Глава 1 Дорога домой

Микита Билюк
от автора: Повесть написана давно, не публиковалась, поэтому у автора не было необходимости над ней серьёзно работать. Она сырая (черновая). Приношу извинения. Обещаю её доработать. Микита Билюк

                МОЛОДЫЕ
                Повесть
                1974г.

Глава 1 Дорога домой
1. Знакомство
    Я возвращался домой из армии довольно длинным путём. Мне дали проездные деньги только до Татарска Омской области, потому, что я там призывался. В Татарске я работал по направлению после техникума, но никого из близких у меня там не было. Родители жили в Краснодарском Крае, и именно туда мне нужно было добираться. Моим попутчиком был товарищ по полку, ехавший в Омск. Он и предложил мне ехать к нему, минуя мою станцию назначения по проездным документам. Риск быть высаженным минимальный, так как от Татарска до Омска всего два часа езды на скором, да и вряд ли стали бы высаживать демобилизованного солдата. В Омске родные Володьки, так звали моего товарища, приняли меня как родного. От них я дал телеграмму маме, чтобы выслала мне деньги на дорогу на адрес и имя мамы Володи, а она взамен дала мне свои деньги на проезд до дома. Меня снабдили продуктами, дорога предстояла дальняя, посадили на поезд, и я продолжил путь домой. На станции Сызрань сделал пересадку и поехал на юг в сторону Кубани.
    Проводница отвела меня в конец вагона, объяснив, что там едут такие же как я демобилизованные солдаты.
      - Вот вам ещё товарищ, четвёртый, - уточнила она, и ушла.
      - Привет танковым войскам, - встал мне навстречу сержант в красных погонах.
      - Привет пехоте, - в тон ему ответил я.
      - Сергей, - протянул он мне руку.
      - Никита, - пожав её, сказал я, – и спросил: - А где остальные?
      - Покурить вышли в тамбур, сейчас придут, - и тут же добавил: - А вот и они.
    Вошли двое: «летун», так мы называли солдат, представляющих авиацию, и пограничник, соответственно в голубых и зелёных погонах.
      - Смотри, в нашем полку прибыло, - сказал «летун» своему товарищу. И представился: - Олег.
      - Егор, - добавил пограничник.
    Как оказалось, мы представляли не только разные рода войск, что отражалось значками в петлицах и цветом погон, у меня были черные, но и разными военными округами: от сибирского до приволжского.
    На столике стояли стаканы в подстаканниках с недопитым чаем, разложенная еда: колбаса, яйца, хлеб, банка варенья, соль в спичечном коробке и другая мелочь.
      - Если есть хочешь, садись, ешь, мы уже пообедали, - пригласил Сергей.
      - Я к Леночке, чаю принесу, – бросил Олег и убежал в другой конец вагона.
      - Повод нашёл, к проводнице сбегать, - заметил Сергей, и, увидев моё замешательство, добавил: - А чай он принесёт, не забудет.
    Я забросил свой дембельский чемоданчик на багажную полку. Раскрыл сумку с продуктами, которую снарядила мне в дорогу в Омске Володькина мама и начал выкладывать остатки прежней роскоши на общий стол.
      - Пирожки домашние! Откуда? С чем? – заинтересовался Сергей. Егор тоже откусил один.
      - С картошкой, - сообщил он.
      - А мой с черёмухой, – удивился Сергей, - мы продукты берём из буфета, вагона ресторана, да на остановках что-то перехватываем у торговок. Так ты из дома или домой?
      - Домой. К товарищу заезжал. Его мама мне наложила в дорогу, - объяснил я.
    Появился Олег с двумя стаканами чая: - Это тебе, - поставил на стол.
      - Спасибо, - поблагодарил я, - пирожки пробуй, - указал ему на пакет на столе.
    Немного поев и выпив стакан чая, почувствовал усталость:
      - Я бы поспал.
      - Залезай на боковую полку. Подушки и одеяла вверху на багажной, - предложил Сергей.
    Забравшись на полку, и подложив подушку под голову, закрыл глаза. Сон не шёл. Я слышал, как Сергей попросил проводницу, приводить к нам девушек пассажирок, если они появятся в вагоне.
      - Ты знаешь, мы парни спокойные, спиртное не употребляем.
      - Денег нет на спиртное, - уточнил Егор.
      - Не обидим. Отвыкли в армии от девушек, – не обращая внимания на слова Егора, закончил Сергей.
    Я вспомнил Любу. Наташа, моя сестра, в письме сообщила, что у Любы родилась дочь, Света. Её крестили, и Наташа стала крёстной. Подругу сестры я приметил с первой встречи. Она было очень красивой, а я никогда не пользовался вниманием у девушек. Поэтому держался с нею подчёркнуто отстранённо, как старший брат подруги, строгий и недоступный. И Люба никогда не пыталась сломать этот барьер. Он рухнул перед самой армией. Люба задерживалась у сестры допоздна, и Наташа просила меня помочь ей проводить подругу до дома. Мы ходили втроём. Подруги болтали меж собой, а я молчал. Но однажды Наташа не смогла проводить подругу, была занята, и попросила меня сделать это без неё. Мне стало страшно остаться наедине с Любой, и я попытался отказаться. Наташа вспылила и неожиданно, возможно и для неё, выдала, что Люба ходит в наш дом не к ней, а из-за меня. Это она сказала в присутствии Любы. Та вспыхнула и убежала. Я догнал Любу на улице, и мы пошли рядом. Во мне бушевала буря чувств, но я не знал, как себя вести. Молча мы прошли весь путь до её дома. А когда остановились у калитки, Люба вдруг предложила мне посидеть на скамейке, и села первой. Я сел рядом, и обнял Любу, она охотно прикорнула ко мне. Было так хорошо, что мы просидели с нею дольше, чем шли. Наконец, она вскочила и, не сказав не слова, убежала в дом. Мне предстояла поездка в Сибирь к месту работы по направлению после окончания техникума. И эти немногие дни до отъезда мы с Любой пробыли вместе. Она обещала мне писать, и ждать с армии. В день отъезда она не пришла, это был наш уговор, чтобы не прощаться. Но писем от неё я не дождался, ни в Татарске, где работал, ни в армии. Затем Наташа сообщила мне, что Люба вышла замуж.
    Ребята затеяли разговор о своём будущем. Сергей сообщил, что уже женат, и очень удачно, родители жены влиятельные люди.
      - Наталья уже учиться. Её отец пообещал и меня пристроить в институт, на хорошую специальность.
      - На хорошую, это какую? – переспросил Егор.
      - Которая востребована. Где можно сделать карьеру. Не вечно же нам околачиваться на периферии. Мы с Натальей уже всё спланировали. После окончания вуза переберёмся в Москву, у неё там родственники. На первое время есть, где остановиться.
      - А почему не начать учёбу сразу в Москве? – не унимался Егор.
      - В Москве своих блатных хватает. Не тянет влияние тестя на столицу. Ничего, нам бы только дипломы получить, а с ними и в Москве можно устроиться.
      - И тебе всё равно, какой работе посвящать свою жизнь?
      - Ты Егор простой, как три рубля. Да кто же работе жизнь посвящает? Работа - средство для жизни. О жизни думать надо.
      - А детей, когда будете заводить?
      - Пока не к спеху. Самим пожить надо, жизнь устроить, а потом и о детях можно подумать. Думаю, двоих хватит: дочь и сына. А ты сколько планируешь?
      - Сколько жена родит столько и будет. У нас на Дону земля хорошая, всех прокормит.
      - Ты из деревни?
      - У нас деревня большая, центральная усадьба колхоза. Я перед армией работал в МТС, отцу помогал технику ремонтировать. Училище закончил в городе на слесаря. А Катя моя девушка на ферме работает.
      - А ты, что молчишь? – обратился Егор к Олегу, - до армии успел жениться?
      - Меня ни работа, ни женитьба не прельщают. Романтика семейной жизни не моё. Не для того я терпел лишения в армии, чтобы попасть из огня в полымя. Достаточно того, что два года потерял. Сейчас полная свобода, вся страна, если не мир, у моих ног. Мечтаю побывать в Москве, Киеве, Ленинграде. Искупаться в Чёрном море, помочить руки в Рижском заливе, - выложил свои планы Олег.
      - Без денег твои мечты - пустые фантазии, - заметил Егор.
      - Деньги всегда можно заработать. У нас в стране с работой проблем нет. Главное не засиживаться на одном месте. Заработал денег и двинул дальше. Страна большая, везде хочется побывать, всего попробовать.
      - Ну не вечно же ты будешь бродяжничать, – вступил в разговор Сергей. - Надо же, в конце концов, иметь свою гавань, свой дом, подругу жизни. Проболтаешься, силы иссякнут, а у тебя не двора, ни кола.
      - Я и не собираюсь всю жизнь болтаться. Уверен, однажды встретиться мне та единственная и неповторимая, которая и станет подругой на оставшуюся жизнь, организует семейный уют.
      - Для семейной жизни нужна хорошая девушка, - вставил Егор.
      - Да я за время моих путешествий столько девушек повидаю, сколько ты в своей деревне за всю жизнь не увидишь. Можешь не сомневаться, выберу самую лучшую.
      - У вас городских лучшая это самая красивая.
      - А что красивая не может быть хорошей?
      - Может быть хорошей, но может быть и плохой.
      - Ну и не красивые тоже бывают всякие.
      - Согласен, какая девушка на лице не прочитаешь, - не стал спорить Егор. – Нужно время, чтобы узнать друг друга.
      - Ерунда. Мой батя говорил: «Девушки все хорошие, только откуда берутся сварливые жены?»
      - А ты смотри, как она относиться к своим близким, домашним обязанностям, честна ли она. Это скрыть нельзя!
    Я вспомнил рассказ Любы. Когда она ещё училась в школе, у них был медосмотр, и врач обратила внимание на её неестественные ногти на руках. Они были не выпуклые как у всех, а вогнутые. Она предположила, что это следствие недостатка в организме витаминов. Посоветовала ей сообщить об этом родителям. У Любы не было отца. Она жила в то время с мамой и старшим братом. Придя домой, она передала матери разговор с врачом, но вместо витаминов сказала, что ей нужно есть шоколад. И мать, урезая домашний бюджет, обделяя сына, выкраивала деньги на шоколад для дочери. Тогда мы с Любой посмеялись над её проделками, а теперь слушая Егора, я по-другому взглянул на тот поступок. Может быть, он был прологом её предательства, когда я ушёл в армию.
    А Егор продолжал:
      - Если девушка пришла к тебе в дом и, увидев не мытый пол, взялась за ведро и тряпку, значит она привыкшая к домашней работе, и в своей семье у неё будет чистота и порядок.
      - Так она и тебя может запрячь у себя дома, – заметил Олег.
      - Правильно. У меня нет сестёр, и Катя помогает маме и по дому, и в огороде, а я ей всё, что она попросит.
      - Я понимаю, когда нужно помочь родителям жены. Девушки это другое. Я не приводил их домой. Сегодня одна нравится, завтра другую встретил, ещё лучше. Думаю, и для семейной жизни найду. Не вижу проблем.
      - Жить вдвоём сложно. Этому надо учиться, - гнул свою линию Егор.
      - И где этому учат? – засмеялся Олег.
      - В доме родителей своих и её.
      - Ну и как? – иронизировал Олег.
      - Помогая родителям, узнают друг друга, привыкают к заботам, учатся жить.
      - Подход у тебя Егор приземлённый. Ничего не имею против деревни. Понимаю, разделение труда. Но у вас сельских мышление патриархальное с оглядкой на родителей, хороший - плохой мерите через: уважает взрослых, работящая, честная. Я не спрашиваю родителей, с какой мне девушкой сегодня на танцы идти. Конечно, их люблю и уважаю, но они живут своей жизнью, а я своей. Жизнь у меня одна, и я полное право имею ею распоряжаться, как хочу. Вот я собираюсь по стране прошвырнуться, родителей оставляю. Для вас это, наверное, грех. Но даже если бы мои родители были престарелыми, они бы больших трудностей не испытывали. Так как им не надо в огороде копаться, дрова запасать, печь топить, за водой ходить. В квартире есть всё, включая телефон и телевизор. Продукты рядом в соседнем магазине, соседи не где-то там, а на площадке, напротив. Стоит позвонить и помогут, если в этом есть необходимость. А девушка нужна не для домашней работы, для души, для тела. Чтобы с ней не стыдно было по улице пройти, в компании. Чтобы дурой не выглядела, умела поддержать культурный разговор о музыке, поэзии, театре. Пусть она с хитрецой, девкам это простительно. Сам не будь лопухом. В городе, если с головой, то такую работу можно найти, что денег хватит и на одежду хорошую, и на ресторан, и чтобы кто-то после тебя в доме прибирал, не обязательно жена.
    Егор не унимался: - Как вас город развратил! Человеческое чуждо. Дамы, горничная, ресторан. Прямо как при царизме.
      - Дурак ты Егор! Извини, не хочу обидеть. Это не шаг в прошлое, а шаг в будущее. Смотрел фильм «Дело было в Пенькове», в главной роли Вячеслав Тихонов. Помнишь, как ему будущее расписала агрономша – трактора и комбайны без людей, управляются оператором на расстоянии. Так и будет. Скоро сельский труд исчезнет. Не будет не доярок, не трактористов. Механизированное и автоматизированное производство, как в городе. А для чего спрашивается? Чтобы освободить людей от рутинной работы, чтобы они больше времени уделяли своему здоровью, культуре: музыке, театру. И в господ они будут превращаться не в твоём смысле. По тебе если есть господин, то есть и прислуга. Слугами будут машины, как сейчас холодильники, пылесосы. Только ещё умнее. А человек будет хозяином своей жизни в буквальном смысле.
    Разговор ребят прервала проводница: - Вот вам попутчица, до Краснодара, - и девушке: - Ребята хорошие, не обидят.
      - Таня, - представилась она.
    Сергей забрал у неё чемодан. Он был небольшой, но тяжёлый.
      - Гири возишь? – спросил Сергей, однако легко забросил его вверх на багажную полку.
    Егор уступил девушке своё место у окна.
      - Это книги, учебники. Учусь в Краснодаре в университете, - смутилась девушка.
      - Как же ты его таскаешь? Силы то, какие надо!
      - Меня папа проводил до вокзала, помог сесть в вагон, а в Краснодаре друзья встретят, такси закажут.
      - На кого учишься? – полюбопытствовал Олег и сел напротив девушки с другой стороны стола.
      - Филолог, английский язык и литература.
      - О! Это то, что мне надо. Я мечтаю по странам поездить, да языков не знаю. Как раз такую попутчицу ищу, - пошутил он.
      - Я ещё учусь, - напомнила Таня.
      - Ничего, у меня есть время. Подожду, пока закончишь.
    Девушка рассмеялась.
    Меня поразило то, как быстро Олег нашёл контакт с Таней.
Сергей и Егор ушли в соседнее купе, чтобы не мешать Тане и Олегу разговаривать. Я стал засыпать.

2. Инцидент в вагоне
    …Разбудил меня шум в вагоне. Мимо нас пробежала женщина, выскочила в тамбур. Затем вновь появилась и кинулась к Тане.
      - Пожалуйста, пустите меня к окну. Скорее!
Таня пропустила её и села рядом. И вовремя. Появился мужик:
      - Вот ты где! Думала, не найду. А ну вылезай.
    Он протянул руку, пытаясь, дотянутся до неё. Женщина вжалась в угол, Таня отпрянула к ней, и в этот момент опомнился Олег. Он встал, грудью оттеснил мужчину.
      - Ты что сопляк, со мною тягаться хочешь? – взревел явно нетрезвый пассажир. – Да я из тебя отбивную сделаю.
    Он схватил Олега за борта пиджака, и попытался отшвырнуть в сторону. Я спрыгнул на пол и, обхватив рукой его шею сзади, стал тянуть на себя. Он отпустил Олега и, высвободившись из моего обхвата резким поворотом головы, развернулся ко мне, замер. За моей спиной он увидел ещё двух солдат, Сергея и Егора, готовых вступить в схватку. Вероятно, он оценил силы не в свою пользу:
      - Да вы что ребята? Не собираюсь я с вами драться. Это моя жена. Повздорили немножко. С кем не бывает. Убежала, я волновался, искал её, - и обратился к женщине:
      - Скажи им Люда, что говорю правду.
    Женщина кивнула головой, но с места не тронулась, прячась за Таню.
    Я шагнул к её мужу, попросил:
      - Отойди в сторону. - Он не понял, но отодвинулся. Я достал из-под стола свои сапоги, сел и стал обуваться. Сергей и Егор были в брюках и сапогах, но без пиджаков. Видно тоже не успели одеться, а может специально не одели, чтобы не помять.
Мужчина посмотрел на меня, и бросив ребятам:
      - Я сейчас, - убежал. Его никто не задерживал.
      - Что случилось? Кто это? – поинтересовался Сергей у Олега.
      - Это мой муж, - наконец стала успокаиваться женщина, - как выпьет, так дураком становиться. Ничего не понимает.
      - А зачем вы с таким живёте? – спросила Таня.
      - Так дети у нас, как без отца? Да и трезвый он неплохой, и ко мне и детей любит. Выпивка его портит.
      - Вы, наверное, в деревне живёте, - зачем-то спросил Олег.
      - Под Волгоградом в посёлке. Муж работает в городе, а я дома, - и добавила, - домохозяйка.
      - Мы тоже с Сергеем из Волгограда. Домой после армии добираемся. А вы, в каком посёлке?
      - Ямы. Там у нас свой дом.
      - Знаю, это левобережье, - подключился Сергей. Я в тех местах бывал.
      - Точно, «ямы» - дополнил Олег. - Весной и осенью не пройти, не проехать.
      - Зато летом хорошо. Сады. Огороды. Всё растёт. Всё своё, – не согласилась Люда.
    В конце вагона послышался звон стекла, кто-то пробирался мимо, проснувшихся и столпившихся у туалета, пассажиров. Это был муж Людмилы. Он вернулся, с сеткой бутылок. Отодвинул остатки продуктов со стола и стал выставлять бутылки с пивом:
      - Наше, «Жигулёвское» - гордо объявил он.
      - Тебе мало? Ребят решил спаивать, - осмелела супруга.
      - Так это же не водка! Пиво. От него ничего не будет. Давайте пацаны, берите, за знакомство.
    Олег взял бутылку, откупорил и прямо из неё отпил, - Хорошее пиво. Даже забыл, какое оно на вкус.
    Подсел Сергей и тоже потянулся к бутылке.
      - А вы что не берёте? - обратился к нам с Егором гостеприимный хозяин пива.
      - Не люблю пиво, – успокоил я.
      - Лучше покурю, - объяснил Егор. – Куришь? – спросил меня.
      - Да.
      - Пошли, покурим?
      - Пошли.
    Мы вышли в тамбур. Он достал свои сигареты, волгоградскую Приму.
      - У меня тоже Прима, но краснодарская. Получше будет, – вынув из кармана свои сигареты, я протянул одну Егору. Тот не стал спорить, взял её, и мы закурили. С наслаждением вдыхая дым хорошего табака. Помолчали.
      - Ты почему не стал пить пиво? – поинтересовался я у Егора.
      - Да пошёл он со своим пивом! – неожиданно взорвался Егор. – Мразь! Ты видел, как испугал он свою жену.  А дома, наверное, и при детях её бьёт, - язвительно добавил: «Любит он детей». И ко мне: - А ты почему?
      - Я, действительно, не люблю спиртное. Ни водку, ни вино, ни пиво. В общем, не пьющий. А в отношении этого мужика согласен. Не такой уж и пьяный, чтобы не понимать где находится, и что делает. Весь вагон взбудоражил. Это какую совесть надо иметь?
      - А ты женат? – вдруг спросил Егор.
      - Нет, - ответил я, и зачем-то добавил: - И девушки у меня нет.
    Я не захотел говорить Егору о Любе. Было стыдно признаться в том, что плохо разбираюсь в девушках, не умею строить с ними отношения. А может быть, я прятал боль, причинённую мне Любой.
      - А детей я тоже люблю, как ты. Чем их больше, тем лучше, больше радости в доме.
      - И забот, – дополнил меня Егор. И добавил: - В большой семье дети дружнее. А ты приезжай к нам на Дон, у нас в селе хороших девчат много, - вдруг предложил он.
      - А что я у вас буду делать? Я литейщик, техникум закончил. Мне в городе надо жить.
      - Ты же танкист, а у нас много гусеничной техники. Работа найдётся, - гнул своё Егор.
      - Я не совсем танкист, ремонтник, специалист по ремонту бронетанковой техники, командир отделения, - добавил я.
      - Так это ещё лучше. Ты знаешь, как ценят у нас хороших ремонтников. Мой отец охотно возьмёт тебя к себе. Будем вместе работать.
    Я задумался, а может действительно махнуть к Егору. Чувствовал, что созрел до желания иметь детей. А если рядом будет подруга, для которой семья превыше всего, это, наверное, и есть счастье.
    А Егору сказал:
      - Меня мама ждёт. Домой надо ехать. С нею посоветуюсь, может и к тебе приеду.
      - Слушай, пошли, прогуляемся до вагона-ресторана, я там минеральной воды возьму, пить хочется, чаем не напиваюсь.
    После его слов, а может из-за горечи во рту от сигарет, мне тоже захотелось пить. И мы с ним отправились в долгое путешествие по поезду. Казалось, конца нет этим вагонам, приходилось проталкиваться сквозь тамбуры набитые курящими, встречными потоками пассажиров. В буфете ресторана оказалась краснодарская Прима, и Егор купил пару пачек, я попытался его притормозить, у меня в чемодане был хороший запас, но он отказался. С бутылками воды пробираться назад было ещё труднее. В одном из вагонов нам встретилась, идущая на встречу проводница, оповещающая пассажиров:
      - Подъезжаем к Волгограду, кому выходить готовьтесь, сдавайте постельное бельё.
      - Серёга с Олегом сходят, пошли быстрее, надо попрощаться, – сказал Егор и открыл дверь в следующий вагон. Я последовал за ним.

    …Гостей уже не было. Осталась только батарея бутылок на полу, да пробки на столе. Таня, облокотившись на стол и подперев голову ладошкой, молча, смотрела в окно.
      - Ушли? – спросил Егор, хотя это было видно и так.
      - Не плохой мужик, - сказал Сергей, - тоже служил в мотопехоте.
      - Пиво у него хорошее, – вставил Олег.
      - Ну, да, – произнёс Егор и добавил, - только насорил и не убрал за собой.
      - Проводница уберёт, – успокоил Олег, - я её уже попросил. Бутылки она сдаёт, добавка к зарплате. Вы вот тоже смотрю, бутылками затоварились.
      - Лечебный напиток, для здоровья полезный, - явно намекая на их пиво, сказал Егор.
    Олег, поняв его правильно, ответил:
      - А пиво энергетический напиток, повышает тонус и настроение.
      - То-то он в настроении тебе пиджак чуть не порвал.
      - Это он не от пива, водки перебрал.
      - А ты вроде как оправдываешь его.
      - Да мне чихать на него, это Серёга в нём друга увидел, а по мне он чмо. Я пиво хвалил.
      - Мы слышали, что к Волгограду подъезжаем, готовитесь уже? - переменил тему Егор.
      - Да, проводница нас предупредила. А готовить нам нечего, постельное не брали, вещей лишних нет. Ещё товарную станцию не проехали, так, что время есть.
    Олег сел за стол и попытался заговорить с Таней, но их разговор не клеился, она явно не желала поддерживать его. «Ночь не спала, устала», - решил я. Сергей отправился к проводнице, забрать билет. Хотя зачем он ему нужен я не понял. Егор пошёл курить, звал меня, но я отказался, залез на верхнюю полку и стал рассматривать пробегающие мимо пригороды Волгограда.
    …Прибежал Сергей:
      - Подъезжаем.
    Ребята стали прощаться, обнялись.
      - Я тебе напишу, - пообещал Тане Олег. И направился к выходу из вагона, за ним Сергей и мы с Егором. Таня осталась сидеть у окна.
    Мы вышли из вагона, ещё раз попрощались, и Олег с Сергеем удалились. Достав по сигарете, задымили, рассматривая пассажиров и стоящий напротив пассажирский поезд Новороссийск – Красноярск.
      - На этом поезде я уезжал из дома перед армией, – прервал затянувшееся молчание я, - он проходит через мою станцию, даже делает минутную остановку.
      - А нас из деревни машиной отвозили, до Ростова. Там неделю проторчали на пересыльном пункте, ещё раз прошёл медкомиссию. У меня слух и зрение очень хорошие. Может поэтому определили на пограничную службу.
    Поблизости не было торговых точек, да и денег у меня оставалось мало. Мы прошлись вдоль своего поезда, заглянули в подземный переход, но спускаться не стали. Вернулись в свой вагон.
    Таня всё также сидела за столом и смотрела в окно. Когда мы вернулись, Егор предложил ей минеральной воды. Она не отказалась, налила в стакан и стала пить маленькими глотками.
      - Газ выйдет, - подсказал Егор, - надо пить сразу всю. Наливай сколько хочешь, у меня ещё есть.
      - Ничего. Я так люблю. Спасибо! – поблагодарила его Таня.
      - Ты, наверное, отдохнуть хочешь. Ложись, нам с Егором места хватит, - предложил я.
      - Да Таня отдыхай, мы то выспались, а ты с Олегом всю ночь просидела, не спала, - поддержал меня Егор, - А потом ещё этот самодур всех на уши поднял.
      - Я сейчас не усну. Всё думаю об этой ночной истории, - отказалась последовать нашему совету Таня.
      - И что там у них с женой произошло, не пойму, чтобы так взбеситься? – произнёс я.
      - Кто знает, что пьяному на ум придёт, - задумчиво проговорил Егор, - этого мы никогда не узнаем.
      - А я знаю! – неожиданно вставила Таня.
      - Что знаешь? – не понял Егор.
      - Знаю из-за чего Людмила от него убежала.
      - Понятно отчего, напился, буянить стал. Испугалась, что может побить.
      - Нет не из-за этого.
      - Тогда из-за чего?
      - Когда вы ушли, она попросила меня проводить её. Они ехали в соседнем вагоне. Но, когда мы подошли к вагону, то увидели, что там моет полы проводница. Стали ждать. Я и спросила: - «Часто он тебя бьёт?». А она в ответ: - «Никогда не бьёт. С чего ты взяла?». «А тогда зачем он гонялся за тобой?». Она замялась, а потом на ухо мне сказала зачем. Я даже не сразу её поняла.
      - Так зачем? – не выдержал я.
      - Мне стыдно говорить об этом.
      - Это ему должно быть стыдно.
      - Так, что у них случилось? – спросил Егор.
      - Он требовал, чтобы она выполнила супружеские обязанности.
      - Какие обязанности? – не понял я.
      - Что ночью замужняя женщина позволяет делать с собой своему мужу?
      - Это что прямо в вагоне при людях?
      - Он считал, что ночь и все спят.
      - Животное! – произнёс Егор.
      - Не нормальный, – поддержал я.
      - А меня больше поразило отношение к нему Сергея и Олега, - неожиданно вставила Таня, - он их угощал, а они после всего, что он здесь натворил, принимали это угощение.
      - У мужиков такое часто бывает, подерутся, а потом вместе пьют, - пояснил я.
      - Если бы это была просто драка. Но здесь было явное унижение женщины, и это видели все. И всё-таки сели с ним пить его пиво, - не согласилась Татьяна, - вы ведь с Егором отказались.
    Мы промолчали.
      - Но ведь Олег первым заступился, - наконец я нашёл оправдание ребятам, - и Сергей, можешь не сомневаться, тоже бы так поступил.
      - Я не сказала, что они трусы. Они беспринципные. Могут запросто, как ни в чём не бывало общаться с поддонком.
      - Олег не уважает его, он это сам сказал.
      - Однако пил его пиво, - не уступала Таня, - и мне он писать не будет, хотя я и сама этого не хочу.
      - Ты не права в отношении Сергея, - вдруг вставил Егор, - он не беспринципный. Он принципиально не порядочный. Нам здесь до тебя рассказывал, как хочет поступать в институт с помощью протекции тестя, большого чиновника. Ему наплевать, что кто-то более достойный не сможет поступить в институт, только из-за того, что он и ему подобные занимают места не по призванию, а по блату. Ему всё равно, на какую специальность идти, он не способен честно учится, да и работать тоже.
    Мы поговорили ещё немного, а затем Таня легла спать. Мне кажется, она успокоилась, после того как выложила нам всё, что терзало её душу, и теперь могла отдохнуть.
    А мы ходили курить, много разговаривали. Мне нравился Егор своей позицией в жизни. Он был твёрже меня, и умнее, хотя по возрасту ровесник. Я всё больше склонялся к мысли, что приму предложение Егора и приеду к ним, а потом, когда у меня и свой угол будет, заберу к себе и маму.
    …Ночью сошёл в Ростове на Дону Егор. Мы обменялись адресами. Он обещал мне написать, а я к нему приехать. Кстати, забегая, вперёд, скажу, что он выполнил своё обещание, не в пример мне.

             (Продолжение следует)