Висимский заповедник его помнит!..

Влад Лесной
Друзья!

Более десяти лет проработал мой друг-натуралист Александр Николаевич Пискунов в краю «милых голубых гор», воспетых уральским писателем Д.Н.Маминым-Сибиряком.
Висимский государственный биосферный заповедник как раз и охватил эту  почти не тронутую человеком часть Среднего Урала, простирающуюся   между реками Чусовая и Тагил.
Звери и птицы, деревья и цветы, бабочки и жуки чувствуют себя здесь привольно, безбоязненно. Плодятся  и множатся…

Сотрудники заповедника пишут в Сети:
« …  На обширных ветровальниках и пожарищах за последние двадцать лет распространились виды птиц открытых местообитаний: коростель, луговой чекан, полевой лунь, белая трясогузка и другие.
   Фауна земноводных и пресмыкающихся заповедника небогата. Весной в лужах видны кладки икры лягушек – остромордой и травяной, а на просеках и тропах можно встретить их самих. Жаба попадается гораздо реже. На прогреваемых камнях, стволах деревьев можно часто увидеть живородящую ящерицу. На просеках нередка встреча с обыкновенной гадюкой.
   В реках и ручьях заповедника обитает 12 видов рыб, среди которых хариус, подкаменщик, налим, гольян, пескарь и другие.
   Беспозвоночные – самая многочисленная и многообразная группа животных в заповеднике. Выявленная фауна насчитывает в настоящее время около 2500 видов. И это, видимо, примерно половина того, что здесь обитает.
   Самыми массовыми видами насекомых в почве и на её поверхности являются земляные муравьи мирмика и рыжие лесные муравьи, строящие гнёзда с надземным насыпным куполом. В лесной подстилке многочисленны и разнообразны в видовом отношении пауки-пигмеи, жуки – стафилиниды, жужелицы: лесной моховик, многоямчатый птеростих и рыжий канавочник, а на поверхности почвы быстро бегают пауки-волки, жуки стафилиниды филонтусы и разные виды жужелиц карабусов. Обитателями подстилки и почвы являются многочисленные губоногие многоножки костянки, дождевые черви и мелкие белые тонкие кольчатые черви 1–2 см длиной, родственные дождевым червям по происхождению и "профессии" – энхитреиды. На поверхности почвы также обычны виды, питающиеся животными и растительными останками: ребристый мертвоед, обыкновенный могильщик, лесной навозник и многие другие.
   Богат и разнообразен комплекс насекомых, разрушающих ослабленные и выпавшие деревья. Самыми распространёнными из них являются короед типограф, берёзовый лубоед, обыкновенный гравёр, чёрный пихтовый и чёрный еловый усачи, хвойный долгоносик. Ветровал 1995 и пожары 1998 и 2010 годов создали оптимальные условия для размножения многих видов этой группы.
   На лугах многочисленны насекомые и пауки, обитающие в травостое. Он для них "и стол, и дом". Цикадки – обыкновенная пенница и зелёная цикадка, бобовая тля, травяные клопы и настоящие щитники, кобылки питаются соком растений и находят здесь же убежище. Пауки-крабы, пауки-скакунчики, пауки-кругопряды, зелёный кузнечик, некоторые виды клопов являются хищниками и поджидают добычу в засаде, ловят их в сети, либо подкрадываются незаметно к жертве.
   Луговое разнотравье привлекает многих бабочек. Многоцветную летающую мозаику создают многочисленные красно-коричневые шашечницы и перламутровки; голубые, серые и оранжевые голубянки; белая боярышница, зорьки и другие различные белянки и беляночки; разноцветные крапивницы, дневной павлиний глаз, многоцветницы. Не менее разнообразны бабочки лесов, которых больше на опушках и прогалинах. Много в заповеднике и ночных бабочек, среди которых несколько видов орденских лент (голубая, жёлтая, обыкновенная красная), медведиц (кайя, желтоватая, быстрая), бражников (малый и средний винные, подмаренниковый). Периодически наблюдается массовый вылет боярышницы. Из парусников нередок красавец махаон. Каждый год отмечается очень редкий вид – обыкновенный аполлон. Гусеницы многих из этих видов бабочек питаются листьями растений лугов, а взрослые насекомые питаются нектаром цветков.
   Заповедные луга – царство так называемых антофильных, связанных с цветками, насекомых. Кроме бабочек особенно много здесь жуков усачей (зелёная, кривоногая и четырёхполосая лептуры, цветочный и синий усачи), бывают многочисленны перевязанный восковик, медная бронзовка, кровавый краснокрыл, личинки которых развиваются в разрушающейся древесине, а во взрослой стадии эти жуки питаются пыльцой, нектаром и частями цветков. Обычны различные виды одиночных пчёл мегахилид и андренид, живущих семьями ос и шмелей, гнезда которых встречаются довольно часто, в то время как среднерусская медоносная пчела, видимо, в заповеднике сейчас редка.
   Между тем бортнический промысел был развит во всём прилегающем к заповеднику районе до 70-х годов прошлого века. Житель деревни Большие Галашки И. М. Комаров по реке Сулём (урочище Пчельник) и его притокам имел до 300 колод и бортевых деревьев. Опустевшие борти и колоды изредка попадаются до сих пор. В настоящее время этот промысел пришёл в упадок.
   В Висимском заповеднике охраняется более 70 видов грибов, растений и животных, занесённых в Красные книги Российской Федерации, Среднего Урала и Свердловской области».

…Мой друг- писатель, поэт, натуралист, орнитолог А.Н.Пискунов очень любил свою уральскую заповедную территорию!
Будучи много лет  страстным охотником-любителем, он в конце концов забросил и ружье, и удочки! Победила любовь к ЖИВОМУ!
Конечно, святым  и полным вегетарианцем Александр Николаевич не стал! Не питался  одною травой-сныткой…Мясные блюда у них с  супругой Людмилой Михайловной часто бывали на столе.

Знаю, как трудно и тяжело некоторые люди отказываются …от поедания трупов! Некоторые и на самом смертном одре вкушают колбаску, сосиски, жареную курочку, котлетки, пельмешки с говядиной и свининой! Ассортимент мясных и рыбных блюд огромен, прилавки  магазинов просто ломятся от всякой падали! Да-да! Именно- завалены кусками мертвечины братьев наших меньших! (Когда-то, в наступающую светлую эпоху Сатья-Юга, на мясных этикетках так и будут писать: «Труп. Не вкушай, быстро помрешь от рака!». Не уверен, что сознание мясоедов быстро изменится, будут и дальше лопать разлагающуюся плоть животных, как сегодня неисправимых куряк не останавливают предупреждающие надписи и картинки на ядовитых сигаретных и папиросных пачках!).

Книги Учения Живой Этики , подаренные мною  другу, А.Н.Пискунов не отверг, но так и не стал  активным рериховцем! (Хотя его  глубокий  и неискоренимый пантеизм  в душе и  неосознанно звал друга  к Великим Учителям Шамбалы… см.
ниже).

Вл.Назаров.

 ********************

ВСЕ …БОГ!!!!

«Пантеизм» - это В ФИЛОСОФИИ ТЕРМИН, КОТОРЫЙ В ДОСЛОВНОМ ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО ОЗНАЧАЕТ «ВСЕ БОГ». ЭТО СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ К СБЛИЖЕНИЮ, ДАЖЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «ПРИРОДА». ПРИ ЭТОМ БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕКОЕ БЕЗЛИЧНОЕ НАЧАЛО, ОН ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВСЕМ, ОН НЕОТДЕЛИМ ОТ ЖИВОГО.
Сущность пантеизма.
Поскольку пантеизм объединяет бога-субстанцию и мир-Вселенную, появляется необходимость соотношения признаков статичности божественной природы, таких как бесконечность, вечность, неизменность, и подвижности, постоянной изменчивости природы мировой. У античного философа Парменида Бог и мир не отделимы друг от друга, при этом статичность божества в своеобразной форме свойственна и всему живому (как бесконечная цикличность). А пантеизм в философии Гегеля наделял бога обычно несвойственными ему способностями к движению и развитию, тем самым устраняя главное противоречие между божественным и живым. Сторонники имманентного пантеизма склонны видеть бога как некую высшую закономерность, вечную и неизменную силу, которая управляет миром. Такое направление мысли развивали Гераклит, адепты стоицизма, таким в общих чертах был пантеизм Спинозы. В рамках неоплатонической философии возникла эманационная разновидность пантеизма, согласно которой, природа является эманацией, производной от бога. Эманационный пантеизм в философии эпохи средних веков не вступал в противоречие с господствующей теологической доктриной, но лишь представлял собой вариацию реализма. Такого рода пантеизм прослеживается в трудах Давида Динанского и Эриугены.
В истории философии существовало два направления, которые объединяют все пантеистические учения:
1. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ, представленный в трудах стоиков, Бруно, отчасти Спинозы, ОБОЖЕСТВЛЯЕТ ПРИРОДУ, ВСЕ ЖИВОЕ. Для него характерны такие понятия, как бесконечный разум и мировая душа. Это течение тяготеет к материализму, редукции божественного начала в пользу природного.
2. МИСТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ развивался в доктринах Экхарта, Николая Кузанского, Мальбранша, Беме, Парацельса. Для определения этого направления есть более точный термин: «панентеизм» - «все в боге», так как философы этого направления склонны видеть не Бога в природе, а природу в боге. Природа - иной уровень бытия бога (объективный идеализм).
Существует множество примеров смешения обоих видов пантеизма в рамках учения одного мыслителя.
История.
Впервые термин «пантеизм» (вернее «пантеист») употребил Джон Толанд, английский философ-материалист рубежа XVII-XVIII вв. НО КОРНИ ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УХОДЯТ В ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ. ТАК, ИНДУИЗМ, БРАХМАНИЗМ И ВЕДАНТА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДАОСИЗМ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ БЫЛИ ЯВНО ПАНТЕИСТИЧЕСКИМИ ПО СВОЕЙ СУТИ.
Древнейшими религиозно-философскими текстами, несущими идеи пантеизма, являются древнеиндийские веды и упанишады. Для индуистов Брахман – это беспредельная, постоянная, безличная сущность, которая стала основой для всего живого во Вселенной, всем, что когда-либо существовало или будет существовать. В тексте упанишад постоянно утверждается идея единства между Брахманом и окружающим миром.
Древнекитайский даосизм – глубоко пантеистическое учение, основы которого изложены в труде «Дао дэ цзин», написанном полулегендарным мудрецом Лао-Цзы. Для даосов нет бога-творца или любой иной антропоморфной ипостаси, божественное начало безлично, оно сродни понятию пути и присутствует во всех вещах и явлениях.
Пантеистические тенденции присутствуют в той или иной мере во многих этнических религиях Африки, переплетаясь с политеизмом и анимизмом. Зороастризм и некоторые течения буддизма также пантеистичны по своей природе.
В 14-15 веках в Западной Европе пантеизм был в упадке. Учения выдающихся христианских богословов Иоанна Скота Эриугена, Мейстера Экхарта и Николая Кузанского были очень близки к нему, но открыто в поддержку данного мировозрения выступил только Джордано Бруно. Дальнейшее распространение в Европе идеи пантеизма получили благодаря трудам Спинозы.
В 18 веке под влиянием его авторитета его пантеистические настроения распространились среди западных философов. Уже в начале 19 века о пантеизме говорили как о религии будущего. В 20 веке это мировоззрение было оттеснено идеологией фашизма и коммунизма.
Истоки пантеизма в античной философии
Пантеизм - это в философии античности главный элемент всего познания мира, природы и космоса. Он впервые встречается в учениях мыслителей досократовского периода – Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита. Для религии греков в это время был еще характерен убежденный политеизм. Следовательно, РАННИЙ АНТИЧНЫЙ ПАНТЕИЗМ – ЭТО ВЕРА В НЕКОЕ ОДУШЕВЛЕННОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО, ПРИСУЩЕЕ ВСЕМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ВЕЩАМ, ЖИВЫМ ОРГАНИЗМАМ И ПРИРОДНЫМ ЯВЛЕНИЯМ.
Наивысшего расцвета пантеистическая философия достигла В УЧЕНИИ СТОИКОВ. СОГЛАСНО ИХ ДОКТРИНЕ, КОСМОС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНЫЙ ОГНЕННЫЙ ОРГАНИЗМ. СТОИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ ОБЪЕДИНЯЕТ И ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ ВСЕ ЖИВОЕ, И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ТОМ ЧИСЛЕ, С КОСМОСОМ. ПОСЛЕДНИЙ – ЭТО ОДНОВРЕМЕННО И БОГ, И МИРОВОЕ ГОСУДАРСТВО. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПАНТЕИЗМ ОЗНАЧАЕТ ТАКЖЕ ИЗНАЧАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО ВСЕХ ЛЮДЕЙ.
Во времена Римской империи философия пантеизма широко распространилась благодаря влиятельному положению школы стоиков и неоплатоников.
Средние века.
Средневековье – время господства монотеистических религий, для которых характерно определять бога как могущественную личность, господствующую над человеком и всем миром. В это время пантеизм сохранялся в эманационной теории философии неоплатоников, которая представляла собой некий компромисс с религией. Впервые пантеизм в качестве материалистической концепции проявился у Давида Динанского. Он утверждал, что человеческий разум, бог и материальный мир - одно и то же.
МНОГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ, ПРИЗНАННЫЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ЕРЕСЯМИ И ПОДВЕРГНУТЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯМ, ТЯГОТЕЛИ К ПАНТЕИЗМУ (например, амальрикане в XIII в.).
Возрождение
В противоположность средневековой теологии, мыслители Возрождения обратились к античному наследию и натурфилософии, уделяя все более пристальное внимание естественным наукам и постижению тайн природы. Схожесть с античными взглядами ограничивалась только признанием целостности и одушевленности мира, космоса, однако существенно отличались методы его изучения. Отвергались рационалистические взгляды античности (в частности, физика Аристотеля) и проводились идеи магического и оккультного познания природы как единого одухотворенного начала. Большой вклад в это направление внес немецкий алхимик, врач и астролог Парацельс, который с помощью магии пытался управлять археем (душой) природы.
ИМЕННО ПАНТЕИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ МНОГИХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЙ ТОГО ВРЕМЕНИ, ЯВИЛСЯ ОБЪЕДИНЯЮЩИМ НАЧАЛОМ МЕЖДУ ТАКИМИ КРАЙНОСТЯМИ, КАК НАТУРФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ.
Интерпретация пантеизма в учении Николая Кузанского
Одним из ярких представителей пантеизма Раннего Ренессанса был знаменитый немецкий философ Николай Кузанский. Жил он в 15 веке (1401-1464 годы). По тем временам получил солидное образование и стал священником. Был очень одаренным, преданным церкви и сделал успешную карьеру, став в 1448 году кардиналом. Одной из главных целей его жизни стало укрепление авторитета католицизма. Вместе с активной ролью в церковной жизни Европы Кузанский много времени уделял философским трудам. Его взгляды были тесно связаны с учением Средневековья. Однако пантеизм Николая Кузанского приобрел черты неразрывной органической целостности, постоянного движения и развития мира и, следовательно, присущей ему божественности. Он противопоставил самоуверенному знанию Средневековья о боге и мире теорию "ученого незнания", основная мысль которой состояла в том, что НИ ОДНО ЗЕМНОЕ УЧЕНИЕ НЕ СПОСОБНО ДАТЬ ПОНИМАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО ВЕЛИЧИЯ И БЕСКОНЕЧНОСТИ.
Философия Джордано Бруно.
Мыслитель и поэт, последователь Кузанского и Коперника, итальянский философ 16 века ДЖОРДАНО БРУНО БЫЛ НАСТОЯЩИМ ПАНТЕИСТОМ. ВСЕ ЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ ОН ПОЛАГАЛ ОДУХОТВОРЕННЫМ, НАДЕЛЕННЫМ ИСКРОЙ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОВЕДЕНИЯ. ПО ЕГО УЧЕНИЮ, БОГ СОДЕРЖИТСЯ ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ МИРА БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ - ВЕЛИКИХ И САМЫХ МАЛЫХ, НЕЗРИМЫХ. ВСЯ ПРИРОДА ВМЕСТЕ С ЧЕЛОВЕКОМ - ОДИН ЦЕЛОСТНЫЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
В попытке создать идеологическое обоснование учения Коперника ОН ВЫДВИНУЛ ТЕОРИЮ СУЩЕСТВОВАНИЯ МНОЖЕСТВА МИРОВ И ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ.
Пантеизм Джордано Бруно, итальянского мыслителя XVI века, стал впоследствии классической концепцией для Ренессанса.
Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы.
Философское наследие Б. Спинозы – это самая яркая концепция пантеизма, созданная к Новому времени. Для изложения своего видения мира он использовал геометрический метод, как он сам его назвал. Им он руководствовался при создании фундаментального труда «Этика», посвященного философской метафизике, природе, богу, человеку. Отдельный раздел посвящен человеческому разуму, чувствам, нравственно-этическим проблемам. Автор по каждому вопросу излагает в строгой последовательности определения, после – аксиомы, затем – теоремы и их доказательства.
В ЦЕНТРЕ ДОКТРИНЫ СПИНОЗЫ - МЫСЛЬ О ТОЖДЕСТВЕ БОГА, ПРИРОДЫ И СУБСТАНЦИИ. ПРИОРИТЕТ БОЖЕСТВЕННОГО, ЕГО ГЛАВЕНСТВУЮЩАЯ РОЛЬ В ОБЩЕЙ КАРТИНЕ МИРА ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. НО СПИНОЗА ВСЛЕД ЗА ДЕКАРТОМ ОТСТАИВАЕТ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ЧТО СУЩЕСТВОВАНИЕ (БЫТИЕ) БОГА НЕОБХОДИМО ДОКАЗЫВАТЬ. Опираясь на аргументы своего предшественника, он значительно дополнил его теорию: Спиноза отказался от изначальной данности, априорности существования бога. Но доказательство этого возможно благодаря следующим постулатам:
- в мире бесконечное множество познаваемых вещей;
- ограниченный разум не способен понять безграничную истину;
- познание невозможно без вмешательства внешней силы – эта сила и есть бог.
Таким образом, в философии Спинозы происходит соединение бесконечного (божественного) и конечного (человеческого, природного), само бытие последнего доказывает присутствие первого. Даже мысль о существовании бога не может появиться самостоятельно в человеческом сознании – ее вкладывает туда сам бог. В ЭТОМ И ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПАНТЕИЗМ СПИНОЗЫ. БЫТИЕ БОГА НЕОТРЫВНО ОТ МИРА, НЕВОЗМОЖНО ВНЕ НЕГО. БОЛЕЕ ТОГО, БОГ РОДСТВЕНЕН МИРУ, ОН ВНУТРЕННЕ ПРИСУЩ ВСЕМ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМ. ОН ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВСЕГО ЖИВОГО И НЕЖИВОГО В МИРЕ И ПРИЧИНОЙ СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Следуя сложившейся философской традиции, Спиноза объявляет бога абсолютной бесконечной субстанцией, наделенной множеством свойств, характеризующих ее вечность и бесконечность.
Если другие представители пантеизма выстраивали дуалистическую картину мира, где присутствуют два полюса – бог и природа, то Спиноза скорее обожествляет мир. Это некая ссылка на древние языческие культы. Живая природа в ее вечном циклическом развитии и есть бог, рождающий сам себя. Божественная природа не является чем-то отдельным, отграниченным от материального мира, напротив, она имманентна, внутренне присуща всему живому. Антропоморфное, персонализированное токование бога, принятое в большинстве религий, абсолютно чуждо Спинозе. Так, натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения нашли свое самое полное воплощение в единой доктрине.
Современное положение
Итак, пантеизм – это в философии образ мыслей, при котором бог и природа сближаются (или даже объединяются), отблеск божественного присутствует во всем живом. Он в той или иной форме присутствовал в учениях разных философов с древнейших времен, наибольшего развития достиг в эпоху Возрождения и Новое время, но не был забыт и позднее. Для мыслителей XIX века понятие "пантеизм" не было анахронизмом. Так, в религиозно-этической системе взглядов Л. Н. Толстого отчетливо просматриваются его черты.
В середине XIX века пантеизм настолько широко распространился, что обратил на себя пристальное внимание официальной церкви. Папа Пий IX в своей речи высказался о пантеизме как «важнейшем заблуждении наших дней».
В современном мире пантеизм – это в философии и религии важный элемент многих теорий, как, например, неоязыческая гипотеза Геи. Он до сих пор сохраняется и в некоторых формах теософии, составляя своеобразную альтернативу традиционным монотеистическим религиям. В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ ВЕКА ПАНТЕИЗМ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НЕКАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ. ИМЕННО ПАНТЕИСТЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЛОББИРУЮТ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ПРИВЛЕКАЯ К ПРОБЛЕМАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВНИМАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ. ЕСЛИ ПРЕЖДЕ ПАНТЕИЗМ ВОСПРИНИМАЛСЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЯЗЫЧЕСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ, ТО В НАШИ ДНИ СТОРОННИКИ ПОДОБНЫХ ВЗГЛЯДОВ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ РЕЛИГИИ, ОСНОВАННОЙ НА ПОЧИТАНИИ БОЖЕСТВЕННОСТИ, ИСХОДЯЩЕЙ ОТ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. Такое определение пантеизма созвучно актуальным проблемам, связанным со стремительным исчезновением многих видов растений и животных, даже целых экосистем.
Организационные усилия сторонников пантеизма ПРИВЕЛИ К СОЗДАНИЮ В 1975 ГОДУ «УНИВЕРСАЛЬНОГО ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА», А В 1999 ГОДУ – «МИРОВОГО ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ» С ОСНОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗОЙ В ИНТЕРНЕТЕ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ ВО ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.
Официальный Ватикан продолжает методическое наступление на основания пантеизма, хотя последний едва ли можно назвать альтернативой католическому христианству.
ПАНТЕИЗМ - ПОНЯТИЕ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО БОЛЬШИНСТВА, ПОДРАЗУМЕВАЮЩЕЕ ОСОЗНАННОЕ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БИОСФЕРЕ ЗЕМЛИ, А НЕ РЕЛИГИЮ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА.

С сайта FB.ru

 **********************
Подготовил Вл.Назаров
2017 год