Завещание М А Глава 23. Новая история

Андрей Борисовъ
Генетическая память –
вещь очень серьезная…

- Добрый день Владимир, - на пороге кабинета советника председателя Службы безопасности Украины господина Вятровича стоял молодой генерал, земляк, галичанин, Ярослав Константинович Савчин, новоиспеченный заместитель начальника департамента по защите национальной государственности и борьбе с терроризмом, уроженец городка Долина, Ивано-Франковской области.
- Ярослав, проходите, присаживайтесь, - Вятрович подошел к Савчину, поприветствовал рукопожатием и пригласил к столу, - будете чай?
- Не откажусь, у Вас в Киеве все немного по-другому, шумно, - Савчин посмотрел на своего земляка, - последний раз, в Киеве, я был у Павла Максимовича Федченко, в доме ветеранов КГБ-СБУ, на Красноармейской. Обсуждали с ним вопросы моего основного направления противодействия антисемитизму и ксенофобии, и межцерковных взаимоотношений.
- Да, это не так как на Вашей прежней должности, - в Закарпатье больше человек склонен к отдыху – хорошее вино, прекрасная «Поляна Квасова», паприкаш, лягушки, фуа-гра, шпиг, а коньяк какой! - Вятрович улыбнулся, - как жена, дети, будете переводить в Киев?
- Пока думаю, - им хорошо сейчас на прежне месте, но духовно, по моему мнению, семья должна всегда быть полной каждый день – а не любить друг друга на расстоянии. Время покажет.
- Как Павел Максимович – рассказывал Вам про Шелеста, хитрого лиса Кравчука, Щербицкого – он у них был замом по идеологии и последние 30 лет формировал линию партии на этой земле. Выдающийся человек.
- Немного, - продолжил Ярослав, - Павел Максимович рассказывал мне про Черновола. Я для себя узнал несколько новых фактов о комсомольском вожаке университета им. Т. Шевченко – Вячеславе Черноволе – Это он затем стал ярым борцом за государственность. Павел Максимович показал мне книгу Гончара «Собор» с личной благодарностью ему от автора за то, что Федченко не дал сжечь эту книгу, запрещенную Шелестом – просто выкупил весь тираж за свои деньги – 100 000 экземпляров, и подарил всем знакомым.
- Вы закончили свои вопросы по сепаратизму подкарпатских русинов? – уточнил Вятрович.
- Абсолютно, и уже получил новое задание, президент лично принял и из нашего разговора я понял, что направляюсь в Ваше распоряжение – анализировать историю прошлого, - ответил генерал.
- Не совсем так, меня больше интересует, чтобы Вы занимались настоящим, но на основании уроков, которые наш отдел будет действительно вычерпывать из прошлого. Мы формируем историю для новых поколений, уже подросших в нашей независимой Украине, и я бы хотел, чтобы то что, мягко говоря, корректируется в архивах, подтверждалось для молодежи на практике - для начала в местах религиозного характера: синагогах, церквях, семинариях и Лаврах.
- Вот, например, возьмем Киево-Печерскую Лавру, - продолжил Вятрович, - сейчас это оплот Московского патриархата и главный глашатай информации о том, что Украинская православная церковь Киевского патриархата – это раскольники, преданные анафеме, как и в 1992-м настоятель Филарет, в миру Михаил Денисенко, преданный этой самой злейшей печати церкви. И добавим к этому Мазепу Ивана, «злейшего врага» Российского, бежавшего с поля боя в 1709 году под Полтавой вместе с разгромленной шведской армией. А сам Мазепа был опять-таки предан анафеме русским духовенством. Эти две «правды» из поколения в поколение передавались абсолютно ненавязчиво всем жителям нашей страны.
Но на самом то деле это можно переписать в новых учебниках по-другому: Иван Мазепа -  один из наиболее выдающихся украинских гетманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти.

Родился он 20 марта 1639 года в хуторе на Камьянице (сейчас село Мазепинцы), неподалеку от Белой Церкви, в семье казакоруського шляхтича, т.е. украинца. Его мать Мария, посвятившая себя общественной и церковной жизни, была образованной, смелой и большой патриоткой Великого княжества Русского, т.е. Украины. Она до конца дней своих (1707) была первой советчицей сына-гетмана, что свидетельствует о ее глубоком интеллекте. Последние 23 года жизни она как Мария Магдалина была игуменьей при Киево-Печерском монастыре.

- Да совершенно все переворачивается с ног на голову, - высказал свое мнение Савчин.
- Точнее с головы на ноги, - поправил Вятрович и продолжил:

Иван еще с малых лет осваивал езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем, по настоянию матери в 1651 году поехал учится в Киево-Могилянскую коллегию в класс риторики, которую в годы своего гетманства превратил в действительную Киево-Могилянскую академию.
Закончив класс риторики, где, обстоятельно изучив творчество античных классиков (Аристотеля, Платона, Горация, Овидия - последних двух любил цитировать наизусть - а также, между прочим, и Макиавелли с его «Князем»!) и овладев языками (в частности, польским, русским, греческим, немецким, татарским, итальянским, французским и латинским, кстати, в то время во всем Московском государстве так латинский язык знало всего пять-шесть человек!), он по настоянию отца Адама-Степана около 1657 года отбывает ко двору польского короля.
Откуда его, как талантливого шляхтича направляют в Западную Европу для завершения образования: Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека, обогатили духовно и политически. Он досконально кроме философии, изучил основы фортификации, пушечного дела и прочие науки.
Он так же хорошо разбирался в истории, музыке и поэзии. Статный и стройный Мазепа владел даром очаровывать людей: короли и цари, воины и казаки, даже духовенство покорялись его привлекательности, не говоря уже о женщинах.

- Словно молодой царь Петр I, - рассмеялся Савчин, - поднабрался знаний за рубежом и, наверное, не мало любовных приключений пережил.
- Не мало, - улыбнулся и Вятрович, продолжив:
- Вы помните какое положение было в это время на территории современной Украины, если нет, то я напомню. 

После гражданской войны Богдана Хмельницкого в 1648 году и перехода под его контроль части территорий Речи Посполитой, располагавшееся на землях современной Северной и Центральной Украины, и образования на этих территориях новых казацких полков, комплектовавшихся из местного населения по территориально-милиционному принципу, которые влились и дополнили полковое устройство Запорожского казачьего войска, была сформирована новая централизованная военная и административно-территориальная структура, получившая в историографии наименование Гетманщина, подчиненная гетману Войска Запорожского и официально именовавшаяся «Войско Запорожское». В результате, запорожскими стали также именовать всех казаков, проживавших на территории Гетманщины.
Запорожская Сечь, не входя ни в один из полков Войска Запорожского, обладала автономией в Гетманщине и напрямую подчинялась гетману. В отличие от полков Войска Запорожского, где полковников назначал гетман, Сечь же сама выбирала своего кошевого атамана. Несмотря на то, что низовое казачество занимало особую роль в процессе становления Гетманата, весной 1650 года Богдан Хмельницкий пресек претензии сечевиков на какую-либо особую политическую роль в государстве и на Переяславскую Раду, которая состоялась 8 (18) января 1654 года в Переяславе представители низового запорожского казачества приглашены не были. На Раде собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким приняло решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством и присягнуло на верность русскому царю.
После чего в 1654 году войну против Речи Посполитой начинает Русское царство; русские войска добиваются значительных успехов и 31 июля 1655 года под их натиском пала столица Великого княжества Литовского - Вильна, южнее русские войска взяли Пинск, казаки под командованием Богдана Хмельницкого подошли ко Львову. В 1655 году войну Речи Посполитой объявила и Швеция, её войска взяли Варшаву, Краков и ряд других польских городов, и угроза распада и раздела Польско-Литовского государства между Русью и Швецией стала вполне реальной. Однако, Москва, не желавшая усиления Швеции за счёт Польши, заключила 24 октября 1656 года с Речью Посполитой перемирие, которое та использовала не только против шведов, но и против русских.
После этого начались переговоры о заключении мира и межевании новых границ, польская сторона также предложила избрать царя Алексея Михайловича наследником польской короны. Такое развитие событий нашло поддержку и со стороны Богдана Хмельницкого. Однако после смерти Богдана Хмельницкого летом 1657 года среди старшины Запорожского Войска начинается борьба за власть. На Корсунской раде 21 октября 1657 года, в обстановке острых противоречий новым гетманом был избран Иван Выговский.
И тогда возрождается идея о восстановлении Великого княжества Русского, которое было правопреемником Киевской Руси в XIV-XVI веках, но уже в составе тройственной федерации Польской Короны, Великого княжества Литовского и Великого княжества Русского, которая нашла много сторонников в среде казацкой старшины, даже несмотря на то, что на Западную Русь возвращались изгнанные во время восстания польская шляхта и католическая церковь, получая назад всё конфискованное у них имущество.
Однако, под влиянием многочисленных факторов, это соглашение, заключенное 16 сентября 1658 года под городом Гадяч по инициативе гетмана Ивана Выговского, как Вы понимаете было подписано в урезанном виде, и идея Великого княжества Русского была уничтожена, равно как и последовавший за этим разрыв с Москвой. А начатая вновь гражданская война, в результате, 17 октября 1660 года уже разделила Великое княжество Русское на две части пропольскую Правобережную и пророссийскую Левобережную и в каждой было установлено свое гетманское правление.
В такой политической обстановке во вновь объединенной стране молодой Мазепа оказался при дворе последнего Польского короля, Великого князя Литовского и Русского из династии Ваза - Яна II Казимира.
Гражданская же война продолжалась – один берег против другого, правда на Левобережье она еще усложнялась и борьбой за власть. В ноябре 1663 года король Ян II Казимир и войска гетмана Павла Тетери со сто тридцатитысячной армией двинулись на Левобережье против князя Ромодановского и гетман Брюховецкого. По пути следования войска, Мазепа оставляет придворную службу, и отклонившись от войска короля остался при своем старом отце, жившем в своем имении.
После смерти отца в 1665 году Мазепа получает номинальную придворную должность Черниговского подчашего (по престижности, эта должность находилась между полковым судьей и помощником уездного судьи), а после отречения Яна Казимира от престола 16 сентября 1668 года он женится на вдове белоцерковского полковника Анне Фридрикевич, дочери генерального обозного (второй чин поле гетмана) Семёна Половца в гетманство с 1665 года Петра Дорошенко, что и открыло ему путь в дорошенковский Чигирин, где в 1669 году он стал командиром гетманской гвардии.
В этом же году Правобережная часть разделилась на две, одна находилась под протекцией Речи Посполитой, другая во главе с Петром Дорошенко -  под Османской протекцией, таким образом Великое княжество Русское было разделено на три Гетманщины. И Дорошенко при помощи Османской империи пытается их объединить в единое государство.
Хотя Мазепа был новым и, пожалуй, не совсем своим человеком в чигиринских руководящих кругах, но его роль в Чигирине была значительно больше, чем его официальное служебное положение. Дорошенко не мог не оценить его большие способности, и он поручает ему важные дипломатические миссии.
Выполняя обязанности генерального есаула (помощник гетмана и выполняющий специальные поручения) – личный «министр иностранных дел» - Иван Степанович Мазепа ведет переговоры с Левобережным гетманом Самойловичем, с турецким султаном и крымским ханом, с московским царем и польским королем и даже с французским - Людовиком XIV.
В июне 1674 года по поручению гетмана Дорошенко Мазепа в очередной раз отправился в Крым и Турцию. Он вел небольшой отряд из татар и 15 невольников с Левобережья в качестве дара для хана и султана. Во время этого путешествия, где-то около р. Ингул, «дипломатический корпус» попал в руки запорожцев, которые тогда одновременно подпадали в двойное подданство российского царя и польского короля. Запорожцы татар перерезали, а невольников освободили. По казацкому кодексу чести считалось наибольшим преступлением выдавать христиан в руки бусурман, поэтому Мазепу приговорили к смертной казни. И только красноречие смогло его спасти – под влиянием его речи атаман Сирко после продолжительных раздумий сказал запорожцам пророческие слова: «Не убивайте его… Возможно когда-то он пригодится Родине». Когда Самойлович узнал об этом, он потребовал у Сирка выдать ему Мазепу. Сирко сначала отказал, но под давлением московского правительства вынужден был отправить Мазепу в Батурин.
Мазепа сразу сориентировался в новой ситуации. Он снискал себе доверие Самойловича, который сделал его «гетманским дворянином» и поручил ему руководить воспитанием гетманычей. Это поставило Мазепу в близкие отношения с гетманской семьей, с которой он впоследствии даже породнился.  Так же хорошо повелось Мазепе и в Москве, куда его послал, по требованию московского правительства, со своими рекомендациями Самойлович. Мазепа произвел хорошее впечатление на руководителей московского правительства и получил «государево жалованье». Путь к служебной карьере и осуществления собственных политических планов Мазепе был открытым. В 1682 году он стал генеральным есаулом.
Он не только имеет непосредственные отношения с московским правительством, но и завязывает связи в кругах московских вельмож; в частности, в начале 1680-х годов он достаточно близко познакомился с князем Василием Голицын, фаворитом царевны Софьи Алексеевны и фактическим руководителем всей московской политики.
С 1685 вновь существовали две Гетманщины - Правобережная и Левобережная прежней геополитической ориентации. В этих условиях Войско Запорожское Низовое (Запорожская Сечь) сохраняло фактическую автономию.
В 1687 году, когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну.
Во время выборов гетмана Мазепы по традиции был зачитан договор, подписанный в свое время Богданом Хмельницким и ратифицированный Москвой, где были изложены основные положения между Войском Запорожским и Московским царством. Правда, этот договор был несколько искажен и отличался от оригинала, хранящегося только в Москве, поскольку киевский экземпляр сгорел в Киево-Печерской Лавре при довольно загадочных обстоятельствах. Как известно договор 1654 года прежде всего провозглашал военный союз против Польши. А через два года, в 1656 году, после подписания этого соглашения русские с поляками подписывают в Вильно сепаратное перемирие без участия Войска Запорожского, что означает фактически расторжение договора 1654 года.
Говорят, что Богдан Хмельницкий незадолго до своей смерти высказывал свое мнение о необходимости официального разрыва договора. Но смерть гетмана в 1657 году не позволила сделать это. А его преемнику, сыну Юрию (недалекому и безвольному) московиты подсунули фальшивку, ставшую со временем официальным текстом договора, который подписывали все другие гетманы.

- Да совсем не так, как нам это зачитывали в школьных учебниках, - вспомнив сказал Савчин, - все с точностью наоборот.
- Слушайте, Ярослав дальше, - продолжил Вятрович.

Дополненные и переработанные в Москве статьи соглашения предусматривали уже не военный союз, а полное подчинение Левобережной Гетманщины Москве без права вести самостоятельные переговоры, военные действия, почти до согласования с царем кандидатур на должность гетмана, казачьих полковников и т.п.
А митрополит Киевский должен был признать власть Московского патриархата. Последнее вообще противоречило всем тогдашним международным нормам и церковным канонам поскольку Киевская митрополия была в подчинении Константинополя, а Московская предана анафеме!

- Но вернемся к началу гетманства Мазепы, - уточнил Вятрович.


сил и средств на возрождение Левобережной Гетманщины. Резиденция гетмана – город Батурин – становится культурно-образовательным центром.

Мазепа переписывается со многими европейскими учеными и политическими деятелями, берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимая ее до уровня европейского университета, строит для академии новое трехэтажное здание.




Он превращает Черниговский коллегиум в высшую школу-лицей, во многих городах и селах строит за свои средства школы, типографии, церкви, восстанавливает монастырь Киево-Печерской Лавры, окружив его стеной с чудесно украшенными воротами в виде церкви.
Благодаря мерам Мазепы было восстановлено древнее Переяславское епископство, появляется интерес к историографии, расцветает т. н. казацкое летописание, создается свой собственный стиль в изобразительном искусстве – украинское барокко, близкий родственник западноевропейского, но, вместе с тем, глубоко национальный стиль, возрождается старая идея Киева, как «Второго Иерусалима».

- И где же тогда здесь Мазепа изменник? - задал вопрос Савчин.
- Вы слушайте, слушайте, - сказал Вятрович.

В 1704 году гетман Мазепа объединил Правобережную и Левобережную Украину и стал титуловаться «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман». Мазепе также удалось подчинить себе и Запорожскую Сечь. Таким образом, единство Войска Запорожского было ненадолго восстановлено.
Творческая, многогранная и плодотворная активность в области культуры создала идейные предпосылки для нового и решающего направления политики гетмана Мазепы - эмансипации от Москвы, во имя восстановления государственной независимости. На третьем десятке лет своего гетманства Мазепа убедился, что ни верная служба царю, ни выполнение договорных обязательств не обеспечивают свободного существования. Крепнувшая империя так или иначе все больше и больше затягивает свои сети, вмешивается в его государственность как политически, так и экономически, считая Гетманщину лишь источником для обогащения империи, перекачивания ее природных богатств, рабочей силы, умов и талантов.
В 1708 году московские войска укрепленные количественно и качественно, располагаются на землях Войска Запорожского, грабя крестьян, имеют случаи насилия, изнасилований, вызывающие недовольство посполитов и казацкой старшины.
Обращения Мазепы к царю по этому поводу остаются без ответа или же наталкиваются на безответные обещания.
Меньшиков, этот неграмотный царский приспешник, талантливый невежда, находясь в Киеве свысока относится к образованной казацкой верхушке, включая гетмана, постоянно подчеркивая превосходство силы, а не ума. Он отдает приказы казацким полковника в обход гетмана.
Среди многих авторов Запада любимцем Мазепы был Макиавелли – итальянский политик и писатель конца XV века, считавший, что ради укрепления государства допустимы любые средства, даже аморальные.
Чем в то время, кстати, занимались практически все короли и главы государств – формировался новый порядок, необходимо было спать, и любыми средствами охранять свою собственность, иначе можно было бы оказаться съеденным другим, более проворным чем ты.
Поняв, что победа Петра I только ускорит процесс уничтожения создаваемой государственности, но никак его не остановит, Мазепа принимает историческое решение перейти на сторону шведов. Последние обещают Войску Запорожскому полную самостоятельность
Тайные переговоры, которые Мазепа вел с поляками и шведами еще в 1705 и 1706 годах, закончились соглашение между Войском Запорожским и Швецией согласно которому: «Все, что было завоевано на Московских владениях будет принадлежать в соответствии с правом военным тому, кто займет это как победитель. И все то, что будет признано бывшей собственностью малорусского народа, будет передано или сохранено для Русского княжества».
Поэтому шведское войско, войдя на территорию Войска Запорожского, вело себя дружественно, уважало жителей, платило за еду и фураж. В ноябре 1708 года Мазепа с 4-тысячным войском объединился со шведским королем. К ним присоединилась часть запорожцев (8 тысяч казаков) во главе с кошевым атаманом Костем Гордиенко.
Петр с Меньшиковым развернули на Левобережье большой террор против сторонников Мазепы и заставил духовенство провозглашать анафему Мазепе.
Летом 1709 года фортуна повернулась к Мазепе спиной. Молодость 27-летнего Карла XII и опыт 70-летнего Мазепы были побеждены зрелостью и настойчивостью 37-летнего царя Петра I.
Не последнюю роль в поражении Мазепы сыграли и церковники - считалось, что московиты – православные братья по духу, а поляки и шведы – католики и протестанты – особенно заклятые враги православия.

- Вопрос в вере, - остановил Вятровича Савчин.
- Именно в вере – о ней то мы с Вами и поговорим, - ответил Владимир и продолжил:
- После Мазепы в Украине приходит в упадок наука и культура, большинство украинцев становятся неграмотными. Россия стремится создать огнем и мечем крепкое государство – как правопреемник Киевской Руси – поэтому Киев должен ей подчинится. Москва рассматривала Украину только в качестве мостика к Западной Европе и живого заслона от посягательства европейцев на территорию Российской империи.
Признавая превосходство и прародительство Киева, Московское царство, превращаясь в Российскую империю разнообразными запретами и ущемлениями целеустремленно подчиняет Киев политически и экономически. Наиболее активно это делал Петр I, а довершила Екатерина II. Поэтому можно сказать, что последний поступок гетмана Мазепы история оправдала.
Еще до битвы со шведами, русские войска 2 ноября 1708 года по приказанию Петра I и при руководстве Меньшикова стерли с лица земли Батурин и 12 тысяч жителей от старого до малого вырезали. Так приказал Петр I отплатить украинскому народу за свободолюбие и стремление к самостоятельности. Так же несколько раз была разрушена и Запорожская Сечь – одна из самых демократических республик в Европе, очаг украинских вольностей в течении веков. Запрещен украинский язык – язык мужиков и свинопасов, как стали его называть…
- Я считал, что Мазепа, преданный 12 ноября 1708 года, после Батуринской резни, анафеме в Успенском соборе Москвы, в 1918 был амнистирован?
- Русские опровергли это, - ответил Вятрович, - после нашего обращения Алексий II сказал, что в 1918 году патриарх Тихон просто зачитал на поместном соборе, эту просьбу, но совещание пришло к выводу что для рассмотрения этого вопроса не достаточных канонических и исторических данных. Епископы постановили, что в случае поступления обращения из Киева Всеукраинского церковного собора, то они создадут для рассмотрения вопроса специальную комиссию. Но такого обращения из Киева не было, следовательно, не было и комиссии.
- А за что был предан анафеме Мазепа?
- За нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а так же за то, что позволил осквернять православные храмы шведскими солдатами, допущенными им в пределы Южной Руси, - ответил Вятрович, - так в Москве называют нас – Украину, а так же за то, что Мазепа предавался греху блуде, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрену, дочь генерального судьи  Войска Запорожского Василия Леонтьевича Кочубея.
- Но это же бредни, - удивился Савчин.
- Так эти «ребята» из Москвы перестраховались – если не пройдет разграбление церквей – которого, естественно, не было – шведы не грабили церкви, то «запрем блудом греховным» - ответил Вятрович.
Савчин немного промолчав решил спросить, - Так в чем же смысл столь долгого рассказа о Мазепе.
- Все очень просто, - ответил Вятрович, - нам необходимо формировать в сознании молодых людей, родившихся за последние 20 лет в Украине, уже новую историю, где наши граждане будут представлены не как предатели и мужицкая безграмотная орава, которой Россия дала руку помощи и обучила, одела и обогрела деревенщину, а как культурная нация с своими традициями. Традициями, которое наоборот послужили образованию и Москвы как города, созданного киевлянином Юрием Долгоруким, сыном киевского князя Владимира Мономаха, и похороненного кстати возле Печерской Лавры, в Киеве.
- Как Юрий Долгорукий похоронен в Киеве?
- Да, в Спаса-Преображенском храме на Берестове, - улыбнулся господин Вятрович, - фамильной церкви на загородной даче Мономахов, снова улыбнулся Владимир Вятрович, - теперь о Мазепе:
Во-первых, - мы заменим улицу Январского восстания на улицу Мазепы;
Во-вторых, - снимем анафему с Мазепы, путем проведения жесткого ультиматума Русской православной церкви Московского патриархата со стороны их коллег по Киевскому патриархату во главе с Филаретом;
В-третьих, - Вы займетесь изучением Печерской Лавры как возможного плацдарма для перехода в состав Украинской православной церкви, но уже объединенной, единой и неделимой.
- Но это очень сложно, - ответил Савчин, - на мой взгляд очень сложно объединить все эти церкви (а их кажется четыре – римо, греко, православие) в одну единую, поместную, христианскую церковь.
- Не переживайте, - парировал Вятрович, - этим займется сам Виктор Андреевич, а точнее Петр Андреевич, брат нашего президента. Для начала мы планируем отстроить Батурин, - столицу казацкой гетманской Украины, затем провести переговоры с патриархом Константинопольским о переходе Украинской православной церкви под крыло Константинополя на правах расширенной автономии, а затем и попросим полной автокефалии для нашей церкви, как отдельного института в отдельном государстве Украина, такого же, как и Московская церковь в Московском государстве – Российской Федерации.
Кроме Мазепы мы сменим отношение и к УПА, Шептицкому, Петлюре, Шухевичу. Я именно этим сейчас и занимаюсь, шерстя архивы НКВД. Я думаю, даже учредим день УПА, 14 октября, в день Покров Святой Богородицы.
- Но почему именно я, - я греко-католик, - удивился Савчин.
- Ну, во-первых, это Вам так кажется, - немного загадочно начал Вятрович; он потянулся к верхнему ящику своего стола и достал из него бумагу, которую он нашел среди архивных записей докладов группы сотрудников НКВД, специально посылаемых этим ведомством на территории присоединившихся частей к Украине в 1939 году, после подписания СССР и Германией пакта Молотова- Риббентропа.
- Почитайте, - Вятрович протянул Савчину рапорт начальника группы специального назначения Мартынова, - это случайно не о Вашем родственнике идет речь – маленьком мальчике Гарике Ягоде выехавшем в 1937-м вместе со своей няней, уроженкой с. Долина Станиславской области за рубеж, следы которых теряются именно в этом городке, основным бизнесом которого является нефтедобыча.
- Но мое полное имя Ярослав Константинович Савчин, - генерал с подозрением посмотрел на Вятровича.
- Я абсолютно не имею ничего против Вашей семьи, - парировал Вятрович. – Я два года назад получил эти документы. О них не знает никто кроме нас. – Вятрович снова достал из стола запечатанный конверт и протянул его Савчину.
На конверте мелким почерком была начертана фраза: «Моему сыну Ярославу. Вскрыть после получения очередного воинского звания генерала спецслужбы безопасности».
Савчин судорожно открыл конверт и немного нервным тихим голосом зачитал вслух послание из прошлого от своего отца, который покинул семью в 1965-м году, когда Ярославу только исполнилось 8 лет…