Классика и современность на Ирбитских подмостках

Ева Малинина
Моя первая ассоциация со словом Ирбит – «ирбитские пряники» (кстати, этих загадочных пряников я так и не нашла), вторая – «ирбитская ярмарка» (которая вполне здравствует), и только третья – «Ирбитские подмостки». Но именно театральному фестивалю я обязана знакомством с этим замечательным старинным городом. Его нужно открывать постепенно, шажочками, неспешно разматывая клубок улиц и приближаясь к самой сердцевине, сути, душе этого места. Сначала город показывается деревянным, одноэтажным, тихим. Потом обнаруживаются купеческие двухэтажные особняки, чугунные узорчатые крылечки, колокольня собора (почему-то рядом с заводской трубой), уютный Пассаж, а за ним - непременный Ильич, соседствующий с Екатериной Великой. А дальше открываются самые заветные сокровища – музеи, театр, и конечно, люди, созидающие их и поддерживающие.

Ирбитский драматический театр был открыт в 1846 году, на купеческие деньги, как «культурное приложение» к знаменитой ярмарке. Теперь он носит имя Александра Островского, и драматург внимательно посматривает на публику со своего портрета. В этих исторических стенах родился, живёт и развивается межрегиональный театральный фестиваль «Ирбитские подмостки», собирающий под своей крышей театры малых городов Свердловской области, а также граничащих с ней территорий (в этом году - Курганской области, Пермского края, Екатеринбурга и Челябинска). Это происходит прежде всего благодаря усилиям коллектива театра, его директора Лилии Гундыревой, администрации города, областного Министерства культуры, Свердловского отделения СТД РФ, генерального спонсора «Ирбитский молочный завод» и партнёров фестиваля.

Для чего создаются фестиваля? Конечно, на других посмотреть и себя показать. Сверить стрелки «театральных часов» – не отстают ли? Завязать новые контакты, встретить старых знакомых, ощутить другой театральный контекст. Порадовать и озадачить зрителя. Провести срез определённого творческого пласта – территориального, структурного, тематического. Девятые по счёту «Ирбитские подмостки» собирались членом оргкомитета Еленой Ильиной по теме «От классики до новой драмы», давая возможность зрителю увидеть широкий репертуарный и эстетический спектр современного театра, представленный как муниципальными, так и областными (краевыми) коллективами Уральской географической зоны.

Начнём с классики. В качестве хэдлайнера фестиваля был приглашён знаменитый «Театр у моста» из Перми, славящийся своим бережным отношением к классической драматургии. Сергей Федотов представил ирбитскому зрителю драму М.Горького «На дне», предъявив практически реконструкцию спектакля МХТ 1902 года. Те же симовские (художник-сценограф МХТ) нары и печка, стол и лавки. Всё воссоздано тщательно и бережно – утварь, детали костюмов, подлинная фактура. Даже многие мизансцены совпадают с запечатлёнными на фотографических карточках моментами знаменитого спектакля. Актёры удивительно точно копируют манеру актёров начала 20 века. Стоит только послушать, как они говорят: народная окающая речь Луки, грассирующая - Барона, правильная городская манера Настёнки, и так далее. Театром произведены почти этнографические изыскания по поиску и «снятию» различных речевых манер столетней давности. Походка, повадки, взгляд – всё производит впечатление подлинности. Если говорить о решении образа центрального персонажа – Луки -  то и оно соответствует традиции МХТ. Сергей Мельников появляется как в ночлежке как гость –миролюбивый, гибкий, прилаживающийся к компании, а уходит почти как хозяин – жёсткий (по отношению к сильным мира сего), определённый, обладающий невесть откуда взявшимся достоинством. Спектакль не предлагает новой трактовки известного текста, но как бы погружает зрителя (переносит в «машине времени») на сто лет назад, наполняя атмосферу зала живым огнём, запахами, звуками и сильной актёрской энергетикой.
Совершенно противоположное отношение к классическому тексту продемонстрировал Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н.Мамина –Сибиряка в спектакле «О любви» по рассказу А.П.Чехова. Сохранив неприкосновенность литературного текста, режиссёр Андрей Гончаров вплавил в него особую ироническую интонацию, сочинил узнаваемый зрительный образ (видеотрансляцию футбольного матча, цветы и колосья, символизирующие «родину», бассейн и тренажёры), приправил гротескными костюмами (коса до пят, красный платочек и чёрные чулочки служанки) и музыкальными шлягерами («Погода в доме», «Магадан»). На выходе получилось сатирическое высказывание о современной России, эдакий «стёб» на тему пошлости, стереотипов и штампов общественной жизни, переходящих в личную сферу. Актёры воплощают режиссёрский замысел в особом абсурдно-наивном способе существования. Настоящий абсурд возникает в спектакле из сочетания текста, интонации, физического действия и нелепости контекста, создаваемого режиссёром. В итоге, чеховская история о любви прорастает как тоненький побег из огромной мусорной свалки, либо опошливается как окружающая её среда (тут мнения смотрящих разделились).
Промежуточное положение между двумя полюсами по отношению к классике заняли «Чайка» Чайковского театра драмы и комедии и «Шутки классика» Ирбитского драматического театра им. А.Островского. Постановщик «Чайки» Олег Хапов, не демонстрируя, на первый взгляд, радикальной интерпретации текста Чехова, всё же предъявляет собственную версию - он любит всех персонажей «Чайки» и верит им. Поэтому чеховские герои предстают перед нами в своём, так сказать, улучшенном варианте. Особенно хорош здесь Сорин (Василий Костоусов) – вечный мальчик, влюблённый в окружающую жизнь, тогда как собственная его судьба как-то не состоялась. Впрочем, этим свойством обладают и герои чеховских водевилей «Медведь» и «Предложение», объединённых ирбитским режиссёром Сергеем Балиевым в «Шутки классика», где возникает атмосфера общего «окупидонивания» поместного дворянства, азартно раздуваемая невесть откуда взявшимися шаловливыми ангелочками.

Новая драма была представлена на фестивале достаточно серьёзно – четырьмя современными авторами – от уже знаменитой Ярославы Пулинович до недавно появившегося (и уже произведшего сенсацию) Дмитрия Данилова. Его «Человек из Подольска», признанный одной из лучших пьес 2017 года, написан в жанре социального абсурда. Театр драмы из г. Каменска –Уральского (режиссёр Александр Вахов) открывает этот текст лёгким, почти комедийным ключом, лишь иногда ставя странный (страшный) драматический акцент, тем самым нарушая «правила игры», что вызывает недоумение главного героя – человека из Подольска. И чем веселее становится история о пребывании его в полицейском участке, где танцуют, поют и играют в викторины, тем страшнее становится зрителю. Потому что любой может оказаться в таком положении. Больше всего пугает именно отсутствие логики и ощущение собственной беззащитности перед лицом власти.
Эту тема осмысливается и в пьесе «Костик» Марии Огневой, поставленной Викторией Печерниковой в Шадринском государственном драматическом театре. Спектакль начитается как локальный сюжет (и это подчёркнуто крохотной поначалу сценической площадкой) о поисках пропавшего человека, а превращается (расширяется и сценическое пространство, включая в себя зрительный зал) во всеобщую историю одиночества и бесправия маленького человека, когда помощи ждать неоткуда, и подставить плечо может только такой же человек. Мать пропавшего Костика исполняет Юлия Батурина, которая на наших глазах из красивой, жёсткой, уверенной в себе женщины, превращается в полуобморочную, бомжеватого вида тётку, охваченную единственной страстью: найти. Но «Костик» - не только история потери. Это и момент единения двух женщин, обретения новоявленных матери и дочери.
 «Магазин» Олдаса Жанайдарова (Центр современной драматургии, г. Екатеринбург) являет нам тоже двух женщин, которые могли бы стать членами одной семьи. Но это современные палач и жертва, существующие в реалиях маленького продуктового магазина. Дмитрий Зимин поставил притчу о том, что насилие рождает насилие. И человек, воспитанный как раб, не может стать свободным. В лучшем случае, он займёт место своего господина. Обе женщины, в сущности, жертвы тоталитарной системы, воспроизводящей себя вновь и вновь. Как разорвать эту цепь? Спектакль аскетичен и своим обликом, и способом актёрского существования. Актрисы работают сдержанно, почти без эмоций, но температура их внутреннего «кипения» зашкаливает. Слишком сильный текст.
Таким образом, три современных пьесы дали повод театрам для серьёзных социальных высказываний, четвёртая же - «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович – для философского размышления о природе человека. Режиссёр Серовского театра драмы Петр Незлученко выстраивает на сцене спектакль-роман, где главными героями становятся человек и время. Действие происходит в петербургской квартире, в течение почти ста лет, где проживает свою жизнь, на фоне исторических катаклизмов – революции, войны, блокады, оттепели, перестройки – мальчик (а потом - мужчина, старик) Веня. Актёр Алексей Кизеров легко и свободно перемещается из возраста в возраст, из одного временного пласта в другой, бродя по квартире, заставленной любовно подобранной мебелью различных исторических эпох. Его герой, прожив длинную жизнь, так и остался мальчиком Веней – не совершив, в сущности, ни одного поступка. Мягкий и хороший человек, он всегда плыл по течению, позволяя другим принимать решения, смиряясь с любой ситуацией. Сделал ли он кого-то счастливым, был ли счастлив сам?

Третий блок фестиваля состоял из спектаклей для детей. Здесь тоже следует говорить о работах более традиционных и таких, что попытались найти иные способы и темы в разговоре с ребёнком. К первой группе можно отнести «Огниво» Театра кукол «Туки-Луки» из Перми – обаятельное музыкальное представление по сказке Андерсена, и спектакль «Я – коза» по пьесе О.Мясникова Озёрского театра кукол «Золотой петушок». А вот Челябинский государственный «Молодёжный театр» удивил дерзкой версией ершовского «Конька – горбунка». Режиссёр Дмитрий Писарев, вкупе с художниками Антоном Сластниковым и Еленой Хохлович, создали на сцене фантастической красоты мир, вкрапляя в сюжет Ершова космические мотивы. И вот уже Иван по фамилии Гагарин отправляется в космос на верном Коньке-горбунке, не забывая выполнять сказочный квест. Спектакль наполнен репризами и современными аллюзиями, в какой-то момент берущими верх над сюжетом. Но идею нельзя не признать любопытной. Главным событием «детского блока» стала «Кукла. Блокадная история» Екатеринбургского театра кукол (автор спектакля Николай Бабушкин). Это разговор с ребёнком о войне, средствами условного театра, на материале, близком и понятном детям. Здесь нет выстрелов и смертей. Война показана через историю девочки и её куклы, но полна подлинных переживаний.

Если говорить об главных итогах Межрегионального театрального фестиваля «Ирбитские подмостки», то он продемонстрировал, что понятие «театральной провинции» сейчас стирается, во многом благодаря притоку молодой столичной режиссуры, а также вызреванию местных творческих сил. Это касается и драматургии - уральская школа» по-прежнему сильна. В городских театрах работоспособные, профессиональные труппы, которым под силу самые сложные задачи. Прибавим к этому отсутствие «звёздной болезни», искренность и открытость новым эстетическим веяниям. Уровень фестиваля самый серьёзный. В этом году была организована образовательная программа, представленная мастер-классами Сергея Федотова и лекцией Елены Малининой «Интерпретация классической пьесы. Исторический аспект». Фестиваль растёт, развивается. Растёт вместе с ним и ирбитский зритель. Есть надежда, что «Ирбитские подмостки» станут таким же брендом города, как ярмарка и прекрасным музей гравюры.