Мирра Лохвицкая поэтесса - лауреат Пушкинской прем

Павел Пегов
 



       Мирра Лохвицкая и Константин Бальмонт

 

Мирра Лохвицкая: 1 декабря 1869 года - 9 сентября 1905 года.

Звоном серебряной струны прозвучала поэзия этой женщины в конце 19 - начале 20 века в России.

Но судьба была к ней немилостива.

Хотя в начале всё складывалось очень благоприятно.

Мария Александровна Лохвицкая родилась в состоятельной семье.

Её мать была обрусевшей француженкой, любившей литературу и очень начитанной.

Мария училась в московском Александровском училище.

И уже в 15 лет начала писать первые стихи.

Сестра Марии, Надежда, тоже была наделена богатыми литературными способностями.

Она прославилась стихами и юмористической прозой под псевдонимом Тэффи.

Но о ней я, быть может, напишу отдельный очерк.

А в мировой литературе достаточно редко встречаются случаи, когда сёстры, или братья избирают литературную стезю и получают широкую известность и признание.

Например сёстры Бронте в Англии, братья Гонкуры во Франции, сёстры Лохвицкие в России, братья Стругацкие в СССР.

Мария и Надежда договорились между собой не конкурировать.

Поэтому и псевдонимы у них разные.

В начале поэтической карьеры Мирре сопутствовал грандиозный успех: она своими стихами очаровала  и собратьев по перу, и литературных критиков.

Первый сборник своих стихов Мирра выпустила 1896 году: "Стихотворения 1889-1895г.г."

И уже на следующий год он получил престижную Пушкинскую премию.

«После Фета я не помню ни одного настоящего поэта, который так бы завоевывал, как она, „свою“ публику», — писал В.И. Немирович-Данченко."

(википедия)

К концу 19 века Мирра Лохвицкая достигла пика популярности.

А затем начались трудности со здоровьем и тягостный скандал в связи с отношениями с не менее знаменитым и популярным поэтом Константином Бальмонтом.

Я не буду описывать перипетии этой драмы.

И даже не стану сообщать своё отношение к её персонажам.

Но мне искренне жаль талантливую женщину, ставшую жертвой низменных  сплетен "светского" общества.

Свою роль сыграли и болезни.

Умирала Мария Александровна тяжело.

Она прожила недолгую, но очень яркую жизнь.

Вот что сказал её друг-недруг и любимый человек: "Бальмонт сказал, что любил её и продолжает любить до сих пор: её портрет сопровождает его во всех путешествиях…— <cite>Фидлер Ф.Ф. Из мира литераторов."</cite>

(википедия)

И наступила пора забвения.

На сцену пришли другие кумиры.

Возрождению доброй памяти о замечательной поэтессе в значительной мере способствовал другой изгнанник, но тоже замечательный поэт Игорь Северянин.

Он искренне любил стихи Мирры Лохвицкой и восторгался её творчеством.

И его усилия не пропали даром.

К концу 20 столетия имя Лохвицкой зазвучало на страницах печати.

Многие критики стали считать её предтечей Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Могу смело признаться: я согласен с этим мнением.

И в заключение я представлю любителям поэзии некоторые стихи удивительной и восхитительной Мирры:

 

Начну с самого известного стихотворения:

 

           ***

         Если прихоти случайной...

 

Если прихоти случайной
И мечтам преграды нет —
Розой бледной, розой чайной
Воплоти меня, поэт!

Двух оттенков сочетанье
Звонкой рифмой славословь:
Желтый — ревности страданье,
Нежно-розовый — любовь.

Вспомни блещущие слезы,
Полуночную росу,
Бледной розы, чайной розы
Сокровенную красу.

Тонкий, сладкий и пахучий
Аромат ее живой
В дивной музыке созвучий,
В строфах пламенных воспой.

И осветит луч победный
Вдохновенья твоего
Розы чайной, розы бледной
И тоску и торжество.

(с)

И малоизвестное, но очень красноречивое:

                ***

    Если б счастье моё было вольным орлом...

 

Если б счастье мое было вольным орлом,
Если б гордо он в небе парил голубом,-
Натянула б я лук свой певучей стрелой,
И живой или мертвый, а был бы он мой!

Если б счастье мое было чудным цветком,
Если б рос тот цветок на утесе крутом,-
Я достала б его, не боясь ничего,
Сорвала б и упилась дыханьем его!

Если б счастье мое было редким кольцом
И зарыто в реке под сыпучим песком,-
Я б русалкой за ним опустилась на дно,
На руке у меня заблистало б оно!

Если б счастье мое было в сердце твоем,-
День и ночь я бы жгла его тайным огнем,
Чтобы, мне без раздела навек отдано,
Только мной трепетало и билось оно!

 

                ***

И последнее, чтобы не утомлять публику:

 

      Моя душа, как лотос чистый

 

Моя душа, как лотос чистый
В томленьи водной тишины,
Вскрывает венчик серебристый
При кротком таинстве луны.

Твоя любовь, как луч туманный,
Струит немое волшебство.
И мой цветок благоуханный
Заворожен печалью странной,
Пронизан холодом его.

(с)

По материалам интернета.