Отребье. Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово ОТРЕБЬЕ знаю с раннего детства, слышал его от матери, а потому очень удивился, когда это слово оказалось в речи Отто фон Бисмарка об украинцах. Скорее всего оно появилось в качестве реакции на события в Одессе на Куликовом поле, где  бендеровцы-нацисты уничтожили 2 мая 2014 года лагерь тех, кто был не согласен с военным переворотом на Украине. В пожаре в Доме профсоюзов погибло 48 человек. На мой взгляд, больше.

В глобальной сети много стихов, приписываемых Александру Пушкину. По мере возможности пытаюсь объяснить их современное происхождение, у некоторых стихов разыскал автора.

На литературных ресурсах есть имя Эли Селини, это разножанровые стихи и проза, а ещё  «Литературный дневник», где якобы приведены слова железного канцлера Германии. Не исключаю, что это современная подделка.  Цель таких текстов – вбить клин между русскими, расколоть их и перессорить, ведь русские, украинцы и белорусы – это один народ, но некоторые территории побывали под Польшей, под Австро-Венрией, под Турцией. Это создало определённые отличия. Я повторяю этот текст, поскольку считаю, что каждый должен сам разобраться и мог сам составить мнение об этом.

"Нет ничего более гнусного и омерзительного, чем так называемые "украинцы"!
Это отребье, взращенное поляками из  самых гнусных отбросов русского народа (убийц, карьеристов,  пресмыкающейся перед властью интеллигенции), готово за власть и доходное место убить собственных отца и мать!
Эти выродки готовы разорвать своих соплеменников, и даже не ради выгоды, а ради удовлетворения своих низменных инстинктов, для них не существует ничего святого, предательство является для них нормой жизни, они убоги  умом, злобны, завистливы, хитры особой хитростью. Эти нелюди вобрали в себя все самое плохое и низменное от русских, поляков и австрийцев, для  хороших качеств в душе их не осталось места.
Больше всего они ненавидят своих благодетелей, тех, кто сделал им добро, и готовы всячески пресмыкаться перед сильными мира сего. Они ни к чему не приспособлены и могут исполнять только примитивную работу, они никогда не смогли бы создать своего государства, множество стран гоняли их словно мячик по всей Европе, рабские инстинкты настолько въелась в них, что покрыли омерзительными язвами всю их сущность!"
© Copyright: Эли Селини, 2014.

Повторяю, я не считаю, что так говорил Отто фон Бисмарк, на мой взгляд, это реакция на военный госпереворот на Украине.  Слово ОТРЕБЬЕ получило как бы новое звучание, новую оценку.

Вот оценка этого слова в словаре Ожегова:

ОТРЕБЬЕ, -я, ср., собир.
1. Отбросы, негодные остатки [первонач. после очистки, теребления].
2. Морально разложившиеся, никчёмные люди (презр.). Воровское о.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

В словаре Владимира Ивановича Даля смотрим определения сразу в двух гнёздах:
ОТРЕБЛЯТЬ, отребить что, церк. отеребить, ощипать, обобрать, очистить; откидывать сор, ненужное и негодное. Отребить хлеб, провеять, пробить мелкий сор в грохоты. отребляться, быть отребленным. Отребленье, действ. по глаг. Отреб м. отребие ср. негодные остатки от очищенного; сор, кострика, охвостье, мякина и пр. *Это отребье человека, изверг, негодный. Толковый словарь живого великорусского языка


ОТРЕПЛИВАТЬ или отреплять или отрепывать, отрепать и обтрепать что, отеребить и отребить; потрепать, растрепать кругом; обить и обдергать, ошмыгать и отеребить; || очищать трепкою, раздергивая и обивая, говор. о льне и пеньке. Я тебе отреплю космы! Не отрепанной поскони не чешут, отрепли наперед с нее кострику. отрепливаться, быть отрепану; || оправиться по растрепке, отряхнуться, поправить на себе волоса, одежу. Отрепливанье, отрепыванье ср. длит. отрепленье окончат. отрёп м. отрёпка ж. действ. по знач. глаг. || Отрёп собират. отрепки м. мн. отрепье ср. отрепена ж. вят. льняная и коноплевая кострика; пакля, вычески, очески, обивки, омялье: || тряпьё, ветошь, рваная одежа, лохмотье, обноски. Ходить отрепанный, в отрепьях. Отрепье да очески у нас на ватолы, на рядна идет. Эти отрепья не стоят трепки. Не робки отрепки, не боятся лоскутков! Отрепной лен, отрепанный. Отрепчивый, удобный для отрепки. Отреповато ходить, неопрятно, в изодранном. Отрепистый, на отрепье похожий. Отрепчатый, то же, или || из отрепков сделанный. Отрепок м. связка отрепанного льна; || тряпка, ветошка, обносок. Отрепыш, отрепанник, отрепанец м. отрепа об. оборвыш, лохмотник, оборванец. Отрепыватель, отрепатель, отрепательница, отрепщик, отрепщица, кто отрепывает, треплет что. Толковый словарь живого великорусского языка

Хочу обратить внимание, что ОТРЕБЬЕ и ОТРЕПЬЕ – это разные слова и по происхождению от разных глаголов, и по значению.

Есть такой     вид политической литературы резко обличительного содержания как ПАМФЛЕТ (от англ. pamphlet «брошюра, буклет»). Похож на пасквиль, но   касается не личной жизни, а общественной деятельности обличаемых лиц или отдельного лица. Мне нравятся памфлеты писателя Геннадия Пантелеева, пишущего в глобальной сети под именем Комиссар Катар.

Его очередная работа «Урок моего старшины», где он призывает надеяться исключительно на себя, ни на кого и ни на что не жаловаться, а главное – не попадать под влияние политики и политиков. Политику он называет старой курвой, сравнивает её с  «румяной и сморщенной бабушкой, вяжущей спицами бесконечное рукоделье, внешне красивое, но совершенно не пригодное для практической жизни».

Политика – это суперстрасть, которая увлекает множество лицедеев.
 «Эта кокетливая бабушка с седыми буклями собирает вокруг себя самое, что ни наесть мировое отребье, тех, кто больше соврет о райской жизни на земле голосующих ротозеев и получит от нее выборную должность. Достаточно одного сеанса, чтобы понять смысл жизни любого политика – это поиск на планете земля места, где политик может обмануть и его стремление избегать места, где могут кинуть его самого. Это просто бизнес и ничего личного».

Политические пирамиды по мнению писателя создаются на манер  финансовых в бизнесе. «И если в финансовых пирамидах у вас отбирают только деньги, то в политических  ваша ставка – жизнь. Бездарно растраченная жизнь в погоне за призрачной ложью очередного партийного вождя. А их выбор всегда велик, что при крапленых картах залог проигрыша любому, кто пожелает сесть за ломберный стол, где царит вакханалия азарта. Из века в век сдается одна и та же колода карт. Меняются картинки, но не принципы, а главное задачи игры – облапошить, пока тебя не облапошили».