Рашн кока-кола

Юрий Бахаев
Было это в Кисловодске летом 2013 года. Я проводил экологический тур для двух французов. Я – тур-гид. Работа. Французы были в возрасте, объездили весь мир, и первый раз приехали в Россию. Мы побывали в Приэльбрусье, ходили по высоким горам, в потом приехали в Кисловодск – для отдыха и культурной программы.
Город им очень понравился.
– Какие здания! – говорил полный, вечно весёлый Жак.
(Общались на английском – перевожу).
– Да, это удивительно видеть в России такую архитектуру, – поддерживал его худощавый, несколько меланхоличный Лоренс. – Во Франции почему-то не пишут о ней… Некоторые же здания интереснее, чем в нашей Ницце и всей Ривьере.
Они фотографировали Курортный проспект, с неоготикой царской эпохи, «сталинки» санаториев и пансионатов, и я старался не возить их в районы архитектуры зрелого социализма.
Питались мы в разных кафе. Наша еда французам тоже очень нравилась.
– Божественно! – говорил Жак, намазывая голубичным вареньем блинчик и отправляя его в рот. – Так просто и так вкусно.
– В следующий раз мы попробуем его с красной икрой…
– О ноу! – округлял он притворно глаза.
Как-то раз мы гуляли по городу, Жак захотел пить, и попросил меня купить в киоске бутылочку кока-колы. Рядом девушка продавала разливной хлебный квас из кега...
– Жак, попробуй рашн кока-колу! – предложил я ему.
– Рашн кока-кола? Итс импосибил! (Это невозможно!) – воскликнул он.
– Посибил-посибил, – подмигнул я девушке. (Пишу на английском для большей экспрессии :)). – Пожалуйста, три стаканчика кваса!
Даю два гостям, пью сам...
– Мм-м, – попробовал квас Жак, – это лучше, чем кока-кола!
– Да, совсем недурственный напиток, – сказал Лоренс, прихлёбывая из своего стаканчика. – Как называется?
– Квас.
– Квасс! – повторил он.
Ну его допили мы, Жак добавки попросил, и ещё сканчик я ему купил – плюс полтора литра этого кваса домой в баклажке.
Жили мы в большой съёмной квартире, с кухней, и вечером я приготовил французам ужин.
– Хочу этот... как его... напиток, что мы пробовали, – произнёс вдруг Жак.
– Квасс! – подсказал Лоренс.
– Да. У тебя ведь есть он, Юрий?..
Я для себя купил баклажку эту, но желание туриста - свято! Налил ему в стеклянный бокал кваса...
– И мне, пожалуйста, – попросил Лоренс.
И ему налил. Выпили они кваса, потом был чай у нас, потом опять – квас, и за вечер он кончился.
А на следующий французы его снова просят!
Ээ... До точки розлива идти далековато, и вечер уж, наверняка закрыта, ну и купил я в магазине им полуторалитровую баклажку хлебного кваса «Очаково».
– Этот квас хуже! – сказал мне Жак, попробовав. – Ты можешь принести нам вчерашний?
– Да, тот лучше... – согласился Лоренс.
Пообещал им завтра принести.
И каждый из оставшихся пяти дней тура я топал три квартала по жаре к той самой уличной торговой точке покупать туристам квас. Удивительное дело – в перегретом, мучимым жаждой городе других практически не было!
– Да лентяи у нас все, – объяснила мне та же девушка-продавщица, – квартиры отдыхающим предпочитают сдавать и в магазинах под кондёром сидеть. Что, понравился французам квас?
– На мою голову!..
А в предпоследний день тура, попивая из бокала остававшийся квас, Жак вдруг сказал:
– Юрий, мне понравилось, как ты провёл наш тур. Спасибо! А много ли ты зарабатываешь?
Что за неприличие... Я слышал, что европейцы не спрашивают о доходах! Но Жак был очень непосредственен.
– Ну... не очень чтоб. По европейским меркам.
– Тогда ты приезжай к нам во Францию, делай и продавай квас! И станешь миллионером.
– Согласен! – поддержал Лоренс. – Очень недурственный напиток...
Ну да. Денег вот только для старта где взять? И придётся много работать... Не моё это.
– Спасибо, надо подумать! – из вежливости сказал.