Концерт - технология организации

Алексей Афонюшкир
Организация и проведение культурно-массовых мероприятий

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение …………………………………………………………………..............................1
2. Глава 1 Цель культурно-массовой деятельности..…………………….........1
3. Глава 2 Особенности работы в культурно-массовом секторе ………....4
4. Глава 3. Эффективность культурно-массовых мероприятий…………......6
5. Глава 4. Правила безопасности для участников массовых зрелищ…….8
6. Глава 5. В каких формах проводятся мероприятия…………………….........10
7. Глава 6. Методика проведения культурно-массового мероприятия…..11
8. Глава 7. Особенности подготовительного этапа………………………..........12
9. Глава 7.1. Подбор названия………………………………………………...................13
10. Глава 7.2. Выработка сюжета…………………………………………...................13
11. Глава 7.3. Создание сценарной структуры……………………………............13
12. Глава 7.4. Информационное наполнение сценария…………………….........14
13. Глава 7.5 Проработка комплексного плана подготовки концерта ..16
14. Глава 7.6. Проведение репетиций………………………………………................17
15. Глава 7.7. Составление выписок для синхронизации работы с труппой звукорежиссёра и осветителя…………………………………………………....................19
16. Глава 7.8. Оформление декораций ………………………………………...............20
17. Глава 7.9. Концертные номера ……………………………………………................21
18.  Глава 8. Работа со зрителями ……………………………………………...............22
19. Глава 9. Проведение концерта …………………... ……………………….............23
20. 21. Список использованной литературы……………………………………................25

Введение

Культурно-массовые мероприятия — это целенаправленная работа различных учреждений культуры, направленная на воспитание и развитие в личности человека высоких духовных качеств. Организация и проведение данного вида деятельности требует согласования с региональным управлением культуры, а также координации действий с другими службами и учреждениями, имеющими возможность оказать материальную и моральную поддержку организаторам праздника. Размер такой помощи определяется масштабом мероприятия, его тематическими профилями и общим плановым содержанием.
Чтобы приступить к культурной работе с населением данной местности, ответственные лица должны выполнить ряд формальных условий:
Уведомить все заинтересованные инстанции о цели и сроках проведения мероприятия;
Составить Акт о готовности к действу подходящего помещения;
Создать рабочую группу для подготовки мероприятия и его проведения, а также издать соответствующий приказ [9].

Глава 1. Цель культурно-массовой деятельности
Работа с массами требует от работников культуры разнообразия в изобразительных средствах и универсального исполнительского мастерства. Основной целью такой деятельности является подъём духовного уровня сограждан. Основными подходами, позволяющими достичь этого, являются:
• Гедонистический — развлечение публики, создание у неё позитивного настроя на предлагаемую тему;
• Патриотическийриучение масс к общепринятым духовным ценностям с привлечением ярких примеров из прошлого и настоящего;
• Развитие в людях позитивного мышления, способствующего улучшению личной и общественной жизни;
• Мировоззренческий — социализация индивидуумов, привитие им коллективного сознания;
• Ознакомление с народными традициями как образцами выхода из самых затруднительных ситуаций;
• Воспитание любви к творчеству.

Гедонистический подход. Организационные цели могут быть разными: от рекламы товаров от спонсоров до традиционных народных гуляний, например, по случаю Рождества, Пасхи, Яблочного спаса и т.п.  Но главная цель любого массового праздника — зарядить публику положительными эмоциями.

Мировоззренческий подход. — Призван вызвать в массах патриотические чувства, которые являются высшей ценностью во всех человеческих сообществах и несут на себе не только этическую, но и моральную нагрузку. Патриотизм является своеобразным психологическим состоянием, которое охватывает душу и сознание через многие грани окружающей жизни:
• Места, которые любишь, куда тебя постоянно влечёт;
• Народ, которым гордишься, радуешься за его достижения, который готов защищать от врагов;
• Страну, чьего богатства и могущества ты добиваешься своим материальным, духовным, военным трудом и за чью судьбу переживаешь в трудные для населения годы.

Коммуникативный подход. — Оптимален в воздействии на молодёжь, которой нравится непринуждённое общение и открытость собеседника. Каким бы ни был замкнутым человек, он в той или иной степени всегда тянется к другим людям, обладающим коммуникативными навыками. Иного пути к своей духовной и интеллектуальной эволюции у личности нет. Кроме того, в общении с окружающими, в том числе и на культурно-массовых мероприятиях, вырабатывается его социальный статус [1].

Оздоровительный подход. — Практикуется на спортивных соревнованиях с целью пропаганды здорового, подвижного образа жизни и популяризации всех видов спорта. Эффект от оздоровительных мероприятий значителен. От людей, страдающих гиподинамией и ожирением, постепенно отступают болезни. Тело их крепнет, обретает хорошую физическую форму. И всё потому, что режим времяпровождения у них под воздействием массовых мероприятий стал более подвижным.
включаясь в подвижный режим времяпровождения, постепенно обретают не только а также обретают хорошую физическую форму.

Рекреационный подход. — Это метод физического и психологического восстановления организма посредством активного отдыха, близкий к оздоровительному. Отличается от последнего только наличием в тренировках развлекательного аспекта. Наиболее показательными примерами здесь являются дискотеки, фитнес и коллективные культпоходы на дальние расстояния или в горы.
Творческий подход. — Обеспечивается включением в культурно-массовые праздники аттракционов, требующих от их участников самостоятельной творческой активности. Публика в таком случае перестаёт быть пассивным зрителем, как на театральных спектаклях, а берёт на себя часть режиссуры и актёрского исполнения [23].

Глава 2. Особенности работы в культурно-массовом секторе

Культурно-массовая работа, проводимая по любой тематике, всегда носит оттенок забавы, отвлекающей публику от текущих забот. Это является её основной особенностью. Дополнительными целями, которые в комплексе обеспечивают гармоническое развитие личности, являются:
• воспитание эстетического вкуса;
• формирование духовных ценностей;
• развитие творческих способностей;
• стимуляция активности индивидуума в социальной среде посредством вовлечения его в процесс коллективного творчества [23].

Организация мероприятий, призванных осуществить весь комплекс задач или отдельные его части реализуется поэтапно. Порядок действий таков:
1. Создаётся оргкомитет предстоящего праздника.
2. Назначается председатель. На этот пост чаще всего выдвигается лицо, имеющее большой опыт в организации соответствующих мероприятий.
3. Из сотрудников различных подразделений комплектуется творческий коллектив, а также группа технического содействия.

При этом оргкомитет обязан:
• составить подробный план действий от начала и до конца мероприятия;
• определить замысел и наметить сюжет;
• составить и утвердить смету расходов;
• установить тесную связь с учреждениями, содействующими проведению праздника;
• контролировать исполнение;
• проделать анализ работы с учётом ошибок и достижений исполнителей.

Для качественной подготовки запланированного массового мероприятия члены оргкомитета проводят подготовительную работу, которая заключается:
• в заслушивании всей имеющейся информации по заданной теме;
• ознакомление с местом проведения праздника;
• содействии с лицами и организациями, так или иначе участвующими в мероприятии;
• создание оргкомитетов или рабочих групп по отдельным сюжетным линиям совместной программы.

Порядок проведения культурных мероприятий для массового зрителя следующий:
1. В учреждении культуры создаётся рабочая группа.
2. Намечаются цели представления и его задачи.
3. Выделяются и планируются все аспекты работы.
4. Назначаются лица, ответственные за каждое направление.
5. Разрабатывается сценарий.
6. На кастинге утверждаются исполнители.
7. Проводятся репетиции, в процессе которых отшлифовываются все нюансы проекта.
8. Организуется премьера задуманного и отрепетированного представления.
9. Анализируется результат.
10. Подводятся итоги [19].

ИМЕТЬ В ВИДУ!
Работа каждого элемента исполнительских структур представления должна быть сориентирована на утверждённый сценарий. Основным и вспомогательным оргкомитетам нужно постоянно следить за качеством проведения мероприятия и в случае необходимости оказывать своевременную помощь нуждающимся.

Глава 3. Эффективность культурно-массовых мероприятий

Наиболее убедительными показателями эффективности культурного представления являются его посещаемость и анкетирование участников после окончания мероприятия. Но здесь существуют определённые тонкости, зависящие, прежде всего, от трёх факторов:
1. Меркантильного (платность или бесплатность входа на зрелище);
2. Ситуационного, исходящего из обстоятельств, в условиях которых происходит мероприятие;
3. Зрелищного [11]

Посещаемость платных зрелищ зависит, в свою очередь, от стоимости билета. Большей популярностью при этом пользуются недорогие или вовсе бесплатные представления, в том числе по контрамаркам, выданным по специальному приглашению.
Обстоятельства, касающиеся значительного числа потенциальных посетителей, также могут оказывать влияние на ситуацию. Так во время дождя или сильного, холодного ветра мало кто отважится просидеть или простоять даже час на открытой площадке перед сценой.

На эффективность культурно-массового представления влияет и его зрелищность. В это понятие входят:
• актуальность шоу для его публики;
• присутствие популярных исполнителей;
• наличие спецэффектов (задымление сцены, фейерверки, цветомузыка);
• красивые декорации;
• привлечение зрителей к различным смотрам и конкурсам, итоги которых оцениваются специальным жюри, назначаемым оргкомитетом мероприятия [21].

На эффективность культурно-массового представления влияет также его зрелищность. В это понятие входят:
• актуальность шоу для его публики;
• присутствие популярных исполнителей;
• наличие спецэффектов (задымление сцены, фейерверки, цветомузыка);
• красивые декорации;
• привлечение зрителей к различным смотрам и конкурсам, итоги которых оцениваются специальным жюри, назначаемым оргкомитетом мероприятия [21].

Существенно снизить эффект от представления могут некоторые недоработки или откровенные ошибки учреждений культуры в подготовке и проведении мероприятия.
Самые распространённые из них:
• развитие темы, не актуальной для публики (по возрасту, социальному статусу, месту проживания);
• несоответствие художественной проработки декораций, а также звукового сопровождения рассматриваемым задачам;
• отсутствие должного профессионализма у ведущих, не умеющих увлечь зрителя;
• слабое профессиональное взаимодействие членов рабочей группы, ответственных за проведение зрелища;
• игнорирование результатов анализа предыдущих концертов, имевших указанные выше недостатки [16].

ВАЖНО!
Статистику результативности культурных мероприятий, проводимых в регионах учреждениями культуры, в виде отчёта на государственном уровне принимает от учреждений культуры и рассматривает Росстат (приказ № 671 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры» от 30 декабря 2015 года).
Форма отчёта — №7-НК [2].

Глава 4. Правила безопасности для участников массовых зрелищ

Охрана труда и жизни во время культурно-массовых мероприятий носит первостепенный характер. Учитывая потенциальную опасность, возникающую при скоплении большого количества людей в одном месте, руководство учреждением, ответственное за безопасное проведение мероприятия на своей территории, соответствующим образом инструктирует участников представления.
Общие требования по охране труда в типовой инструкции заключаются в соблюдении учреждением культуры, проводящем культурно-массовое мероприятие, ряда обязательных условий:
1. Издании руководством приказа о назначении конкретного лица или лиц, на которых возлагается ответственность за всестороннюю безопасность людей, принимающих участие в празднике. Приказ доводится до каждого под роспись.

2. Составлении плана, призванного обеспечить на должном уровне охрану труда, санитарно-гигиенических норм и мер пожарной безопасности.

3. Прохождении всестороннего инструктажа по технике безопасности, который включает в себя соблюдение:
• законов Российской Федерации по охране труда;
• внутренних правил распорядка трудовых действий;
• безопасных приёмов и методов проведения культурно-массовых и технических работ, относящихся к мероприятию;
• правил пожарной безопасности;
• технологии применения средств тушения пожара;
• правил первой помощи при несчастных случаях с появлением механических травм, отравлений, термических и электрических ожогов;
• требования о немедленном информировании руководства о возникновении ситуации или несчастного случая, которые угрожают здоровью и жизни всех присутствующих на мероприятии.

4. Выборе места для проведения проекта в массы. Оно должно быть не только приспособленным для проведений концертов и подобных им зрелищ, но и допущенным к эксплуатации официальными органами.

5. Осведомлённости оргкомитета о запрете концертной деятельности в помещениях, расположенных в подвалах домов и цокольных этажах.

6. Учёте погодных условий при проведении мероприятия на площадках, не изолированных от внешней среды, расположенных близко к ЛЭП, теплотрассам, сточным коммуникациям и большим стройкам.

7. Соблюдении правил и нормативов в процессе деятельности, при которой эксплуатируются:
• инженерные сооружения;
• техническое оборудование;
• музыкальный инвентарь.

8. Контроле за количеством лиц в закрытом пространстве при проведении культурно-массового мероприятия.  Для этого нужно знать фактическую площадь помещения и норму его заполнения людьми, по которой на одного человека в среднем приходится ; м2 — не менее.

9. Возрастном ограничении для участников тематических вечеров, концертов, конференций, фестивалей и прочих культурно-массовых зрелищ. Минимальный возраст присутствующих не должен быть меньше 18-ти лет.

ЗАПОМНИТЬ!
Виды инструктажа для допуска на сценическую площадку:
• вводный на тему охраны труда, безопасного общения с электроприборами, предотвращения случайных пожаров;
• первичный, — проводится на рабочем месте перед началом представления;
• повторный, — закрепляет полученные знания по охране труда каждые полгода;
• внеплановый, — необходим в случае изменения условий, в которых обычно проводится мероприятие;
• целевой, — акцентирует внимание участников на ведущей теме.
Кроме того, лицам, впервые вовлечённым в реализацию культурного проекта, предварительно необходимо пройти медосмотр на выявление возможных противопоказаний. Аналогичные осмотры должны проводиться в коллективе периодически.
С полным содержанием инструкции по охране труда при проведении культурно-массовых мероприятий можно ознакомиться на сайте Казанского федерального университета [26].

Глава 5. В каких формах проводятся мероприятия
Время и опыт в организации культурно-массовых действий позволили знатокам русской традиции определиться с основными формами и приёмами проведения подобного рода мероприятий, как крупномасштабных представлений, так и незначительных по масштабу шествий церемониальной и ритуальной направленности.
К основным формам массовой работы в учреждениях культуры относятся праздник и представление.

Праздник — наиболее распространённая форма массового мероприятия. Отличительными его признаками являются:
• зрелищность;
• многосторонний охват актуальных запросов реальной жизни;
• коллективность принятия и исполнения творческих решений;
• формирование и развитие в людях высших духовных качеств;
• художественное отражение истории народа и его традиций.
По своей структуре хороший праздник редко бывает однородным. Как правило, в него включаются эпизоды с театрализованными представлениями, спектаклями, обрядами, ритуалами, торжественными шествиями, парадами, спортивными играми.  Однако каждое из этих включений при необходимости можно сделать самодостаточным. В таком случае праздник станет только спектаклем или, например, спортивным состязанием.

Представление — это самая крупная форма мероприятия для масс из всех организуемых органами культуры. Чаще всего оно является театрализованным, опирается на актуальную тематику, пронизанную определённой идеей, и имеет в основе подробный сценарий.
Реализация впечатляющего представления требует значительных усилий организационного и материального плана. Эти обстоятельства затрудняют проведение мероприятия. Для этого должен быть очень существенный повод — событие, мимо которого пройти невозможно. Например, праздничные ёлки для детей в новогодние дни [10].

Глава 6. Методика проведения культурно-массового мероприятия

Реализация любой формы культурно-массового действия требует предварительной подготовки. Она осуществляется поэтапно. Определяются:
• тема мероприятия и срок его проведения;
• цели и задачи, которые преследуются при этом;
• форма (выбирается исходя из масштаба задач);
• объём информации, необходимый для осуществления замысла;
• состав  сценарной, актёрской и технической группы, которая будет подготавливать и проводить событийную часть;
• график репетиций;
• допустимая смета расходов на всех этапах мероприятия.
Апофеозом подготовительных действий становится генеральная репетиция и концерт при непосредственном контакте с публикой. В финале коллектив, реализовывавший культурное событие, анализирует слабые и сильные стороны своей работы.
Глава 7. Особенности подготовительного этапа
Речь идёт о предварительной работе, которая наполняет содержанием последующее проведение массового мероприятия и становится предвестником его успеха или провала.

Что включает в себя подготовительный этап:
1. Выбор актуальной тематики, оптимально ориентированной на имеющуюся аудиторию.
2. Определение главной цели проекта, — какого воспитательного, развивающего и развлекательного эффекта следует добиться в итоге.
3. Поиск изобразительной формы, наиболее эффективно отображающей замысел. Упор в данном случае делается прежде всего на возраст зрителей и предполагаемый уровень их интеллектуального развития. В качестве примера можно привести выбор форм для мероприятий, проводимых для школьников 1-го сентября — в День знаний.

Наиболее адекватными представляются следующие варианты:
• Для младших классов — игра. Например, путешествие на поезде в страну неизвестного. На остановках знакомства с науками, которые предстоит изучить.
• Школьникам постарше, склонным не только к развлечениям, но и познаниям тайн окружающего мира, может быть интересен конкурс на эрудицию по определённой тематике.
• Старшеклассников, уже увлекающихся противоположным полом и желающих блеснуть оригинальностью,  заинтересует возможность блеснуть своим остроумием и поведать окружающим о школьных нравах на турнире весёлых и находчивых (наподобие КВН) [19].

Глава 7.1. Подбор названия.
Для того, чтобы название проекта было подходящим, требуется соблюдение автором минимум двух условий:
• Сделать оглавление текста максимально лаконичным, оригинальным и тематически заданным. Последнее обстоятельство лучше ориентирует зрителя и облегчает работу сценариста, поскольку сужает информационное пространство, в котором тот подбирает материал. По ходу написания сценария название может быть подкорректировано или изменено.
• Основной смысл названия предпочтительно дополнить рекламным крючком, способным «зацепить» публику и привлечь её в зал или на открытую площадку [19].

Глава 7.2. Выработка сюжета

 Сюжет художественного произведения или его сценического воплощения в театре или клубе представляет собой ряд взаимосвязанных событий, выстроенных автором в определённой последовательности, как правило, заданной изначально с помощью введения в повествование интриги.
Одновременно с сюжетом разрабатывается фабула — цепь эпизодов, в которых зарождается и проходит драматургическое развитие конфликт между главными персонажами или событиями. В совокупности это образует единую интригующую картину. Задача автора состоит в том, чтобы сделать её колоритной и представляющей интерес для его аудитории [22].

Глава 7.3. Создание сценарной структуры

После того, как автор или творческая группа, ответственная за литературную часть, определились с формой мероприятия, его названием и сюжетом, начинается работа непосредственно над сценарием. Первое, что следует сделать при этом — составить план. Композиция, как правило, классическая. Последовательно, друг за другом, выстраиваются, образуя единый сюжет, сцены:
• пролога — вкратце объясняющего зрителю, о чём речь (в концерте — звук фанфар, означающий начало представления, выход на сцену ведущего);
• экспозиции — позволяющей заинтриговать публику и создать эмоциональную настроенность на просмотр зрелища (ведущий произносит вступительный монолог и оповещает присутствующих, что представление будет интересным и запоминающимся) ;
• завязки — открывающей фабулу;
• развития действия — позволяющего раскрыть характеры и взаимоотношения персонажей (художественные номера — текстовые, визуальные и музыкальные);
• кульминации — апофеоза конфликта главных героев;
• развязки — показывающей, чем закончился конфликт (иногда представление обрывается на кульминации, оставляя зрителям возможность додумать развязку самостоятельно) ;
• эпилога — раскрывающего позицию автора (озвучивает ведущий) [21].

Глава 7.4. Информационное наполнение сценария

 Чтобы придать постановке информационный и стилистический колорит, материал отбирается из всех доступных источников:
• жизненного опыта;
• аналогичных сценариев, имеющихся в библиотеках и интернете;
• периодических изданий СМИ;
• художественной литературы;
• справочников, научных публикаций.

В особом внимании авторской группы нуждаются монологи ведущего. Их можно сделать как в поэтической, так и прозаической форме (иногда стихи и проза чередуются на протяжении представления). Но в том и другом варианте текст каждой реплики конферансье должен быть безупречен логически, выразителен, эмоционален и краток. Длинные и смутные по содержанию монологи утомляют публику, вынуждают её скучать и терять интерес к концерту.
Предпочтительней вплетать в ткань сценария театрализованные эпизоды с оригинальными диалогами, наглядно и живо демонстрирующими ход сюжета.

Ещё более увлекательным сделает представление интерактивный контакт ведущего с аудиторией, который даёт возможность каждому из активных зрителей включиться в творческий процесс и почувствовать себя одним из его созидателей.
Профессиональный сценарист — это фантазёр, выдумщик. Именно на него и режиссёра возложена миссия в организации яркого, интересного действия, изобилующего оригинальными приёмами текстового, музыкального и оформительского исполнения проекта.

Чтобы спектакль заслужил признание публики, его сценарий должен иметь ряд соответствующих качеств. Среди них стоит выделить:
• увлекательность, опирающуюся на эффектное изложение материала;
• зрелищность, захватывающая воображение;
• динамичность, не позволяющая зрителю скучать;
• интригу, которая держит в напряжении публику на протяжении всего театрального действия [17].

Глава 7.5 Проработка комплексного плана подготовки концерта

На этом этапе создаётся рабочая группа и учитываются все аспекты, влияющие на качественность мероприятия, в том числе деятельность  людей, которые за них отвечают, и сроки исполнения задуманного.

Рабочая группа состоит из специалистов следующих профилей:
• сценариста, придумывающего сюжет и пишущего сценарий;
• ведущего, в развлекательной форме осуществляющего связь между отдельными номерами и таким образом продвигающего сюжет;
• звукорежиссёра, организующего музыкальный и звуковой фон постановки;
• художника, декорирующего сцену и зал;
• костюмера, ответственного за подбор или пошив необходимых костюмов для труппы;
• бутафора, производящего материальный реквизит, идентичный замыслу шоу;
• осветителя, размещающего по сцене и залу осветительные приборы, направляющего свет в нужные части мизансцены и создающего световые эффекты;
• рабочих сцены, расставляющих и перемещающих декорации с осветительным оборудованием;
• контролёров (в том числе охраны), следящих за наличием входных билетов или контрамарок у всех присутствующих, а также за порядком в зале.
Особое место в рабочей группе занимают директор коллектива, который проводит мероприятие, и главный режиссёр.

На плечи директора возлагаются:
• поиск спонсоров;
• аренда зала (если он не находится в собственности данного культурного учреждения);
• разработка эффектной рекламы и её распространение во всех людных местах с целью привлечения большой массы зрителей.
Главный режиссёр адаптирует сценарий к реальным условиям постановки, осуществляет подбор наиболее качественных номеров и корректирует деятельность всех специалистов, включая ведущего и исполнителей [19].

Глава 7.6. Проведение репетиций

Репетиционная работа является совершенно необходимой, как для отдельного исполнителя, так и для всего коллектива в целом. Посредством нескольких репетиций исполнитель совершенствует мастерство и точность соответствия своих действий сценарию, а члены коллектива привыкают к декорациям, реквизиту, свету и музыке, а также учатся  взаимодействовать друг с другом, «притираясь» в психологическом и чисто игровом смысле.
Порядок репетиционной программы предрешён театральной традицией. Алгоритм действий рабочей группы в связи с этим таков:
• На общем собрании труппы зачитывается сценарий, распределяются роли;
• Каждый из участников знакомится с содержанием сценария. Особый акцент делается при этом на эпизоды, касающиеся игры конкретного исполнителя. Тот вникает в характер порученного персонажа,    примеряет на себя манеру его поведения;
• Коллектив собирается в полном составе, сценарий зачитывается по ролям в отсутствие декораций и реквизитов;
• На сцене определяются зоны действия каждого участника представления с учётом выгородок для будущих декораций, которые следует обходить;
• В репетиционный процесс привносятся реквизиты, чуть позже костюмы и декорации (выгородки при этом со сцены убирают);
• Труппа репетирует со светом и фонограммой. Участники подстраиваются под обстановку, близкую к финальному выступлению перед зрителями. Звукорежиссёр и светотехник производят необходимую корректировку оборудования;
• Во время последней черновой репетиции, предшествующей генеральной, проводится хронометраж выступлений каждого участника. Режиссер вносит необходимые поправки;
• Генеральный просмотр отрепетированного спектакля в условиях, полностью соответствующих обстановке концерта. Ведущий, артисты в костюмах, реквизит, декорации, свет, звук, — всё уже полностью соответствует замыслу.

ДЛЯ СПРАВКИ!
Для подготовки мероприятия среднего уровня вполне хватает от 4-х до 5-ти репетиций вместе с генеральной. Высококачественное представление требует большей тщательности: репетиций должно быть примерно вдвое больше. Однако в любом случае к обязательным условиям успеха нужно отнести мастерство ведущего, хронометраж каждого номера и общую длительность представления.
Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку оно относится прежде всего к пределу усидчивости аудитории, особенно школьников. Так для учащихся начальных и средних классов идеальным пределом терпения является длительность урока, то есть максимум 40 – 45 минут. Старшеклассники и взрослые способны высидеть в зале без антракта часа полтора. Затем их внимание притупляется.

Что касается мастерства конферансье, то в ведущем концерта особенно ценится артистизм. Это понятие подразумевает:
• безупречное владение речью, умение расставлять смысловые акценты в тексте, привлекающие внимание зрителя;
• владение своим телом — способность элегантно двигаться по сцене, в том числе танцевать;
• талант обставлять свои выходы и уходы со сцены, а также интерактивную работу с аудиторией красивыми театральными эффектами;
• безукоризненный вкус в выборе сценических костюмов [21].

Глава 7.7. Составление выписок для синхронизации работы с труппой звукорежиссёра и осветителя

Задача этого этапа подготовки —  в составлении специальной партитуры, помогающей в нужный момент осветить сцену или действующего на ней персонажа, включить соответствующую фонограмму.
Технически партитура представляет собой реминисценцию из сценария с подчёркнутой репликой ведущего или артиста. После которой необходимо ввести световой или звуковой эффект.
Если таких эффектов в представлении много, осветитель и звукорежиссёр получают на руки весь сценарий, на основе которого создаётся полная звуковая и осветительная картина концерта [21].

Глава 7.8. Оформление декораций

Наглядные средства, применяемые при подготовке культурных мероприятий, предназначены для того, чтобы усилить эффект реальности, в которой по сценарию действуют актёры и развивается сюжет. Здесь не должно быть ничего лишнего — только то, что облегчает зрителю понимание происходящего на сцене. Излишества будут только отвлекать публику и мешать ей сосредоточиться на основном действии.
Работа декоратора начинается с изучения сценария. На его основе рисуется несколько эскизов. Режиссёр рассматривает все варианты и отбирает лучший.
Важным моментом при создании оформления является время, в течение которого планируется эксплуатировать реквизит. Для постановок, приуроченных к традиционным праздникам (фестивалям, конкурсам, ведомственным мероприятиям), вполне достаточно фоновой картины, нарисованной на заднем плане. Работа над нею не требует больших затрат. Ещё проще в таких случаях использовать планшеты с теми или иными тематическими изображениями. Их можно развешивать по сцене на леске и при необходимости менять.
Материалы для планшетов должны быть недорогими, достаточно прочными и лёгкими. Хорошо себя показывают в этом смысле фанера, ДВП. Их качества позволяют рабочим сцены легко устанавливать и переносить реквизит, а художнику обновлять изображённые на нём картины, если они повреждены.
Планшеты можно не разрисовывать, а просто драпировать красивой тканью, например, тюлью или шёлком. Желательно, чтобы на ткани имелись изображения цветов. Многократность использования таких декораций с лихвой компенсирует первоначальные затраты [19].

ПРИМЕЧАНИЕ!
Монументальные декорации требуют больших временных и материальных вложений. Использовать их имеет смысл только в постановках, которые проводятся неоднократно. Например, в спектаклях, рассчитанных на сезон или несколько.

Глава 7.9. Концертные номера

Отбор достойных номеров для концерта производится с целью придать ему зрелищность и смысл. Чтобы культурно-массовое мероприятие этому соответствовало, в композиции номеров должны прослеживаться:
художественная яркость каждого номера;
общность в тематике и направленности фабул;
согласованность мотивов;
отсутствие контрастности в жанрах и смыслах;
умеренность в использовании отвлечённых сюжетов, если они не укладываются в логику сценариста и режиссёра;
отсутствие плохо подготовленных номеров, способных испортить цельный эффект от постановки [24].

Глава 8. Работа со зрителями

Организатор культурного мероприятия, помимо внутренних проблем, касающихся подготовки к представлению, обязан придерживаться ключевого правила массовых зрелищ — они должны быть интересны и доступны для публики. При этом упор делается не на всех зрителей, которые присутствуют в зале, а только на «своих», если их большинство. То есть на целевую аудиторию, которую формирует и приглашает в гости к артистам реклама.
Рекламные проспекты публикуются в СМИ, а также расклеиваются в местах массового скопления людей, например, остановках общественного транспорта или рядом с магазинами. Наиболее распространёнными формами рекламы культурно-массовых мероприятий являются плакат, объявляющий о начале концерта, и афиша, его анонсирующая с указанием названия шоу, имён ведущих артистов, даты, времени и места проведения представления.
Содержание рекламы должно быть коротким и предельно понятным. Её авторам следует избегать абстрактной лексики, затёртых временем фраз и обращений в никуда. Аудиторию нужно указывать конкретно, причём в самом начале текста [25].
Например:
ЛЮБИТЕЛЯМ РУССКОГО РОМАНСА!
ПОЮТ ЛУЧШИЕ АРТИСТЫ ПОВОЛЖЬЯ!

Глава 9. Проведение концерта

Выход на сцену — это финальная часть подготовки культурно-массового мероприятия, своего рода экзамен для организаторов постановки и исполнителей. Успех здесь во многом зависит не только от мастерства режиссёра, ведущего и исполнителей. Большую роль играет заблаговременный контроль готовности к представлению — действия, обусловленные опытом и заранее запрограммированные в организационном плане.
К таким действиям, проводимым непосредственно перед открытием занавеса, относятся:
• проверка  правильности установки всех элементов декораций и наличия реквизита в полном комплекте;
• функциональная пригодность осветительного и звукового оборудования, как в зале, так и на сцене;
• контрольная настройка света и звука;
• распределение по местам технического персонала: помощников режиссёра и ответственных — за открытие и закрытие занавеса, за расстановку микрофонов, за вынос на сцену и уборку реквизита;
• проверка готовности к выступлению всех коллективов, приглашённых для участия в культурно-массовом мероприятии.

ВАЖНО!
Творческие группы, участвующие в концерте, не должны дожидаться своего выхода за кулисами и не создавать там толкучку. За кулисы их вызовет помощник режиссёра или уполномоченный им сотрудник. До этого место артистов в гримёрках [19].
Если главный режиссёр, находящийся в зале, перед сценой, считает необходимым скорректировать сценарий, это должно быть сделано до начала зрелищной части. В крайнем случае, сразу после начала концерта. Информация о нововведениях передаётся не непосредственно от режиссёра к артистам, как на репетициях, а через посредника, так называемого «бегунка», играющего роль как бы случайного человека из зала. Кроме него на сцену во время представления никто не допускается.
После того, как организаторы шоу убеждаются в полной готовности оборудования и исполнителей к концерту, в зал приглашаются зрители. Обычно это осуществляется с помощью звонка примерно за 20-ть минут до начала представления.
Контроль за наличием билетов у обычных зрителей проводит специально выделенный дежурный. Он же следит за порядком в зрительском зале.
Почётных гостей пропускает без билетов представитель руководства дворца культуры и рассаживает на самые лучшие места.
С третьим звонком открывается занавес, и на сцене появляются артисты.
Таков идеальный расклад условий, которые обеспечивают успех любому массовому представлению [19].

Заключение

Главными условиями плодотворной работы при организации культурно-массового мероприятия являются понимание и заинтересованность. Понимание всех членов рабочей группы в необходимости участия и полной творческой отдачи каждого, а также заинтересованность в материальном вознаграждении за работу и в повышении исполнительского рейтинга среди публики и ответственных органов культуры. Без полноценной реализации этих двух факторов достичь настоящего успеха будет трудно [18].
Важен также педагогический аспект, который обязано привнести руководство учреждением культуры в рабочую группу, чтобы вдохновить участников, стимулировать в них полную самоотдачу, ответственность за дело, которое им поручили. Кроме того, таким образом каждый член коллектива сможет проверить свой исполнительский потенциал. В результате и сам творческий процесс станет более продуктивным.
Концерт — это итог всей деятельности рабочей группы. Самая ответственная и сложная её часть. Своеобразный экзамен на эффективность работы и мастерство исполнителей. Реакция публики на представление может оказаться любой — от аплодисментов до презрительного улюлюканья и ухода из зала. При этом артист должен сохранять самообладание и всегда находить достойный выход из непредвиденных ситуаций [23].
В конце мероприятия, когда за участниками закрылся занавес и скрыл их от зрителей, начинается то, что лётчики называют «разбором полётов». Участники творческой группы дают оценку своей работе и высказывают мнение о достоинствах и недостатках работы других членов коллектива. Доброжелательная самокритичность даёт всем в дальнейшем весомый позитивный толчок в концертной деятельности.

Список использованной литературы

1. Абанкина Т.В. Источники привлечения средств в культурные некоммерческие проекты (фандрайзинг). Справочник руководителя учреждения культуры. - М.: 2002.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект-Пресс, 2006.
н/Д: изд-во Феникс, 2002.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М.: Проспект, 1987.
4. Барабаш Г.П. Организация музыкальных праздников. - М.: Знание, 2006.
5. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. - Алма-Ата, 2006.
6. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. - Красноярск, 2006.
7. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. — М.: 1986.
8. Васильев К.Р. Организация фестивалей. - М.: Веха, 2007.
9. Весин Д.К. Праздник: организация и проведение. - М.: Наука, 2007.
10. Гайдук Т.А. Организация праздничных мероприятий. - М.:ОРИГО,2007.
11. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 2007.
12. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
13. Жарков А.Д. Праздники и их воспитательное значение. -М.: Знание, 2006.
14. Жигульский К. Праздник и культура. - М.: Прогресс, 2005.
15. Зимин А. А. Праздники и обряды. – М.: Веха, 2006.
16. Ильин В.И. Повседневность и праздник. // Потребление как дискурс. – СПб.: Интерсоцис, 2008.
17. Коллективно-творческие дела, инсценировки, праздники, аттракционы, розыгрыши, игры, сценарии. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
18. Ладов Б.В. Массовые празднества. - М.:ЮНИТИ, 2007.
19. Лурье А.С. Управление концертным делом. - М., 1998.
20. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: 1995.
21. Пасс Ю. Внутренний PR: элементы успеха // www.hrm.ru/pr/news/
22. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. Кн 1 / Авт.-сост. Н. В. Чудакова. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000.
23. Черный Г. П. Педагогическая технология массового праздника. - М.: 1990.
24. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб., 2000.
25. Юдин Н.Л. Социальный смысл праздника. - Иваново: ИГУ, 2006.
26. Инструкция по охране труда при проведении культурно-массовых мероприятий в структурных подразделениях ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». —