно, нужно обесценить этот объект в глазах продавца, чтобы он готов был отдать его за меньшие деньги. Нужно показать, что я его просто облагодетельствую, если заберу его. А для этого нужно собрать все недостатки объекта продажи и вывалить на голову продавца.
Также нужно показать, что вас этот объект не сильно интересует, что у вас есть куча более выгодных предложений, просто вам лень ими заниматься. Продавец должен с ужасом осознавать, что вы сейчас можете уйти и никогда не вернуться.
Сколько стоит этот ржавый, вышедший из моды и никому не нужный драндулет? Да заберите его бесплатно! Вот идеально проведенный торг на авторынке.
Так меня готовили все, кто желал мне успешных переговоров: я услышал и записал все минусы этого завода, которых даже не существовало в природе. Вооруженный этим арсеналом, я прилетел на встречу с господином Фолькером.
Фолькер и в правду оказался позитивным и доброжелательным мужчиной, по общению с его сотрудниками увидел, что его искренне уважают. И что, мне рассказывать ему, что его завод - дешевле барахло, которое нужно продавать дешево? У меня бы не повернулся язык.
И я сделал все ровно наоборот: я сказал ему, что этот завод великолепен, что он отлично подходит для моей компании, что он мне очень понравился и я хочу его купить. Но, цена слишком высока для меня и я попросту не осилю эту покупку. Поэтому прошу: снизьте для меня цену на 20 миллионов, и я найду способ и деньги, чтобы его купить в течении пары месяцев.
Фолькер внимательно посмотрел на меня, что-то изучая или выискивая, подумал минутку и сказал: «Окей! Я сам не могу принять такое решение, оно должно быть одобрено советом директоров, я направлю им запрос. Ответ будет в течении двух недель». Я понял, что решение будет положительным.


***

Ответ, конечно же был положительным. Совет директоров не сказал что-то вроде «Ок, мы готовы продать его за 75 миллионов в случае, если покупатель ...», ну и что нибудь сложно-умное еще. Они просто согласились с моим предложением.
«Вы везунчик, Игорь Сергеевич», — прокомментировал событие мой финансовый директор. Я не согласился: этот завод не упал с неба на мою голову, я предпринимал много действий, чтобы чудо произошло.
Затем последовало очень много работы, чтобы сделка свершилась. Затем еще больше работы, чтобы моя компания ПластФактор переехала на новую площадку.
Представляете, как осуществить переезд промышленного предприятия на новые площади? Перевоз оборудования, его подключение и запуск. Перезаключение договоров с охраной, энергетиками, газовщиками и прочими. Смена юридического адреса и переустановка на налоговый учет. Перевоз складов и всего товара и сырья. Перевоз компьютерных сетей, их монтаж и запуск. Перевоз всей документации, мебели и оргтехники. Переезд сотрудников на новые рабочие места, организация транспортировки людей. И многое, многое другое.
Переезд делали на Новогодних каникулах, когда страна отдыхает, вместе с нашими клиентами. Предварительно опросили клиентов и сделали запас продукции. Очень расчетливо перевозили и расставляли станки, чтобы их запуск шел последовательно: не работает только перевозимый станок, остальные остаются работоспособные на старом или новом месте.
Больше всего я опасался, что после переезда недосчитаемся сотрудников, которые не захотят добираться за город до нового места работы. Ведь некоторые уже успели приобрести жилье неподалеку от прежнего места. ОДНАКО, НИ ОДИН СОТРУДНИК НЕ ПОКИНУЛ КОМПАНИЮ! Ни один! Это казалось невероятным! «На хорошую работу можно и поездить», — так прокомментировала ситуацию с переездом руководитель производства.

***

Гордость — вот что я испытывал, когда мы с блеском завершили операцию «переезд» и я прогуливался по помещениям и территории нового завода. И гордость не от владения дорогим и хорошим объектом, а от команды своей компании, которую я сумел собрать. Их энтузиазм, самоотдача, компетентность, которые они проявили при переезде вызывали восхищение.
Каким бы крутым я ни был, это работа, которую можно было сделать только командой. «Команда» — это не просто модное слово, часто применяемое в менеджменте. Это не то, что можно сделать из кучи людей с помощью дурацких тренингов по командообразованию.
Настоящая команда — это гораздо более тонкая, сложная и в тоже время мощная конструкция. Она состоит из общих целей, вере в своих лидеров, гордости за свою группу и осознания собственной пользы. И мне удалось создать настоящую команду.
Ну что ж, нас ждут новые, еще более трудные и интересные задачи, новые поводы для подвигов. Я их уже приготовил... Посмотрим.