Виртуалы и Сократ

Матфевна
Матфевна что-то читала в интернете и не заметила , как вошёл Василий. Только когда он громыхнул своим костылём, очнулась.
- Опять с кем-то споришь?
- Нет. Вот знакомлюсь с нашим другом Сократом. Говорят был первым философом. Интересный тип.
- Ой, батюшки, смотри кто в окно-то смотрит. Одет странно, в какой-то балахон. Нищий наверно. Курнос, невысокого роста, одним словом – неказист и немного странен…
- Так это же он, Сократ! Несмотря на то что на вид некрасив ( еще и немыт, наверно), харизмой он обладает потрясающей, и острым, как бритва, умом… Заходите, заходите!…
В этот момент мужик проявился в каморке, сел на табурет, удивлённо- вопросительно разглядывая стариков. - Чего звала-то, старая?
М – Так это… Ну… Вот так получилось… Попалась книга Найджела Уорбентона « Краткая история философии», заглянула , а там сразу о тебе. Вся подноготная…
В – говорят въедлив ты был…
С – Да… Я сравнивал себя с назойливой мухой, которая раздражает человека, но не приносит ему особого вреда.
В – Ты говорят принимал участие в Пелопонесской войне против спартанцев
М - слонялся по рыночной площади Афин, приставая к окружающим со своими нелепыми вопросами, ответы на которые казались очевидными.
В – А вообще-то для одних ты был предметом обожания, для других – источником опасных идей.
С – Вот однажды в своем разговоре с юношей Эвтидемом, я спросил, можно ли считать добродетельным того, кто обманывает других. Эвтидем ответил: конечно же нельзя! – это казалось ему очевидным. Хорошо, задал следующий вопрос я: допустимо ли с точки зрения добродетели обманом отнять нож у того, кто собирается с помощью этого ножа покончить с собой? – ведь и в этом случае мы обманом вводим другого человека в заблуждение.
Таким образом, использовав пример от противного, я доказал Эвтидему, что его убеждение ошибочно. Скрипя зубами, юноша был вынужден согласиться.
В – А что , до тебя не было философов ?
С – Наверно были, но не так убедительны и дотошны в доказательствах. Труднее всего доказывать тем, кто утверждает, что всё знает, что это совсем не так.
М - В те времена в среде богатых людей было принято отправлять сыновей в Афины на обучение к софистам. Последние занимались тем, что за большие деньги обучали всех желающих искусству риторики – написанию и произнесению речей. Ты же, наоборот, не требовал платы со своих учеников. Утверждал, что если он сам знает, что ничего не знает, то как он может чему-либо научить?
В - Подобный довод почему-то не останавливал поток желающих послушать твои рассуждения. Понятное дело, что у софистов был повод недолюбливать тебя.
М – А правда, что жрица-прорицательница Пифия из Дельф назвала тебя самым мудрым на свете?
С – Это Платон мне сказал, мой ученик. В конце концов я осознал, что имела в виду пифия, и что, дав подобный ответ, она не ошиблась. Многие люди могут быть хороши во многих вещах. Например, плотник разбирается в столярном ремесле, а солдат – в военном деле. Однако ни того ни другого нельзя назвать мудрецом. Чтобы предупредить вопрос, почему так, нужно понять, что такое философия и кто такой философ.
В – Так растолкуй, о мудрейший. Василий налил по рюмашечке самогонки из черносливы для расторопности мозгов. Сократ пригубил, понравилось питьё и махнул одним глотком всё.
С – Так вот. Самое простое определение: слово «философия» с греческого переводится как «любовь к мудрости», а философ – это тот, кто занимается философией.
М – А ещё ты утверждал, что мудрым является не тот, кто много знает и умеет, и уж, конечно, не тот, кто безоговорочно верит авторитетному мнению других, а человек, размышляющий, задающий вопросы и пытающийся понять природу Вселенной. Короче - болтологи
В - Современные болтологи, извиняюсь,философы, подобно тебе, задают непростые вопросы, ищут доказательства своей точки зрения и пытаются дать ответ на вопрос о том, какова природа реальности и как нам жить в ней…
М – Хорошо рассуждать, имея несколько веков традиции. Вечно, как и верующие сваливают на писания кого-нибудь.
В – Говорят ты ничего не записывал.
С – Да. Это мой ученик Платон записывал мои беседы. Платон изложил мои беседы с другими людьми в трактате «Диалоги». Наверно приукрасил оборотами речи.
М - Однако утверждают, что «Диалоги» Платона являются не только образцом философской мысли античности, но и признанным шедевром мировой литературы.
В - С определенной точки зрения, Платона даже называют Шекспиром своего времени. Только прочтя его диалоги, люди могут по-настоящему понять, почему одних ты восхищал своим умом, а других – выводил из себя.
М – Я конкретно злилась , читая некоторые диалоги. Мысль так запутывалась в рассуждениях оппонентов, что хотелось послать обоих по известным адресам.
В - Когда тебе было 70 лет тебя обвинили в богохульстве и осудили.
С – Некий Мелет, сын Мелета из Питтоса, подал на меня в суд. Меня обвинили также в том, что я поощрял юношей в недостойном поведении, настраивая их против властей. Оба обвинения были весьма серьезны.
М - Большинство афинян поверили в то, что обвинения справедливы. Больше половины членов судейского жюри признали: да, виновен. Будучи верным себе и своим привычкам, ты еще сильнее разозлил судей, заявив, что заслуживаешь не наказания, а награды в виде обеда за государственный счет.
В - А это было высшей честью в Афинах. Ничем хорошим это закончиться не могло.
С- Меня приговорили к смерти, заставив принять яд цикуты, – цикута вызывает постепенный паралич всего тела. Я попрощался с женой и тремя сыновьями, а затем собрал вокруг себя своих учеников. Я говорил, что никогда бы не предпочел смерти тихую жизнь без новых вопросов, требующих ответа. Все нужно ставить под сомнение, и я никогда не пойду наперекор этому принципу. Сказав это, я принял яд и умер. Ну, мне пора. Пойду почитаю, что ещё написал про меня Платон.
М – Василий, давай почаёвничаем, пофилософствуем…
В – Только молча! Без лишних вопросов…
Старики молча сидели за столом, каждый рассуждая про себя. Василий иногда покрякивал и показывал кулак, когда Матфевна открывала рот, чтобы задать вопрос.
Хорошо жить…