Мореплавание и торговля 450 - 324 до р. Х

Кучин Владимир
Вторая часть публикации. Ссылка на книгу на главной странице.

ГЛАВА 2.  Мореплавание и морская торговля в  450 – 324 годах до р.Х.


Мореплавание и торговля в Карфагене

Из скудных материалов о финикийцах, сохранившихся в древней истории, известно, что они в разных частях Африки основали несколько колоний. Из этих колоний самой знаменитой был Карфаген - государство, со столицей того же названия, вступившее в жестокое противостояние с Римом, и павшее жертвой этого противостояния.

Дата основания города Карфаген неизвестна. По самой смелой версии колония Карфаген основана в 1233 году до р.Х.,  но более  вероятно, что это случилось примерно около 820 года. Первое сообщение о крупной военной экспедиции карфагенян относится к 480 году до р.Х. Карфагеняне воспользовались вторжением персидского царя Ксеркса в Аттику и высадились на Сицилии в попытке ее захватить, но потерпели поражение при Гимере.

Географическое положение Карфагена, расположенного в центре  Средиземного моря в пределах досягаемости как с востока, так и с запада была особенно благоприятно для мореплавания и морской торговли. Этому способствовал и высокий уровень сельского хозяйства в районе Карфагена, поэтому экономика Карфагена опиралась в числе прочего и на большие объемы морского экспорта собственных товаров.

Для своей колонии финикийцы выбрали исключительно удобное место -  Карфаген был построен в глубине залива, на полуострове, имевшем длину береговой линии около семидесяти километров, в то время как с материком полуостров связывал узкий перешеек шириной в пять километров. В результате обороноспособность Карфагена была очень высока. В Карфагене были две гавани, расположенные рядом, в которые можно было зайти только через узкий пролив шириной не более 25 метров. Пролив был всегда перегорожен прочными цепями, что исключало неожиданное вторжение вражеского флота. . Одна из  гаваней предназначалась исключительно для торговых судов, а в ее окрестностях можно было найти все необходимое для размещения моряков. Вторая гавань, носившая имя  Кофон, с островом того же названия, предназначалась для военных судов, эта гавань была хорошо оборудована, вместительна, включала доки и крытые стоянки для судов.

Государство Карфаген с самого раннего периода своей истории владело морским побережьем Африки большой протяженности, хотя на нем было всего несколько портов, используемых для морской торговли. Границей карфагенских владений на востоке была Земля Филенорум, называемая так по именам двух братьев  которые погибли при военном столкновении с жителями Киренаики, и были похоронены в этом месте в песке.  На запад карфагенские владения простирались от города Карфаген до Столпов Геркулеса. Согласно историку Полибию [29], [30], который в 146 году до р.Х. лично участвовал в захвате городских ворот Карфагена в составе группы из 30 римских воинов во главе с самим Сципионом Эмилианом [30], видел последние бои за Карфаген, и был свидетелем сдачи в плен пунийского главнокомандующего Гасдрубала и самоубийства его жены, это расстояние составляет 16.000 стадий, что весьма близко к реальному.

На запад от Карфагена в том же заливе был расположен город Утика, известный  как место торговли. В Утике  была своя большая и удобная гавань, после разрушения в 147 году Карфагена Утика стала столицей римской провинции «Africa Propria» - Африка Надлежащая.  Карфагенский город Неаполис — современный Неаполь — вел большую морскую  торговлю, особенно с Сицилией, до которой рейс занимал менее 3-х суток.  Город Хиппо стоял на  востоке от Карфагена на границе с Нумидией, в нем была удобная гавань, арсенал, торговые склады и крепость.  Карфагеняне умели строить искусственные портовые сооружения, в первую очередь это военная гавань Кофон в Карфагене, расположенная на юго-востоке гавань Гадруметум и лежащий еще южнее Тапсус, морской порт, расположенный на своеобразном перешейке, между морем и озером. Искусственная природа гавани Тапсуса не вызывает сомнений, так как большая ее часть стояла на каркасе, сделанном из мелкой гальки и раствора, похожего на цементный.

Как мы пояснили, карфагеняне обладали естественными, природными преимуществами, способствовавшими  морской торговле. Способствовало успешному развитию торговли и производства в Карфагене и его политическое устройство. Аристотель, воспитавший Александра Македонского, и живший до 322 года до р.Х. в книге «Политика» характеризует систему правления в Карфагене в восторженных тонах [32]:

«VIII 1. И карфагеняне, как полагают, пользуются прекрасным государственным устройством, которое во многих отношениях отличается от остальных; в некоторых частях оно сходно главным образом с лакедемонским. Вообще эти три государственных устройства - критское, лакедемонское и карфагенское - до известной степени очень близки друг к другу и значительно отличаются от остальных. Действительно, многие стороны государственной жизни устроены у карфагенян прекрасно. Доказательством слаженности государственного устройства служит уже то, что сам народ добровольно поддерживает существующие порядки и что там не бывало ни заслуживающих упоминания смут, ни тираннии.»
Торговля, в том числе и морская,  была всеобщим занятием, а также главной заботой и целью правительства. Выдающиеся люди в государстве Карфаген - правители, ученые, люди знатные  и богатые относились к торговле так же пылко и настойчиво, как и обычные граждане. Аристотель высказывал свое мнение, что расширение сферы торговой деятельности в государстве Карфаген, путем создания колоний, происходило не спонтанно, а целенаправленно под управлением государства. При этом преследовалась и цель обеспечить занятость и увеличение доходов граждан, и получение в метрополии товаров по более низким ценам. Это наблюдение Аристотеля весьма справедливо, но успешное в торговом смысле государство Карфаген столкнулось с Римом — государством в первую очередь военным — и было им полностью уничтожено.

Плодородие земель и высокий уровень сельского хозяйства  в тех частях Африки, которые прилегали к городу Карфаген, уже упоминались,  карфагенский морской торговый  экспорт состоял либо из продукции этих земель, либо из их производственной переработки. Из сельскохозяйственных товаров в основном экспортировались  воск, масло, мед, шкуры домашних животных, фрукты.  Из производственных товаров в основном экспортировались: канаты для крупных кораблей, сделанные из волокон спартанского можжевельника,  все другие виды морской оснастки, кожаная одежда, красители и краски, известные как пунические, детские игрушки.  Из Египта в Карфаген морем  импортировали лен и  папирус.  Из Красного моря в Карфаген морем, по суше и снова морем везли специи, лекарственные снадобья, парфюмерию, золото, жемчуг.  Из стран Леванта в Карфаген импортировались шелка и дорогие алые и пурпурные красители.  С запада из Европы морем в основном импортировались железо, свинец, серебро, олово и, возможно, древесина.

Кроме торговли  морем, как сообщают  историки, Карфаген  вел значительную и прибыльную торговлю по суше, особенно с персами и эфиопами. Караваны из этих дальних мест привозили в  Карфаген самые дорогие и редкие товары. Много привозилось в Карфаген драгоценных рубинов, которые на латыни назывались  карбункулами. Торговля рубинами – карбункулами в Карфагене достигла таких масштабов, что в те времена их называли «Карфагенскими» драгоценными камнями.
О способах торговли, применявшихся карфагенянами можно прочитать у древних историков. Полибий пишет, что
при продаже своих товаров богатые карфагеняне нанимали человека, который сопровождал товары, рассказывал покупателям об их номенклатуре и  качестве, а специальный конторщик получал оплату и  записывал  цену, по которой товар был проданы. Геродот рассказывает о морской торговле карфагенян с  ливийскими на западном побережье Африки.  Карфагеняне бросали якорь в какой-нибудь природной гавань или устье реки, раскладывали товар на берегу для обмена,  зажигали костер с обильным дымом и отходили.  Ливийцы подходили, выбирали товар, оставляли около него золотые самородки и тоже отходили. Карфагеняне подходили, и, если они забирали золото и отходили – то товар считался проданным. Такая процедура была необходима для того, чтобы ливийцы не приняли морских торговцев за  морских пиратов, занимавшихся поимкой ливийцев для продажи в рабство.

В течение всей подобной торговой сделки не произносилось ни слова, и ливийцы  не трогали товар, пока карфагеняне  не забирали золото.

Торговля Карфагена с Римом

Вероятно в 509 году до р.Х.  Карфаген заключил первый торговый договор в Италии – это был договор с Римом. Для Рима этот год очень важен — это год изгнания из Рима царя Тарквиния Гордого, и первый год Римской республики. По утверждению Полибия в 140 году до р.Х. текст договора с Карфагеном сохранялся в Риме на специальной колонне. Если верить тексту договора, то Карфаген в  те времена владел Сардинией и частью Сицилии.  Второй торговый договор Карфагена и Рима был заключен во время консульства Валерия Корвуса и Попилия Лената. По современной хронологии [28] это был  348 год до р.Х. карфагеняне специально приехали в Рим с  целью заключения указанного   договора, видимо потому, что он отличался от предыдущего.  В частности  римляне и их союзники объявлялись союзниками народа Карфагена, Тира и Утики, если они не вели никаких военных действий против них и не торговали за пределами справедливого мыса Мастики и Тарсеума.  Что касается торговли, то  в городах Сицилии, принадлежащих карфагенянам, и даже в самом городе Карфагене римлянам разрешалось торговать, пользуясь теми же правами и привилегиями, что и карфагеняне; и, с другой стороны, карфагенянам было разрешено торговать в Риме, пользуясь правами римлян.

Через 16 лет после заключения нового договора Карфагена, Тира и Утики с Римом в 332 году до р.Х. Александр Македонский захватил Тир, и это ослабило положение Карфагена в Средиземноморском бассейне. С другой стороны все финикийские колонии стали переходить под власть Карфагена, в первую очередь в плане торгового обмена. В частности Карфаген укрепился в Кадисе, владел  Майоркой и Меноркой, имел колонии на Корсике, получил « в наследство» финикийские колонии на Мальте. 

Экспедиция Гимилькона

О морских экспедициях карфагенян, имевших исследовательское либо торговое назначение, известно очень мало. Плавания Гамилькара или Гимилькона, и Ганнона, являются единственными  известными нам путешествиями карфагенян. 

Гимилькон, который был офицером во флоте Карфагена, был послан сенатом для исследования западных берегов Европы, журнал его путешествий и отчет о его открытиях были, согласно обычаю нации, вписаны в карфагенские летописи. Однако все, за малым исключением, что в той или иной степени касалось Карфагена, было безжалостно уничтожено римлянами. Единственное упоминание об плавании Гимилькона сохранилось в поэме «Описание морского берега» Руфуса Феста Авиейна, жившего в 4 веке и служившего проконсулом римской провинции Африка со столицей в Утике.

Читаем Феста, где Гимилькон упоминается два раза [33]:
«Отсюда до острова «Священного» - такое название дали ему Древние лежит двухдневный путь для кораблей.  Средь вод он поднимается широкою поверхностью и на большом пространстве живет на нем и трудится Гиернов племя. Поблизости от него открывается остров племени альбионов. Обычно было для жителей Тартесса вести торговлю в пределах Эстримнид. Но и поселенцы Карфагена,  и народ, который жил у Геркулесовых столбов, не раз в моря езжали эти.  Пуниец Гимилькон,  который сообщает, что сам он на себе всё это испытал на деле, с трудом доплыв сюда, говорит, что сделать такой путь возможно только в четыре месяца:  тут нет течений ветра, чтобы гнать корабль; ленивая поверхность тихих вод лежит недвижно.»

«За этими колоннами по берегу Европы некогда занимали и поселения и города поселенцы карфагенян. У них был такой обычай – строить свои суда с более плоским дном для того, чтобы такой челн с более широким килем мог легче проходить по более мелким пространствам моря. Далее на запад от этих столбов море безбрежно, как говорит Гимилькон;  широкие расстилаются во все стороны его пучины. Никто не доходил до этих вод, никто на эти моря не посылал своих кораблей,  потому что, по его словам, нет там потоков воздуха, дующих с высот, чтобы гнать корабль вперед, никакое дыхание небес не помогает парусам. Отсюда,  говорит он, мрак одевает воздух как будто какое одеяние, всегда густой туман нависает над пучиною, и сумрачные дни не разгоняют туч над ним. Это тот самый Океан, который грозно шумит вокруг широко раскинувшегося круга земель, это - величайшее море, обнимающее своими пучинами берега земли, это тот, который вливает свои воды во внутренние моря, это - родитель и отец нашего (Средиземного) моря.»

Мы видим, что сведения Феста не прибавляют ясности. Вероятно, Гимилькон за четыре месяца доплыл от Карфагена до Альбиона — Англии. В каком году это произошло неизвестно. Плиний в «Naturalis Historia» сообщает, что плавание Гамилькон совершил одновременно с другим карфагенским мореплавателем Ганноном, но в тексте этого историка имеется некоторая неуверенность в этом.

Читатель заметил, что мы очень часто используем цитаты из историка Плиния – дело в том, что он был профессионалом морского дела. Об этом нам сообщает Светоний [85]:

«Плиний Секунд из Нового Кома достойно отслужил положенную всадникам военную службу, с замечательной честностью занимал несколько блестящих прокуратур подряд, и наконец так ревностно отдался благородным наукам, что вряд ли кто и на полном досуге написал больше, чем он. Так, он собрал в 20 книгах описания всех войн, какие велись с германцами, а затем составил 37 книг «Естественной истории». Он погиб при кампанском бедствии. Командуя мизенским флотом, он при извержении Везувия поехал на либурнской галере, чтобы ближе разведать причины события, но противный ветер помешал ему вернуться, и он был засыпан пеплом и прахом, или, как полагают некоторые, был убит своим рабом, которого, изнемогая от жары, попросил ускорить свою смерть».

Экспедиция Ганнона

Описание морского похода  Ганнона, известное как «Перипл Ганнона» [34], приведено в единственном документе, а именно в «Codex Heidelbergensis, 398», относящемся к 10-му веку, и впервые  опубликованном в 1533 году. 

В тексте перипла никак не обозначается время указанного плавания, но Ганнон назван царем Карфагенян, соответствующим был и численный состав его экспедиции. Царь Ганнон основал несколько городов на западном побережье Африки, и вероятно доплыл до Камеруна, т.к. был свидетелем извержения вулкана, который назвал Колесницей богов. Принято считать, что свое путешествие он совершил несколькими годами позже победы карфагенского и этрусского флотов над фокейцами у берегов Корсики — т.е. после 539 года до р.Х. Приведем два отрывка из «Перипла Ганнона»:

«Ганнона, царя карфагенян, перипл ливийских земель, находящихся за Геракловыми Столпами, тот, который он посвятил в храме Кроноса и который сообщает следующее.
И решили карфагеняне послать Ганнона в плавание за Столпы Геракла, чтобы основать ливийско-финикийские поселения. И он отправился в сопровождении шестидесяти пятидесятивесельных кораблей, с 30000 мужчин и женщин, съестными и прочими припасами. 2. Отчалив и выехав за Столпы, мы плыли два дня и потом основали первый город, который назвали Тимиатерием. При нем была большая равнина.»

«15. Поспешно отплыв, мы прошли мимо знойной страны, полной благовоний. Из нее огромные огненные потоки выливались в море. Страна недоступна вследствие жары. 16. Поспешно мы отплыли оттуда в страхе. Носились мы четыре дня и ночью увидели землю, полную пламени. В середине был весьма высокий огонь, больше, чем другие. Казалось, что он касался звезд. Днем это оказалось величайшей горой, называемой Феон-Охема, Колесница богов. 17. Через три дня, проплыв пламенные потоки, мы прибыли в залив, называемый Южным Рогом.»

Мы видим, что два путешествия карфагенских мореплавателей Ганнона и Гамилькона вероятно имели место, первый плыл от Геркулесовых столпов на юг и достиг района Камеруна, второй плыл на север и достиг Англии. Главный вопрос, который неизбежно возникает у внимательных читателей, такой — но в 600 году до р.Х. плавание вокруг Ливии (Африки) с востока на запад совершили финикийские корабли по приказу египетского фараона Нехо, они никак не могли пройти мимо Карфагена, и карфагеняне должны были знать об этой экспедиции, поэтому Ганнон шел по проторенному пути. К сожалению ответа на этот вопрос нет.

В любом случае морские достижения карфагенян не менее выдающиеся, чем у финикийцев,-  жителей Нового Тира.


Персидская экспедиция Скилака

Необходимо также упомянуть о морской экспедиции некоего Скилака и еще «нескольких людей», выполненной по приказу персидского царя Дария. Эта экспедиция относится к тому же историческому периоду, что и экспедиции Нехо, Ганнона и Гамилькона. Сообщает об экспедиции историк Геродот, и его текст невелик [5]:

«44. Большая часть Азии стала известна при Дарии. Царь хотел узнать, где Инд впадает в море (это ведь единственная река, кроме Нила, где также водятся крокодилы). Дарий послал для этого на кораблях нескольких людей, правдивости которых он доверял. Среди них был и Скилак кариандинец. Они отправились из города Каспатира в Пактии и поплыли на восток вниз по реке до моря. Затем, плывя на запад по морю, на тридцатом месяце прибыли в то место (как я сказал выше), Откуда египетский царь послал финикиян в плавание вокруг Ливии. После того как они совершили это плавание, Дарий покорил индийцев и с тех пор господствовал также и на этом море. Таким-то образом было выяснено, что Азия (кроме восточной ее стороны) подобно Ливии окружена морем.»
Согласно текстам Геродота плавание Скилака и «нескольких людей» совершено после  529 годом до р.Х. - года покорения Дарием Фракии и похода на Скифию. Большая длительность плавания в 30 месяцев  - свидетельствует о трудностях, с которыми столкнулись персидские мореплаватели, когда на судах речного типа из реки Инд вышли в Аравийское море и поплыли на запад к Красному морю.

Греческие естествоиспытатели и путешественники

Геродот

Мы неоднократно обращались к цитатам из книг Геродота (уроженец Галикарнаса, 484-425  годы до р.Х.) объединенных общим названием «История». Эти удивительные книги результат как собранных историком материалов, так и его собственных путешествий. Геродот был в Вавилоне, Сузах, других городах Персии. Он изучил весь Египет, греческие колонии  в Ливии. Он проследил течение реки Истр (Дунай) от устья почти до истока. Разумеется, он путешествовал по Греции,   был на юге Италии. Много страниц Геродот посвятил скифам, что позволило советскому историку академику Борису Рыбакову написать  книгу «Геродотова Скифия...» [35]. Теме нашей публикации — морской торговле и мореплаванию — Геродот уделил не так много своих сообщений. И, так как нам предстоит покинуть его время, приведем несколько интересных цитат из его книг.


О первых греках уплывших морем на запад.

«Жители этой Фокеи первыми среди эллинов пустились в далекие морские путешествия. Они открыли Адриатическое море, Тирсению, Иберию и Тартесс. Они плавали не на “круглых” торговых кораблях, а на 50-весельных судах. В Тартессе они вступили в дружбу с царем той страны по имени Арганфоний. Он царствовал в Тартессе 80 лет, а всего жил 120. Этот человек был так расположен к фокейцам, что сначала даже предложил им покинуть Ионию и поселиться в его стране, где им будет угодно. А затем, когда фокейцы не согласились на это, царь, услышав об усилении могущества лидийского царя, дал им денег на возведение стен в их городе. Дал же он денег, не скупясь, так как окружность стен [Фокеи] составляет немало стадий, а вся стена состоит целиком из огромных тщательно прилаженных камней.» 

О перевозке вина на круглых судах на реке Ефрат.

«194. Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из всего, что есть в этой стране (кроме самого города Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи обтягивают плотными шкурами наподобие  днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают все судно соломой и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых весел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие суда строят очень большого размера и поменьше. Самые большие вмещают до 5000 талантов груза. На каждом судне находится живой осел, и на больших – несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. Таковы у них суда.»

О реке Аракс и Каспийском море.

«Одно единственное устье Аракса течет по открытой местности,  в Каспийское море. Каспийское же море – это замкнутый водоем, не связанный ни с каким другим морем. Ведь море, по которому плавают эллины, именно то, что за Геракловыми Столпами, так называемое Атлантическое и Красное море, – все это только одно море.
203. Напротив, Каспийское море – это море совершенно особого рода. Длина его – пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте – восемь дней. На западе оно граничит с Кавказским хребтом – самой обширной и высокой из всех горных цепей.»

О конструкции египетских судов и разливах Нила.

 «96. Грузовые суда египтяне строят из аканфа, который очень похож по виду на киренский лотос. Сок аканфа – это камедь. Из этого аканфа изготовляют брусья локтя в два и складывают их вместе наподобие кирпичей. Эти двухлоктевые брусья скрепляют затем длинными и крепкими деревянными гвоздями. Когда таким образом построят корабля, то поверх кладут поперечные балки. Ребер вовсе не делают, а пазы законопачивают папирусом. На судне делается только один руль, который проходит насквозь через киль; мачту делают также из аканфа, а паруса из упомянутого выше папируса. Такие суда могут ходить вверх по реке лишь при сильном попутном ветре; их буксируют вдоль берега. Вниз же по течению суда двигаются вот как. Сколачивают из тамарисковых досок плот в виде двери, обтянутый плетенкой из камыша, и затем берут просверленный камень весом в 2 таланта. Этот плот, привязанный к судну канатом, спускают на воду вперед по течению, а камень на другом канате привязывают сзади. Под напором течения плот быстро движется, увлекая за собой “Барис”263 (таково название этих судов); камень же, который тащится сзади по дну реки, направляет курс судна. Таких судов у египтян очень много, и некоторые из них грузоподъемностью во много тысяч талантов.
97. Когда Нил затопляет страну, только одни лишь города возвышаются над водой почти как острова в нашем Эгейском море. Ведь вся остальная египетская страна, кроме городов, превращается в море. Тогда плавают на судах уже не по руслу реки, а напрямик по равнине.»


О том, что Геродот не знал откуда привозят олово и янтарь, и не нашел ни одного очевидца Северного моря.

 «Что же до самых отдаленных стран Европы, именно на западе, то я не могу сообщить о них ничего определенного. Я-то ведь не верю в существование реки, называемой у варваров Эриданом, которая впадает в Северное море (оттуда, по рассказам, привозят янтарь). Я ничего не знаю также, существуют ли действительно острова Касситериды, откуда к нам привозят олово. Ведь само название “Эридан” оказывается эллинским, а не варварским и придумано каким-нибудь поэтом. С другой стороны, несмотря на все мои старания, я не мог ни от одного очевидца узнать подробности об этом море на севере Европы. Впрочем, верно то, что олово и янтарь привозят из самых далеких стран.»

Евдокс

В течение длительного периода времени после Геродота новых достижений в познании мира не было. Прогресс в этой области знания связан с именем Евдокса (уроженец Книда, 408-355 годы до р.Х.). Он изучал астрономию, а для этого специально  посетил Египет, Италию, Переднюю Азию. Евдокс первым попытался объяснить движения планет, вероятно первым обнаружил наклон орбиты Луны, и впервые применил свои географические наблюдения к астрономии, он заявил, что Земля имеет сфероидальную форму, и оценил ее периметр в 400.000 стадий, что составляет около 70.000 км. 

Читаем утверждение Евдокса из его манускрипта «Астрономия» [36], перевод автора:

«Измерения пропорций размеров показывают ее (Земли) периметр равным четверостадиевому слову (десятку), повторенному мириад (10.000) раз. Земля обладает сфероидальным объемом требуемой силы, но не больше размера других звезд.»

Примерно в 368 году до р.Х. Евдокс приехал в Афины и его научные достижения вскоре стали общеизвестны.

Евдокс был выдающимся математиком, астрономом и естествоиспытателем, он в своих изысканиях исходил из достигнутых научных результатов. Однако в середине 4-го века до р.Х. в Афинах возобладала школа Платона, а затем его продолжателя Аристотеля. Эти ученые исходили в первую очередь из силы человеческого разума.  Путем логических рассуждений о целесообразности Аристотель около 350 года до р.Х. пришел к неверному выводу, что Земля неподвижна. Опираясь на этот неверный вывод он логически доказал, что она шарообразна. Он, разумеется, знал о расчетах Евдокса о периметре Земли, но в своей работе не упоминает его фамилию - Евдокс удостоился термина «те математики». Точно также не упомянуты, вероятно, и другие астрономы изучавшие расположение звезд и затмения Луны, о которых сообщает Аристотель. Важность работ Аристотеля состояла в первую очередь в его авторитете — ему поверили многие, однако можно ли считать этот путь правильным в развитии астрономии, физики, прикладных наук. Достижения Аристотеля в астрономии фактически уместились на двух страницах его второй книги из сочинения «О небе», приведем эту цитату полностью [32]:

«Пусть Земля находится в центре и шарообразна, [могли бы нам возразить], но если бы при этом к одному ее полушарию прибавить тяжесть, во много раз большую, [чем тяжесть Земли], то центр Вселенной больше не совпадал бы с центром Земли, и, следовательно, Земля либо не останется покоящейся в центре, либо, если останется, будет находиться в состоянии покоя, даже не имея своего центра в том месте, в которое ей на самом деле от природы свойственно двигаться. Такова трудность. Уяснить ее не составит большого труда, если быть чуть более внимательным и уточнить наш постулат, что любая величина, имеющая тяжесть, движется к центру. Разумеется, [мы имеем в виду], что [она движется] не до тех пор, пока не коснется своим краем центра [Вселенной], но большее количество должно пересиливать [меньшее] до тех пор, пока [вся величина] не займет своим центром центр [Вселенной], так как [она] тяготеет к этой точке. А между тем не имеет никакого значения, утверждаем ли мы это относительно комка и первой попавшейся частицы земли или относительно всей Земли в целом, ибо указанный факт не зависит от малости или величины, но относится ко всему, что имеет тяготение к центру, Поэтому независимо от того, двигалась ли Земля откуда-либо вся или по частям, она должна была двигаться до тех пор, пока не заняла центр со всех сторон равномерно, поскольку меньшие количества выравнивались большими посредством толкания вперед, производимого тяготением.
    Таким образом, если Земля возникла, то она должна была возникнуть указанным образом, откуда ясно, что она возникла в форме шара. Если же она не возникла и вечно остается неподвижной, то должна быть такой же, какой бы она изначально возникла, если бы у нее было возникновение. (Форма Земли должна быть шарообразной не только на этом основании, но и потому, что все тяжелые [тела] падают под равными углами [к касательной], а не параллельно друг другу, что естественно, [если они движутся] к шарообразному по своей природе [телу].) Земля, стало быть, либо [действительно] шарообразна, либо по крайней мере по своей природе шарообразна. Но всякую [вещь] надо считать такой, какой она стремится быть по своей природе и какова она воистину, а не такой, какова она по принуждению и вопреки своей природе.
    Кроме того, [шарообразность Земли] доказывается чувственным опытом. Во-первых, не будь это так, затмения луны не являли бы собой сегментов такой формы. Факт тот, что в месячных фазах терминатор принимает всевозможные формы (он бывает и прямым, и выпуклым с обеих сторон, и вогнутым), а в затмениях терминирующая линия всегда дугообразна. Следовательно, раз Луна затмевается потому, что ее заслоняет Земля, то причина [такой] формы – округлость Земли, и Земля шарообразна.
    Во-вторых, наблюдение звезд с очевидностью доказывает не только то, что Земля круглая, но и то, что она небольшого размера. Стоит нам немного переместиться к югу или к северу, как горизонт явственно становится другим: картина звездного неба над головой значительно меняется и при переезде на север или на юг видны не одни и те же звезды. Так, некоторые звезды, видимые в Египте и в районе Кипра, не видны в 5 северных странах, а звезды, которые в северных странах видны постоянно, в указанных областях заходят. Таким образом, из этого ясно не только то, что Земля круглой формы, но и то, что она небольшой шар: иначе мы не замечали бы [указанных изменений] столь быстро в результате столь незначительного перемещения.
    Поэтому те, кто полагают, что область Геракловых столпов соприкасается с областью Индии и что в этом смысле океан един, думается, придерживаются не таких уж невероятных воззрений. В доказательство своих слов они, между прочим, ссылаются на слонов, род которых обитает в обеих этих окраинных областях: оконечности [ойкумены] потому, мол, имеют этот [общий] признак, что соприкасаются между собой.
    И наконец, те математики, которые берутся вычислять величину [земной] окружности, говорят, что она составляет около четырехсот тысяч [стадиев] 35.
    Судя по этому, тело Земли должно быть не только шарообразным, но и небольшим по сравнению с величиной других звезд.»

Путешествие Пифея

Из Афин перенесемся на берега современной Франции в город Марсель, который в 4-м веке до р.Х. носил имя Массилия. В этом городе во второй половине 4-го века до р.Х. жил греческий ученый Пифей.  Он славился своими знаниями в области астрономии, математики, философии и географии. Пифей был первым, кто отметил изменение климата в зависимости от длины дня и ночи, ему приписывают  обнаружение зависимости морских приливов от фаз луны.  С помощью вертикального шеста (гномона) в день летнего солнцестояния в Массилии Пифей измерил длину тени  в крайних положениях, и получил величины (неизвестно в каких единицах) 120 и 41 с одной пятой. Простейшее построение показывает, что это соответствует наклону эклиптики в 23 градуса — т.е. правильному. Но главное достижение Пифея — его путешествие на север, совершенное около 330 года до р.Х., и описанное в перипле «Об океане». Перипл Пифея не дошел до нашего времени. Возможно, его копии сгорели в Александрийской библиотеке в 47 году до р.Х., а его подлинник попал в руки римлян после захвата Массилии войсками Цезаря в 49 году до р.Х. и также был утрачен. Большинство историков относилось к периплу Пифея скептически. Мы в свою очередь не можем о путешествии Пифея сказать ничего, и вынуждены пользоваться вторичной информацией. Приведем цитату из 34-й книги историка Полибия, целиком посвященную критике Пифия.

«В отношении географии Европы ничего не скажу о географах древних, но ограничу мое внимание их современными критиками, Дикеархом и Эратосфеном, как самым последним писателем по географии, и Пифеем, который ввел в заблуждение многих читателей, заявив, что прошел пешком всю Британию, и береговая линия этого острова, как он говорит, составили более сорока тысяч стадий.
К этому он (Пифей) присоединяет известия о Туле и соседних с нею странах, где будто бы не было уже земли, не было ни моря, ни воздуха, но был вид соединения всех трех, похожий на pulmo marinus (медузу ?); в котором висят земля, море и все остальное, и эта смесь есть как бы связь всего мира, где нельзя ни идти, ни плыть. Эту pulmo marinus, говорит Пифей, он видел сам, а о прочем говорит по слухам. Такова история Пифея, и он добавляет, что по возвращении из этих стран прошел все побережье Европы от Гадейр до Танаиса. Но мы не можем допустить, чтобы частное лицо, которое к тому же было бедным человеком, было способно совершать  такие огромные путешествия по суше и по морю.»

Плавание флота Неарха

Если о путешествии Пифея никакой информации не сохранилось, то совершенное через 3 года в 327 году до р.Х. плавание флота Неарха из Никеи от притока реки Инд Гидаспа (Рави) до Суз описано достаточно подробно. Неарх был ближайшим сподвижником Александра Македонского, свое путешествие он совершил по приказу Александра, и  описал в сочинении, вероятно, названном  «Периплюс» («Кругосветка»), которым пользовались Страбон [7] и Арриан [37], [38]. 
«Периплюс» Неарха не сохранилась, но к счастью, детали упомянутой экспедиции, хорошо известны из сочинений упомянутых историков.

Причина, побудившая Александра к проведению экспедиции Неарха, заключалась в неповиновении его армии во время войны на границе Индии. Арриан пишет[37]:

“македонцы пали духом, видя, что царь их готов громоздить тяготы на тяготы и опасности на опасности. В лагере стали собираться сходки; те, кто был посмирнее, только оплакивали свою участь, но другие твердо заявляли, что они не пойдут за Александром, даже если сам он станет во главе их.”

Александр попытался уговорить свои войска продолжить поход на восток за реку Гифас (Беас), но это не удалось, и «он велел объявить войску, что решено повернуть обратно». . Александр повелел войскам отступить на запад и  вернуться к Гидаспу, который на тот момент они считал истоком Нила!  Замысел Александра был грандиозен — он хотел плыть по Гидаспу на юг и оказаться в Египте. Это свидетельствует о том, что Александр и его окружение ничего не знали о плавании в Индию некоего Скилака, совершенного при Дарии за 200 лет до Александра (см. выше). Но Александра ожидало разочарование [37]:

“(4) В письмах к Олимпиаде среди разных сведений об индийской земле Александр пишет, что, по его мнению, он нашел истоки Нила, но доказательств по такому важному вопросу он приводит мало, да и те слабые. (5) Собрав у местных жителей более точные сведения об Инде, он узнал, что Гидасп впадает двумя устьями в Великое море и никакого отношения к египетской земле не имеет. Тогда ему пришлось отказаться от того, что он написал матери о Ниле. (6) Задумав спуститься по рекам к Великому морю, он велел приготовить для этого плавания суда. Гребцов и матросов на эти суда набрали из финикян, киприотов, карийцев и египтян, которые сопровождали войско.”

23 октября 327 года до р.Х. флот Александра, состоящий из 800 военных и транспортных кораблей и около 1200 галер, отплыл по реке Гидасп из города Никея, построенного Александром на месте битвы с царем Пором. На борту кораблей разместилась одна треть армии, что составляло около 40.000 человек. Две дивизии Гефестиона и Кратера, по 40.000 человек каждая, двигались по берегам реки слева и справа, отряд Филиппа был послан вперед к реке Акесин. Неарх был назначен командиром всего флота, и в его подчинении было 32 офицера. Онисекрит был назначен лоцманом и кормчим царского корабля Александра,  Эвагора Александр назначил секретарем флота.

Сплав флота по Гидаспу шел успешно, но дальнейшие события показывают, что в армии Александра Филипп не справился с задачей разведки, а матросы и офицеры, набранные на корабли  впопыхах были неопытными мореплавателями.
 
Три дня минуло со дня отплытия флота, и Александр остановил свою армию. Гефестион и Кратер разбили лагеря на берегах Гидаспа, все корабли причалили к берегу. Александр ждал возвращения отряда Филиппа два дня, но Филипп не прибыл и движение армии продолжилось. На пятый день нового плавания случилась неприятное происшествие — флот Александра не смог без потерь пройти место впадения Гидаспа (Рави) в Акесин (Ченаб). Если мы изучим сегодняшнюю географию этого места, то обнаружим, что перед слиянием с Ченаб река Рави прорезает горы, сужается со 180-200 метров до 25-30 метров, делает два резких поворота на дистанции в 1000 метров и вырывается из горной теснины к реке Ченаб под тупым углом — Ченаб течет с северо-северо-востока, а Рави вырывается из горной теснины с юго-запада, и скорость этого потока в 6-8 раз больше чем за 2 километра до слияния. Разведка Филиппа не предупредила Александра об этой природной опасности. Предоставим слово Арриану [37], отмечу, что он указывает, что в те времена реки сливались до теснины — если это правда, то скорость потока еще более возросла, относительно указанной нами выше:

«4) Он вторично отплыл с этой стоянки и на пятый день прибыл к месту слияния Гидаспа с Акесином. Реки эти, слившись в одну, очень узкую реку, стремительно несутся в теснине, образуя страшные водовороты, где вода как бы идет вспять. Вода кипит и вздымается волнами; рев ее слышен уже издалека. (5) Местные жители заранее предупредили об этом Александра, Александр же предупредил солдат. И все-таки, когда они приблизились к слиянию обеих рек, рев воды настолько потряс их, что моряки перестали грести, не дожидаясь приказа, так как и сами келевесты от изумления умолкли, и экипаж застыл в страхе перед этим ревом.
Когда они были уже недалеко от слияния рек, кормчие отдали приказ грести изо всех сил, чтобы пронестись через теснину, не давая судам попасть в водовороты, которые закружили бы их: греблей надлежало преодолеть эти крутящиеся волны. (2) Некоторые грузовые суда течение завертело, но никакой беды с ними не случилось; ехавшие на них натерпелись, правда, страха, но течение само выровняло и понесло суда по правильному пути. С военными кораблями дело обошлось не так благополучно: их не так легко поднимало вверх по бушующим волнам: у судов с двумя ярусами весел нижний ряд приходился почти над водой, (3) и когда в водоворотах суда поставило наискось, то весла эти ломало в щепы, если их не успевали поднять вовремя. Из этих кораблей пострадали многие; двое столкнулись и разбились; много людей погибло. Когда, наконец, река расширилась, течение стало не таким быстрым, а водовороты не такими сильными, (4) Александр причалил к правому берегу; здесь корабли могли стоять в тихой воде; высокий мыс, вдавшийся в реку, задержал остатки разбитых кораблей, и к нему же донесло и тех, кто остался жив после кораблекрушения. Их спасли; пострадавшие корабли поправили, и Александр велел Неарху плыть вниз...».
Еще более трагическую картину описывает Диодор Сицилийский – Александр при крушении своего корабля бросился в воду и чудом спасся [40]:
«XCVII. Затем он опять сел с друзьями на суда и поплыл по реке до того места, где упомянутые реки сливаются с Индом. Так как здесь в одном месте сталкивается много вод, то образуются страшные водовороты; суда затягивает, и они гибнут. Течение так сильно и стремительно, что искусству кормчих оказалось не под силу с ним справиться: два военных корабля затонули, многие суда прибило к берегу. (2) Головной корабль понесло на большой водоворот; царь оказался на краю гибели. Видя смерть перед глазами, Александр разделся и голышом бросился в воду, надеясь на возможное спасение. (3) Вокруг него было великое смятение: люди боролись с мощным течением; река одолевала все человеческие планы и человеческую силу. Александру едва удалось вместе с судами прибиться к берегу. Спасшись вопреки ожиданию, он принес жертву богам за избавление от великой опасности после борьбы с рекой, подобно Ахиллу.»

После чудесного спасения Александр продолжил военные операции против местных племен, а флот Неарха ушел  на юг по более спокойным водам реки Акесин (Ченаб). В одном из сражений с племенем маллов при штурме их города Александр получил серьезное ранение, лечился, и на время македоняне даже полагали, что их царь убит, и основными силами командовал Гефестион, а флотом Неарх. Затем недоразумение было улажено, и  Александр продолжил движение к Великому морю, попутно нападая на населенные пункты местных племен. Местные жители не желали погибнуть от меча македонского завоевателя и, в основном, разбегались.
Когда Александр прибыл в город Паттала, лежавший в начале дельты Инда, то обнаружил что город пуст. От Патталы в те времена Инд делился на несколько рукавов, два из которых были основными. Македонские флотоводцы, как выяснилось, не умели держать курс при попутном течении против ветра, не знали что такое прилив и отлив, и не умели правильно ставить корабли на якорь в море. Лоцманов для своего флота они наловили из местного населения, что само по себе не может не вызывать изумления. Честный Арриан ничего не комментирует, но, безусловно, посмеивается  [37]:
«Александр решил спуститься по первому рукаву до его впадения в море. (3) Он дал Леоннату тысячу всадников и около 800 гоплитов и легковооруженных и велел ему идти по острову, где лежат Паталы, в направлении, параллельном флоту; сам же, взяв самые быстроходные суда, гемиоллы, все тридцати весельные суда и бывшие у него керкуры, стал спускаться по правому рукаву реки. (4) Лоцмана у него не было, потому что все местные инды бежали, и плывшие оказались в очень затруднительном положении. На следующий день после отплытия поднялась буря; ветер, дувший против течения, взбугрил реку; суда метало то туда, то сюда; большая часть их была повреждена, а некоторые тридцативесельные суда совсем разбило. Их поторопились причалить к берегу, пока они еще не затонули; (5) другие починили. Александр разослал самых быстроногих воинов из числа легковооруженных в глубь страны поймать кого-нибудь из индов: с этого места они и повели суда. Когда Александр доплыл до того места, где река расширяется, достигая в некоторых местах наибольшей своей ширины в 200 стадий, с Внешнего моря подул сильный ветер; весла с трудом вытаскивали из бушующих волн. Проводники направили суда в канал, где и собрался весь флот.
Пока они стояли здесь на якоре, на Великом море начался отлив, и суда у них остались на суше. Спутники Александра не были раньше знакомы с этим явлением; оно повергло их в ужас, и немалый, и ужас этот еще увеличился, когда по прошествии определенного времени вода опять подошла и подняла суда. (2) Суда, завязшие в грязи, были тихонько подняты приливом и поплыли дальше, не потерпев никакого ущерба. Те же, которые стояли на более твердом грунте и не были прочно укреплены на месте, под напором воды или наскочили одно на другое, или же ударились о берег и разбились. (3) Александр велел починить их, как удастся при данных условиях,...»

Перед окончательным уходом со своими войсками из Патталы вдоль берега моря на запад Александр приказал Неарху взять на себя все командование флотом и отплыть вслед за войсками, как только позволит погода. Произошло это, вероятно, 2 октября 326 года до р.Х. Плавать в низовьях Инда и у побережья моря до конца осени  очень сложно ввиду стойкого южного ветра — муссона и непрерывного ливня. Вследствие этого флот Неарха, которому в должности главного лоцмана был оставлен в помощь Онисекрит, был вынужден лежать в гавани. 3 ноября плавание возобновилось, до 8 ноября Неарх достиг реки Арабис. Продовольствия на флоте было мало, и матросам приходилось собирать продукты моря — мидий, гребешков и т.п. Ветер был неустойчив, и несколько дней флот стоял у берега, а матросы и гребцы прятались от ливня под маленькими навесами. В это же время к Неарху присоединился, посланный Александром отряд военачальника Леоната. Леонат привез немного провианта и обеспечил небольшое военное подкрепление флоту. К середине ноября ветер сменился на мягкий и в основном северо-западный — это благотворно повлияло на скорость плавания флота Неарха.

21 ноября на реке Томерус (Хингол) македоняне провели высадку и успешно разбили отряд местных туземцев, насчитывавший всего около 600 человек [38]. Затем Неарх воспользовался хорошей погодой, сделал стоянку и за 6 дней провел на берегу ремонт своих кораблей.

Началась местность, которую древние историки называли Ихтиофага — это побережье Эритрейского (Аравийского) моря, на котором жили «ихтиофаги» - едоки рыбы. Вдоль побережья Ихтиофага, простирающегося на 600 миль, флот Неарха при благоприятном ветре проходил до 60 миль в день. На побережье македоняне совершали нападения на деревни рыбаков и мелкие городки, их целью был хлеб, но жители не занимались земледелием, и могла предложить только рыбу, а иногда мясо. Но в те времена у греков  отсутствие хлеба считалось голодом — и матросы Неарха грабили бедняков на побережье и «голодали».

Земля ихтиофагов кончилась, и началась местность, называемая Гармозия (Белуджистан), где в одной из гаваней Неар нанял местного лоцмана, который взялся провести македонян в Персидский залив.

9 декабря «голодные» воины македонского флота обманом напали на небольшой прибрежный городок, жители  которого очень радушно встретили мореплавателей, подарили им запеченную рыбу, финики и сладости. Но «голодающим» требовался хлеб — матросы захватили городские ворота, и Неарх через толмача  жителей потребовал отдать все запасы зерна и хлеба. Офицеры осмотрели городские склады, и нашли на складах рыбу, изделия из рыбной муки и небольшое количество ячменя и пшеницы. Неарх конфисковал этот провиант, и с матросами вернулся на свои корабли — проблема хлебного голода вновь была не решена.
 
14 декабря на семьдесят четвертый день своего плавания македоняне подошли к берегам Кармании (Хормозган) и купили  на берегу у неустановленных торговцев сушеные финики и туши семи верблюдов и зерно, так проблема «хлебного» голода была частично решена. Отметим, что морские воды, по которым плыли македоняне, изобилуют рыбой, но ловить рыбу для своего пропитания храбрым воинам Александра не приходило в голову – видимо они этому не были обучены.

17 декабря, после 77-дневного плавания, в Бадисе, (Джаск ?) первом городе в этом районе, македоняне купили, наконец,  необходимое зерно, вино и все виды предложенных торговцами фруктов, и хлебный «голод» был на флоте Неарха ликвидирован..

Около 20 декабря 326 года до р.Х. флот Неарха пристал к берегу Кармании, устья реки Анамис (Минаб), как впоследствии оказалось на расстоянии пяти дневных переходов от места стоянки царя Александра, который вскоре после отплытия Неарха потерял из вида свой флот и крайне беспокоился об его судьбе.  Александр, во время перехода армии от дельты Нила по пустыне Гедрозия на запад, потерял от голода и жажды почти три четверти своих воинов, между тем как флот Неарха почти без потерь прошел Эритрейским  морем до Персидского залива. Радость Александра при встрече с Неархом в конце декабря 326 года до р.Х. была столь велика, что он не соглашался больше подвергать своих моряков опасностям морского плавания. Неарх убедил Александра дозволить ему вдоль восточного берега Персидского залива  дойти до устья Ефрата.

Не мешкая Неарх стал выполнять волю Александра, к 6 января 325 г. до р.Х. он достиг острова Катайя, который образует границу между Карманией и Персисом (Фарс).

На острове Шитвар, на восточной стороне Персидского залива, Неарх нашел жителей, занимающихся ловлей жемчуга, на  мысе Рохилла моряки увидели на берегу тушу мертвого кита, более ничего примечательного путешественники не обнаружили. Берег провинции Персис  был песчаный и засушливый, с одиноко растущими пальмами, поселки встречались очень редко.

Затем началось побережье Сусианы (Хузестан), изобиловавшее отмелями и грунтовыми банками, это не давало возможности высаживаться на берег за питьевой водой. С большими предосторожностями флот Неарха вошел в устье Ефрата, где флотоводец узнал, что Александр находится на пути в Сузы (Шуш). Через некоторое время Неарх узнал, что армия Александра находится  у моста на реке Паси-Тигр (Карун). Неарх направил свой флот вверх по Ефрату, затем поднялся по Паси-Тигру и вскоре присоединился к Александру.

Путь от устья Инда до района Суз занял у флота Неарха пять месяцев, а все его путешествие длилось 17 месяцев.

Строительство Александрии, плавание Иерона, смерть Александра

Наиболее успешно вопросы мореплавания и морской торговли решались при Александре Македонском и после его кончины (см. далее) в Египте. Как мы рассказывали выше, Александр Македонский разрушил в 332 году до р.Х. центр морской торговли в восточном Средиземноморье финикийский город Тир, и вскоре решил построить в покоренном Египте новый город – Александрию, который бы мог взять на себя все торговые и морские функции Тира.

Александрию стали строить на берегу Средиземного моря у канопического рукава Нила. Такое расположение позволяло Александрии контролировать транспортные потоки и Красного и Средиземного морей, ввиду того, что в те годы еще была надежда возобновить работу канала построенного в Египте из Нила Красное море во времена правления персидского царя Дария около 500 года до р.Х.  При этом мореплаватели, плававшие в Египет, знали, что вход в дельту Нила временами бывает опасен, а низкий берег в этом районе плохо различим с моря, что создает дополнительные помехи для безопасной морской навигации. Указанные проблемы были блестяще решены строительством в Александрии двойной гавани и возведением в 299-279 годах до р.Х. на острове Фарос у Александрии 110-метрового маяка по проекту архитектора Сострата из Книда.

Десять лет провел царь Александр в непрерывных войнах, и на одиннадцатый год он обнаружил, что флот может способствовать новым успехам в его завоевательной политике.

Александр решил исследовать Каспийское море, для чего отправил Гераклида в Гирканию для подготовки флота.

Александр, вероятно, хотел провести крупную морскую операцию — или захватить Аравию, или вернуться в Индию,- и поручил Неарху собирать морские  суда в Вавилоне. В Финикии разобрали 47 кораблей, перевезли их по суше в Тапсак — сирийский город на Ефрате и доставили в Вавилон. В Финикию отправили особого офицера для найма на флот опытных  моряков и покупки рабов  на гребные суда.

Александр отправил три судна по арабской стороне Персидского залива, и один кормчий Иерон из Солея дошел до Маската, продвинулся на юго-восток до мыса Рас-эль-Хэд, и вернулся назад к руслу Ефрата. Он не выполнил приказ дойти до залива Иерополис в Красном море, но возможно ли это было выполнить на 50-весельном судне.

Смерть Александра Македонского

Все морские усилия Александра Македонского завершились в одночасье - 13 июня 323 года до р.Х. он скоропостижно скончался в Вавилоне. Имеется вполне правдоподобная версия о том, что Александр был отравлен. Наиболее достоверно об этом пишет Диадор в своей 17-й книге:

«CXVIII. Говорят, что Антипатр, оставленный   им в Европе в качестве военачальника, рассорился с Олимпиадой, матерью царя. Сначала это его не беспокоило, так как Александр не обращал внимания на клевету, которую она на него возводила. Вражда, однако, росла и росла; царь по своему благочестию хотел во всем угождать матери, и Антипатр во многих случаях обнаруживал свою неприязнь к царю. Вдобавок гибель Филоты и Пармениона заставила содрогнуться "друзей", и Антипатр приказал своему сыну, который был кравчим, дать царю яд.
(2) После смерти Алeксaндpa он остался в Европе самым могущественным; после него царскую власть получил его сын Кассандр, и многие не решались писать об отравлении. Действия Кaссaндpa явно показывали, что он относится к деяниям Алeксaндpa крайне отрицательно. Он убил Олимпиаду и бросил ее тело без погребения, а Фивы, рaзpушeнныe Александром, восстановил с великой заботой.»

1. ВесьТанах. Русский текст. Вена, Британское и иностранное библейское общество, 1903.
2. Ринекер Ф., Майер Г. «Библейская Энциклопедия Брокгауза», Российское Библейское Общество, 1999.
3. Матье М.Э., «Древнеегипетские мифы», Изд. АН СССР, М., 1956.
4. Эсхил, Трагедии,
5. Геродот. История. В 9-ти книгах, Наука, М., 1972.
6. Плутарх. Сочинения. Художественная литература, М., 1983.
7. Страбон. География. В 17-ти книгах. Наука, М., 1972.
8. Гомер. Илиада. Наука, СПб, 2008.
9. Гомер. Одиссея. Наука, М., 2000.
10. Циркин Ю.Б. «От Ханаана до Карфагена», Астрель, М., 2001.
11. Claudius Ptolemy, E. Stevenson (transl.). «The Geography», Dover Publications, 1991.
12. Diodorus Siculus, «Diodorus Siculus in 12 volumes», Loeb Classical Library, 1946.
13. C.Plinii Secundi, «Naturalis Historia», Apud Weidmannos, Berolini, 1866.
14. Квинт Курций Руф «История Александра Македонского», Изд. МГУ, М,  1993.
15. Тураев Б.А., «История Древнего Востока» в 2-х томах, Лань М., 2014.
16. Goguet  Antoine - Yves «De l'origine des loix, des arts, et des sciences; et de leurs progr;s chez les anciens peuples», Paris: Desaint & Saillant, 1758.
17. Sextus Pompeius Festus. «De la signification des mots», trad. pour la premi;re fois en fran;ais par M. A. Savagner, Panckoucke, 1846.
18. Шифман И.Ш. «Финикийский язык», Едиториал УРСС, М., 2009.
19. Аполлоний Родосский «Аргонавтика», Наука, М., 2001.
20. Eusebius «Chronicle», Transl. from Classical Armenia by R. Bedrosian.
21. Сенкевич Ю.А. «На «Ра» через Атлантику», Гидрометеоиздат, Л., 1973.
22. Филон Библский «Финикийская история», перевод Тураева Б.А., в книге «Финикийская мифология», «Летний сад», СПб, 1999.
23. Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне», в сборнике, АСТ, М., 2007.
24. Фукидид «История», «Наука», М., 1999.
25. Цицерон Марк Туллий «Избранные сочинения», Художественная литература, М., 1975.
26. Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря».  Алетейя, СПб, 2007.
27. Charles H. Kanh  «Anaximander and origins of Greek cosmology». Columbia University Press, New York, 1960.
28. Бикерман Э. «Хронология древнего мира», Наука, М., 1975.
29. Полибий. Всеобщая история. Книги I—IX, ОЛМА-ПРЕСС Инвест, М., 2004.
30. Полибий. Всеобщая история. Книги X—XL, АСТ, М., 2004.
31. Аммиан Марцелин. Римская история. Алетейя, СПб, 2000.
32. Аристотель, Сочинения в 4-х томах, «Мысль», М., 1976.
33. Руф Фест Авией. «Описание морского берега Испании»,  «Вестник Древней истории»,  М., 1939, № 2.
34. «Перипл Ганнона», греческий текст неизвестного автора.
35. Рыбаков Б.А. «Геродотова Скифия», Наука, М., 1979.
36. Eudoxos von Knidos, F. Lasserre (ed.), Texte und Kommentare, De Gruyter,  Berlin, 1966.
37. Квинт Эппий Флавий Арриан «Поход Александра»,  Алетейя, СПб, 1993.
38. Тит Ливий «История Рима от основания города»,  Наука, М., 1989.
39. Will E., Histoire politique du monde hellenistique (323-30 av. J. C.), v. 1 - 2 .
40. Diodorus Siculus, C.H. Oldfather. Library of History, V I-IV, Loeb Classical Library, 1946.
41. E. H. Bunbury ”A History of Ancient Geography Among the Greeks and Romans from the Earliest Ages till the Fall of the Roman Empire”, John Murray, London, 1879.
42. J. Н. Breasted, Ancient records of Egypt, University press, New York, 1906.
43. Эмери У.Б. «Архаический Египет», ИТД «Летний сад», СПб, 2001.
44. Хрестоматия по истории Древнего Мира. В 3-х томах. Ред. Струве В.В., Учпедгиз, М., 1950.
45. Брестед Д., Тураев Б., «История древнего Египта». Харвест, Минск, 2003.
46. Д.Г. Брэстед. «История Египта». В 2-х томах, авт. пер. В.Викентьева, тип. Сабашниковых, М., 1915.
47. История фараонов Бругша. Пер. Г.Властова, тип. Глазунова, СПб, 1880.
48. Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2-х частях, ред. Коростовцев М.А., Высшая школа, М., 1980.
49. Иосиф Флавий «Иудейские древности», в 2-х томах, АСТ, М., 2002.
50. Павсаний «Описание Эллады», в 2-х т., АСТ, М., 2002.
51. Hugo O. Bizzarri «Secreto de los secretos = Poridat de las poridades : versiones castellanas del pseudo-Arist;teles Secretum Secretorum / estudio y edici;n», Universitat de Val;ncia, 2010.
52. Андреев Ю.В. «От Евразии к Европе», «Дмитрий Буланин», СПб, 2002.
53. A.Evans “The Palace of Minos”, Vol I-IV, Macmillan and Co, London, 1928-1930.
54. В. Бузескул «Древнейшая цивилизация в Европе», «Союз», Харьков, 1918.
55. Дж. Пендлбери «Археология Крита», ИИЛ, М., 1950.
56. Карл Блеген «Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака», Центрполиграф; М, 2004
57. J. Chadwick “The decipherment of linear B”, Cambridge University Press, London, 1958.
58. Questioni Naturali di Lucio Anneo Seneca a cura di Dionigo Vottero, Unione Tipografico-Editrice Torinese, Torino, 1989.
59. Козьма  Индикоплов «Книгы о Христе, объемлюща весь мир», фолиант перевода 17-го века.
60. A. Bowen, R. Todd «Cleomedes lectures on astronomy», A  translation of the Heavens with an introduction and commentary. Berkeley,  2002.
61. Арриан «Индика», «Вестник Древней истории»,  М., 1940, № 2.
62. «Луций Анней Флор — историк древнего Рима», пер. А. Немировский, М. Дашкова, Изд-во Воронежского университета, Воронеж, 1977.
63. Малые римские историки. Веллий Патеркул, Анней Флор, Луций Ампелий, «Ладомир», М., 1995.
64. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве. Ред. М.Бурский, Сельхозгиз, М., 1937.
65. «Римские историки IV века. Евтропий, Аврелий Виктор, Евнапий.», ред М.Тимофеев, РОССПЭН, М., 1997.
66. Демосфен. Речи. В 3-х томах, «Памятники исторической мысли», М., 1994.
67. Исократ. Малые Аттические ораторы, «Ладомир», М., 2013.
68. Элиан «Пестрые рассказы», АН СССР, М.-Л., 1963
69. Эпитома сочинения Помпея Трога Histоriae Philippicae, Изд-во С.–Петербургского ун-та, СПб., 2005.
70. Аппиан «Гражданские войны», «Совершенно секретно, «Селена», М., 1994.
71. Аппиан «Римские войны», Алетейя, СПб, 1994.
72. ;севдо-Арриан «Плавание вокруг Эритрейского моря», в  журн. «Вестник древней истории», № 2,  М. 1940.
74. Dio’s Roman history, tr. E.Cary, in 9 vol., W.Heinemann, London, 1916.
75. Theodor Mommsen «Res gestae divi Augusti ex monumentis Ancyrano et Apolloniensi. Weidmann, Berlin, 1865.
76. Марк Анней Лукан «Фарсалия или поэма о Гражданской войне», Наука, М., 1951.
77. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Ладомир, Наука, М., 1993.
78. «Властелины Рима», сборник, Наука, М., 1992.
79. Корнелий Тацит Сочинения в 2-х томах, Ладомир, М., 1993.
80. Theodosiani libri XVI cum constitutionibus sirmonlianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes. Ed. Th. Mommsen et P. Meyer. Vol. I-II, Berolini, 1905.
81. «Институции Юстиниана», «Зерцало», М., 1998.
82. «Chronica Vagni Aurelii Cassiodori senators» в сборнике «Monumenta Germaniae Historica», v. XI, Wedmannos, Berolini, 1894.
83. Flavio Vegecio Renato «Compendio de tecnica militar», C;tedra Letras Universales, 2006.
84. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, Тип. Имп. Академии Наук, Спб, 1890.
85. Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати цезарей», «Правда», М., 1988.
86. Аммиан Марцеллин «Римская история», «Алетейя», СПб., 2000.
87. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. ИВЛ, М., 1960.
88. «Летопись византийца Феофана от Диоклитиана до царей Михаила и сына его Феофилакта».
89. Августин «Слово о разорении города Рима», «Вестник древней истории», 2001,  №2.