Супервизия Кельвина. Гл. 26. Морячок

Геннадий Федотов
-Здравствуйте, док!
-Здравствуйте, Крис! Как Вы?
-Да, в общем-то ничего. Но чувствую себя заброшенным. Одиночество, док, оно разъедает душу.
-Вот как… Но это обычно для мыслящего человека. Вы же знаете, Крис, в отличие от животного, он всегда старается как-то обособиться от окружающего мира, выстроить границы своей личности.
-Всё это так, док. Но Ваши объяснения банальны. Может быть, сменим тему?
-Ну, отчего же, можно и копнуть глубже. Ощущение заброшенности – это латентное, глубинное чувство. Оно является одним из фундаментальных экзистенциалов человеческого бытия.
-Док, я знаю об этом. Такая проблема решается социальными контактами или покупками вещей.  Вещи тоже ведь почти что люди. Потому что, создавая вещь, человек переносит на нее часть себя.
-Логично, Крис, тогда в чем проблема?
-Не помогает, док.
-Вот как. Что же, тогда, Крис, мы поработаем над этим.  Отчасти чувство заброшенности порождают две причины - нехватка субъектности и нехватка бытия. Некоторые теоретики пытаются подменить эти феномены друг другом и делают ошибку. Компенсировать нехватку  субъектности социальными контактами можно, если они повышают Вашу самооценку.
-Ага, док! Все понятно, Значит это Вы виноваты во всём, Ваши издевательства надо мной. Какая у меня может быть самоценка после них!
-… Поэтому социальные контакты это хорошо, конечно же, но нужен личностный рост, о котором я всё время Вам говорю, Крис. И который, может быть, не очень-то «поглаживающее» пытаюсь в Вас спровоцировать.
-Вы упомянули, док, еще и нехватку бытия.
-А нехватку бытия, в отличие от нехватки субъектности, пытаются компенсировать вещами. Но проблема гораздо глубже. Помните, я говорил Вам об «исчезающей женщине»?
-Помню, док. Это Большая мать – Природа. Человек разделился с ней, но его не покидает смутное подсознательное желание слиться с ней. Вернуться обратно в ее лоно.
-Это так, Крис.
-И что же делать, если вещи в этом, как я полагаю, не помогают?
-Что делать, что делать… Думаю человеку раньше было проще, ибо гарантом бытия выступал Бог. Поэтому и нехватки бытия особо не чувствовалось. И не было нужды людям окружать себя тысячами одноразовых предметов, как сейчас.  Лишь несколько реально ценных вещей «бабушкином сундуке» передавались из поколения в поколение.
-Док, Вы уходите от заданного вопроса. Как справится с нехваткой бытия?
-Иногда помогает регрессия. Человека подвергают глубокому гипнозу и возвращают в детство, а потом в перинатальную стадию, Вы как психолог, Крис, прекрасно об этом знаете.
-Возвращают в состояние эмбриона, в состояние «до рождения», знаю конечно же док. Так, например, пытаются избавить пациента от вредных привычек, негативных установок, страхов. Но что может дать человеку психотерапевт в отношении нехватки бытия, о которой Вы упомянули, док? Он ведь не Бог, не гарант бытия, как Вы сказали.
-Ничего не может, Крис. Вы правы. Разве что попытаться душу ему вернуть в психофизиологическом понимании…
-Это как док?
-Иногда возвращение человека в перинатальную стадию помогают восстановить или усилить, утраченную или нарушенную при последующей жизни, связь ментального и материального в человеке, разума и тела, психики и физиологии. Достигнуть некоего равновесия, обуздать эмоции, когда он возвратится в обычный мир после гипноза.  Это возвращение называют «вторым плаваньем».
-Почему «вторым», док?
-Первое плаванье было в околоплодных водах. Его испытал каждый человек. А второе плаванье, регрессия в перинатальную стадию – это символическое название. Иногда это отчасти помогает людям с проблемами. Иногда нет. Бывает даже, что человек  теряет и те остатки разума, что у него были, вместо исцеления души. Человек – загадка, мы еще мало о нем знаем, хотя и значительно продвинулись. 
-Стоит попробовать док?
-Не думаю, Крис, это не Ваш случай.
-Но почему, док?
-Когда человек находится в неведении, психотерапевт еще может им как-то манипулировать. Но Вы, Крис, прекрасно осведомлены о методе, поэтому бесполезно что-либо предпринимать в этом плане.
-Опять темните, док?
-Да, Крис, Вас не проведёшь. Какой Вы проницательный.
-А без иронии, док? Можете сказать прямо, в чём дело?
-Ну хорошо, Крис. Дело в том Крис, что так называемое «второе плаванье» у Вас уже было, правда, в достаточно необычной форме.
-Что Вы имеете в виду, док? Я не помню такого.
-Ваше путешествие на Солярис – это и есть «второе плаванье». Опасное, угрожающее до гипнотически парализующего страха, воздействие на Вашу психику, Крис.  Океан даже вскрыл ваше бессознательное и Вы его увидели как бы снаружи. Я очень понимаю то паническое состояние, когда человек сталкивается нос к носу с самим собой. Насколько помню, не все Ваши товарищи из экспедиции выдержали это.
-Да, это так, док. И что мы будем делать?
-Меня интересует, каким Вы вернулись, Крис. Честно говоря, я сам напросился провести супервизию с Вами. Вы сами, как личность, Ваше тело, Ваше бессознательное – носители уникальной информации о Контакте.
-Док… получается, что я подопытная крыса что ли?
-Нет, что Вы, Крис. Я так не говорил.
-Так что же делать, док?
-Кое-какие выводы я сделал о Вас, Крис. Но этого мало. Например, я знаю точно, что Вы не поступили бы с Хари, как прежде. Вы способны полюбить даже бота, мою помощницу.
-Согласен, док, что информацию о Контакте Вы получили от меня довольно-таки скудную. Я буду стараться, обещаю. 
-От Вас, Крис, ничего особого и не требуется. Просто продолжим сеансы, вот и всё. А еще хочу кое-что добавить в отношении Вашей «заброшенности».  У этого слова есть второе значение.
-Да? И какое же, док?
-«Забрасывают» парашютистов за линию фронта, диверсантов, шпионов.
-На что Вы намекаете, док? Опять куражитесь! Или считаете, что разумный океан Соляриса меня завербовал?
-Что Вы - что Вы! Ни в коем случае, дорогой Крис. Я так не думаю. Но иногда Вы ведете себя, как разведчик во вражеском тылу, - напряжены, пугливы, пытаетесь даже хитрить, выставляете психологические защиты. Расслабьтесь, Крис, это мешает супервизии. Поймите, что вокруг друзья, а не враги.
-Я понял, док, спасибо Вам огромное!..


/картинка из интернета/