Ребята, давайте жить мирно

Томас Твин
Что правда, то правда: народ мы эмоциональный. Ещё какой эмоциональный! Все нюансы замечаем, переживаем и разными способами – мимикой, интонацией, пластикой - выражаем. Потому и Станиславский у нас, и Чайковский, и Толстой с Достоевским…
Потому и язык наш заточен под малейшие душевные движения. Филологи, к примеру, уверяют, что такое обилие междометий ещё поискать надо.
 
        Чего стоят хотя бы эти: ах, ох, ух, эх, ай, ой, ура, брр, фу, фи, ага, ого, ишь…
        Куда там англосаксам с их вымученным «Вау»!

Мы и имена бесконечно варьируем, чтобы отразить все оттенки отношения к человеку - Александр, Алекс, Саша, Саня, Сашка, Сашок, Сашуля, Сашенька и т.п…. И в семьях изощряемся - дочь, доча, дочка, дочурка, доченька, дочечка…
Понятно, что язык подстраивается под чувства, но и они – вот так сюрприз! -  подстраиваются под него. Он – язык наш – и смысл изменяет до неузнаваемости, и свои оценки навязывает. То есть мы его породили, а он нас ведёт!
         
         Психолог В. Леви объяснял, что мимика не только     о т р а ж а е т     наше состояние, но и отчасти   
         с о з д а ё т     его.
         В частности, улыбка способна если не изменить в корне, то хотя бы улучшить скверное настроение. 

Вот так и язык влияет на своих носителей.
Возьмём простенькую фразу «Я его уважаю». Питаю, стало быть, почтенье. Куда уж проще.
А к другому не питаю («Я его НЕ уважаю») – нет этого почтения и всё, пусто. Так вроде говорится, но на деле слышится иное - ПРЕЗРЕНИЕ.

То же самое происходит и с парой «Люблю – не люблю». И в ней мы обнаруживаем ту же несоразмерность частей. «Люблю» - значит, испытываю нежные чувства к кому-то, но слова «Не люблю я его» не только лишают кого-то обожания, но и выражают НЕПРИЯЗНЬ (дескать, «Терпеть его не могу!»)
Вот и выходит, что прямой вопрос «Ты меня уважаешь?» вынуждает либо кривить душой, либо преувеличивать (презрение вместо безразличия).

В реальной жизни к большинству ситуаций мы относимся ровно, НЕЙТРАЛЬНО, но многие конструкции нашего языка «заряжены» эмоцией и «стреляют» ею помимо нашей воли.

        Внешне безобидное «Я не шучу» на деле содержит угрозу.
        «Мне за себя не стыдно!» - звучит как вызов.
        «Не жду ничего хорошего» - означает, что грядут неприятности.

Дальше – больше. Давно укоренившиеся формулы типа «с Богом или Дьяволом», «Кто не с нами, тот против нас», «Вся жизнь – борьба», «Всё или ничего», «Либо я, либо он» любое расхождение мнений превращают в сражение.

        Либералы воюют с Патриотами, Демократы - со Сталинистами, Русофилы выступают против Русофобов,
        а Ортодоксы не терпят Атеистов… Не счесть трибунов пламенных в палатах каменных!

А ведь это опасно. В нашей сложной и нестабильной стране категоричная, воинственная ментальность чревата потрясениями, но дух борьбы всё время насаждают. Укрепляют культ силы, превозносят удар, а компромисс презирают.
Сложилась даже какая-то этика и эстетика достойного, «правильного» поведения: врезать, дать отпор, осадить - резко, хлёстко, бескомпромиссно – вот это «круто», это по-нашему!
       
        Ах как нам нравятся герои, которые с размаху рубят гордиевы узлы, яростно бросаются на оппонентов, смело
        режут правду-матку.
        Даёшь борзоту! СлабО тебе, очкарик!

А между тем издревле «нашими» считались герои смекалистые да рассудительные - Иванушка-дурачок, Иван Царевич, Данила–мастер, Илья Муромец, Солдат, Василиса Премудрая…И предков особо почитали разумных, осмотрительных - Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, волхвов, старцев, отшельников…       
       
Бывает, конечно, что действовать надо решительно и без промедления. Но это случается нечасто, куда реже, чем разногласия, размолвки, ссоры и споры. А там крутизна и прямота только всё усложняют.


Понятно, что рубить сплеча проще, чем взвешивать все обстоятельства, искать подходы, вести переговоры, перебирать варианты. Это вам не шашкой махать. Вот «правдорубы» и прячут дефицит аргументов за категоричностью и эмоциями.

        «Большинство людей готово безмерно трудиться, лишь бы избавиться от необходимости немножко подумать»,
        - говорил Томас Эдисон

Ответьте честно, коллеги: вы хотите решить проблему или заткнуть рот оппоненту, убедить его или подавить? Как говорили в Одессе, вам шашечки или ехать?
И если главное для вас всё-ж-таки ехать, двигаться к истине, то незачем загромождать путь минами, ловушками, подкопами и противотанковыми «ежами».

Давно уж замечено: нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. В том числе – в умах и сердцах собеседников. Кого-то вдохновит, а кого-то и сломать может. Поэтому надо бы поберечь прекословящих и, дискутируя, всегда помнить гиппократов принцип «Не навреди!»

В общем,     щ е т и л ь н Е е     надо, ребята.