ЖСЛ. У каждого свой путь

Виктор Балдоржиев
Жамсо Тумунов (1916-1955). Бурятский, советский писатель, драматург, член Союза писателей СССР, фронтовик. Автор первого бурятского романа.
Жигмит Тумунов (1921-2015). Заслуженный учитель школ РСФСР, доктор педагогических наук Монголии (1999), доктор педагогических наук России (2000), профессор.
Батор Тумунов (1940). Книгоиздатель.

………………………………………………………………………………..

Писатель, о котором не написана книга…

Талант – слово древнегреческое и означало наивысшую весовую меру. В общепринятом понимании – это дар или выдающиеся способности человека, которые даются природой всем. Полагаю, что каждый человек должен вкратце запомнить на всю жизнь притчу о талантах, где трём рабам было выдано по таланту серебра. И что же? Первый закопал его в землю, второй разменял, а третий – приумножил.

Жамсо переводится с тибетского как океан, море. Тибетское звучание – Гьятсо. Имя может быть составным. Например, оно обязательное в составе имён Далай-ламы и значительных деятелей буддизма.
Сложив вместе Талант и Жамсо, мы получаем – океан дара, море способностей. Следующая задача – приумножить. Вы представляете, что это будет?
Мы говорим и будем дальше говорить о Жамсо Тумунове. Поскольку это имя подразумевает талант и способности, мы должны всячески стараться приумножить их и у нашего читателя, чем и занимался при жизни писатель Жамсо Тумунов. Думаю, что, ещё не дойдя до биографии нашего героя, читатель уже обогатился какими-то знаниями, а я в какой-то мере выполнил негласный завет Жамсо Тумунова – просвещать народ.
Кстати, о фамилии. Наверное, как и во многих случаях с бурятскими именами и фамилиями, тут постарались работники паспортного стола: как услышали, так и записали. Если не ошибаюсь, правильное написание – Тумэн, что означает также – много изобилия, тьма, десять тысяч.
Что ж, видимо, так и должно быть: одним словосочетанием Жамсо Тумунов мы сказали – о таланте, приумножении, изобилии и ещё о многих других человеческих качествах, которые должны определять цели и задачи человека.
Пусть сказанное выше и метафизический подход к изучению личности, но оно наиболее лучше раскрывает образ нашего героя и служит для выполнения его завета. Теперь о реальных и зримых фактах. Какой была среда, которая формировала с рождения мировоззрение Жамсо Тумунова?
Родился он 15 февраля 1916 года в улусе Таптанай. В Российской империи места компактного проживания разных народов не выделяли в республики или округа. Место в 1916 году называлось Таптанайский булук Читинского уезда Забайкальский области, позже – село Таптанай Дульдургинского района Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области.
Как правило, в таких случаях пишут, что его (и многих других) родители и сородичи были простые и неграмотные скотоводы, что должно навести на мысль о необразованности, невежестве, дикости, после чего подразумеваются выводы вообще об уровне развития всего народа. Нет, категорически – нет! Договоримся, что такие нелепости и шаблоны, убивающие развитие на корню, больше никогда применять не будем. И начнём такую практику с биографии Жамсо Тумунова, что весьма обрадовало бы его самого. Тем более мне рассказывали, что он был очень жизнерадостным и оптимистичным человеком.
Насколько мне известно он приходится родственником Петру Бадмаеву, Гомбожабу Цыбикову и другим образованным бурятам своего времени. Да и как он мог стать литератором, общественным и государственным деятелем и общаться с главными писателями (и не только!) огромного СССР, если бы этому не предшествовали традиции его родословной? Закон причинно-следственной связи невозможно нарушить или отменить.
Среда, в которой родился Жамсо Тумунов, конечно, была не простой. Биографы Гомбожаба Цыбикова пишут, что он обучился монгольской грамоте в пять лет. А это 1882 год. Неужели через сорок лет, в 1920-х годах, люди перестали учиться и познавать?
Конечно, в окружении Жамсо Тумунова присутствовало и книжное, и устное творчество, богатейший жизненный опыт, традиции и обычаи, сопутствующие непрерывному развитию личности. Известно, что за маленьким Жамсо присматривала бабушка Сэжэ. Вероятно, она – бурятский аналог Арины Родионовны Александра Сергеевича Пушкина, если уместно такое сравнение. Бабушка Сэжэ была сказительницей, она рассказывала об истории народа, старинных богатырях, пела улигеры, формировала мировоззрение мальчика, которое впоследствии отразится в произведениях Жамсо Тумунова и сыграет огромную роль в его судьбе и бурятской литературе. Вот тебе и «простые» предки!
Биографы пишут, что в 1927 году, в 11 лет, Жамсо Тумунов поступил в Табтанайскую школу крестьянской молодёжи. О начальной школе не пишут. Это означает, что в 11 лет мальчик знал грамоту и счёт. Учился в этой школе он 7 лет и сразу получил направление в Бурятский педагогический институт. После 7 лет школы в институт? Этот факт ещё раз доказывает о его дополни-тельном образовании в своей, домашней, среде, самообразовании до уровня серьёзных познаний. Талант и способности лидера стали в нём раскрываться в школе. В старших классах Жамсо Тумунов принимал активное участие в общественной работе, был лидером в пионерах, в комсомоле, редактировал и выпускал школьную газету. Публиковал в ней материалы о школьной жизни, о событиях в артелях и колхозах. Его назначили пионервожатым.
В институт он отправился в 1934 году, но ему довелось не учиться самому, а учить других. В национальных школах не хватало учителей, в партийных и руководящих органах подбирали кадры учителей из активных выпускников школ. Жамсо Тумунова направили учителем в Зуткулейскую начальную школу, а в 1935 году его, 19-летнего. назначили заведующим отделом Еравнинского райкома комсомола. По имеющимся сведениям, его и Жамьяна Балданжабона пригласил в Еравнинский район Цокто Номтоев, ставший впоследствии Героем Социалистического Труда. Кстати, эта история – уже материал для книги.

Расстояния между населёнными пунктами тут огромные: Верхнеудинск (с 1934 года Улан-Удэ), Зуткулей (Дульдургинский район), Сосново-Озёрское (Еравнинский район). До 1937 года эти населённые пункты были в одном административно-территориальном образование – Бурят-Монгольской АССР, входившей в Восточно-Сибирский край. Люди того времени размышляли этими географическими категориями. Отсюда масштабы и представления, которые должны возникнуть у читателя при изучении жизни и творчества Жамсо Тумунова и людей того времени.
Исследователи отмечают, что Жамсо Тумунов ездил в Москву для участия в работе семинара заведующих отделами пионерской и комсомольской работы. Поразительно, что бурятский юноша (почти мальчик!) добился в Москве встречи с Н. К. Крупской и обосновал ей необходимость строительства Дома пионеров в Сосново-Озерске. Вернувшись из Москвы, он руководил строительством Дома пионеров, который построили за четыре месяца.
 Исследователи подчёркивают, что с юных лет Жамсо Тумунов активно участвовал в развитии детского творчества, самодеятельности, науки, образования, культуры, литературы, музыки… Это была деятельная троица – Цокто Номтоев, Жамсо Тумунов, Жамьян Балданжабон. О чём они мечтали, какие мысли вдохновляли их? Народ должен стать обществом культурных и образованных людей – таковой была цель многих и многих бурят-монголов того времени. Таковой же, конечно, должна быть цель всех бурят-монгольских интеллектуалов современности. Культура и образование не достигаются за срок жизни одного поколения, которое может заложить только основы и начало развития народа.

Жамсо Тумунов всё время учился. В 1937 году он поступил в Улан-Удэнскую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Пушкин и Горький, Шолохов и Гоголь, языковедение и литературоведение – стали его основными приоритетами для развития. Конечно, он редактировал газету школы, был непременным участником художественной самодеятельности.
В 23 года его приняли в ряды КПСС и членом Союза писателей СССР. Основным местом работы стало Бурятское книжное издательство.
Огромное влияние на него оказали служба в армии и война. Вся его биография – нераскрытые тайны и пока нигде не отражённые факты. Почему в редакции газеты 17-й армии, в монгольском Баян-Тумэне, должны были со-браться вместе будущие писатели СССР со своими начатыми в то время ро-манами – Жамсо Тумунов с рукописью романа «Степь проснулась», Георгий Марков, начавший страницы «Строговых», Константин Седых, писавший «Даурию»?
Он прошёл с боями от Прибалтики до Берлина и Праги, после победы ещё год воевал с бандеровцами. Награды – ордена Отечественной войны I и II степеней, медали «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германий в Великой Отечественной войне».
После войны – ответственный секретарь правления Союза писателей Бурятии. Четыре года, с 1947 по 1951 год, жил и учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС в Москве. Вернувшись, работал в должности начальника Управления по делам искусств при Совете Министров Бурятской АССР.
Здесь только основные вехи яркой судьбы Жамсо Тумунова, которая закончилась в неполных 39 лет. Он оставил богатейшее наследие, которое живо и продолжает оказывать сильнейшее влияние на развитие бурятского народа до наших дней!
Профессиональным писателем Жамсо Тумунов стал в середине 1930-х годов. В довоенную пору писал пьесы, рассказы, стихи, первые главы романа «Степь проснулась». В годы войны зазвучали его публицистика, проза, поэзия. Известны его поэмы, стихи, основанные на устном народном творчестве бурят-монголов. Их можно назвать поэтической публицистикой, где всё патриотизм и вера в победу – «Путь домой начинается от Берлина!»
Поражает литературная плодовитость фронтового офицера, новизна в прозе. Исследователи подчёркивают, что в бурятской литературе такой прозы ещё не было, что это синтез публицистики и художественной прозы. Это было новое эстетическое качество. (Я бы отметил такое сочетание и в произведениях современных бурятских авторов. Полагаю, что литература Жамсо Тумунов опережала время).
Послевоенное десятилетие творчества Жамсо Тумунова также разно-образно и плодовито: поэмы, стихи, рассказы, романы. Первый бурятский роман «Степь проснулась» был дописан и издан в 1949 году, следующий роман «Золотой дождь» – в 1955 году. Кстати, Жамсо Тумунов начинал писать свои произведения на старомонгольском. Это очень интересный факт, из которого появляется много вопросов, требующие конкретных ответов исследователей. Вот только некоторые из них: возможно ли сегодня прочитать рукописи Жамсо Тумунова на старомонгольском? Насколько по содержанию и форме, сюжетам и темам, они отличаются от имеющихся переводов? Может быть, они оригинальнее и талантливее существующих вариантов на бурятском языке или переводов на другие языки?
Итак, первый бурятский роман «Степь проснулась», начатый на старомонгольском, сразу же после издания на русском языке, был переведён и переиздан на многих языках мира. Никому на то время неизвестные буряты, благодаря Жамсо Тумунову, стали известны многим народам планеты.

Конечно, в послевоенные годы умы литераторов будоражили насущные темы: война и восстановление, история и современность. Но что, в связи с жизнью и творчеством Жамсо Тумунова, должно волновать нас? Информационные технологии современности и будущего позволяют и позволят без труда ознакомиться, практически, с любыми произведениями авторов миро-вой литературы. Не будет исключением и Жамсо Тумунов. Тем более, что у него есть довольно большое количество исследователей и биографов, написавших внушительные по объёму и количеству материалы. Но дело не в этом, а в том, что укоренившиеся шаблоны не дают возможности для реальной оценки, а, следовательно, и развития современникам. Вот почему я считаю, что жизнь и творчество Жамсо Тумунова – пока ещё не написанная для потомков книга.

Умер он совсем молодым, 12 января 1955 года. Из кремлёвской боль-ницы безнадёжно больного Жамсо Тумунова отпустил по его просьбе врач, с которым он был знаком ещё на фронте. В Улан-Удэ, на поезде «Москва-Пекин», больного Жамсо Тумунова привёз его друг Эми Сяо, один из основателей китайской компартии и сподвижник Мао Цзе Дуна. Позже Эми Сяо прибыл на похороны Жамсо Тумунова. На фронте, видимо, во время артналёта или бомбёжки, его откинуло взрывной волной, огромный кусок вырванной земли рухнул на спину. Печень таких потрясений не выдерживает и со временем начинает отказывать. Медицина того времени была бессильна.
Писатели, следующие шаблонам, написали бы, что песня не бывает длинной. Я же скажу, что настоящие писатели сами пишут и оставляют потомкам песни…

Смею надеяться, что будущие исследователи творчества и биографии Жамсо Тумунова оставят в покое существующие о нём (и о других!) шаблоны и взгляды, повторяющиеся в периодике и сетях, увидев жизнь и творчество этого удивительного человека в связи с прошлым и настоящим бурят-монгольского народа, где обязательно будут присутствовать его (и наши!) не простые, очень талантливые и даровитые, предки и потомки.
Некоторые примеры для такого видения я дал в начале рассказа о нашем герое. Думаю, что он был бы согласен с ними. Уверенность в этом мне придаёт ощущение духовного родства с Жамсо Тумуновым и его поколением. Ведь у нас была и остаётся одна цель: наш народ должен стать обществом культурных и образованных людей.
Для того, чтобы увидеть жизнь без шаблонов, переведём все времена в настоящее: в упоминаемом прошлом рассказывает бурят-монгольские сказания бабушка Сэжэ, а в будущем – говорят на разных языках и владеют со-временными технологиями наши потомки. Между ними – суровое и счастливое время, в котором живёт и творит неутомимый Жамсо Тумунов, сохраняя потомкам прошлое и открывая дорогу в будущее. Как и всякий настоящий Мастер.
Вечность и Бытиё в таком видении…


Издатель и свидетель

24 сентября 2019 года я шёл по улице Ленина города Улан-Удэ, которую называют Арбатом (это, действительно, настоящий Арбат) с единственной целью: мне необходимо было постоять у дома №27 с тем, чтобы вспомнить очень важные вехи своей судьбы. Именно в этом месте память являет мне картины и лица прошлого. Для кого-то здесь обыкновенный и ничем не примечательный дом. Но я, подходя к нему, слышу голоса Сергея Цырендоржиева, Владимира Корнакова, Анатолия Шитова, Владимира Липатова, Георгия Дашабылова, Цырена Галанова, Гунги Чимитова и многих, многих других людей.
В этом доме была редакция журнала «Байкал». Здесь бурлила, кипела и временами взрывалась литературная жизнь 1980-1990-х годов.
Это напоминание о большом периоде истории Республики Бурятия.
С каждым годом я встречаю на Арбате всё меньше и меньше знакомых, а новые как-то не связаны с той историей, в которой прошла половина моей неустроенной и блуждающей по Сибири жизни. Вот и 24 сентября мне не сулило никаких встреч. Думая таким образом, я шёл по Арбату, но что-то невольно заставило меня замедлить шаги. Какой-то знак, примета, чей-то взгляд, лицо, заставляющее пробудиться памяти. Кто, где, когда? Из далёкой дали выплыла и озарилась фамилия, затем зазвучал хрипловатый голос. Тумунов? Батор? Дядя Батор? Ему сейчас должно быть почти 80 лет. Кто сказал, что столько не живут? Это дядя Батор не живёт? Бросьте… Даже невозможно представить его глубоким стариком. Вот же он стоит!
- Батор Жамсоевич!
Человек вздрогнул, оглянулся, нашёл меня взглядом. Вгляделся, проясняя. И вдруг весь преобразился, излучая всем обликом радость.
Он обнял меня и повлёк по своему родному Улан-Удэ. Восьмидесяти-летний человек, за которым я еле-еле поспевал… Через четыре дня исполнялось 15 лет издательству ООО «Имени Гомбожаба Цыбикова и Жамсо Тумунова», где изданы книги авторов Восточной Сибири в таком количестве, в таких объёмах и масштабах, что трудно представить не только рядовым читателям, но и государственным деятелям. И всё это благодаря энергии дяди Батора.
Эта история – продолжение той, предыдущей, как и сам Батор Жамсоевич Тумунов, друг и соратник, практически, всех личностей, которые собирались в здании по адресу – Улан-Удэ, ул. Ленина, 27. Но в отличие от меня, он знал и дружил с людьми, которые работали в этом доме, значительно раньше меня. Более того, он сам работал в редакции журнала «Байкал», в бытность редактором журнала Африкана Бальбурова. Это он познакомил Африкана Бальбурова с Константином Седых, ибо знал этого писателя с малых лет. Естественно, знал Даширабдана Батожабая, Исая Калашникова, Норпола Очирова и многих писателей и журналистов Бурятии послевоенного времени, от 1940-х годов до сегодняшних дней. Чем не история? И какие в этой истории факты!
И вот 24 сентября 2019 года 80-летний человек шёл по подъёмам и спускам Улан-Удэ, где прошли его годы. Он заходил в разные учреждения, представлял их руководителей мне, а меня – им. Человек хотел, чтобы люди знали друг друга.
Мы познакомились с ним много и много лет тому назад в Дульдурге, где я занимался строительством редакции и типографии, а Батор Жамсоевич часто приезжал в Таптанай – на родину своих предков, участвовал в строительстве музея имени своего отца – писателя Жамсо Тумунова.
В природе существует нечто такое, что притягивает людей друг к другу и роднит их. Близкие характеры, цели, устремления, харизма? Батор Тумунов был и остаётся для меня серьёзным авторитетом и старшим братом.
Его и сегодня знают люди искусства, спорта, политики, общественные деятели и лидеры регионов. Он знаком со многими руководителями и сотрудниками издательских домов и центров, крупных предприятий, а также – с известными бизнесменами и деятелями в самых различных сферах жизни.
Но почему бы не узнать о нём многим и многим нашим землякам и со-родичам? Для начала вспомним первоначальное значение этого имени – Батор.
Вернувшись домой, на своё рабочее место, я позвонил ему и попросил написать свою краткую биографию, которая мало кому известна. Дело в том, что его биография теряется в жизнеописаниях известных, значимых для ис-тории, людей не только Сибири, но и России, в среде которых он родился, жил, воспитывался. Батор Тумунов – неотъемлемая часть этих судеб, ставших уже легендами, более того, теперь он и сам не только носитель, но также издатель и распространитель этих легенд.
Он отправил мне короткое письмо.

В этом письме дядя Батор пишет: «Родился я 15 июня 1940 года в городе Улан-Уде, в деревянной двухэтажке по ул. Шмидта,30». Добавим: в семье писателя Жамсо Тумуновича Тумунова. Кстати, дом этот стоит и по сей день.
Соседями семьи были семьи – Хоца Намсараева, Цыренжапа Сампилова, Гомбо Цыденжапова, Романа Мэрдыгеева, Данри Хилтухина, Чимита Цыдендамбаева и многих других мастеров кисти и пера. Имена эти входят в основную когорту основоположников советской, бурят-монгольской куль-туры XX века.
«Благодаря отцу, - пишет далее Батор Тумунович, - я был с детства знаком с такими мэтрами, как Мухтар Ауэзов, Александр Фадеев, Константин Симонов, Александр Твардовский, Георгий Марков…
Мне посчастливилось очень близко знать Сергея Шервинского – переводчика «Илиады и Одиссея». Благодаря этому человеку, поэтические произведения моего отца впервые появились на русском языке и стали известны широкому кругу читателей. Например, поэма «Сухэ Батор».
Став взрослым, я долгие годы поддерживал связь с друзьями своего отца – Сергеем Владимировичем Михалковым, Константином Фёдоровичем Седых, Василием Ивановичем Балябиным и другими известными людьми, а также дружил с Валентином Георгиевичем Распутиным. Эти люди помогали мне в издательском деле. Это были, по-настоящему, большие мастера слова, добрые и отзывчивые люди, готовые в любую минуту оказать поддержку».
Конечно, в этом кратком письме очень многое упущено. Но там раскрыта некоторая тайна издательства ООО «Имени Гомбожаба Цыбикова и Жамсо Тумунова», о которой сегодня гадают многие люди. Оказалось, что успех издательства – это поддержка известных людей, нить, связующая с миром искусства, которая начинается с дома на улице Шмидта, 30 и охватывает адреса во многих городах России. Вместе с тем, эта связь – уровень воспитания, коммуникабельности и таланта самих Тумуновых. В первую очередь, писателя Жамсо Тумунова.

Конечно, я мог бы попросить Батора Тумунова, рассказать более по-дробно о своей жизни и людях, с которыми он был связан в силу разных обстоятельств. Например, о встречах с потомками Пушкина, Салтыкова-Щедрина, семейством Михалковых, Александром Фадеевым, писателями Монголии. Каким был, скажем, Эми Сяо, один из создателей китайской ком-партии, написавший текст китайского «Интернационала», поэт, прозаик, публицист, соратник Мао Цзе Дуна? О чём говорил Сергей Шервинский, когда Батор Жамсоевич навестил его в начале 1960-х в Москве вместе со своим другом Виликтоном Баранниковым, который тогда ещё не был серебряным призёром Олимпийских игр в Токио? Что связывало Жамсо Тумунова и Алексея Мересьева, как он подружился со знаменитым боксёром и партизаном Николаем Королёвым? Правда ли, что его дедушка Тумун сын брата Петра Бадмаева Дамдина, а бабушка Сэжэ – сестра великого путешественника Гомбожаба Цыбикова? Где конкретно встретились Жамсо Тумунов, Константин Седых, Георгий Марков? Что Жамсо Тумунов писал с фронта и по-чему он демобилизовался только в 1946 году?
Кому сегодня интересно знать о том, как писатель Жамсо Тумунов дружил с писателем Сергеем Михалковым и попросил однажды своего сына Батора рассказывать своему другу стихи. И десятилетний Батор читал Михалкову стихи Маршака, а теперь и в 80 лет может, смеясь, повторить:
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Уже в зрелом возрасте он много раз встречался и беседовал с Сергеем Владимировичем Михалковым, который для разных изданий ООО «Имени Гомбожаба Цыбикова и Жамсо Тумунова» охотно писал предисловия, помогал находить спонсоров. И при каждой встрече вспоминал о том, как он мальчиком рассказывал дяде Серёже детские стихи.
Сергей Шервинский – умнейшей литературовед и литератор, дворянин, талантливый поэт и редкий ценитель европейского и русского искусства, среда общения которого – русская интеллигенция первой четверти XX века. В его доме бывали самые известные поэты серебряного века. В 1940-1950-х годах за советами и рецензиями к нему обращались самые известные советские писатели. Почему его взгляд особо выделил Жамсо Тумунова, поэму которого он перевёл, потом приезжал по его приглашению в Улан-Удэ? Казалось бы, это невозможно! Но это именно так. Может быть, он увидел в Жамсо Тумунове породу, которая была близка ему по духу?
«С детства я запомнил: о Сергее Шервинском советские писатели говорили с подчёркнутым почтением, каждый хотел, чтобы он прочитал его рукопись. Мой отец дружил с ним. И находились люди, которые недоумевали по поводу такой дружбы. В начале 1960-годов я встречался с ним», – признался мне в телефонном разговоре Батор Жамсоевич.
Сергей Шервинский встречал бурятских писателей в своём доме, который находился недалеко у Боровицких ворот и каким-то чудесным образом был оставлен советским правительством ему. Он уважал Жамсо Тумунова и его семью. Приезжал на его похороны в Улан-Удэ…
В таких случаях, всегда хочется сказать: «Вот тебе и Таптанай!».
Жизнь дяди Батора – это увлекательная книга, которую следовало бы написать. Но согласится ли он на это?
Написать о том, как Тумуновы жили в Москве, в Улан-Удэ надо из уст Батора Жамсоевича, участника и очевидца встреч и разговоров. В Москве они жили в квартире в Третьем Неглинном переулке. В этом же здании находилось Совинформбюро. Имена Александра Фадеева, Александра Твардовского, Николая Тихонова, Сергея Михалкова, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова, Константина Седых, Георгия Маркова и других писателей всегда были у него на слуху, он знал их в лицо. На празднование 150-летия А. С. Пушкина в Москве Александр Фадеев перехватил девятилетнего Батора у родителей и подняв его высоко на руки, отправился вместе с ним на праздник. А рядом шли известные всему Советскому Союзу писатели…

С тех прошло 70 лет. Мальчик этот уже старик. С большой долей иронии перечитывает шаблонные статьи и воспоминания о советском прошлом и сегодняшнем настоящем. Он всё ещё полон сил, энергии, идей. Удивительно! Батор Тумунов переиздал в красочных томах всех писателей Республики Бурятия, Забайкальского края, Агинского округа, куда вошли и авторы из других областей страны, теперь собирается издать писателей Дальневосточного Федерального округа. История простая: в 2004 году Батор Тумунов создал ООО «Имени Гомбожаба Цыбикова и Жамсо Тумунова», поставив конкретную цель – издавать и увековечивать историю страны, которую за-фиксировали писатели.
Поражает не только масштабность, но и результативность его проектов. Это тысячи реальных изданий. Объём каждой книги не менее 600 страниц, некоторые в 1000 и более страниц.
Каждое произведение – имя, каждое имя – история. Замечу, что мы оба с ним издатели. Отличие наше в том, что у нас разные заказчики: он издаёт написанные авторами книги, а я – пишу и издаю книги заказчиков.
Если говорят о сериях произведений, то у Батора Тумунова – серии проектов, в которых собраны антологии на разные темы. Это уже близко к написанию книги. Например, о чём должна быть антология «Озёрная таёжная степная…», где собраны 15 томов? «Свет над Байкалом», «Самородки Забайкалья», «Антология бурятского романа», «Чингисиада», «Моё Забайкалье», «Писатели Аги. XX 20 век», «Сказание о Чингисхане» – названия только некоторой части многотомных антологий, в которых Батор Тумунов сохранил для потомков время.
На данное время им издано 117 томов.

Теперь об имени…

В июне 1940 года жена Жамсо Тумунова Ханда находилась с ново-рождённым сыном в больнице. Родители дали мальчику имя Володя. Как Владимир Ленин будет! Поздравить Жамсо пришли писатели. Естественно, устроили в квартире застолье.
Неожиданно Хоца Намсараев заинтересовался:
- Жамсо, как назвали сына?
- Володя. Сейчас же так принято. В честь Владимира Ильича Ленина.
И тут мудрый Хоца Намсараев убедительно сказал всем, особенно Жамсо Тумунову, что негоже называть мальчика русским именем, когда есть свои, бурятские имена. Лучшее имя для мальчика – Батор!
Застолье продолжилось. В какой-то момент гости обнаружили, что Жамсо нет. Отправился куда-то Жамсо.
А Жамсо в это время побежал в роддом, где поднял весь персонал и заставил переписать, уже зарегистрированное имя Владимир на Батор. Как это ему удалось до сих пор неизвестно. Но слово старшего для бурят – закон, который в то время исполняли неукоснительно.
Когда Жамсо вернулся домой, то не застал никого. На столе рядом с закусками стояло полбутылки водки и лежала записка, где рукой Хоца Намсараева было написано: «Куда исчез? Это тебе…»
До самой смерти великий бурятский писатель Хоца Намсараев относился к своему крестнику как к собственному сыну…
Много событий и фактов в судьбе дяди Батора. Очень много. Больше книг, которые он издал.

………………………………………………………………………………..

Мы продолжаем идти с ним по Улан-Удэ, неожиданно, как и всегда, он поворачивается ко мне и, увлечённый идей, говорит:
- А не поехать ли нам с тобой в Дульдургу, в Таптанай? Или сначала в Китай? В Монголию? Всюду – история и родство Тумуновых, особенно моего отца, а я – просто свидетель. Не может быть, чтобы это просто так оборвалось.
Даже не знаю, как ему отвечать. В общем, идём...


Учёный. В осеннем Таптанае

Осенний Таптанай прекрасен. Саханайские горы, изрядно поредевшие из-за пожаров, всё ещё отливают золотом и багрянцем, вода в речушке – кристальна, воздух прозрачен и свеж, краски контрастны. Среди этого великолепия вспомнился праздник «Забайкальская осень» 1982 года. Среди гостей выделялись литераторы из Аги – Дугаржап Жапхандаев, Жигмит Тумунов, Арсалан Жамбалон. Каждый из них имеет особое отношение к Дульдургинскому району, а Жигмит Тумунов – уроженец Таптаная. Он брат известного писателя Жамсо Тумунова. Фамилия известная, породнённая со многими известными фамилиями бурят-монголов.
В том году, в холле гостиницы «Забайкалье» от толпы знакомых мне бурят-монгольских авторов отделился и, подойдя ко мне, представился сухощавый человек, весь облик и манеры которого выдавали интеллигента и интеллектуала:
- Жигмит Тумунов. Брат Жамсо Тумунова. Преподаватель.
Знакомство это запомнилось мне на всю жизнь.
Было ему в ту осень 60 лет. Жигмит Тумунов был и остался в памяти людей преподавателем, человеком дающим людям знания и просвещающим народ для инкорпорирования его в мировую цивилизацию. Что может быть благороднее этой задачи? Жигмит Тумунов посвятил этой задаче всю свою жизнь, насыщенную многими событиями, которые повлияли на историю и современность агинских бурят. В том, что голос его народа теперь уже не потеряется в общем многоголосии народов и наций планеты, есть заслуга и Жигмита Тумунова.
Можно сказать, что биография Жигмитова – это биография развития агинских бурят в советский период истории, особенно истории народного образования, становления интеллигенции и научной мысли округа.
Насколько я знаю, он мало рассказывал о своей удивительной биографии. Старший брат его, Жамсо, стал писателем, а он, Жигмит, преподавателем, доктором педагогических наук. Большое и почётное звание. Но что за этим званием? Суровые и напряжённые годы, мрак и пламя времени, мракобесие и просвещение, учёба и развитие десятков тысяч бурят-монголов.
Сегодня образовательный уровень населения Республики Бурятия и национальных округов один из самых высоких в России. В 1973 году в Бурятии на 100 тысяч населения приходилось 430 научных работников, республика в этом отношении занимала 9 место из 150 народов и народностей СССР. Среди народов, проживающих только в РСФСР, бурят-монголы были на 3 месте, после евреев и русских. Уже в 1989 году, по данным социологов, на 1000 человек от 15 лет и старше среди бурят-монголов высшее образование имели 183 человека, русские – 95 человек. При этом большинство бурят-монголов учились в престижных учебных заведениях вне границ своего проживания, отбрасывая всякие сомнения о возможностях и качестве получения образования и научных степеней.
Жамсо и Жигмит Тумуновы, как и многие их современники, ставили перед собой единственную задачу, которая и должна быть и у всякого интеллектуала: делать всё возможное, чтобы его народ стал обществом культурных и образованных людей. В отличие от своего брата и многих своих сородичей Жигмит Тумунов решал эту задачу на профессиональной основе, ибо он по-святил свою жизнь педагогике.
Он был убеждён в том, что все предпосылки развития человека заложены в его ДНК, изменчивость которой возможна при наличии соответствующего воспитания и непрерывно обучающей среды. Но и обучаемость также передаётся через гены, которые тоже подвержены изменениям. Разве родственные семьи уроженцев Таптаная Бадмаевых, Цыбиковых и Тумуновых не доказывают это примерами жизни своих членов, которые являются родственниками в третьем колене? Плоды одного генеалогического древа всё же имеют одни корни, совершенное отличие тут невозможно.
Задача превращения своего народа в общество культурных и образованных людей не решается за период жизни одного или даже нескольких поколений, но решение может быть ускорено по причине имеющихся достижений общечеловеческой цивилизации в области информационных и коммуникативных технологий. Жигмит Тумунович понимал это, его труды имеются в общей базе мировой паутины. Читателям остаётся только находить и изучать их.
Биография его, как и жизнь многих его современников, сложна, насыщенна множеством событий, которые просто невозможно перечислить в од-ном материале. Но вот основные вехи жизни Жигмит Тумунова. Надеюсь, что более сведущие в этой теме люди исправят мои заблуждения, и, по возможности, простят меня за них. Моя задача рассказать о том, как человек вы-полнил своё предназначение и оставил наследие для потомков и тех, кто последует за ним.

Жигмит Тумунович Тумунов родился в селе Таптанай Дульдургинского района 7 ноября 1921 года. Нет сомнения в том, что, как и большинство детей его рода, он был пытливым и устремлённым к знаниям мальчиком. Учился и окончил Таптанайскую школу колхозной молодёжи. Затем поступил в Агинское педагогическое училище, которое окончил в 1939 году. В 18 лет он был учителем! Его направили учителем в Чиндалейскую школу. В том же году поступил на историко-филологический факультет Читинского Государственного педагогического института. Но был призван в армию…
Сведения краеведов наводят на мысль, что он всю жизнь учился и совершенствовал профессию Учителя. В 1949 году окончил Учительский институт в Улан-Удэ, в 1954 году – Бурят-монгольский Государственный педагогический институт. В этом перечне заметна реорганизация учебных заведений в БМАССР. Надо полагать, что Учительский институт был реорганизован в БГПИ. Жигмит Тумунов одновременно учился, работал и занимался научными работами.
Как и многие мужчины своего времени, он с лихвой хватил армейской мурцовки. Призван был в 1940 году. Служил в кавалерийской части вблизи Владивостока. Окончил ускоренные курсы Владивостокского воен-но-пехотного училища, где учились чуть больше полгода. С началом войны лейтенант Жигмит Тумунов был отправлен фронт. Воевал два года. За два года боёв остаться в живых – невероятная удача! Причём воевал в самые трудные годы. Оборонял вместе с другими Москву, шёл в атаку в первом летнем наступлении оправившейся от поражений Красной Армии. Награждён медалью «За Отвагу», получить которую в 1941-1942 годах было непросто…
О войне рассказывал мало. Известно, что в одном из боёв под Москвой он получил тяжёлое ранение. После лечения был демобилизован, как более непригодный к воинской службе.
Учителей в школах в те годы не хватало. С января 1943 года до августа 1947 года Жигмит Тумунович работал учителем Таптанайской, затем Дульдургинской школ. В те же годы продолжил образование. После окончания института работал директором Судунтуйской, Дульдургинской, Орловской (тогда Приисковой), Могойтуйской  школ.
В 1963 году был назначен директором Агинской средней школы №2, которой посвятил 22 года жизни. Это было время бурного развития и расцвета этой школы. Задачи ставились насущные и серьёзные: повышение уровня учебно-воспитательного процесса, тщательный подбор педагогических кадров, укрепление учебно-материальный и хозяйственной базы. Он выдвинул инициативу строительства нового здания школы. И трёхэтажная, кирпичная, школы была построена на радость агинчан.
Выйдя на пенсию, Жигмит Тумунович не оставил педагогическую деятельность, работал методистом Агинского учебно-производственного комбината. Преподавал в научно-исследовательском институте национальных школ РСФСР, в те же годы он был профессором кафедры педагогики Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета.
Жигмит Тумунов – автор многих публикаций и научных работ, исследований темы культуры, истории и этнопедагогики Агинских бурят. Только в одной его книге «Очерки истории Агинских бурят» зафиксированы бесценные свидетельства для будущих исследователей и потомков.
Его личный вклад в развитие Агинских бурят, не говоря о системе образования Агинского бурятского округа, огромен. При упоминании его имени в памяти знавших его людей, а также его учеников, а это тысячи и тысячи людей, возникает эталон интеллигентности и порядочности Агинских бурят, человека сильной воли и крепчайшего духа.
Почётный гражданин Агинского Бурятского автономного округа, Заслуженный учитель школ РСФСР, Заслуженный работник образования Агинского Бурятского автономного округа, Доктор педагогических наук Монголии, Доктор педагогических наук Российской Федерации, профессор. Это, возможно, неполный перечень его званий и заслуг.
Он умер 17 января 2015 года. Отпущено было ему 93 года.
На его юбилеях люди вспоминали о конкретных делах, которые совершил Жигмит Тумунов, например, строительстве спортивного зала в посёлке Могойтуй в бытность его директором школы, также строительство нового здания школы № 2 в Агинском… Но все эти и другие важные работы часть большого процесса – укрепления, фиксации и систематизации богатей-шей истории, культурного наследия, образовательной системы Агинских бурят, чем и занимался при жизни удивительный человек, подвижник Жигмит Тумунов, закладывая крепчайшую базу для потомков, которые должны продолжить выполнение единственной и самой важной задачи – превращение своего народа в общество культурных и образованных людей, которые могут счастливо жить и конкурировать на равных со всеми народами мировой цивилизации.
Все его 93 года были посвящены этому процессу.
Такой мне увиделась судьба Жигмита Тумунова в осеннем Таптанае…

На снимке: Жамсо Тумунов, его супруга Ханда и сын Батор. 1946 год.

......................................................