Неведомые глубины Кода жизни Гл. 22

Людмила Киреева-Силенко

Предыдущее здесь:  http://www.proza.ru/2019/11/01/1592

Глава № 22

Дни отпуска летели с молниеносной быстротой! Не успели оглянуться, как уже надо собираться домой.

- Виталик, давай пройдёмся по местным магазинам, - предложила Тамара. - У нас остались деньги, может купим что. В Донецке ведь ходить по магазинам будет некогда.

В небольшом городке почти все магазины располагались в центре. Оставив Коленьку на попечение родителей, вышли на улицу. Ровная, недавно заасфальтированная дорога гладкой серой полосой тянулась и терялась в невидимой дали, где-то там она поворачивала и затем ныряла в тоннель, недавно построенный вместо вечно перекрытого, из-за интенсивного движения поездов, железнодорожного переезда. Жаркое июльское солнце загнало всё живое в тень.
 
Тамара подхватила мужа под руку, шла, гордо поглядывая вокруг, но и на улице, и во дворах, мимо которых они проходили, не было ни души.

- Смотри, вот моя бывшая школа, «железнодорожная, №23», это когда я училась. А, потом, позже, просто школа №3 - сказала Тамара, когда они поравнялись с двумя длинными двухэтажными зданиями, возведёнными из старинного прочного красного кирпича. - Эти дома построили почти сто лет назад, когда только-только начали прокладывать железную дорогу и здесь запроектировали сделать крупную узловую станцию.

- А почему «бывшая» школа? - удивился муж.

- Потому, что сейчас её закрыли, из-за недокомплекта. Раньше здесь было много детей, а сейчас большинство молодёжи едет в города. Там женятся, получают квартиры, и дети, естественно, учатся там. Теперь детям с нашего района приходится ходить дальше, в другую школу, тоже бывшую железнодорожную, №22, а позже, просто школу №2.

- Что же теперь с твоей «бывшей» школой?

- Один корпус перестроили под жилой дом, а во втором открыли типографию.

Разговаривая, подошли к длинному мосту через железную дорогу, который делил город на две части. Поднявшись на него, Тамара остановилась, и словно другими глазами смотрела на город, в котором прожила первые 20 лет жизни.
Её взору предстало сплошное зелёное буйство садов. Сады, сады, сады, за которыми совсем не видно небольших одноэтажных аккуратных домиков.

Город застраивался в начале ХХ века на ровной, открытой степной местности. Прямые широкие улицы, поделенные на одинаковые прямоугольники кварталов, одинаковые, все по 7 соток, участки с домами, хозяйственными постройками и садами. Каждый хозяин, получив участок под застройку, первым делом закладывал сад.
«Какой красивый, зелёный, чистый город, - думала Тамара, ещё не осознав, но в глубине души уже приняв твёрдое решение согласиться с предложением родителей. - Небольшой, компактный. Недавно сюда подвели газопровод. Что держит меня в Донецке? Только семья, вернее, муж. Надо, надо уговорить его на переезд!»

- Виталик, - позвала тихо, ласково. - Виталик, посмотри на эту красоту!

- Какую красоту?

- Посмотри на город отсюда, сверху. Ты видишь, сколько здесь зелени?

- Ну и что?

- Это ведь кислород. Здесь, в Пятихатках, дишится легко, свободно. Словно крылья вырастают. Так бы и поднялась в небо, высоко-высоко! Природа, простор!

Виталий задумчиво смотрел на сплошную тёмнозелёную панораму, раскинувшуюся от железной дороги и простирающуюся неведомо куда влево, и вправо, и далеко вперёд.
Да, это было впечатляюще! Сейчас вовсю пропагандируют индустриальные пейзажи: трубы с разноцветными дымами на фоне голубого неба, огромные, монументальные доменные печи, мартены, с изливающимися в ковши из пробитых лёток потоками искрящегося раскалённого металла, терриконы и шахтные подъёмники рядом, стройки с застывшими возле них кранами, словно огромными голенастыми птицами. Мощь, индустрия! Но оказывается, и простые сады, ничем не примечательные вблизи, могут быть такими живописными, если посмотреть на них отсюда, сверху.

- А воздух! Ты ощущаешь, какой здесь вкусный воздух! - Тамара сделала глубокий вдох, - Не то, что в Донецке, там, где мы живём. Порой аж в горле першит от этого коктейля, нафталиново-уксусного!

- Да, конечно. Здесь природа совсем рядом. Но в городе тоже есть свои преимущества.

- Например?

- Ну, трамваи, троллейбусы, в домах центральное отопление, водопровод, канализация, ванна.

- Согласна, хотя и не совсем. И центральное отопление, и ванну, и тёплый туалет можно сделать и в своём доме. Тем более, что город недавно газифицирован - вдруг поймала сама себя на том, что уже начала агитировать мужа, убеждать в преимуществах жизни в Пятихатках.

- Естественно, при желании всё можно сделать, - согласился он. - И ещё, если удастся достать всё необходимое для этого. Те же батареи для отопления купить проблема. У нас, в Донецке, один из моих сотрудников живёт в своём доме, и решил сделать центральное отопление. Рассказывал, чего ему стоило доставать любые, самые простейшие вещи. В свободной продаже нету, так он и на стройках просил, платил за отбракованное, и завмагам «на лапу» давал, чтобы продали «из-под полы». Столько усилий и денег ушло, пока достал всё, что надо, - Виталий достал пачку сигарет, видно от таких воспоминаний стало досадно. - Ну ладно, Тамара, мы ведь в магазин собрались. Пойдём.

Войдя в помещение раймага, обратили внимание на довольно длинную очередь, выстроившуюся возле обувного отдела. Быстро подойдя, Тамара первым делом спросила:   - Кто крайний? - и внимательно осмотрев ответившую ей женщину, чтобы запомнить и потом безошибочно найти, если придётся отлучиться, поинтересовалась:

- А что здесь дают?

- Выбросили в продажу чехословацкую обувь. Только сейчас разгрузили, вот расставят и начнут продавать.

Выстояв два часа в очереди, наконец, зашли в отдел:

- Смотри, Виталик, какие ботинки на тебя! Зимние, утеплённые! И подошва толстая, а в середине — мех! Меряй!

Уходили из магазина с пустыми кошельками, зато с тремя обувными коробками: в одной — зимние ботинки, в другой —  красивые осенне-весенние туфли для Виталика, в третьей — удобные, мягкие и красивые туфли для Тамары.

- Удачно попали, - приговаривала она, улыбаясь, - теперь можем жить спокойно, так как денег осталось только на дорогу домой. Но уже и отпуск заканчивается. А мне, честно говоря, так хотелось бы ещё здесь побыть! И Коленьке нравится, целыми днями в одних трусиках во дворе, да в саду с бабушкой и дедушкой. Загорел! А уж всякими витаминами заправился! С утра до вечера что-то щипает, то клубничку, то вишенку, то смородинку чёрную, красную, жёлтую. Главное, ему нравится самому сорвать.

- Да, ребёнку здесь раздолье, - согласился Виталий.

Тамара взглянула на него загадочными вопрошающими глазами, но сдержалась, промолчала. Не надо торопить события.

Всему своё время.

Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2019/11/03/380