Великий и могучий или уроки воспитательства - 2

Евгений Кубасов
    Родители моего внука возжелали, чтобы их сын овладел английским языком как можно раньше и стали прилагать к этому действенные способы едва мальчишка закончил третий класс. Дочь искала всевозможные курсы иностранных языков для детей, а потом и персональных репетиторов по тому же направлению, зятю же  ничего не оставалось как оплачивать тех и других. Однако, несмотря на все усилия и затраты, язык внуку не давался! Отчасти, причину этого я даже пытался найти и в себе. Мне тоже, в своё время, при всём желании,  не удалось овладеть ни одним из иностранных языков, если не считать матерного, который дался мне удивительно легко. Ближе к окончанию внуком школы, зять решился на отчаянный шаг - отправить сына на курсы английского языка "глубокого погружения". Это когда в течении сорока дней парень в компании своих сверстников из разных стран живёт в лагере, где общение только по-английски. Для чистоты эксперимента и большей эффективности, а мне кажется и по экономическим соображениям, подобный лагерь зять нашёл в Болгарии.
        - Я поставил условия, чтобы сын жил в номере с иностранцами и английский язык стал бы для них языком общения! - пояснил зять этот выбор. - Кухня, опять же в Болгарии неплохая... В том смысле, неплохо кормят, - дополнил он
        Мой скептицизм связанный с последними недружественными актами данного государства он объяснил по своему:
      - Болгария является частью Евросоюза и ей приходиться следовать в фарватере текущей политики.  К тому же раньше Болгария для нас была дружественной страной. И даже сейчас, у нас неплохие отношения!..
     - С такими друзьями и врагов не надо! - не разделил его убеждения я.
   - И тем не менее наши туристы традиционно отдыхают на Болгарских курортах... - привёл "железный" аргумент зять.
       Сорок дней минули незаметно. И внук возник в дверях моего жилища.     Я подготовился к встрече насколько смог:
       - Welcome! How do you do, sir? - протянул ему руку.
       Внук слегка опешил:
       - Hi, - ответил он на моё рукопожатие, но видимо заметив моё недоверие к легкомысленному "хай", поправился: - "Hello!, если хочешь."
    Окончательно и бесповоротно внук перешёл на русский язык, правда с некоторыми вкраплениями чужеземных слов. когда развернул свой ноутбук:
       - Дед, интернет оплачен? Пароль вай-фая тот же?..
       - Ну, ты расскажешь, что и как? - прорвало меня.- Как отдыхал, как совершенствовал свой английский в том "погружении"? Твой папа говорил, что даже при выборе меню в столовой надо было говорить только по-английски?..
    - Типа того, - скучным голосом подтвердил внук. - И в общении на бытовом уровне - между собой нужно было использовать только английский - это обязательное условие пребывания в лагере..
     - Значит, "глубокое погружение" пошло тебе на пользу.
    Внук, как мне показалось с удивлением, посмотрел на меня, из чего следовало, что этот оптимистичный вывод преждевременен.
     - А тебе известно, дедушка, что болгары тоже славяне! - воспрянул он, хитро улыбаясь. - Они прекрасно понимают русский язык и сами не прочь поговорить по-русски!.. 
     - Ну, а в номере с кем ты жил, надеюсь не было славян? - ухватился  я за последнюю надежду.
  - Славян не было! Мы жили вчетвером. Испанец - Марио, португалец - Сантьягу и армянин - Ерванд!.. - он сделал многозначительную паузу. А тебе, дедушка известно?..
    - Известно, и очень даже известно, что Армения входила в состав Советского Союза, - поспешил опередить внука я.
     - Так, Ерванд, армянин наполовину, мама у него русская! - добил меня он. - А ребята: и Марио, и Сантьягу тоже очень интересовались русским языком. Вот посмотри какое письмо по электронке я получил от Марио, - он повернул ко мне экран монитора: "Privet, Roma. Kak tvoi  dela?..