По-пацански. Охота на слова

Александр Ерошкин
Удивительная судьба у этого наречия: из языка улицы оно попало сразу в политический лексикон. В своём босоногом детстве мы друг друга часто называли пацанами и никакого унижения при этом  не испытывали.

Наречие по-пацански использовалось не часто, для нас оно предусматривало  разговор мальчишек с теми, кто старше, иногда со взрослыми, но при этом мы, мальчишки, сохраняли своё достоинство, не позволяли, чтобы нас  похлопывали  по плечу или  гладили по голове. Мы же взрослых по голове не гладим…  Мальчишки были равными участниками переговоров. Не всегда это удавалось сделать, но всегда к этому стремились.

А потому, когда в словаре синонимов русского языка я увидел, что у слова  по-пацански всего два синонима: по-пацановски  и по-хулигански, я понял, что составители словаря в этом просто не разобрались, да, похоже,  и не пытались разобраться.

Допустим, хулиганами мы не были. Но на каждый роток не накинешь платок. Не удивительно, что кто-то из взрослых соседей  в улице называл нас хулиганами, Это от незнания. Вспомним, тимуровцев из повести Аркадия Гайдара тоже называли часто хулиганами.

На мой взгляд, по-пацански – это попытка на равных,  на одинаковых для той и другой стороны условиях провести переговоры. Есть при проведении переговоров общие для всех принципы. Послов не бьют. Парламентариев не трогают. Сильный не трогает слабого в течение всего периода переговоров. А дальше – как договорятся.

Наречие по-пацански вспомнили, когда президент Украины Владимир Зеленский приехал в поселок Золотое  и провел беседу с украинскими националистами, которые мешают разведению боевых  сил и прекращению на границе Украины и Донбасса боевых действий.  Ранее боевики  заявляли о готовности ввести десять тысяч человек в этот населенный пункт и таким образом сорвать выполнение минских договоренностей.
Вот этот разговор, на мой взгляд, и можно оценить наречием по-пацански. Президент опустился до уровня боевиков, незаконно владеющих оружием?  Или боевики своим поступками повысили свой статус, разговаривая как бы на равных с верховным главнокомандующим?

Конечно, Зеленский проявил мужество, проведя переговоры по-пацански с боевиками на их территории. Плохо другое, что результаты переговоров почти нулевые.
СМИ сообщали, что после в Золотое  нагрянули подразделения военной полиции с целью якобы разоружить ветеранов АТО. Позже появилась информация о том, что из Золотого якобы вывезли все нелегальное оружие. Однако в МВД Украины заявляли, что оружие легальное, а в офисе президента настаивали, что нет. При этом сами националисты утверждают, что все вооружение при них, и если будет дан приказ о разведении, то к линии разграничения приедут еще тысячи их сторонников.
В общем,  переговоры по-пацански ещё раз указывают на отсутствие на Украине твёрдой власти, какой-либо государственности.

Прокомментировать ситуацию попросили российского президента Владимира Путина  во время его визита   в Будапеште и переговоров с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном.

Вот прямая речь:

«Сам господин Зеленский на украинского националиста, естественно, не похож, но сможет ли он справиться с ними, мне сейчас трудно сказать. Правильно ли он выбрал форму общения как президент и верховный главнокомандующий, чтобы на линии соприкосновения уговаривать людей, которые отказываются подчиняться его приказам, я тоже не знаю. Это, скорее, журналисты дадут более точную оценку. Вопрос в том, доведёт ли он до конца то, что было сказано публично и то, то он сам считает целесообразным сделать. В данном случае - не такой уж сложный вопрос - разведение противоборствующих сторон на линии соприкосновения в двух населенных пунктах. Это тянется годами. Теперь ясно почему: потому что националисты не хотят уходить и не хотят выпускать оттуда украинские войска,» - заявил Путин.

Инициатор переговоров по-пацански опустился до уровня боевиков, но пока не добился поставленной цели.

И тут самое время выразить восторг русской классике. Ситуацию разложил по полочкам Иван Андреевич Крылов в басне «Кот и Повар».

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что; же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»
Тут Ваську Повар укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курченка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот-Васька всё жаркое съел.
________
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.