Завещане М А Глава 25. Лавра-кладезь премудрости

Андрей Борисовъ
Нет такой книги, которая была бы
написана без помощи дьявола.

Дьявол дегенерации человека
прячется в двух местах –
в голове и в штанах его.

Нет более лживее науки,
чем история.

На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра – удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня Православной веры, основанная в 1051 году и постоянно застраиваемая в течении девяти последующих веков.



Название Печерская происходит от лова «пещеры», в которых селились первые монахи монастыря, а Лавра - это почетное звание, которое давалось очень крупным и значительным монастырям, имеющих особенное историческое и духовное значение. Свято-Успенской же она стала по главной церкви находящейся на территории монастыря посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери - Марии, земной матери Иисуса Христа, одной из самых почитаемых личностей и величайшей из христианских святых, заложенной в 1073 году на месте, указанном основателем монастыря Антонием.



Частыми посетителями пещерного монастыря с 1051 года были князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого и киевская знать, пожертвовавшая средства на постройку наземного каменного Великого храма, как еще называли храм Успения Пресвятой Богородицы и келий, в связи с растущим числом братии.
С XII века сохранилась лишь одна наземная церковь с незначительными архитектурными изменениями над воротами главного входа в монастырь - «Надбрамная».



Или церковь Святой Троицы над Брамой, рядом с которой, задумавшись о истории Лавры и поражаясь ее величием стоял Ярослав Константинович Савчин, генерал Службы Безопасности Украины, направленный волей проведения в монастырь на встречу со своим отцом, прибывавшим в служении Господу с 1965 года на территории монастыря, перенесшего так же, как и сам отец Константин многочисленные неурядицы - разрушения, пожары и другие ненастья, которые нанесли монастырю значительный ущерб.
Ярослав немного нервничал, в меру своих сил, перед встречей. Смотря на величественность и некоторую помпезность строений, он чувствовал, как его тело одолевал холод.

К нему вышел молодой послушник и удостоверившись, что не ошибся провел Савчина к двухэтажной гостинице, расположенной недалеко от нижних пещер, возле которой стоял уже достаточно преклонных лет священнослужитель.


- Отец Константин, - представился он, - а Вы, Ярослав.
- Да, - Савчин посмотрел на священника, пытаясь найти в нем сходные и, даже более того, родные черты.
- Не пытайтесь во мне найти себя, - улыбнулся отец Константин, - время и обстановка многое меняют в человеке, начиная с его манеры поведения, заканчивая мимикой, жестикуляцией и вкусом. Поэтому я более подвластен аскетическому образу жизни и не имею возможности омоложения морщин на своем лице, скрывающих мою индивидуальность, как это сейчас модно использовать людьми, преклонного возраста у Вас, в Вашем мире.
Савчин улыбнулся и попытался сделать первый шаг, на что отец Константин ответил взаимностью.
- Ярослав, - обняв своего сына отец Константин немного дрожащим голосом произнес, - значит ты получил мое послание.
- Да, отец, мало того, я тебе скажу, что ты практически ни в чем не ошибся.
- За исключением того, что прошло столько времени, - ответил отец Констанин и пригласил Ярослава немного пройтись по Лавре.

Весна вступала в свои права. Собеседники тихой, совершенно незаметной для других поступью прошлись вдоль Великой Лаврской колокольни – самого высокого места в Киеве, Свято-Успенского собора, восстановленного совсем недавно после того как он был взорван в годы Великой отечественной войны, музея книгопечатания и вышли через малые ворота и ряд небольших, 2-3-этажных, мастерских к белоснежной церкви, расположенной за пределами Лавры и окруженной со всех сторон холмами. Савчин был немного потрясен с одной стороны скромностью и простотой строения, с другой – величием и в тоже время теплым спокойствием, исходящим от нахождения возле нее.



- Берестово было загородной резиденцией Великого князя Киевского Владимира, - прервал тишину отец Константин, - здесь он и скончался в 1015 году. Также жили в этом месте и все потомки его, включая Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича и Владимира Всеволодовича Мономаха, считающегося сегодня строителем этой церкви, называемой сейчас Спаса на Берестове.

А история ж ее такова. Любил Великий князь Киевский Владимир Ясно Солнышко-Креститель - это место за красоту его и близость к сокровищам своим - Варяжским. И был в Берестове, так тогда называлась эта местность, у него дворец каменный, двухэтажный, окружённый дворами княжеской челяди.
Не проводя в последние годы жизни, ни каких крупных военных походов и мирное положение как внутри страны, так и на ее границах, позволило Владимиру в основном закончить свою титаническую работу по созданию южной укрепленной линии с многочисленными узлами обороны в виде городов-крепостей. Десятки тысяч набитых землей срубов образовали вытянувшиеся на сотни верст стены, под защиту которых из разных северных племен переселены тысячи воинов вместе с семьями.


В 1007 году постаревший Владимир с гордостью показывал плоды своих трудов гостившему у него немецкому миссионеру Бруно Кверфуртскому, который прибыл из Венгрии, направить на путь истины печенегов. В свободное ж от поездок время проводили они в Берестово за религиозно-философскими беседами.
В течение месяца Бруно гостил у Владимира, а затем с сыном Владимира (возможно с Позвидом) отправился к печенегам, где обошел три его части, крестивши их и, рукоположив для них епископа, выехал в Польшу. Таким образом, Владимир снова обрел влияние над частью южных земель.
В это время были перенесены из Цареграда святые иконы в церковь святой Богородицы (Десятинную) и Владимир под впечатление бесед с миссионером Бруно и даров из Цареграда из Николаевской церкви на Аскольдовой могиле переносит также в церковь святой Богородицы тело святой Ольги, с чудотворной иконой Святителя Николая и закладывает две церкви каменные: одну в Киеве - во имя святых апостолов Петра и Павла на Берестове, а другую - в Переяславе во имя Воздвижения Честного Креста Господня, где имели тогда местопребывание наши митрополиты. Церкви ж эти в следующем году были воздвигнуты Иоанном I, занявшим Киевскую митрополичью кафедру (1008-1037).
Так появилась на этом месте церковь апостолов Петра и Павла. В которой в 1043 то ли 1047 при Ярославе Мудром, его сын Изяслав, женатый на дочери польского короля Мешко II княжне Гертруде, которая была сестрой Казимира I, правившего тогда в уже Польском княжестве, крестил своего сына Ярополка - получивший имя Пётр, в честь апостола Петра, которого особенно почитала Гертруда. Митрополитом тогда был грек Кирилл I, а пресвитером (священнослужитель - ниже епископа и выше диакона) церкви Петра и Павла Илларион, который в 1051 году стал митрополитом, поскольку Ярослав Мудрый, не желая более патриархам цареградским допустить над Русью властвовать и богатство истощать, велел, собрав епископов русских, по правилам святых апостолов избрав, митрополита русского поставить.
Илларион – участник реформы византийского канонического права на Руси: он являлся одним из составителей Церковного устава Ярослава Мудрого, закреплявшего правовую независимость русской церкви и основы ее материального существования; в 1053 году был принесен в жертву международным государственным интересам - примирением между Русью и Византией, санкционированным династическим браком дочери императора Марии с сыном киевского князя Всеволодом; вернулся в Печерский монастырь простым монахом.
В 1054 году Великим князем Киевским становится Изяслав, в этом же году происходят и изменения как во всей церковной жизни – Великий раскол, так на Руси. Естественно, что Константинополь сразу же по смерти Ярослава, посылает своего митрополита в Киев, чтоб не потерять и усилить свое влияние на Руси из-за окончательного раскола в христианской церкви.
В Киев прибывает новый митрополит Ефрем, по происхождению грек, который в то же время являлся членом императорского сената с высоким придворным рангом, что в свою очередь подчеркивало значимость Руси для Константинополя. Под влиянием Ефрема начинаются и изменения в церковной жизни, используя недовольство Изяслава Ярославича Печерской братией, в загородной резиденции Берестово он основывает Спасский монастырь переименовав церковь апостолов Петра и Павла в церковь «Святого Спаса», игуменом которого стал Герман.
Видя гнев князя, Антоний решил оставить пещеры и вовсе уйти с братией в другую страну. Однако, узнав о намерении преподобного, супруга Изяслава, полька по рождению, стала умолять князя, чтобы он своим гневом не изгнал таких подвижников из страны, и при этом рассказала про бедствие, постигшее Польшу, когда Болеслав поступил там подобным же образом. Ей удалось утишить гнев Изяслава и вернуть Антония.
В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не участвовали в ней. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости. Отсюда и монастырь назывался то Спасским то Германов, а Изяслав потерял к нему интерес в связи с закладкой в 1055 году нового монастыря рядом с городом во имя своего покровителя святого Дмитрия (там, где сейчас Свято-Михайловский Златоверхий).
Во время правления Великого князя Киевского Святополка II Изяславича, младшего сына Изяслава, в 1096 году княжий дворец в Берестово и монастырь «Германов» сожгли половцы. Однако Берестово довольно быстро отстроили, а на месте разрушенной церкви апостолов Петра и Павла – Святого Спаса была воздвигнута церковь Преображения Господня, главный собор Спасского монастыря, т.к. ставший в 1113 году Великим князем Киевским Владимир Мономах, проводил в этом году в Берестово представительное совещание, на котором была принята расширенная редакция первого отечественного свода законов – «Русской Правды». Монастырь же стал родовой усыпальницей Мономаховичей – в 1138 здесь была похоронена дочь Мономаха королева Венгрии и Хорватии Ефимия, в 1158 – основатель Москвы Юрий Владимирович Долгорукий, в 1172 – Киевский князь Глеб Юрьевич, сын Юрия Долгорукого.
После разорения Киева в 1240 году Спасский монастырь стал пустынным и церковь пришла в упадок...

- Значит эта церковь пережила недавно свое второе рождение? – перебил рассказ отца Савчин.
- Не так уж недавно, - ответил отец Константин и продолжил.

Церковь уцелела, уцелела она даже после ужасного нашествия Менгли-Гирея в 1482 году и в 1543 году все-еще входила в перечень церквей Киева. А вот после униатского господства она превратилась в полуразрушенное сооружение с одним куполом, хотя в ней еще можно было отправлять богослужения.
Полную ж реставрацию церкви провели с 1640 по 1644 год по указанию киевского митрополита Петра Могилы - достроили верхушки разрушенных стен, значительно утолстив их, построили на старом фундаменте западный придел и вместо одного купола, существовавшего с самого начала, поставили три, покрытые деревом (гонтом); в двух боковых алтарях установили престолы с иконостасами: правый - во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, а левый - во имя святого равноапостольного князя Владимира. С западной стороны Киевский митрополит пристроил деревянный придел. Внешнюю реставрацию храма было закончено во второй половине 1640 года. После этого храм реставрировался внутри. В 1643 году церковь освятили, а в 1644 году расписали «перстами» греческих мастеров.
В 1708 году обратил внимание на церковь и русский царь Петр I, приказав не разрушать храм, а ввести его в границы построенной Печерской крепости. В 1752 было возведено еще две бани - церковь стала 5-купольной.
А в 1813-1814 гг. по проекту архитектора А. Меленского к ней пристроили двухъярусную колокольню.
В 1909-1914 году реставрацию провел русский реставратор и архитектор Петр Покрышкин.
В 1947 г. храм снова реставрировали и 7 сентября в храме, в честь празднования 800-летия Москвы был установлен надгробный монумент Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага.
Очередную реставрацию завершили в 1982 году - отремонтировали интерьеры, позолоченные купола и кровлю.
Учитывая всемирное, общенациональное значение и исключительную историческую, научную, архитектурную ценность церкви Спаса, Институт архитектурной консервации Гетти в 2001 г. предоставил грант на поддержку нового проекта подготовки реставрации этой церкви.

- Это тоже Лаврская церковь? – спросил Ярослав.
- Не совсем, - ответил святой отец, - за эту святыню сейчас происходит небольшое соревнование между Православной церковью Киевского патриархата и нами, Русской православной церковью.
Согласно декрету Советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» - все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа.
- То есть не чьим, - улыбнулся Савчин.
- Что-то в этом роде, - продолжил отец Константин, - постоянная изоляция церковной общины, вытеснение ее созданным музеем завершилась к концу 1930-го полным уничтожением нашего монастыря.

3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор. Затем в 1961-м действующий монастырь, возобновивший свою работу на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации в 1941-м – был упразднен, его жители изгнаны.
Только с 1988 года в связи с празднованием 1000-летия Крещения Киевской Руси согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной общине была передана территория Дальних пещер со всеми строениями и пещерами.
В 1990-м была передана общине и территория Ближних пещер.
9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен и освящён 24 августа 2000 года.

- Вот так, - вздохнул отец Константин, - теперь и эту святыню восстанавливаем. Но принадлежит она местному муниципалитету – городским властям. Пройдемте. – Отец Константин подошел к двери храма и предложил Савчину войти во внутрь первым.
Перед глазами генерала предстал небольшой зал, украшенный настенными росписями 16-17 веков. На порталах были изображены лики святых.



Ярослав прошел в центр и повернулся в сторону отца Константина, стоявшего у входа.
- Отец, - выговорил Савчин, немного затаив дыхание, - а что это за картина?
Священнослужитель улыбнулся и уточнил:
- Та, что что изображена надо мной?
- Да, она очень сильно отличается от остальных, - Ярослав указал рукой на изображение, находившееся над входной дверью.

 

- Это «чудотворный лов рыбы», - ответил Константин,- заметь, как прекрасные белокурые жители Киева вытаскивают невод из Борисфена – словно это произошло вчера.
- Но почему они белокурые, а на других картинах этой церкви остальные изображены с вытянутыми лицами, бородами и темными волосами? – заметил Савчин.
- Все очень просто, - греки, - ответил отец Константин, - греческие мастера расписывали эту церковь в 17 веке, когда их пригласил Петр Могила. А эта фреска, - святой отец указал на «чудотворный лов рыбы» работа 12 века. Греки писали лики святых «по своему образу и подобию», а славянские мастера по-своему. Вот и все отличие.
- Мне больше нравится картина 12 века, - улыбнулся Савчин.
- Нам к лицу то, что является нашим, исконным, а не принесенным из вне, - ответил Константин. - Эта фреска выполнена без контурного рисунка, который традиционно наносился на сырую штукатурку перед началом росписи, что говорит о незаурядных способностях и таланте мастера исполнителя. Этой композиции нет аналога, она уникальная.
- А что находится там? – Савчин указал на проем справа от входа в церковь.
- Пойдем и в это помещение, - ответил отец Константин и предложил гостью право сделать это первым.
В небольшом помещении, в которое вошли посетители стояло символическое надгробие – подобие лабрадоритового саркофага, на котором красовалась надпись:
Споруджено
на відзначення
800 річчя міста
МОСКВИ
трудящими Києва
7 вересня 1947 р.


- Это памятник Юрию Долгорукому, шестому сыну Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской, принцессы Английской, дочери короля Гарольда II Английского, который был похоронен в Спасском монастыре, автор памятника - архитектор П. Остапенко, - прервал тишину святой отец.
- Основателю города Москвы, - уточнил Савчин.
- Да, традиционно так считается, как и построение этой церкви его отцом Мономахом – русские всегда ищут в истории для себя величие и помпезность, - но не совсем основателя, - улыбнулся святой отец, - в 1147 году Суздальский князь Юрий Долгорукий на Москве-реке встречал своего союзника - Новгород-Северского князя Святослава Ольговича в борьбе против Великого князя Киевского Изяслав II Мстиславича, перед этим «конфисковав» усадьбу богатого боярина суздальского Степана Кучки и это село Кучково еще долгое время будет так именоваться, и не помышляя стать Столицей. Но проведение отыгралось на детях его, продолживших «традиции» отца, Долгорукого, в отнимании чужого. Так его сын Андрей Боголюбский, забравший, нет, точнее сказать, укравший «Святыню Руси» икону Вышгородской Богоматери и увезя ее во Владимирскую землю назвал Владимирской Богоматерью, был убит то ли отравлен в 1174 году родственниками того боярина Кучки, у которого в свое время отобрал имение его отец.
- Да, - задумчиво сказал Савчин, - рано или поздно блудные сыновья возвращаются к себе домой.
- К этому времени Киев уже не был таким как при Владимире и Ярославе Мудром, - ответил святой отец, - помимо Андрея Боголюбского, его старший сын, Георгий в 1169 году по приказу отца захватил и разграбил Мать городов Русских. Постепенно Киевская Русь разделяется на Северо-Восточную и Юго-Западную, смута и раздробленность парила над ней.
- А как же крещение Руси – неужели оно не способствовало раздробленным княжествам объединится в единое целое?
- Этот вопрос достаточно тяжел и имеет много «но», - отец Константин посмотрел на сына, - позволь попытаться тебе ответить на него последовательно и сжато, не вдаваясь в подробности.

Официально введение христианства как религии произошло действительно при Владимире в 990 году. Но процесс христианизации Руси проходил в течении длительного времени.
Начался же он во времена правления киевских князей Аскольда и Дира, после похода русов на Константинополь в 860 году, от епископов, посланных Константинопольским патриархом Фотием I (858-867) и патриархом Игнатием (867-877). Эти события именуют первым Фотиевым, или Аскольдовым крещением Руси. И уже в конце IX века русская епархия числилась в списках Константинопольских кафедр на 60-61-м месте.
Следующим шагом было крещение в 957 году в Константинополе Киевской княгини, Архонтиссы Руси Ольги, создание русских скитов на горе Афон и поддержка христиан Киевским князем, Королем Руссов Ярополком Святославичем (972-978).
И уже как завершение начального этапа введения христианства на Руси в 989 году в Корсуне Владимир произвел повторно обряд крещения. Этот публичный акт должен был способствовать распространению христианства в княжеском войске, ведь его дружина, вожди и войсковая масса должны были по приказу свыше и на утешение скорбящей невольницы, царицы Анны, парадно и демонстративно креститься в Корсуне, с тем, чтобы в Киев вернулся уже победоносный глава государства в лице уже крещенного войска и всего правящего класса, и как повелительный пример всему народу - также креститься.
Крещение киевлян, 1 августа 990 г., в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, явилось началом массового обращения в христианство жителей городов и сел Руси. Это, конечно, не означает, что крещение всего населения Руси произошло все в том же 990 году, - процесс крещения жителей Руси растянулся на годы.
Примерная картина крещения основной массы населения Руси выглядит следующим образом - Киев и Новгород с прилегающими районами крестился в 990-991 году. Поднепровье до порогов, Побужье (с этого времени дулебы подразделяются на бужан и волынян) в 991 году. Хорваты и Волыняне – в 992, Древляне – в 90-х, Дреговичи и Радимичи – в начале XI века. Полоцкие и Смоленские кривичи – в 1010-х годах, а Ростово-Муромское население в 1020-х. Вятичи же и восточные Северяне в начале XII века. Однако духовное наследие и мировоззрение славян не так легко было победить, хотя борьба и велась с двух сторон, как со стороны церкви, так и со стороны государства, поэтому и сегодня мы можем наблюдать это противостояние.

- Но все же, почему раскол, разобщенность пошла по земле Русской? – задал повторно свой вопрос Ярослав.
- Есть несколько причин, - улыбнулся отец Константин, - первая из них «язычество» и начинается она с проклятья – так называемом «Перста Перуна»:
- После того как Владимир вернулся из Корсуня в Киев, то повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делать это не потому, что дерево что-нибудь чувствовать – а для поругания беса, который обманывал людей в этом образе – чтобы принял он возмездие от людей.
- Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем, - говорили росичи, когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивая его, и кинули они его в Днепр.
- А Владимир приставил к нему людей и сказал:
- Если пристанет где к берегу отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда только оставьте его.
Люди исполнили что и было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого место то называют Перунова отмель. И поднял на том месте Перун свой перст и проклял Русь на 1000 лет.
- Да, необычная легенда, - прервал рассказ Савчин.
- Не легенда это, а народная молва, - ответил святой отец, - огнем и мечем крестили русский народ. Именно из-за этого насилия и формализма, совершившихся при крещении целых народов, несмотря на то, что минуло уже много лет с тех времен, язычество продолжает жить, уверенно вошло в наше христианское учение. И сегодня практически все православие праздники - это бывшие языческие праздники, христианские святые как две капли воды походят на языческих богов, а церковные обряды ничем не отличаются от культов, совершавшихся на древнеславянских капищах.
- Вот посмотри и сопоставь, - отец Константин показал Ярославу лист бумаги со сравнениями праздников по датам...
- Однако, - продолжил отец Константин, в последнее несколько лет язычество живет уже не только под личиной христианства, оно уже открыто вступило на арену духовной жизни современного общества. Буквально начиная с 90-х годов практически воссозданы языческие церкви. И люди, кстати, преимущественно молодежь и интеллигенция, переходят в язычество, меняя порой даже имена.
- Чем же привлекает людей язычество?
Отец Константин посмотрел на сына, и продолжил:
- Я зачитаю тебе цитату из учебника, по которому в 1930-м преподавали историю в учебных заведениях СССР: «Принесенное к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нем звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древнерусское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой, проповедями и обильной церковно-духовной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жесткого чиновника княжеского – творившего суд и расправу над угнетенными массами».
- Да, - задумался Савчин, - все возвращается, все идет по виткам истории, - значит кто-то пытается продвигать идею возрождения земель русских к национальным корням – древнеславянским верованиям.
- Так устроен наш мир, ответил отец, - любая, даже очень добрая вещь постепенно надоедает и человек начинает искать что-то новое, неизведанное, экзотическое. Поэтому мы часто принимаем что-то, только потому, что оно новое. Нечто похожее сегодня происходит и с язычеством, пользующимся популярностью, особенно среди молодежи. Традиционные верования, к которым привыкли с детства и которые являются частью очень тенденциозными и далекими от человека, не привлекают молодых юношей и девушек. К тому же постоянные межконфессиональные конфликты в самом христианстве, противопоставления, порой и открытые, различных православных течений, огромное многообразие протестантских направлений, наличие множества «около христианских» сект создают отрицательную рекламу христианству в глазах людей. И здесь действительно есть, о чем подумать нам, последователям Иисуса Христа.
- Да это словно джин, выпущенный из бутылки, - продолжил Савчин, - теперь я начинаю понимать, почему Русь, стала разобщенной – все дело в различии в вере людей, населяющих одну территорию – а раздробленность всегда ведет обобщение группы к разделению и разрыву всего государства.
- Да, так и было в древней Руси, тоже самое появляется и у нас, - особенно сейчас мы наблюдаем появление большого количества общин друидов, шаманов на территории Украины, Белоруссии, а самое главное – северо-востоке России – чувствуется глобальное финансирование этих народов и направление их разума к разрыву и разобщению – Сибирь слабеет и со временем, если не остановить это – падет земля Русская со своими богатствами под заселение китайцами, японцами и другими иноверцами.
- Но бес вселился и действует еще и через книги, - продолжил отец Константин, - в последние несколько лет вышли десятки книг, посвященных великому прошлому языческой Руси, которое было прервано с принятием христианства, давшим якобы только отрицательные результаты. Выпущены книги, в которых Русь рассматривается как чуть ли не что-то центральное в астральном мистическом понимании мира. В них раскрываются якобы исконно русские корни, возврат к которым гарантирует счастье для России, Украины, Белоруссии. Дохристианская Русь рисуется великой державой с развитой культурой и экономикой. Полки магазинов захлестнула литература о Гиперборее, особенно популярна «Велесова книга» - языческая летопись Древней Руси.
- А что все-таки было не так в язычестве? – решил получить ответ Савчин, - почему на Ваш взгляд оно несло негатив Руси?
- Что именно? – повторил вопрос отец Константин.
– Во-первых, знаешь, что является одним из бичей славян?
- Что?
- Повышенное злоупотребление алкоголя, ставшее причиной крушения многих семей, огромного числа болезней. Именно у языческих славян религиозные обряды так же сопровождались пиршествами – были даже при святилищах особые храмины, в которых пировали – на пиру, происходившем внутри храма Триглава поминали богов, пили за здравие, просили помощи у богов – по рукам славян ходил кубок, над которым произносили неблагожелательные, а напротив, слова проклятий в адрес богов, как доброго, так и злого, высказывая надежду, что добрый бог будет руководить их хорошими делами, а злой бог – их делами злыми. В конце концов этот пир перерастал в простую попойку и чревоугодие. Считалось богоугодным напиваться, а оставаться трезвым возбранялось.
Во-вторых, суеверия – являющееся одной из черт славянского характера – пришли из язычества. Ты сам знаешь и слышал в детстве о леших, живущих в темноте лесов, сбивающих с пути странников, о русалках, кикиморах, домовых.
В-третьих, жесткость и аморальность религии – славяне приносили младенцев в жертву – мы недавно произвели раскопки на Бабиной горе (с. Бучак, Каневский р-н), где обнаружили черепа младенцев, приносимых в жертву богине Макоши. Так, славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство. Всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно.
И наоборот, существовало право детей умерщвлять родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими они жили среди лесов тёмных, питаясь всякою нечистотой; в распрях и ссорах убивали друг друга; не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов, но уводили или похищали девиц. Северяне, радимичи и вятичи уподоблялись нравам древлян; также не ведали ни целомудрия, ни союзов брачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями: женихи выбирали невест и без всяких обрядов соглашались жить с ними вместе; многоженство было у них в обыкновении.
- А вот как бы ты посмотрел на этот обряд? – отец Константин продолжил свое повествование. – Язычники Руси поклонялись срамным частям человеческого тела. Приблизительно выглядело это так: Ряженного мужика или парня кладут на спину с закрытым лицом, иногда привязывают, и вынимают его детородный орган, символизирующий межевой столб. Какая-нибудь бойкая участница объявляет, что «межа упала», и по очереди подводит каждую девушку (а таких набивается полная изба) к обладателю «межи», чтобы та попыталась своими руками «столб поставить» – это весенний праздник Ярилы.
Хотя, Киевские племена, поляне, отличались целомудренным поведением. Объяснить такое различие между рядом живущими раздробленными племенами невозможно даже по истечению стольких веков. А между тем апостол Андрей провозглашал весть Евангелия в I в. х. э. как раз в районе проживания полян, возле Киева и память об этом дожила аж до XI века, когда монах Нестор писал свою летопись.
- Значит влияние, оказанное Андреем, было велико, если оно сохранилось в памяти людской, - промолвил Ярослав.
- Да, - продолжил отец Константин, - поляне отличались от других племен. Но самое интересное было дальше. У славян были и человеческие жертвоприношения, хотя и не столь многочисленные. В основном в жертву приносили христиан! Языческие жрецы во время празднеств обагряли свои требища кровью христиан по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется христианскою кровью, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества.
- А праздник Ивана Купалы? – отец Константин посмотрел на Ярослава. - Так, день Ивана Купалы, овеянный сегодня столькими стихами, представлял собой в конце концов массовую оргию, освященную жрецами.
Отец Константин подошел поближе к Ярославу и задал ему вопрос:
- Сын мой, ты офицер, генерал, как ты помнишь из истории, преподаваемой тебе в училище говорилось об отношении наших воинов к побежденным?
- Наши воины всегда славились великодушием к побежденным,- ответил Ярослав, они практически никогда не чинили насильств и грабительства. Это отличало воинов Александра Невского и Дмитрия Донского, Петра I и Суворова, солдат Великой Отечественной войны – так нас учили.
- Это отличало русский народ после принятия христианства. А вот у языческих славян было все наоборот, - ответил отец Константин, - В древности жестокость славянских племен наводила ужас на сопредельные страны: «Не желание славы, а желание добычи» - вот был хищнический лозунг славян-язычников. Неумолимая жестокость славян весьма ярко представлена в войнах, которые вел киевский князь Святослав: Так под стенами Доростола росичи, захватив город у берегов Дуная, уничтожили всех захваченных ими жителей. Но самое оригинальное было то, что они топили в водах Дуная грудных младенцев и петухов. Так совершались жертвоприношения злым богам.

А вернувшись с похода против болгар, Святослав замучил насмерть своего брата Глеба-христианина, объяснив это гневом богов на христиан – виновников последнего поражения, по мнению Святослава.
- И наконец, раздробленность славян, ответ на твой вопрос, - отец Константин, сделав паузу продолжил: Язычество поддерживало и раздробленное состояние древнерусского государства, способствуя междоусобицам.  только после принятия христианства эти жестокие нравы были искоренены. Так что никакого идиллического существования дохристианской Руси не было. Напротив, это была тогда страна, населенная народом, в котором религия культивировала жестокость и аморальность. Именно к этой религии и призывают нас сегодня вернуться так называемые поборники «национальных корней».
- Сегодня многие не знают лица настоящего язычества, как не знал его и до нашей беседы с тобой я, - ответил Ярослав.
Вторая ж причина разобщенности на земле Русской – Великий раскол, третья – жажда Великой власти и зависть человеческая, четвертая – внешние факторы…, - здесь отец Константин сделал паузу, - однако, застоялись сын мой мы в этом месте, а разговор у нас еще долгий, пройдем ко мне в келью, там и продолжим, - отец Константин вышел из церкви Спаса на Берестове и предложил своему сыну еще раз насладится путешествием по святой земле Лавры к себе в скромную обитель…