Парадигмальная точка бифуркации и электричка

Рафаэль Амурович Балгин
К вопросу о планах алматинской администрации по электричкам до Талгара и Каскелена.

Намерения акима Сагинтаева по снижению ежедневной маятниковой миграции людей и автомобилей и развивитию пригородного общественного транспорта, озвученные им на совещании по социально-экономическому развитию города с участием Касымжомарта Токаева не поленились опубликовать и прокрутить на своих каналах практически все источники из основного корпуса официальных, лояльных и аффилированных вертикали власти СМИ: Tengrinews.kz, informburo.kz, 24.kz, ktk.kz, vlast.kz, 365info.kz, kp.kz, total.kz, lsm.kz, inform.kz, nur.kz и другие.

Следует отметить, что такие нейтральные-выжидательные, как internews.kz и подобного ранга даже в блогах не обмолвились обзором сути предлагаемого. И, кроме того, не последовало какого-либо отклика от зарубежных критиков режима так называемого с их подачи "кровавого режима", а также от аффилированных им источников и инфлюенсеров.

Суть выступления Сагинтаева по части электричек сводился к тому, что наибольший поток трудовой миграции наблюдается с талгарского и каскеленского направлений, что как бы само собой создает безысходную ситуацию с пробками. А решить эту проблему, по его словам, поможет строительство железной дороги для электричек. В итоге, назначенный в этом году аким Алматы, предложил поручить правительству и фонду «Самрук-Казына» проработать вместе с городским акиматом этот важный социальный проект и начать его поэтапную реализацию. Кроме того, господин Сагинтаев не приминул заявить, что в настоящее время увеличено количество рейсов электричек по маршруту Алматы — Узын-Агаш. А с нового года будет запущено капчагайское направление.

Первое, что хочется крикнуть читателям информационных сообщений: "Опомнитесь! В городе нет достойной сети метро и LRT! Залепухи про действующее сообщение Алматы-Узунагач - фейк!" Определитесь с тем, о какой "Узунагаче" идет речь! Конкретно речь идет о поселке Казыбек Бек, через который пролегает отрезок Алматинской ж/д в направлении станции Отар.

Но, это эмоции. Необходимо изначально в этом вопросе разобраться о каком "Узунаначе" идет речь!

Что мы увидим, разобравшись на карте откуда и куда озвучивает действущее сообщение Сагинтаев: "Узунагач", который еще задолго до этого акима пытались выставить за "прорывной проект", вовсе не тот густонаселенный ареал села Узунагач и его окрестностей. От станции Узунагач, что в поселке Казыбек Бек до села Узынагаш ~ 50 км!!!

Это ощутимо больше чем от села Узунагач до границы Алматы!!! Следует добавить, если задумщики отвода потоков людей по треугольнику "станция "Узунагач"-село Узунагач-Алматы" решили, что так проблема решится сама собой, то они дико ошибаётся. Им необходимо понять, что катет прямоугольного треугольника "село Узынагаш-станция "Узунагач" направлен в противоположную сторону от Алматы! Т.е. будет несоразмерной нелепостью, если кто-то решит ехать из села Узынагаш через станцию "Узунагач" в Алматы!

Следует еще добавить, во-первых, то, что "обеспечение электричками" это никакая не заслуга, т,к, движение будет осуществляться по имеющейся линии ж/д. А, ведь, нам всем с информационных площадок и трибун афишируют, что это новый проект!

Понятным размах привлеченных к этому делу мифодизайнеров становится тогда, когда видишь, что там где ветка уже есть (Алматы-Капшагай) все равно нужно втиснуть новизну. Таким образом, ею становится нейролингвистический оборот "с нового года будет запущено капчагайское направление". И, что примечательно, это же действует! Дескать, до нового года такой ветки не существовало!

Истинное же положение вещей говорит, что ветка Турксиба была построена задолго до того, как родился даже Ельбасы, не говоря уже о Сагинтаеве и привлеченных мифодизайнеров. Во-вторых, следует обратить пристальное внимание на степень населенности местности воуруг станции "Узунагач"! Она на порядки ниже, чем вокруг села Узынагаш, откуда и через которое ежедневно люди отправляются на работу, по делам и за покупками в Алматы.

В-третьих, нельзя забывать, что властная доминанта российских имперских властей некогда с барского плеча была перепоручена национальным кадрам.

Разъснение тут: Экспедиционные войска Российской Империи пришли в Семиречье далеко не с мирными целями. Но, при поддержке конкретных и известных трайбов, сделавших свой выбор в пользу более сильного союзника нежеле прежнего сюзерена Кокандского Ханства,

Россия получила в регионе верный оплот. И, в этом контексте, создание альтернативных веток электрички - весьма "опасный" для существующего кланового табеля парадигмальный проект. Он вобьет кол во все то, что холили и лелеяли имперские власти и их порученцы с середины XIX века и их последователи из числа местных.

Следует понимать, что вся транспортная инфраструктура в Большом Семиречье (не считая китайской части Или, входящей в водораздел Балхаша) и в частности в Алматинской агломерации нанизана на ветки железной дороги. Эта дорога задумывалась как путь для военно-оборонительного обеспечения в состоянии войны между Российской и Британской Империями. Никакого автономизма Семиречья в концепцию данной железной дороги не закладывалось изначально.

Во многом, от этого зависит ситуация с транспортным коллапсом и вечным trafic jam в Алматинской агломеоации.

И, носители доминирующих политических интересов в Казахстане, имея доставшуюся с разрешения "старшего брата" власть, сами себе не станут вредить. Ведь, так или иначе, союзники при царе-горохе остались таковыми и при всех администрациях советского периода. Более того, и Динмуамед Кунаев, и Нурсултан Назарбаев также являются потомками того верного братства, которому после отказа в пользу Ак Паши в регионе не было альтернативы, а в советский период такая возможность номинально сгинула в забвении и верноподданичестве. Это выразилось даже в таком комичном сэмпле как Казахская ССР как единственная республика в СССР в конце 1991 начале 1992 годов.

Иначе говоря, идти в разрез с колониально-оборонительной стратегией, заложенной при покорении Степного Края с середины 19 века при Николае I и Александре III и даже ранее в мечтах Петра I и Екатерины II, мало кто решится. Т.к. легитимность казахской доминантной вертикали власти лежит в плоскости интересов северного соседа и, возможно, на долгие годы, если не случится нечто разбалансирующее эти патерналистские отношения.

Процессы убеждения общеатвенности будут вечными с периодическими всполохами и затухающей актуализацией через скандалы и отвлекающие маневры. Смена имеющегося оборонительно назначения ж/д на регионально ориентированное, а также создание и развитие стратегии Семиреченского очага автономизма в Центральной Азии идет в разрез с выгодной для некоторых сторон позицией разрезанного на части Семиречья - как центра landlock area.

А все сказки про "белого бычка" развития транзитного потенциала вовсе не во благо ЧАГАТАЙСКОГО УЛУСА, т.к. автономией и центробежными экономическими интересами тут и не пахнет. В имеющихся и спорадически выдвигаемых транспортно-логистических идеях, СЕМИРЕЧЬЕ (как и его северная часть - Алматинская область, включая ареал Алматинской агломерации как ее часть) - лишь канализационный патрубок между интересами соседних политических полюсов и порядков. Так что, даже агломерационное развитие будет сдерживаться нерешительностью перед неизвестностью, в которой могут быть проигнорированы в интересы очередного ослабленного сюзерена.

Будет ли новый хозяин Семиречья или оно само возьмется за свои интересы будет зависеть от множества факторов, не последним в линейке которых будет достойная и развитая сеть центроориентированного на агломерации транспортного сообщения в регионе. Но, это тема другого материала, подготовить который еще предстоит.