Александр Васильевич Охрименко 2 вариант отредакти

Александр Приймак
Харьковчанка Светлана Груздева (ныне живёт в РФ) познакомила меня с абсолютно легендарной личностью Александром Васильевичем Охрименко (профессионал-филолог высокого уровня, педагог, заслуженный учитель Украины), который стал моим вторым литературным учителем и другом, научившим меня раз и навсегда тому, что нет и не может быть неприкасаемых авторитетов. Всё решают, как правило их тексты, и только они. Исключения, конечно, бывают, но редко: так, мы разошлись во мнении о значении Бориса Абрамовича Слуцкого в настоящей поэзии, и его месте среди харьковских поэтов.
А. Охрименко – уникален во всём, педагог от Бога. Имел 1 разряды и по футболу, и по шахматам. Его партии вошли в число 100 лучших в Харькове. Фактически он выполнил и норматив кандидата в мастера, но просто не поехал за "корочками", как он сам мне признался.
Он коренной харьковчанин. У него трое отдельно живущих взрослых детей, несколько внуков и жена…
Отец - инженер. Мама - закончила Харьковский мединститут, училась с будущим ректором А.Я. Цыганенко. Ранний интерес к книгам у Охрименко пробудила бабушка Люба, учительница математики (у нее учился будущий академик А.В. Погорелов). Бабушка много читала, часто дарила книги внуку, она же однажды отвела его на занятия в литературный кружок. Поощряемый бабушкой, юный А.В. с 12 лет стал приобретать книги самостоятельно.
Закончив школу в 1969-м, А.В. под влиянием отца пошел учиться в ХИРЕ. В студенческие каникулы А.В. несколько раз выезжал в составе стройотряда в села Харьковской области, собирал местных ребят, играл в футбол, читал стихи, рассказывал о жизни и книгах. В те же годы он поработал пионервожатым в летних детских лагерях. Дети к нему тянулись, а друзья прозвали его «Детский праздник». Стало очевидным, что общение и работа с детьми – его призвание. После 3-го курса забрал документы из ХИРЕ и поступил на 1-й курс Пединститута, на фил.фак (можно было податься и в Универ, но там обучение составляло 5 лет, а не 4, как в Пединституте, - А.В. не хотел терять год). Учился он с удовольствием: ему было интересно и комфортно, обстановка - «домашняя». Ещё студентом, организовал и вел в нескольких школах Харькова литературные кружки. Водил учеников в Союз писателей, они показывали свои сочинения и получали отзывы. Тогда же А.В. познакомился с некоторыми молодыми харьковскими литераторами (Рувинская, Добрынина, Евса, Минаков).
В 1974 г. в жизни А.В. произошла судьбоносная встреча - преподаватель Пединститута Г.Ф. Калашникова привела его в Лит.студию при городском Дворце пионеров и познакомила с ее основателем и руководителем Вадимом Левиным, известным детским писателем и поэтом, выдающимся педагогом, горячим энтузиастом детского воспитания и развития. Левин и Охрименко подружились. А.В. стал помогать Левину в делах Студии, а после окончания института по распределению получил там работу. В 1980 г. он сменил Левина на посту руководителя Студии, когда Вадим Александрович ушел на преподавательскую работу. В этой роли А.В. пребывал вплоть до 1997 г., когда был вынужден покинуть работу в связи с быстрым ухудшением зрения. За время его работы через Студию прошли несколько сотен детей, получивших там хорошее литературно-художественное и эстетическое воспитание и познакомившихся с лучшими образцами мировой литературы. А.В. вместе со студийцами готовил и ежегодно проводил множество тематических мероприятий с участием порой до 300-400 детей и взрослых, с включением в программы литературных постановок, игр и импровизаций. Несколько его студийцев впоследствии стали профессиональными литераторами или нашли себя в педагогике и образовании: писатель Андрей Краснящих, филологи И. Ачкасова, М. Рассоха, Е. Левинштейн. Атмосферу Студии, ее влияние на формирование личности молодых воспитанников и ведущую роль в этом ее руководителя образно описал А. Краснящих в «Харьков торгашеский. Харьков шекспировский. Гамлет, помогающий городу раскрыться, а нам понять, что такое харьковский замес» (https://focus.ua/long/372607/).
«… Александр Васильевич был похож на Александра Сергеевича: кучерявые волосы, горящий взгляд, стремительные движения, лёгкая походка и, наверное, ловелас: мы часто видели его прогуливающимся то с одной, то с другой женщиной, жестикулирующего и что-то на память читающего — а женщины смотрели и слушали во все глаза. «На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию» — так и Александр Васильевич использовал поэзию по назначению (Стоит ли удивляться, что он и сам становился порой просто культовым – для иных любительниц, скажем, поэзии и его самого.  Но они приезжают к нему даже из Прибалтики и окружают его самыми прозрачными намёками – из шекспировских и иных творений. И всё это в присутствии жены, угощающей гостей пирогами, их нисколько  не смущает и снование его деток – пешком и на велосипедиках . Они пишут ему столь же витиеватые письма. Он отвечает просто: «Дети чувствуют себя хорошо»).
Сам стихов не писал. Зачем, когда вокруг их столько, хороших» и …разных!.
И плохих, которые мы ему приносили, свои…. Хотя Александр Васильевич этого не требовал, он вообще, как мне помнится, нас не критиковал, если что-то получалось, выходила удачной строчка — хвалил: «О, посмотрите, как здорово!» Но его задача была… показать, что такое хорошая поэзия, дальше — sapienti sat(«для понимающего достаточно»). …
Не меня одного Александр Васильевич отучил писать стихи — сюда, в литстудию областного Дворца пионеров стекались — а куда ж — юные графоманы со всей Харьковской области, каждый — гений, каждый рифмует «кровь» и «любовь» и выжимает из себя страсть, о которой читал у Пушкина, или Тютчева, или Блока. …
Итак, чем мы занимались на литстудии (помимо того, что пели «У кошки четыре ноги»)... О главном: Александр Васильевич не учил, а отучивал писать стихи, мы разбирали чужие — Слуцкого, Винокурова, Левитанского, Д. Самойлова — как это сделано, из чего состоит. На чём держится. О чём говорит про себя. И говорило оно совсем о другом, чем стихи в школе, не опровергая, но и не касаясь, не пересекаясь. Да и с самим «Гамлетом» в школе было как-то так, средне, вместо «Гамлета» шёл Мольер, а Шекспир — не для детей... «Гамлета» мы разбирали на литстудии. …
Для меня литстудия стала убежищем, альтернативой школе, но Александр Васильевич, похоже, школу вообще не замечал, не обращал на неё внимания.
Из газетного интервью с А.В.:
- Что Вы скажете о программе средней школы по русской литературе?
- Почти вся советская программная литература состоит из лжи и вранья.
…В Спилке над Александром Васильевичем посмеивались, говорили о ревности, конкуренции, Спилка была такой вальяжной и на литстудию смотрела свысока, как на самодеятельность. Запрет на Спилку …Александром Васильевичем не объяснялся, помню лишь, он говорил, что там «портят».
А вот куда он сам водил, возил нас, и куда без него нам и в голову не пришло бы попасть, — в интернат для слепых и Куряжскую колонию…Вероятно, мы бывали с ним и в других подобных местах, …там …слушали нас, читающих свои стихи и рассказы, и аплодировали, и задавали потом вопросы. … Это были первые наши литературные выступления, первая аудитория… мы возвращались радостные, воодушевлённые...
А.В. был активен, напорист и преисполнен энтузиазма. Одной Литстудии ему было мало и он много лет параллельно работал с детьми в самых разных учебных заведениях города. Это были как волонтерские литературные кружки, так и штатная преподавательская работа в нескольких средних школах и детских интернатах (в т.ч. в школе - интернате для незрячих и в интернате для трудновоспитуемых подростков). Одним из знаковых образовательных проектов Харькова, было открытие в 1992 г. одного из первых негосударственных учебных заведений города – гимназии «Очаг» (организаторы Е.В. Медреш, С.Ю. Курганов, А.В. Охрименко), работающей и ныне. В основу учебных программ гимназии положена методика развития детей через приобщение к лучшим образцам литературы и искусства и вовлечения в литературное творчество. Эта методика, разработанная, обоснованная и впервые реализованная В.А. Левиным, дала важнейший результат – сформировала хороший художественный вкус у детей, что позволило им увереннее ориентироваться как в многоцветном мире искусства, так и жизни в целом. Обобщение теоретических положений и опыта развивающего обучения позволило Вадиму Левину, А.В. и их коллегам подготовить серию совершенно новых учебных пособий - хрестоматий по литературе для учеников младших классов общеобразовательной школы. Это были  20 книг с образцами мировой литературы для учеников начальной школы, по 5 сборников для каждого из 4-х лет обучения. В середине 90-х гг. хрестоматии были изданы массовым тиражом при финансовой и организационной поддержке Фонда Сороса.
Это был результат огромной работы по выявлению и отбору образцов лучшей детской поэзии и прозы как среди классиков литературы, так и у молодых талантливых авторов. А.В. утверждает, что при этом они впервые «ввели» в большую детскую литературу нескольких новых поэтов, таких, как Марк Вейсман, школьный учитель математики из города Черкасы, Людмила Фадеева из Ленинграда, Людмила Новицкая из Белоруссии. Интересно, что активное участие в отборе материалов для этих хрестоматий принимали воспитанники А.В., студийцы его Литературной студии.
Рассказывая о своей многолетней литературно-образовательной и педагогической работа, А.В. Охрименко постоянно подчеркивает, что практически все полученные им и его коллегами результаты (лит. Хрестоматии, несколько библиографий детской литературы, научные публикации, литературные вечера, семинары и игры) – были подготовлены с помощью книг и иных материалов из его огромной личной библиотеки… На сегодня общее число единиц хранения в библиотеке по утверждению ее хозяина составляет величину, близкую к 30 000…
«Один глаз он потерял еще в молодости в результате спортивной травмы (Александр в те годы забивал 9 из 10 мячей в «девятку». И тренер из «Металлиста» прочил ему блестящее футбольное будущее), а второй отказал … после нескольких десятилетий постоянной перегрузки».   
Через "университеты" Александра Охрименко прошли десятки, если не сотни, людей, многие из которых стали поэтами, писателями, журналистами и другими достойными людьми а сами его студии со временем были поименованы "ОХРА" (Александр Охрименко то есть).
Однажды я впервые осмелился почесть в присутствии А.Охрименко свои стихи. Он слушал с интересом. Затем попросил посмотреть, каким почерком они написаны. Помолчав, изрёк:
  - Ммм...Почерк, конечно, не рядовой, не очень разборчивый, но ...до сумасшедшего... у И.Риссенберга не дотягивает.
Тот же Александр Охрименко приглашал меня на различные уникальные мероприятия, в том числе выступление в Чичибабин-центре Дмитрия Быкова. Поразило многое: умение Д.Быкова ловко сочинять "бесконечные" стихи, то, что он - живчик-толстячок, с вылезавшей из брюк футболкой, уже бывшей не в состоянии скрыть его более, чем просто роскошный животик, при том откровенно сознавшийся, что приехал в Харьков водочки попить.
  Присутствовал А. Охрименко и на нашем совместном с Олегом Петренко выступлении там же на тему "Маяковский в Харькове", после которого скуповатая на похвалы, особенно местным, Лилия Карась-Чичибабина заметила: "Замечательный вечер!" (несмотря на неоднозначное отношение к Маяковскому самого Чичибабина). Благодаря ему же мы провели и замечательное выступление ОХРы, посвящённое дню рождения Маяковского прямо в сквере Поэзии: развесили его портреты – потрясающей выразительности - Вики Мясницкой – филолога, переводчицы и художницы от Бога, читали стихи Поэта!..
  С моей лёгкой руки, когда бывшая ОХРА существенно поредела, я организовал литературные четверги у Александра Охрименко. Туда ходят также Елена Приходько и некоторые другие люди, приглашаемые нами.
  А. Охрименко выступал неоднократно и на проходящих в "Хеседе" "Поэтических посиделках", в которых я играю роль старосты и ведущего-исполнителя, задающего темы и проводящего их самостоятельно или с помощью приглашённых поэтов. Среди таковых побывали Роман Левин, Алексей Бенкевич, Виталий Ковальчук, Сергей Потимков и другие.
А. Охрименко собрал громадную библиотеку. Двухкомнатная «хрущевка», незапертая входная дверь, плотно заставленные  книгами стеллажи, шкафы и полки, начинающиеся от двери и продолжающиеся по стенам коридора и комнат. Книги плотно стоят на полках, лежат аккуратными штабелями до потолка поверх шкафов и стеллажей, на столах и под ними, и во встроенных кладовках. Хозяин квартиры 70-летний А. В. Охрименко, несколько лет назад практически потерявший зрение, гостеприимен и активен, легко идет на контакт, охотно и интересно рассказывает, подробно отвечает на вопросы.
А. Охрименко – абсолютно уникальный полемист, и спорить с ним, как правило, мало кто решается: себе дороже! Иногда казалось, что он знает всё обо всём. По крайней мере я не встречал в своей жизни никого, кто бы так виртуозно владел вопросами теологии, прежде всего, так называемого православия.
Удивительная книжная память, закрепленная десятилетиями постоянной работы, позволяет ему читать на память многие отличные стихи! А.В. очень общителен, активно поддерживает разговор на многие темы. Он азартный, цепкий, но дружелюбный спорщик. Обладает изрядным чувством юмора, то и дело его проявляя – в своих рифмованных парафразах на тему читаемых поэтов. Он потрясающе интересный, временами нелегкий собеседник. Интересный, потому что умеет о многом говорить предметно. А нелегкий  оттого, что основная тема разговора нередко начинает ветвиться на несколько параллельных тем, заставляя собеседника напрягаться, чтоб уследить одновременно за магистральным рассказом и за сопутствующим контекстом. Он может говорить о своих книгах и о своей профессии часами, вводя в оборот все новые и новые темы. Часто этим контекстом …служит литературно-художественная и вообще культурная жизнь Харькова … 20-го и уже нынешнего века, участниками которой были такие известные харьковчане, как Борис Чичибабин, Эдуард Лимонов, Вадим Левин, Лидия Яновская, Игорь Муратов, Ирина Евса, Борис Зильберштейн, Андрей Краснящих и другие литераторы, педагоги, общественные активисты.
Сегодняшний литературный круг общения А.В. Охрименко по понятным причинам сузился, но не прервался. Во-первых, его регулярно приглашают на периодически проходящие в городе литературные вечера и встречи, где он обычно выступает с рассказами о тех или иных событиях в литературной среде и обязательно сопровождает рассказы показом книг из своей библиотеки. Во-вторых, А.В. продолжает регулярно общаться с некоторыми харьковскими писателями, поэтами и педагогами.
У Александра регулярно бывают его друзья, ученики, знакомые, помогают в быту, читают ему книги…
Упомянем еще о книжных дарениях и об открытости частной библиотеки для читателей «со стороны». УА.В. десятки и, иногда, сотни книг передавались им в библиотеки детских интернатов и школ Харьковской области, в адрес разных лит.конкурсов для призов победителям и отдельным своим ученикам в Литстудии. Первое внушительное книжное дарение А.В. сделал еще в год окончания им средней школы (в 1969 г), отдав в детскую комнату своего микрорайона около 150 книг для подростков… А.В. почти 15 лет (с 1971 по середину 80-х годов) …выдавал книги приходящим читателям, заполняя на каждую выдачу специальный формуляр библиотечного типа. При этом А.В. обязательно советовал, что нужно было бы почитать еще, а при возвращении книги –расспрашивал читателей о полученном впечатлении. У А.В. хранится грамота Правления добровольного общества любителей книги Украины… 1983 г. за победу в Республиканском туре Всесоюзного конкурса на лучшую личную библиотеку, открытую для общего пользования. Еще одну грамоту подобного толка вручили А.В. уже в 2005 году от имени еврейского Культурного центра в Харькове. При этом именно А.В. стал единственным дарителем 300 книг для еврейского Культурного центра!
Недостатки таланта обычно являются продолжением его достоинств.
Так, я давно и практически безуспешно пытался "показать" ему возможности излечения не "традиционными" методами (европейского типа, ещё хуже - СССР), а восточными, но тут он стоит, как скала. Хотя наши врачи лечат отдельные болезни (притом, далеко не бесплатно), а восточная медицина - человека в целом, что гораздо эффективнее и, что немаловажно, дешевле и быстрее, и надёжнее.
Александр Охрименко очень щедрый человек. Если он знает, что может помочь человеку, всегда это делает. Мы с Еленой Приходько это неоднократно ощутили на себе. О традиционных раздариваниях отдельных экземпляров своей богатющей библиотеки я уж и не говорю отдельно: это уже как бы в Сашином порядке вещей.
В завершение рассказа об А.В. Охрименко и его библиотеке выполняю одну его просьбу. Он попросил  поместить в рассказе об истории его библиотеки слова благодарности своей жене Валерии за ее безграничное терпение многих неудобств, неизбежных при длительном проживании в огромной библиотеке, и за ее понимание жизненной миссии своего супруга. Однако, от себя добавлю: мне лично жаль, что Саша лишён постоянного каждодневного её присутствия и внимания. Но это тоже - обратная сторона жизни многих гениальных и талантливых личностей, к коим А.В.Охрименко несомненно принадлежит.
Более того,я уверен, что все наши власть имущие крайне нерационально относятся к тому бесценному запасу знаний, которым обладает редкий энциклопедист, действительно редчайший НАУЧНЫЙ атеист Александр Васильевич Охрименко, готовый делиться ими, что он и делал фактически большую часть своей подвижнической Жизни!