Так говорили в деревне...

Юрий Бахаев
БОльшую часть года я живу в деревне. Построил дом, благоустраиваю усадьбу, хожу в лес по грибы и ягоды. Нравится мне такая жизнь. Разговариваю иногда с деревенскими. Речь у них стала почти городской, не говорят «куды» и «пачаму», как раньше. Глобализация! А я вот вспоминаю 80-е, и как тогда говорили в деревне... У пожилых людей была забавная речь!
– Ай ты узбясилси, враг! – говорила моя бабушка пьяному супругу-деду, когда он хватал её за попу.
Узбясилси (взбесился) – любимое слово было у деревенских, очень часто употреблялось.
– Ну ты пралич! – восклицала бабуля-соседка, увидев меня идущим из леса с корзиной грибов в сушь.
Тоже любимое было слово. Означает: удачник, чёрт. Произошло, видимо, от слова паралич. Почему – не знаю.
– Тю, грибы-то бешаныи! – разглядывала она же мой сбор.
Ядовитые, то есть. Не выговаривали деревенские это длинное «городское» слово. И не собирали мои сыроежки, а – только белые и опята.
– Вчерась лисапед унучёк-пралич поломал, не починишь? – дед знакомый обращался ко мне, умевшему чинить разное.
– Попробую!
– А то, мож, и радиву посмотришь?
– Тащи!
Помогал я старикам моей деревни, чем мог, вот и приходили ко мне нередко…
– Ты гарОд (огород) чаво не вскопал? – тот же дед мне.
– Некогда.
– А тут чаво посадил?
– Абрикос.
Редкость это тогда была.
– Иди ты!.. Узбясилси совсем.
Деревенские были чуднЫ (proza.ru – когда наконец можно будет ставить ударения в словах, чтоб по-русски писать?..), но добры. Всегда на помощь готовы были придти, переживали, если что не так...
Это и сейчас проглядывает, уже в новой моей деревне – и речь, и нравы. Дед постучал как-то в окно, ведро картошки принёс:
– А мы-то с бабкой казнимси: Юрка треплется, не справляется…
Это я с тачкой по участку бегал – фитнес, к очередному горному походу готовился.
Ну кто мне такое в городе скажет!