Фантасмагория. 91

Юрий Ванеев
                Да или нет

   Погода наградила двух мужчин и позволила рыбачить в комфортных условиях.  Ветер с утра злобствовал, а потом стих, и сил его хватило лишь разгонять комаров. Лес за спиной поставлял кусачих надоедников, но из-за лёгкого бриза они теряли ориентировку. Солнце ласкало обнажённое тело, голодная рыба жадно клевала, и у реки часто раздавались восторженные крики, когда один из рыбаков вываживал рыбу.
   Задумка удалась: отдых состоялся, но мысли вернулись к суетливому быту. Друзья искали на реке места с лучшим клёвом, а в итоге расположились рядом.
   - Ты хоть знаешь, почему я в своё время пожелал расстаться с налаженной жизнью и предложил нам заняться бизнесом? – спросил бывший одноклассник товарища, разбрасывая приманку.
   - Захотел хлеба с маслом, и чтобы есть бутерброды хоть изредка на Бали.
   - Это лишь отчасти так. Испугался болезней. Чёрт со мной, а если близкие мне люди пострадают? Какие Бали или Канары? Я хочу определённости сейчас и в будущем. Ты смотришь телевизор? Отправляешь пожертвование тяжелобольным, не имеющим денег на операцию?
   - Конечно. Ты не один такой.
   - Не один, а с другой стороны тысячи. И это называется бесплатной медициной!? Ладно бы за границей операцию делали, а даже тут без денег не хотят! Санитарки ждут, когда им заплатят, чтобы сменить подгузник лежачему больному. Я точно знаю, сталкивался с подобным.
   - Ты надумал больше зарабатывать, чтобы сделать благотворительность внушительнее?
   - Я хочу усилить подушку безопасности. Нам нужно расширить бизнес. Почему не заняться ресторанным?
   - У нас автомобильный салон и обзавелись автомастерской. Теперь занимаемся не только гарантийным ремонтом, но и обычным со скидкой для наших покупателей. Это логично и дало результат. Можно приобрести заправки – это понятно, но причём тут рестораны?
   - Нам сдают машины на мойку, а сами идут перекусить в кафе, что находится рядом.
   - А если идут при этом в прачечную или химчистку, чтобы не терять время? Нам и этим заняться? Я и так дома почти не бываю. Хочешь, чтобы жёны изменять начали? Они же в штыки воспримут наши потуги.
   - Если питаться будут в собственном ресторане? Если доставлять пищу станут оттуда прямо домой? Поступим так: если они согласятся, тогда займёмся.
   - Никогда! Я знаю твою способность убеждать: через день втроём заклюёте меня. Бабы позже ощутят минусы. Сделаем по-другому. Найдём экстрасенса. Двух. Одного ты, а второго я. Послушаем их мнение и тогда решим. А лучше сразу пять.
   - Даже два не согласятся, поскольку это будет смахивать на экзамен. Ни один уважающий себя экстрасенс не пойдёт на такое.
   - А их конкурсы на ТВ?
   - Они показывают шарлатанов. Это же шоу!
   - А я там хотел разжиться предсказателями. И где тогда искать?
   - Это твоя головная боль, ведь ты сомневаешься. Тебе и карты в руки. Пусть будет один, но толковый.

  Через неделю в офисе мужчин сидел старичок. Он долго не мог понять, чего от него хотят, за что заплатили приличный аванс.
   - Вы это серьёзно? Желаете, чтобы я предсказал развитие вашего бизнеса? Если бы такое было возможно, мимо вашего офиса тянулась бы очередь к моему скромному жилищу. Подобное нереально! Вы не понимаете, как работает мозг экстрасенса! И я не знаю. В моё время были популярны картинки, на которых художник прятал какое-нибудь изображение. Вы могли никогда не найти его, а могли через несколько часов, если задумка исполнена качественно. А я такие загадки решаю на раз. Вот и всё отличие между нами.
   - Мало информации? Я правильно понял? – спросил Михаил.
   - Можно и так сказать.
   - Спрашивайте, а мы ответим, - вклинился в разговор Николай.
   - Я не знаю дороги, по которой идти. Вы заплатили столько, сколько я зарабатываю в лучшие времена за неделю. Четыре дня я буду вашей тенью на работе, а потом поужинаю в семьях по очереди в каждой. На седьмой день озвучу результат. Понравится вывод или нет, одному Богу известно. На дополнительной оплате я не настаиваю – как сами решите. Вас такое устроит?
   - Это именно то, что мы хотели, - кивнул Михаил.
   - Начинаем работать в восемь. Заканчиваем, как правило, поздно, - дополнил друга Николай.
   - И лично для вас, Николай, это камень преткновения. Дарите изредка жене какие-нибудь безделушки и цветы, без повода – неожиданно. Иногда посещайте кино или театр вместе с ней. Можно сходить с семьёй в цирк. Уже через месяц отношения ваши наладятся. Вы любовнице уделяете времени больше, чем семье.
   Старик сказал, как вбил гвоздь. Друзей парализовало. Он ушёл, а они какое-то время сидели молча. Михаил первым пришёл в себя.
   - Нормальный экстрасенс, сходу раскусил тебя. Но эту картинку и я бы разгадал: ты икал, веко дёргалось, или ещё что-нибудь такое происходило. Уже поздний вечер, и ты нервничал, ждал команды на старт. И всё равно ты согласишься расширить бизнес. У меня есть универсальный рецепт. Как затащить осла в вагон? Нужно тащить упрямое животное от него!
   - Нашёл время шутить! Но старик действительно хорош. Будем ждать его умозаключений.

   Четыре дня пролетели как один: работа на грани аврала делала время незаметным. Экстрасенс провёл один вечер в семье Николая, а в следующий раз пришёл к Михаилу. Он поставил условие, чтобы хозяин уходил на это время из дома, чтобы контакт с домочадцами был лучше.
   Михаил представил старика как коллегу-поставщика, который находился в городе по служебным делам. А поскольку поезд домой отправляется ночью, то вечер гость проведёт с ними.
   В самом начале ужина хозяину позвонили. Он прослушал сообщение и ответил: «Скоро буду». Потом обратился к присутствующим:
   - Звонил Николай. В автомастерской случился пожар, но его вовремя заметили и потушили. Мне нужно побывать там. Надеюсь скоро вернуться.
   Эта безобидная ложь позволила старику остаться наедине с домочадцами. Он уже трещал без умолку, а возраст позволял ему говорить со всеми тоном опытного наставника и обращаться ко всем со снисходительностью.
   Мужчины в это время, как в прошлый день, встретились в ресторане и продолжили вчерашний разговор.
   - Завтра дед вынесет вердикт, - сказал Николай и закатил глаза. – Надеюсь, старик понял меня и отметёт поползновения на мою личную жизнь.
   - Как в том анекдоте получается. Ночь. Время – пять утра. Телефонный звонок.   
   «Алло! Это служба по охране и защите прав животных?»
   «Да».
   «У меня жалоба».
   «И кто ж тебя, козла, в такую рань обидел?»
   - Ты, конечно. И почему сразу козёл? Во-первых, это не я выиграл пятьсот тысяч, а сосед по лестничной площадке. Во-вторых, не пятьсот тысяч, а четыреста рублей. И, в-третьих, не выиграл, а проиграл. У нас сегодня вечер, посвящённый анекдотам? Последний раз веселимся, а потом будет не до этого?
   - Завтра узнаем.

   На следующий день троица собралась в офисе. Старик почувствовал нетерпение клиентов и не стал тянуть.
   - Метеорологи используют старые наработки и тысячи показателей – компьютеры позволяют такое – и стали довольно точно предсказывать погоду. Но что значит – местами пройдут дожди? Я сам однажды ехал на электричке под ливнем, а вышел на совершенно сухой станции. Предыдущая промокла, а на этой оказалось сухо. Как такое предсказать?
   - Предсказывать на конкретном участке, - Михаил почувствовал неладное. - Говорят, после курсов по раскрытию паранормальных способностей лучшие выпускники уходят в ясновидящие, а худшие — в Гидрометцентр. А новоиспечённые метеорологи тут же пообещали предсказать сильный гололёд, если им сразу не прибавят зарплату. Набиваете себе цену?
   - Хочу объяснить, как я заглядываю в будущее. Вы видите сны – это понятно. А можете смотреть сон по заказу? Нет! Долго думаете о чём-то, даже засыпая, но это не помогает.
   Вы толковые, трудолюбивые ребята, и проблем с расширением бизнеса я не вижу.
   - И это всё, что ты увидел, старик?
   - Почти. Как я стал экстрасенсом? Не знаю. Солнце восходит на востоке, а заходит на западе, потому что так вращается Земля. Приливы чередуются с отливами. Известно, что в этом замешана Луна. Неочевидные вещи, пока не задумаешься. Я стал экстрасенсом из-за друга. Он заболел в молодости, проболел всю сознательную жизнь и сказал как-то, что устал. Тогда я понял, что он покончит с собой. Я сообразил, когда и как он это сделает, и что отговаривать его бесполезно. Это было первоё моё предсказание. Грустное. А потом пошло и поехало. Я вижу не то, что от меня ждут, поэтому не сильно популярен. У вашей жены, Михаил, будут проблемы. У неё воспалится аппендикс. Он не болит сейчас, и она не замечает. Всё произойдёт неожиданно и закончится гнойным воспалением брюшины. Если она в это время будет далеко от госпиталя, то всё закончится трагически. Поверьте, сегодня умирают даже от укуса клеща.
   И вас, Николай, обрадовать мне нечем. Двадцать восьмого августа ваш сын погибнет. Почему? Не знаю. Двадцать седьмого числа я его вижу, а двадцать девятого уже нет. Советую пристегнуть его дома к батарее на это время, а машину свою оставить у подъезда.
   Можете не верить мне, но лучше подстраховаться. Я считаю наш договор выполненным.
   Старик ушёл, а друзья не остановили его. Он сделал выводы, которых от него не ждали. Мало того, они показались сомнительными.

   Тридцатого августа молодые люди пришли к экстрасенсу, ввалились в квартиру возбуждённые.
   - Старик, с тебя бокалы, а с нас коньяк и закуска. Пришло время рассчитаться.
   Хозяин проводил гостей в зал и принёс посуду. Поставил бокалы на стол, сел и указал на соседние стулья.
   - Понятно, всё обошлось. Рассказывайте.
   Первым начал Михаил.
   - Я положил жену в клинику, и там вырезали аппендикс. Известно, что он необходим в детстве как страховка, а когда желудок начинает работать в полную силу, он может стать помехой. Какое-то время этот отросток считали атавизмом и вырезали у новорожденных. Отказались в итоге, но взрослым рекомендуют избавляться. Врач сказал, что мы вовремя доставили пациентку, за пять минут, как говорится. Но это платная клиника, и веры его слова вызвали не больше, чем твои, уж извини.
   - У меня интересней получилось, - подхватил эстафету Николай. – Двадцать восьмого числа сын собрался с друзьями на рыбалку. Я привил ему любовь к ней на свою голову. Узнал об этом и попросился в компанию. Но какому студенту нужен предок-надсмотрщик? Меня мягко отодвинули. Тогда я отправил супругу навестить тёщу. А это на несколько дней, потому что живёт она в другом городе. Сам же срочно заболел. Я, похоже, плохой артист, и роль умирающего отца, за которым нужно ухаживать, не удалась. Сын подмешал мне чего-то в чай, и я благополучно проспал до десяти часов утра. Что было потом? Паника. Хорошо, что я знал, где ребята собираются ловить рыбу, и мы с Михаилом помчались на его автомобиле. Надо сказать, прибыли вовремя. Рыбалка к тому времени закончилась, и началось купание. Мы услышали крики. У одного из студентов свело судорогой ногу, и мой оболтус кинулся спасать. Когда мы доплыли до них, тонули уже оба. Дед, это не мы, а ты спас сразу двух ребят!
   - И тогда поверили мне?! А хотите продолжение?
   - Нас поджидают ещё какие-то гадости?
   - Это как посмотреть. Дружите не только вы, но и ваши дети. Оболтус твой скоро сообщит, что собирается жениться. Вы сообща подарите молодожёнам квартиру, а к концу учёбы передадите ресторанный бизнес. В этом решении столько плюсов, что вы завтра же начнёте работать над этим. Вы просили аргументацию за и против, и я выдал её вам.
   Михаил разлил остатки коньяка, но старик отодвинул свою рюмку. Мужчины кивнули друг другу, чокнулись и выпили. Николай достал из кармана пухлый конверт и положил на стол.
   - Это бонус, старик, мы признали в тебе экстрасенса. Не желаешь открыть собственное дело? Фирму «Дед Мазай и зайцы»? Ты уже много людей спас? Будет ещё больше.
   Гости ушли, а старик поднял рюмку, понюхал содержимое и задумался: «Почему я помогаю другим и не могу видеть собственное будущее? Остаётся только тщательный расчёт. У меня уже есть два внештатных сотрудника. Ведь не откажутся при необходимости. Почему нет?»
   Он выпил коньяк, пересел на диван и закрыл глаза. Пожилой человек чувствовал, что засыпает и был рад этому, так как надеялся, что приснится что-нибудь, что хотя бы косвенно укажет ему правильное решение.

                *****