Праздник - День мужчин

Александр Щербаков 5
Вчера и сегодня в «Одноклассниках» меня завалили поздравлениями с новым для меня праздником – Днем мужчин.  Удивительно, что еще год назад такого праздника не существовало, а в этом году появился. С чего бы это?  Или настоящих мужиков  мало стало, или вместо отца в некоторых странах Европы появился родитель  номер один,  вот и решили напомнить, что существуют нормальные  мужики, а те только те, кто называется себя мужчиной за то, что у него причинное место с яичками.  Именно так в анатомии называется эта часть детородного органа, а не яйца. Яйца бывают у курицы.

Почему-то мне захотелось порассуждать, кто, по моему мнению, может называться настоящим мужиком.  Конечно, мое мнение будет субъективно, но я оставляю за собой право его высказать.  Но вначале о себе, а читатели сами пусть судят, подхожу я под эту категорию, или зря меня поздравляют с Днем мужчин.

Я родился в небольшом поселке на севере Хабаровского края, расположенного среди сопок и тайги, в первые послевоенные годы.  И такая жизнь в поселке, где родители почти у всех работали, заставляла меня и многих моих земляков с детских лет помогать родителям вести домашнее хозяйство. Естественно, чем старше мы становились, тем больше обязанностей нам давали.  Одно перечисление работ, которые я выполнял по дому, учась в старших классах школы, говорит об этом.  Я должен был пилить вместе с отцом и колоть дрова, складывать их в поленницу,  носить их в квартиру, где было три печки, и топить, причем две печки – два раза в день, утром и вечером, иначе к утру в 40-градусные морозы в квартире было холодно.  Я выносил помои и воду из-под рукомойника, носил хорошую воду из водокачки. Когда у мамы была стирка, то воды носилось очень много,  не менее 6-8 ведер.  После снегопада я расчищал дорожки от  снега, которого бывало очень много.  Все это делалось зимой, а вот летом я помогал родителям сажать картошку, полоть и пропалывать её, осенью выкапывать, и уносить мешки с просушенной картошкой в подвал.

Летом родители меня отвозили к бабушке с дедушкой, у которых был свой огород, а также домашний скот – корова,  свиньи, куры и утки. Но если я работал в огороде наравне со взрослыми, то мое участие в уходе за домашним скотом ограничивалось поездкой на покос со взрослыми уже с 12 летнего возраста. Вначале я только сгребал скошенную траву в валки, потом, когда становился крепче физически, сносил копна сена в место, где ставился стог, чтобы  потом сено увезти на участок бабушки с дедушкой.  И такую работу я выполнял каждое лето.

Наше поколение получил в школьные годы  всесторонне развитие.   Нас учили выполнять работы из дерева, пилить, строгать доски, делать табуретки или нечто подобное.  Т.е. мы имели понятие о столярном деле, получили азы плотницкого. Потом нас стали учить слесарному делу, работе с металлом.  Но вот паять я научился у отца, поистине мастера на все руки.

Помимо физических качеств, нас воспитывали и нравственно. Даже книги мы читали на патриотическую тему – «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия» и другие.  Тот же  французский кинофильм «Три мушкетера» учил нас рыцарскому отношению к друзьям и,  особенно,  к слабому полу.

Еще в школе мне больше нравились, как сейчас бы сказали, брутальные мужики. Например, поэт Владимир Маяковский, актер Евгений Урбанский. Я и творчество Маяковского ценил больше, чем лирику Сергея Есенина. Уважал Юрия Власова, штангиста и писателя, своего земляка Владимира Голованова, олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике.  Таких крепких мужиков хватало в нашем спорте, ведь в борьбе, боксе наши спортсмены долгое время доминировали, а мой земляк с нижнего Амура, здоровенный парень Александр Барышников установил мировой рекорд в толкании ядра, где нужна физическая сила.

Помимо естественного укрепления здоровья, что было важно, ведь я родился весов 2200 граммов, и в детстве часто болел, я стал заниматься спортом, в том числе штангой, и к окончанию школы мог поднять над головой вес в 95 кг.  Совсем неплохо для юноши, который весил чуть больше 70 кг.  Такая закалка помогла мне по жизни, и весьма скоро. В совхозе, куда нас послали копать картошку после поступлении на первый курс медицинского института, я не работал в поле, согнувшись в три погибели, а работал  грузчиком на складе. Это все же лучше, чем копаться в земле.

И мне, студенту,  помогала физическая сила. Когда у меня не хватало денег, шел разгружать вагоны с мясом на хладокомбинате,  или суда, доставившие рыбу в бочках, в речном порту. В те годы зарождалась настоящая дружба.   Друзья, которые у меня появились в годы учебы в медицинском институте, остались на всю жизнь. Да и многие мои сокурсники тоже поддерживают со мной связь в социальных сетях, помня меня по студенческой молодости.

Когда мне пришлось отдавать свой воинский долг Родине, я не стал «косить»  от военной службы, как многие молодые люди. Нет, я три года отслужил на подводной лодке начальником медицинской службы  в период «холодной» войны и «горячей» войны во Вьетнаме, за плечами одна «автономка» , что такое, хорошо знают моряки-подводники.  Служил честно, свидетельство этому прием меня в КПСС именно во время службы.  Разгильдяев в партии на подводной лодке не принимают.  Да и настоящие мужские качества я приобрел именно во время службы, стал ценить не только каждый прожитый день, но каждый глоток свежего воздуха.

Чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни своей семьи, очень много работал. Не чурался никаких совместительств. Будучи врачом-рентгенологом, совмещал по эндоскопии и был дежурным врачом в травматологическом пункте.  Позже совмещал на  преподавательской деятельности в родном медицинском институте.  Это позволяло иметь заработок в советское время от 400 до 700 рублей, что для Хабаровска были большие деньги. 

Мои навыки в столярном и слесарном деле пригодились, когда я получил первую квартиру.  Это был конец 70-х годов, когда во всей стране был дефицит мебели из-за быстрого жилищного строительства.  Вот тогда я сделал двуярусную кровать для моих детей, кухонный гарнитур из списанных в больнице тумбочек, приложив смекалку и умелые руки. Позже самостоятельно наклеил керамическую плитку на кухне и в ванной комнате. Мне в этой работе помогали мои сыновья, которых я старался приучить к труду, временами мой отец, который в это время переехал из поселка в краевую столицу.  Если кровать со временем была разобрана по причине ненадобности, то гарнитур простоял больше 20 лет, до нашего отъезда в Сибирь.

И обои, которые мы сами клеили в нашей квартире, служили долгие годы. У нас были немаркие, темные обои, поэтому их не требовалось часто менять. Да и дети, которые помогали нам в этом, понимали, что пачкать и рвать обои не следует,  вели себя очень аккуратно дома.

При переезде в сельскую местность на старости лет, я не сидел сиднем, а своими руками занимался благоустройством квартиры на двух этажах, затем и благоустройством участков – палисадника перед квартирой и участка за домом. Но об этом я весьма подробно описал в этих  заметках. http://www.proza.ru/2019/05/23/453, http://www.proza.ru/2019/05/24/364

Немалого я достиг и на профессиональной стезе. Последовательно занимал должности заведующего отделением городской больницы, главного рентгенолога города Хабаровска, главного рентгенолога Хабаровского края, заместителя заведующего и первого заместителя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома,  директора крупной многопрофильной городской больницы в Нефтеюганске.  Врач высшей категории по рентгенологии и организации здравоохранения.  У меня не было блата, «мохнатой» руки, которая бы двигала меня по карьерной лестнице. Всего добился сам, благодаря трудолюбию и ответственному отношению к своей работе. Мои коллеги уважали меня за компетентность и справедливость. И это не просто слова. Многие мои коллеги являются моими читателями, и врать перед ними у меня нет резона.

Никогда не курил и очень мало употреблял алкоголя.  Считал выбрасыванием на ветер денег на покупку папирос и сигарет, к тому же с вредом для своего здоровья. Алкоголь стал употреблять в небольших количествах только после того, как родственник, долгие годы работавший в КГБ сказал, что, по мнению его коллег, не пьют лишь больные и «стукачи». А так как мой внешний вид не производил впечатления больного человека, я стал немного выпивать, чтобы не подумали, что «стукач».

У меня трое детей – два сына и дочь.  Все они сформировались как личности. Сыграло свою роль  воспитания дома и в школе.  Причем я не читал детям нотации, как не читали их мне мои родители, воспитывая собственным примером.  Не скрою, я оказывал им материальную помощь, но оба сына купили свои подержанные японские автомобили на свои деньги,  а дочери я отдал свой автомобиль, когда купил новый. Помогал и с жильем. Перед отъездом из Хабаровска один сын жил с нами, а второй сын и дочь – в своих квартирах.  Это помогло потом приобрести квартиры в Нефтеюганске, продав в Хабаровске при переезде. Кое-какую протекцию я оказывал своим детям, но так как они не пошли в медицину, мои возможности в этом отношении были весьма скромные.

В народе говорят, что человек состоялся, если построил дом, посадил дерево и родил сына.  Все это я сделал.  Выходит, я прожил жизнь не зря.  К тому же нарисовал генеалогическое древо в своем семейном сайте, где более тысячи родственников близких и дальних, из которых почти у половины есть их личные фотографии.  Так что мои внуки могут знать своих предков в шести поколениях. Тоже важное дело, согласитесь.

А теперь о тех качествах, которых характеризуют настоящего мужчину, по моему мнению.  Во-первых, это неплохая физическая подготовка, что позволяет мужчине выполнять некоторые виды физических работ. Понимаю, есть от природы хворые, но физкультура даже из таких делает минимально крепких парней.

Во-вторых, мужчина должен обеспечить своей семье достойный уровень жизни. Понимаю, в настоящее время это не всегда получается, очень уж выраженное имущественное расслоение народа, но стремиться к этому надо.  А в советское время этого достичь было непросто, но возможно, если проявлять смекалку и трудолюбие.

На счет рождения сына не могу сказать, что это необходимое условие, чтобы мужчину можно охарактеризовать как настоящего, всякое может случиться в жизни.  Так же как и своя крыша над головой.  Опять же в наше время это вполне доступно, приобрести квартиру по ипотеке, но как потом расплачиваться? Так что надо искать высокооплачиваемую работу, и здесь без связей не всегда получается.  В современной России возможности социального лифта очень ограничены.

Каждый настоящий мужчина должен уметь забить гвоздь, выполнить элементарный ремонт мебели, разобраться в инструкциях к бытовой технике и научить правильно её эксплуатировать свою вторую половину. Не грех уметь приготовить обычную еду – сварить или поджарить картошку, яйца, сварить макароны и пельмени, т.е. не остаться голодным, если дома нет жены или подруги.

Настоящий мужчина должен быть воспитанным, начитанным, хорошо знать этикет и  не лишним будет  уметь  танцевать. Но главное, он должен быть рыцарем, ни в коем случае не поднимать на женщину руку или не оскорблять её без повода.

Желательно, чтобы мужчина умел водить автомобиль и разбираться в его устройстве, особенно в наш век тотальной автоматизации. Но это далеко не важное качество, хотя, когда я купил свой первый автомобиль, и мы с женой поехали на нем, она сказала, что ей нравится смотреть, как я сижу за рулем, что я выиграл в её глазах, когда сам стал водить собственный автомобиль. Так что возьмите это себе на заметку, мужики.

И еще  должно быть у мужчины одно качество, которое позволяет назвать его настоящим мужиком.  Способность принять решение, которое может изменить жизнь к лучшему. Не только ему, но и его близким, если они ему действительно дороги.  Это бывает очень непросто, по себе знаю. Но если надо, то решение должно быть принято.  Мне за свою жизнь пришлось не раз принимать решения, которые меняли мою жизнь и жизнь моей семьи.  И большинство их шли нам на благо.

Очень хорошо, если человеку посчастливиться занимать делом по душе. Много можно прочитать, как люди, получившие профессию, меняют её под влиянием своих увлечений. Врачи Мигуля и Розенбаум стали писать и исполнять свои песни, артист Михайлов бросил работу в море, и ушел в театр. И таких примеров можно привести много.  Мне повезло – я пришел в медицину, в которой масса различных специальностей, и каждый может найти свою, любимую.  Вот и я, с интересом и желанием ходил на работу всю жизнь. И когда был врачом-рентгенологом, и когда стал организатором здравоохранения краевого уровня.  И многие мои сокурсники, с которыми я поддерживаю связь, тоже занимаются любимым делом.  Так что у любого мужчины есть шанс стать настоящим мужиком.