1-2-6 Поминки

Сергей Вольновит
   
               
       Мне позвонил бывший коллега по работе, - практически товарищ, - и сказал, что умер наш общий хороший знакомый Фадеев и что проводы его будут в ритуальном зале морга завтра в такое-то время. Я пообещал, что на проводы Фадеева я приду.
       На следующий день к указанному времени я был в ритуальном зале морга. Народу собралось довольно много, и люди всё ещё продолжали подходить.
       Постояв некоторое время у гроба усопшего, я вышел из зала во двор подышать свежим воздухом, так как в самом зале кроме всего прочего было душно и стоял обычно присутствующий в таких случаях неприятный сладковатый запах.
       Увидев во дворе небольшую группу знакомых мне людей, я подошёл к ним. Мы разговорились. От них я узнал, что Фадеев умер не естественной смертью, а специально наглотался каких-то таблеток, решив именно так уйти из жизни. Как говорили, после смерти жены Фадееву пришлось сравнительно долго жить вместе со своим холостякующим двадцати восьми летним сыном – пьяницей и наркоманом. В предсмертной записке Фадеев сообщал, что он устал от «выходок» и побоев своего сына и больше жить так не хочет.
       После выноса тела покойного и отъезда катафалка с сопровождающими машинами и людьми на кладбище, мы – я и трое моих старых знакомых – решили помянуть Фадеева в близ находившемся кафе.
       За «поминальным» столиком мы разговорились, разоткровенничались, вспоминая былые совместно проведённые времена, в том числе и с участием в них Фадеева.
       - Да, а он, Леонид, хорошим был человеком, даже талантливым, я бы сказал, - продолжал разговор Василий – один из нас. – Смотри-ка, даже
книжку стихов и песен своих выпустил! Это далеко не каждый сможет! Так бы, глядишь, и ещё парочку книжек смог бы издать, но вот…
       - Издать свою книжку сейчас – не штука: есть у тебя деньги, и ты можешь что угодно издать, а вот сочинить, написать те же стихи или ту же песню какую да ещё чтобы они другим нравились – это уже, конечно, талант нужен, - заметил Геннадий, сидевший напротив Василия. – Я вот как-то захотел издать небольшим, конечно, тиражом свои «творения» - поздравления, пожелания, оды разные, тосты, которых у меня набралось, я так это прикинул, где-то под двести, а то и более штук… Ну вы-то знаете: это у меня неплохо получалось, и люди частенько ко мне обращались, да и сейчас обращаются что-нибудь «сочинить» то к какому юбилею, то просто ко дню рождения или, там, свадьбы кого или чьей… Так вот: я давай разузнавать в какую «копеечку» мне всё это обойдётся. Ха-а, я сейчас вам скажу – вы упадёте: одна страница текста – от одной до трёх тысяч рублей! А если ещё всё оформить художественно, с иллюстрациями, в обложке приличной… А-а, то-то же!..
       Геннадий многозначительно ухмыльнулся.
       - Я и смотрю: уж больно много «писателей» развелось разных, у которых «бабки» от тесноты в карманах дерутся меж собой… Талант - не талант, а туда же – каждый всё себе хочет «памятник нерукотворный» воздвигнуть, - подхватил «тему» Игорь – инженер, с которым я некогда работал в одном отделе на заводе. – Ладно: издал – не издал, Бог с ним… Я вам вот что расскажу. Мы с Леонидом-покойничком раньше, вы знаете, в художественной самодеятельности участвовали, часто выступали то на знаменательных датах в городском саду-парке, то на нашей главной площади, то на какие-нибудь выборы, а то даже ездили к «погранцам» в часть, в военное училище, в сёла,.. да много куда!.. В нашем коллективе и девчата, конечно, были, молодые женщины. А как без них? – никак!..
       Стал я замечать, да и не только я – особенно женский «состав», - что Леонид и Наталия – молодая белокурая женщина с хорошим голосом «лирического сопрано», - частенько как бы уединяются, «щебечут» меж собой о чём-то, им только известном,.. в общем, проявляют взаимную симпатию друг к другу. В начале это было как-то мало заметно, а потом всё более и более стало бросаться в глаза.
       Как-то возвращаемся мы домой на автобусе после концерта в одном из сёл. Леонид и Наталия сели на последние кресла в конце автобуса, а я с Кизимовым Володькой прямо вот впереди их. Проехали мы уже километров сорок где-то, а может и больше-меньше. Народ в автобусе кто дремать стал, кто о чём-то разговаривал в полголоса друг с другом, кто журнал, попавший под руку, листал. Баянисты наши двое так те, смотрю, уже спят «в полную силу», склонив головы друг к другу и положив свои ноги прямо на футляры баянов, поставленных на пол возле сидений. Вдруг слышу я сзади себя какую-то возню, сдержанное дыхание. Я голову так это медленно поворачиваю и смотрю между сидений наших кресел назад. А там Леонид с Наталией целуются, он ей подол задрал и «пальпацией» занимается в её нежных местах. Ну, думаю, вот дают! А если весь автобус всё это увидит?!.. Я так это, довольно громко, хмыкнул и вернул голову «в правильное
направление». Слышу: всё затихло, а затем «голубки» зашептались меж собой и через какое-то время совсем умолкли…
       На другой день, случайно повстречавшись с Леонидом у инструментальной кладовой, я осмелился и на правах хорошего товарища - (мы даже как-то встречали семьями в одной компании Новый Год) - спросил всё ли у него с Наталией серьёзно и насколько серьёзно. Он ответил не сразу.
       - Ты знаешь, - начал он, - у нас с женой семьи-то толком и нет: она постоянно пропадает в своём «долбанном» ресторане – там она работает заведующей производством и частенько задерживается допоздна то по делам, то по каким-то мероприятиям, то ещё что. Сын наш в основном представлен сам себе, школу да, собственно, уже выпускной класс, пропускает, дерзит и в школе и дома, покуривает. Драться с ним я не могу, да это вообще «ни в какие ворота не лезет», как говорят, а на наши увещевания он вообще не реагирует. В общем, семьи у нас толковой уже
давно нет…  Я подумываю уже с женой разойтись да создать новую семью... А что до Наталии, то она от ответов на прямые вопросы уходит, к себе близко особо не подпускает. Так что… Ну увидел ты нас в каких-то отношениях – ну и что из этого? Забудь!..
       На том мы и разошлись.
       Вскоре я перешёл переводом на другую работу и пути наши, казалось бы, разбежались навсегда. Однако где-то через полгода я случайно столкнулся «нос к носу» с Леонидом в магазине. Он показался мне уставшим, подавленным или, как говорят, удручённым.  Нам было по пути, и мы, выйдя из магазина, пошли вместе. Разговор как-то не клеился несмотря на то, что я всё время старался его разговорить.
       Дойдя до попавшейся на нашем пути автобусной остановки с установленной на ней скамейкой, Леонид вдруг остановился и, поставив на скамейку свою небольшую сумку с продуктами, сел.
       - Всё, я хочу немного отдохнуть, - как бы извиняясь выдохнул он из себя и прикрыл глаза.
       - Ты что? Что с тобой? – озабоченно и даже с некоторым испугом стал спрашивать я его, не зная, как поступить, что делать.
       - Ты не беспокойся, - медленно проговорил он и открыл глаза. - Ты знаешь, мне просто некуда идти: жена от меня ушла жить к какому-то официанту из их ресторана, на днях её повстречал – говорит, что всё у неё хорошо, она счастлива… Сына, которого я с большим трудом устроил на работу, с работы выгнали за пьянку во время рабочего дня, а недавно был его привод в полицию по подозрению в употреблении и сбыте наркотиков – предупредили, чтобы из города он никуда не отлучался. Сейчас он дома спит после очередной попойки… Эх, Игорь, как мне всё надоело, осточертело, знал бы ты!.. Идти домой я не хочу - вот открою здесь бутылочку пива, что купил в магазине, всю выпью и… лягу на скамейку спать. Пошло всё к «едреней Фене» !.. Ты иди домой, меня не жди… Иди, иди…
       Я стоял в замешательстве, не зная, что и предпринять. Потом мне пришёл в голову вопрос, и я спросил:
       - Слушай, а у вас с Наталией, я помню, что-то складывалось – ты с ней бы и сошёлся, она, я думаю, тебя бы поняла, приняла.
       - С Наталией? – Леонид посмотрел на меня внимательно и усмехнулся. – С Наталией? – переспросил он. – С ней я встречался, разговаривали… Она со слезами рассказала мне, что от неё тогда ещё ушёл муж – следователь, с которым её в своё время познакомил и практически сосватал отец, тоже работавший ранее в следственном отделе начальником у этого парня. Парень ей понравился, она его потом даже полюбила и вышла замуж за него, у них родилась дочь. Однако через какое-то время выяснилось, что сам этот парень, то есть теперь уже её муж, Наталию никогда не любил и старался поэтому как можно чаще ездить по командировкам, «отрываться» подальше от дома. В конце концов, в одну из командировок в район ему приглянулась там другая женщина и он, всё бросив, перевёлся работать в тот район, сошёлся с той женщиной… О-о,.. как Наташка плакала, даже рыдала, рассказывая мне свою историю! Она, оказывается, специально со мной «закрутила» в отместку мужу, чтобы тот, узнав про нас, её заревновал и вернулся в семью, но… Мне она сказала в глаза, что меня не любит и никогда не любила и чтобы я надежд никаких не питал.  Вот так-то… Ты иди, Игорёк, домой, а я пока посижу здесь – мне спешить некуда. Иди…
       Леонид замолчал и ушёл в свои думы, в себя. Что мне было делать в этой ситуации? Привести его к себе домой, в свою семью? Но я этого не мог сделать, так как квартирка у нас с женой хоть и двухкомнатная, но маленькая, «хрущёвка», как говорят. У нас двое детей, жена вот-вот придёт с работы… В какую-то службу помощи его, Леонида, направить бы, чтобы с ним поработали психологи, врачи, но я у нас в городе что-то таких служб не знаю… В общем, я стоял рядом с сидевшим Леонидом и совсем не знал, что делать. К «счастью» вдруг возле нас остановился какой-то мужчина и стал поджидать автобус. Развернувшись и присмотревшись, этот мужчина узнал в Леониде своего знакомого. Они разговорились, практически не обращая на меня никакого внимания. Я немного постоял возле них и медленно пошёл домой…
       - Да, вот что я вам рассказал, - после паузы подытожил свой рассказ Игорь. – Как хотите, так меня и судите, но вот так всё было! Лично я чувствую на себе какую-то вину за Леонида, за его жизненную трагедию, но что я мог сделать… Да прости меня, Боже!.. Царствие небесное усопшему, пусть земля ему будет пухом…
       Игорь перекрестился и, выпив из державшегося в его руке стакана водки, с шумом поставил стакан на стол. Мы, выйдя из какого-то оцепенения, навеянного рассказом Игоря, тоже выпили водки из своих стаканов и стали есть принесённые официанткой кушанья. Как-то рассуждать о «поступке» Игоря в отношении уже покойного Леонида никому не хотелось.
               
                (24.08.2019 г.)
                ________________