Раиса Байбузенко. Начни сначала!

Михаил Грушевский
Я верю в судьбу. И еще  в случай. Както, проезжая по улице Павлова, приятель опустил в ящик телецентра мою любительскую фотографию. Как оказалось, там был объявлен конкурс на должность диктора. Его действию я не придала никакого значения. Я серьезно и успешно работала в КБ в качестве инженерапереводчика с английского и французского языков. Я уже забыла об этом происшествии, когда мой отец позвонил в Сочи, где я отдыхала, и сказал, что меня просят срочно прибыть на очный тур конкурса, и у меня большие шансы. Я прилетела, и началась новая жизнь. Настолько новая, что впоследствии я буду делить ее на два этапа - до и после. Телевидение требовало жертв и отдачи времени, которое нам не принадлежало, внимания, которого мы лишали родных, требовало безотказности и дисциплины. Опоздание на работу на 5-7 минут - уже ЧП. Работа над сценарием, заучивание текстов. Наконец, забота о внешности. Прическа, макияж, одежда, обувь - создание имиджа, как теперь принято говорить - всё требовало колоссальных усилий. Но работа приносила ни с чем не сравнимое удовлетворение, вселяла веру в твою необходимость. Сотни писем были тому подтверждением. Любовь к нам и наша популярность были огромны. «Наши Нелечка, Раечка, Валечка…» - с нами здоровались на улицах, мы были членами ленинградских семей. Но самое главное - это встречи, подаренные телевидением. Утесов, Товстоногов, Куинн, Смоктуновский, Плятт, Акимов… Режиссер музыкальной редакции Сергей Левин создал цикл передач «Наши гости». Я стала ведущей. На протяжении многих лет мне посчастливилось общаться с Рафаэлем и Сальваторе Адамо, Джордже Марьяновичем и Шарлем Азнавуром, Анной Герман и Дином Ридом.
Мы прожили большой и дружной дикторской семьей на Чапыгина, дом 6, около 30 лет. Мы - это Нелли Широких, Валентина Дроздовская, Михаил Быков, Виктор Андреев, Владимир Климов, Сергей Тулупников и другие. Конфликты возникали, как в любой семье, но на почве творчества - никогда. У каждого был свой жанр, свое амплуа, мы вели циклы передач, соответствовавшие нашим знаниям. Несколько лет я преподавала уроки английского, знаменитый «Турнир СК» (предвестник сегодняшних «Умников и умниц»). Не помню, был ли там элемент соревнования, но зависти к успеху коллег не было никогда. Мне кажется, не так уж много на свете профессий, в которых служат одержимые люди. Этой болезнью страдали и дикторы. Ради профессии старались не болеть. Однажды у меня всё же случилось воспаление легких, и, когда за мной заехал оператор, чтобы отвезти на съемку, муж показал ему мою спину, черную от медицинских банок, и не выпустил меня из дома. Меня заменила Нелли Широких. Расстроенная, я сидела у экрана телевизора. Эта передача шла в прямом эфире. Она началась с того, что школьники попросили разрешения сказать несколько слов Раисе Васильевне. Я ревела белугой и никак не могла успокоиться. Ни на что на свете я не променяла бы эти ощущения. Нелли больше в этой программе не появилась. Она сказала: «Руша, мне там нечего было делать!» Да, это была моя передача. А Нелли со своей идеальной памятью блистала в литературно-драматических передачах, и никакие домашние неурядицы не могли ее вывести из состояния душевного равновесия.
Это было время «охоты на ведьм». Однажды в летнем конкурсе КВН я появилась в брюках. В такой одежде нельзя было не то что выходить в эфир, но даже приходить на студию. А я посмела вести программу в брюках, да еще в золотых! От гнева начальства меня спасла великая певица Клавдия Шульженко. В это же время она тоже появилась на одном из концертов в брюках, хотя пребывала в преклонном возрасте и худенькой не была. По понедельникам на студии проходили летучки. Я пришла туда с дрожью, ожидая неизбежной расправы. Но тогдашний председатель комитета по телевидению и радиовещанию Филиппов разнес всё и вся в пух и прах, а меня не тронул, закончив эпохальной фразой: «То, что можно Байбузенко, нельзя Шульженко!»
Когда в 90-е ленинградское телевидение рухнуло, я в одночасье ушла, не оглянувшись, и занялась туристическим бизнесом. Всё, что можно было сделать на ЛТ, я сделала. Мне стало неинтересно. Четырежды на полном ходу корректировала я свою судьбу, меняя профессии, которые любила, на новые, стремясь к неизведанному. И не жалела. Ведь уже в середине 80-х моя любимая профессия диктора, к сожалению, свелась к новостным блокам и чтению программы передач в маленькой дикторской студии.

2016