Работа наверху, Матица

Алекс Росс
                «Берись дружно, не будет грузно»

По мере возведения сруба возникает необходимость в устройстве лесов. Вот тут-то и проявляется, впрочем, как во время всего строительства, особая необходимость во взаимодействии и понимании. При случае мужики вспоминали, что «вино ремеслу не товарищ».
 
Леса устанавливают внутри по всему периметру и иногда снаружи сруба. Ширина настилов определяется мастерами по месту. Стойки из тонкомерного леса в Вологодской области называют пробсинами. Они в основном из ели, десять–двенадцать сантиметров в вершине, высотой не ниже крыши. Стойки на фасаде — под конёк: для рубки самцов — брёвен залобника, или фронтона (он же лобяк, лбище). Фронтон — вертикальная треугольная часть стены, образуемая скатами крыши.
 
Самцы или посомы — брёвна стены фронтона. Крышу с брёвнами в этой части, зажимающими своим весом слеги-решетины крыши из тонкого леса или жердей, называют самцовой или безгвоздевой. Крепятся стойки горбылями, прибиваемыми крест на крест, а также поперечинами из тонкомера. Если не ставят стойки у стены, то поперечины одним концом прибивают к стене сруба на бобышку с выпилом, а другим к стойкам. Считается надёжной прибивка доски или бруса, когда две трети длины гвоздя вошло в тот материал, к которому крепят. Чтобы поперечина была надёжно закреплена, в месте её примыкания к стойке делают затёс. Снизу прибивают бобышку длиной не менее 50 сантиметров, а гвозди размещают вразбежку, чтобы не колоть её. На поперечины укладывают доски настила, не прибивая их. По мере возведения сруба ставят дополнительные поперечины по высоте.

Поручни-ограждения устраивают на каждом ярусе лесов. Вехний прибивается к стойкам изнутри на высоте не ниже метра от настила. На поручни идут жерди диаметром 6–8 сантиметров, окорённые, с чисто обрубленными сучками, без задиров. Для подьёма на каждый ярус изготавливают временные короткие лесенки-трапики из подручного материала. Ступени из обрезков досок или жердей прибивают внахлёст к стойкам, иногда не зарубая нижнюю опорную кромку на тетиве (стойке). Поверхность этих элементов часто не окорена.
 
При работе на высоте используют сделанную на долгие годы длинную, лёгкую, старательно изготовленную лестницу — «путик». Длина её бывает до пяти метров. Путик изготавливают из молодых ровных елей, отёсывают с четырёх сторон для облегчения стойки. Ступеням также придают прямоугольное сечение, так как ступень с ребром удобней при работе — с неё не соскальзывает нога. Для того чтобы ступени не выезжали из пазов в стойках, каждую с торца расклинивают, а крайние и средние крепят сквозными коксами. Обычно путик лежит в палисаднике у главного фасада дома. Это последнее место, где он использовался во время строительства дома. С этой лестницы прибивают причёлины, можно дотянуться до главного украшения фасада — солнца, поправить наличники на окнах. Два раза в год его используют по другой причине: чтобы подняться к печной трубе зимовки и закрыть её на лето, предохраняя тем самым от дождевой воды. А на летней избе в свою очередь трубу открывают после зимы, летом готовят еду здесь.

Плотники всегда стараются использовать любую возможность облегчить себе работу. Если сруб небольшой и можно обойтись без лесов, используют для опор под настилы выпуски длинных брёвен в стенах. На определённой высоте заранее закладывают такие торчащие дальше остальных брёвна. Эти концы опиливают по окончании работ. Ставят лежни в оконные проёмы, прибивают к стенам по диагонали в углах опоры для настилов и т.д.

На высоту брёвна поднимают с помощью потоков (расстояние между верхними концами их короче), ваг и верёвок. Как удобней и в каком месте — определяется особо. В иных деревнях для подъёмных работ на дома огромных размеров приглашают вздымщиков. Мой знакомый, чей дом стоит в серёдке большой деревни, рубил дом сам. Всё подготовит для подъёма и спокойно работает наверху. Как только завидит мужиков, возвращающихся откуда-нибудь с работы, часто это было в обед, кликнет их на пять минут: долго ли поднять четыре бревна. Так всё мимоходом, глядишь, а дом-то растёт в день по венцу.

Кто-то смекает иначе и девятиметровые брёвна поднимает со взрослым сыном на самый верх вдвоём. Для этого рядом со срубом вкапывают колодезный журавль, называют его — очап. Он действует как подьёмный кран, прост в изготовлении и эксплуатации. В то время, когда бревно, подцепленное верёвкой с крючком, поднято на необходимую высоту усилием рук, веса тела и дополнительного груза-противовеса, конец верёвки со стороны противовеса фиксируют на подготовленной специально для этого опоре. Один из мастеровых поднимается на стену и лёгким качком определяет бревно на место, в то время как оставшийся внизу у опоры должен синхронно стравить конец — ослабить. Кто-то умудряется очапом поднимать брёвна в одиночку. В средней полосе я как-то видел, как хозяин один строил большой дом и сам поднимал всё наверх. Для этого внутри сруба посредине каждой из четырёх стен, немного отступив, надёжно вкопал в землю высокие стойки из брёвен — журавцы. Вверху на концах их врублены перпендикулярно короткие тонкие брёвнышки. К ним подвязал верёвки с крючками, на них перецеплял небольшую талёвку, за счёт которой можно поднимать груз без усилия. Поднял бревно, перецепил её на следующий журавец.
 
На определённой высоте, может быть на третьем-четвёртом венце сверху, посредине длины сруба поперёк его врубается толстая балка — «матица». Её называют везде по-разному, сохраняя единый смысл, это может быть «матка», «матница». Число их зависит от толщины и размеров помещения. Колеблется от одной до трёх. Она как мама держит основную тяжесть перекрытия на себе. Сейчас оба конца её изготовляют в форме ласточкиного хвоста с расширением к торцу. Их укладывают в пазы, сделанные «впотай», такой же формы, не забыв положить деньги для богатства. Верхним бревном они прижимаются. С улицы они могут быть не видны. Раньше и где-то, возможно, и сейчас концы их выпускают на улицу, так как на них можно опирать стропильные конструкции, при желании по ним можно подшить карниз. Торчащие на улице концы называют огнивами. О матице есть множество загадок: «мать в избе — рукава на дворе» или «лютая свекровь семью стережёт, свекровь рассердится — семья разбежится». Есть и поговорки: «худая матка всему дому смятка». Матица играет роль стяжки, удерживающей стены от раздвигания из-за нагрузки, передаваемой кровлей через быки-стропила. Верхняя часть матицы, смотрящая на небо, ровно затёсана, чтобы поверхность потолка, образуемая плахами перекрытия, была ровной. Она служит и промежуточной опорой и исключает прогиб потолка. Кривое бревно, обращенное горбом кверху, сослужит хорошую службу. Есть дома с подпорками под матицей близ печного угла. Такую опору с двумя подкосами наверху называют «крестом».
 
Матицу поднимают на место с пирогом, испечённым хозяйкой по этому случаю. Он привязан чересседельником, накинутым на матицу. Далее «хозяин ставит в красном углу зелёную веточку берёзки, а затем из среды плотников выступает такой, который половчее прочих и полегче на ногу… Он начинает священнодействовать: обходит самое верхнее бревно, или черепной венец, и рассеивает по сторонам хлебные зёрна и хмель. Хозяева всё это время молятся Богу. Затем севец-жрец переступает на матицу, где по самой середине ея положены: хлеб, соль, кусок жареного мяса, кочан капусты и в стеклянной посудине зелёное вино (у бедняков горшок каши, укутанный в полушубок). Лычко перерубается топором, шуба подхватывается внизу на руки, содержимое в карманах выпивается и поедается». — так пишет об этом обряде известный нам С.В. Максимов.
 
После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы всё село видело, что положили матицу. На этом этапе самое главное пройдено. Много в жизни сельского человека связано с ней разных поверий. Так впоследствии для того, чтобы путь был счастливым, перед уходом следовало подержаться за неё. Найденный от бороны зуб подтыкали под матицу, это якобы, предохраняло избу от клопов, блох и тараканов. У коровы новокупки, а также у лошади на режище отрезали пучок шерсти и подтыкали её под матицу; имя жениха узнаётся «слушанием под матицей».
 
В матицу в удобном месте вворачивается металлическое кольцо, куда потом вставляют очап — гнущуюся прочную еловую жёрдочку. Один конец её опирается в потолок, ко второму подвешивается кроватка для младенца — зыбка. К зыбке цепляется верёвочная петля, под ногу у самого пола. Поэтому руки у няньки были свободны, так можно спокойно прясть или вязать и баюкать ребёнка.
 
Самое верхнее бревно длинной стороны сруба служит опорой для «быков» (стропил) — оно значительно выступает за фасад. Также и нижние несколько брёвен под ним. Они усиливают опору. Это — перепуск или консоль по-современному. Его художественно оформляют. Эти фигурно вытесанные концы верхних брёвен называют усами. На консоль опирается карниз крыши со стороны фасада с улицы. Чем выше дом, тем длиннее делают консоль и, соответственно, больше вылет карниза. Так он лучше защищает стену от намокания.
 
Сверху над матицей бывает один-два венца и больше, если хозяева желают сделать чердак свободней. Последний венец дома профессионалы называют мауэрлатом, селяне — каретным. Он может быть скреплён нижними стяжками стропильных ног или своими собственными, так как воспринимает все нагрузки крыши. В него опирают стропила. Если рубят дом по-старинке без гвоздей, на самцах, торцовым стенам над перекрытием придают форму треугольника. Брёвна на них на каждом венце короче и короче. Когда положен князёк — коньковая слега, изба вчерне готова и поглотила столько материала, сколько понадобится теперь на внутреннее убранство и отделку. Но о крыше и кровле мы поговорим подробней. Не так всё просто, да и интересней.
 
Если сруб заготавливается предварительно, а не рубится на постоянном месте, после его полного изготовления проводится точная маркировка всех брёвен и балок. Затем можно безбоязненно перевозить сруб, не сомневаясь, что все детали встанут на свои места, и не надо будет подгонять что-то заново. На внешней стороне стены, начиная с первого венца по порядку до последнего бревна вверху, у углов делают неглубокие зарубы — какое бревно по счёту, начиная снизу, — столько и метин, для простоты используют римские цыфры. Так же на всех остальных стенах с внешней стороны. Внизу у этих метин, немного в стороне, оставляют меньшего размера «прим» — номер самой стены от одного до четырёх, если клеть, до пяти — если пятистенок. На сутунках отмечают номер простенка. Другие элементы дома маркируют такими же зарубами, но порядок для них свой. При желании маркируют венцы и масляной краской.
 
Сидя наверху, с удовольствием наблюдаешь за происходящим окрест. Тогда легко вздохнётся, помечтается о добром, невольно подумается: «горька работа, да хлеб сладок», «работа и мучит, и кормит, и учит». А у молодого и вовсе душа ликует от ощущения сделанного, от свершившейся возможности самостоятельного творчества. Да, «добро делать спешить надобно!»