Ой Днипро, Днипро...

Вера Козубская
   Когда говорят о Ганге, то сразу понятно, что речь идёт об Индии, если Нил, то это Египет, Волга – Россия, Днепр – Украина. Ну и так далее. Вот из-за этих ассоциаций со мной в одном из путешествий произошёл конфуз. Стыдно до сих пор, но что поделаешь – было так было.

   Это произошло в 2009 году. Ехала я из Ростова-на-Дону в Калининградскую область. Ехала долго - двое суток. Иногда приходилось стоять на остановках не 10-15 минут как обычно, а до получаса. Зато без пересадок. В Смоленске (Москву объехали вкруговую) нам сообщили, что поезд будет стоять один час 40 минут. Но предупредили, чтобы за 20 минут до отхода поезда все были на месте. В Смоленске я мечтала побывать давно, поэтому обрадовалась такой стоянке.
 
   Сначала расскажу, почему я хотела поближе познакомиться со Смоленском. Ещё в юности проезжая через этот город я засматривалась на стены величественного кремля. Такой стариной от них веяло, такой таинственностью, что хотелось непременно хотя бы походить вокруг этих стен.  Из истории немного знала об осаде Смоленской крепости в Смутное время. Но однажды после очередного проезда через этот город вникла в историю поглубже. А уже в более позднее время прочла не одно художественное произведение на эту тему, посмотрела несколько фильмов.

   Тем более что в последние десятилетия Смутному времени у нас наконец - то стали уделять внимание. Что ни говори, а судьба России тогда стояла на грани: быть или не быть. И в том, что она есть, тогда огромную роль сыграл Смоленск. Двадцать месяцев  продолжалась осада крепости. Да, это привело к огромным потерям среди горожан, да из-за измены крепость пала. Но как говорят историки, поляки потратившие на осаду крепости все свои силы, вынуждены были распустить свою армию. Благодаря этому московский гарнизон поляков, не получивший серьёзной поддержки, в последствии капитулировал перед русским ополчением.

   Ну и как было, зная всё это и имея в запасе целый час и 20 минут, не отправиться к этим стенам? И я отправилась.  Путь определила посмотрев на крепость с виадука, да и люди подсказали сколько времени это займёт. Иду  фотографирую, любуюсь интересными видами. Дохожу до моста через реку и спрашиваю у проходящей мимо женщины: - Скажите, пожалуйста, как называется эта река?
   Женщина остановилась как вкопанная, вытаращила на меня глаза и на мой вопрос ответила вопросом: - Что-о-о?
  - Речка – говорю - как называется?
  - Да вы что, - с возмущением ответила женщина, - это же Днепр! Он у нас в области берёт начало! Речка как называется…

   Я почувствовала, как краска заливает моё лицо. Ну и как я читала о Смоленске? И почему не знаю элементарного: на какой реке он стоит? А ведь у меня дома книга «Города России», где об этом чёрным по белому написано. Это я уже вернувшись домой ещё раз прочла. Вот такой получился конфуз. Представляю, как придя домой или на работу женщина с возмущением рассказывала о встрече со мной.

   Ну ничего, поморгала я и почти бегом побежала к крепостной стене. Конечно  подняться туда я не смогла, боялась опоздать на поезд, но полюбовалась и сделала массу снимков. И Днепр сфотографировала. На поезд пришла вовремя ещё и в храм  Петра и Павла зашла и купила там иконку Смоленской Богоматери.

   А Днепр и в самом деле берёт начало в одном из болот Смоленской области и течёт по России 485 км. Вот тебе и ассоциации Днепр – Украина. А для той женщины, к которой я обратилась со своим вопросом, Днепр  это Смоленск.