Ирина Одоевцева. Продолжаю вспоминать. Переделкино

Тамара Воронина 2
Ирина Одоевцева. Продолжаю вспоминать….Переделкино.
       Год, проведенный в Ленинграде с Ириной Владимировной, очень повлиял на все мое творчество.  Серебряный век растянулся на несколько творческих вечеров, обогащенных, нет сдобренных творчеством Ирины Владимировны Одоевцевой. Эта атмосфера, этот воздух так повлияли и на мою жизнь, буквально, на восприятие  людей, которых я знала и которые появлялись  в моей жизни. Да.. Как-то все я видела и воспринимала и через призму ее глаз и ее оценок. Она по гороскопу Лев, день рождение в августе, мы отмечали его в Переделкино. так вот, Анна Петровна и моя дочь Наташа закупали в Москве провизию. А время-то 1988-89гг, С продуктами – то  туговато, а с деликатесами –то и того труднее. И вот они привозят, я просто ахнула : и копченая колбаска, да какая, красная и черная икра, по-моему сумки четыре полных. Гостей-то много. Ирина Владимировна в восхищении. Но вот забавная деталь. Рядом с нашими номерами жила писательница с сыном, такой медвежонок-толстячок. Он к моей дочери так и лип, приглашал ее погулять, заходил к Ирине Владимировне. И вот, когда они с этими сумками шли, он встретил и помог донести. И прямо занес к нам. Когда Ирина Владимировна все это увидела, восхитилась и говорит: «Какой у тебя кавалер. И это все он оплатил? Вот это поклонник, таких не отпускают, не важно, что он не очень красив, но ведь сколько купил, какой щедрый…», а мы все это слушаем, улыбаемся про себя, и ждем, что скажет, узнав, что он не имеет никакого отношения к подаркам. Так оно и есть.  «Ирина Владимировна,- говорю я,- это не он купил ,это Анна с Наташей все доставали в Москве»- « Как ? это не его подарки?».-«Нет»- « тогда он нам не нужен, такие, как он, нам не интересены. Отправь его вон. Он не интересен. Тебе такой не нужен.. Скряга, скупой, жадный.. нам такие не нужны». А я говорю: «Наташа, учись жизни, мудрости, и умению устроить жизнь». Мужчина должен осыпать женщину, если она ему нужна. И потрясающая деталь. Она сидит в кресле, в своем кресле-каталке. Забрасывает  рукой свою красивую ножку на ножку и так величественно: «Если бы не это кресло, я бы еще очень и очень могла..». Это надо было не только слышать, это надо было видеть.93 года, ну и что…она иногда так восхищала своей женственностью, которая просто укладывала на повал. И ничего не скажешь и не возразишь..
Мы рассматривали, сколько она сделала подтяжек ,…Очень много. Шовчики невидимые. Как-то она мне говорит : «Марочка а что если я еще "подошьюсь", мне ведь это не повредит. В Париже это на каждом шагу, зашел ,подшился и дальше пошел.» « Что так просто.. А у нас это делают хирурги  в больницах, потом наркоз, лежат.» -«Ерунда какая-то. Это так в России?... Жаль. В Париже это просто». И только сейчас я думаю, что она имела ввиду  обкалывание гиалуроновой кислотой, которая очень освежает женское лицо, да и мужское тоже, потому что это просто хорошая подкормка морщинам. Ну что ж в нашу Свободную Россию и это пришло. А в Советском Союзе мы об этом не слыхали. Даа.. за последнее время, лица очень помолодели и посвежели, думаю, благодаря косметическим салонам. Ну что ж, это хорошо.
Мы восхищались ее лицом. В 93 года  прекрасная кожа, очень умеренные морщины, не вызывают жалости, когда смотришь на изношенное, пожелтевшее от возраста лицо, да и становится жалко носительницу, хозяйку фасада. И вспоминаю: « Марочка, а может мне подшиться немного, как Вы думаете?» и   я бы ответила : « Ну, конечно, Ирина Владимировна, чуть-чуть подошьемся для свежести.... Я приглашу домой косметолога, и она все выполнит в лучшем виде, как в Париже»
Народная арт. России Тамара Никитична Воронина.
1 ноября 2019г. Екатеринбург